ОП.06 Основы финансовой грамотности, 2024

2

3

СОДЕРЖАНИЕ
1
2
3

Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

4

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной
дисциплины
Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу
общеобразовательной учебной дисциплины

5

4

стр.
4
5
10
11
13

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.06 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью
социально-гуманитарного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по профессии 23.01.17 «МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ
АВТОМОБИЛЕЙ»
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 08, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
знания
Код
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09

Умения

Знания

распознавать задачу и/или проблему
в
профессиональном
и/или
социальном
контексте;
анализировать задачу и/или проблему
и выделять её составные части;
определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую
для
решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять
необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах; реализовывать
составленный
план;
оценивать
результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
определять задачи для поиска
информации;
определять
необходимые
источники
информации; планировать процесс
поиска; структурировать получаемую
информацию; выделять наиболее
значимое в перечне информации;
оценивать практическую значимость
результатов
поиска;
оформлять
результаты
поиска,
применять
средства
информационных

актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
основные источники информации
и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном
и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях; методы работы в
профессиональной и смежных
сферах; структуру плана для
решения задач; порядок оценки
результатов
решения
задач
профессиональной деятельности
номенклатура информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности;
приемы
структурирования
информации; формат оформления
результатов поиска информации,
современные
средства
и
устройства
информатизации;
порядок
их
применения
и
программное
обеспечение
в
профессиональной деятельности в
том числе с использованием
цифровых средств.
содержание
актуальной

5

и

технологий
для
решения
профессиональных
задач;
использовать
современное
программное
обеспечение;
использовать различные цифровые
средства
для
решения
профессиональных задач.
Определять
актуальность
нормативно-правовой документации
в профессиональной деятельности;
применять
современную
научную
профессиональную
терминологию;

определять и выстраивать траектории
профессионального
развития
и
самообразования
организовывать работу коллектива и
команды;
взаимодействовать
с
коллегами, руководством, клиентами
в
ходе
профессиональной
деятельности
грамотно излагать свои мысли и
оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на
государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
описывать
значимость
своей
профессии; применять стандарты
антикоррупционного поведения

нормативно-правовой
документации;
современная
научная
и
профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования;
основы
предпринимательской
деятельности; основы финансовой
грамотности; правила разработки
бизнес-планов;
порядок
выстраивания
презентации;
кредитные банковские продукты;
основы деятельности коллектива,
психологические
особенности
личности;
основы
проектной
деятельности.
Особенности
социального
и
культурного контекста; правила
оформления
документов
и
построения устных сообщений
Сущность
гражданскопатриотической
позиции,
общечеловеческих
ценностей;
значимость
профессиональной
деятельности
по
профессии;
стандарты
антикоррупционного
поведения и последствия его
нарушения

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

33

в т.ч. в форме практической подготовки

16

в т. ч.:
теоретическое обучение

16

практические занятия

16

Консультация

1

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Роль и значение финансовой грамотности при принятии стратегических
решений в условиях ограниченности ресурсов
Тема 1.1.

3
4/2

Содержание учебного материала
Сущность понятия финансовой грамотности. Цели и задачи
формирования финансовой грамотности. Содержание основных понятий
финансовой грамотности: человеческий капитал, потребности, блага и
услуги, ресурсы, деньги, финансы, сбережения, кредит, налоги, баланс,
активы, пассивы, доходы, расходы, прибыль, выручка, бюджет и его
виды, дефицит, профицит
Ограниченность ресурсов и проблема их выбора. Понятие
планирования и его виды: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное.
SWOT – анализ
Основные законодательные акты, регламентирующие вопросы
финансовой грамотности в Российской Федерации.Международный опыт
повышения уровня финансовой грамотности населения

2

В том числе практических занятий
Практическое занятие № 1. Проведение SWOT – анализа при принятии
решения поступления в среднее профессиональное заведение
Самостоятельная работа обучающихся*
Раздел 2. Место России в международной банковской системе

2

Сущность
финансовой
грамотности
населения,
ее цели и задачи

1

Объем, акад.
ч. / в том
числе в форме
практической
подготовки,
акад. ч.

В соответствии с Приложением 3 ПОП.

7

Коды
компетенций
и личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

2

2
8/4

ОК 01-ОК 06
ОК 09

Тема 2.1.

Содержание учебного материала
История возникновения банков. Роль банков в создании и
функционировании рынка капитала. Структура современной банковской
системы и ее функции. Виды банковских организаций. Понятие ключевой
ставки. Правовые основы банковской деятельности
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся*

Банковская
система
Российской
Федерации:
структура,
функции и виды
банковских услуг
Тема № 2.2.
Содержание учебного материала
 Депозит и его виды. Экономическая сущность понятий: сбережения,
Основные виды депозитная карта, вкладчик, индекс потребительских цен, инфляция,
банковских
номинальная и реальная ставки по депозиту, капитализация, ликвидность
операций
 Кредит и его виды. Принципы кредитования. Виды схем погашения
платежей по кредиту. Содержание основных понятий банковских
операций: заемщик, кредитор, кредитная история, кредитный договор,
микрофинансовые организации, кредитные риски
 Расчетно-кассовые операции и их значение. Виды платежных средств:
чеки, электронные деньги, банковская ячейка, денежные переводы,
овердрафт. Риски при использовании интернет-банкинга. Финансовое
мошенничество и правила личной финансовой безопасности
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 2. Решение кейса «Выявление целесообразности
кредитования в банке на основе расчета аннуитетных платежей»
Практическое занятие № 3. Деловая игра «Как не стать жертвой
финансового мошенника»
Самостоятельная работа обучающихся*
Раздел 3. Налоговая система Российской Федерации
Тема 3.1.
Система
налогообложения
физических лиц

Содержание учебного материала
Экономическая сущность понятия налог. Субъект, объект и предмет
налогообложения. Принципы построения налоговой системы, ее
структура и функции. Классификация налогов по уровню управления.
Виды налогов для физических лиц. Налоговая декларация. Налоговые
льготы и налоговые вычеты для физических лиц
8

2
2

ОК 01-ОК 06
ОК 09

6/4

2
ОК 01-ОК 06
ОК 09

4
2
2
2/2

2

ОК 01-ОК 06
ОК 09

В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся*
Раздел 4. Инвестиции: формирование стратегии инвестирования и инструменты для ее
реализации
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Сущность и значение инвестиций. Участники, субъекты и объекты
Формирование
инвестиционного процесса. Реальные и финансовые инвестиции и их
стратегии
классификация. Валютная и фондовая биржи. Инвестиционный портфель.
инвестирования
Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) как способ инвестирования
денежных средств физических лиц. Финансовые пирамиды.
Криптовалюта
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся*
Тема № 4.2.
Содержание учебного материала
Виды ценных бумаг: акции, облигации, векселя. Производные
Виды
ценных финансовые инструменты: фьючерс, опцион. Понятие доходности
бумаг
и ценных бумаг
производных
В том числе практических занятий
финансовых
Практическое занятие № 4. Решение кейса «Финансист. Покупка ценных
инструментов
бумаг и формирование инвестиционного портфеля»
Самостоятельная работа обучающихся*
Тема № 4.3.
Содержание учебного материала
Личное финансовое планирование. Личный и семейный бюджеты.
Способы
Понятие предпринимательской деятельности. Стартап, бизнес-идея,
принятия
бизнес-инкубатор. Основные понятия и разделы бизнес-плана. Период
финансовых
окупаемости
решений
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 5. Составление личного бюджета
Практическое занятие № 6. Деловая игра «Разработка бизнес-идеи и ее
финансово-экономическое обоснование»
Самостоятельная работа обучающихся*
Раздел 5. Страхование
Тема № 5.1.

Содержание учебного материала

12/8
1/ОК 01-ОК 06
ОК 09
1

3/2
1
2
2
8/4
2
6
2
4
4/2
2

9

ОК 01-ОК 06
ОК 09

ОК 01-ОК 06
ОК 09

Структура
страхового рынка
в
Российской
Федерации
и
виды страховых
услуг

Тема № 5.2.

Экономическая сущность страхования. Функции и принципы
страхования. Основные понятия в страховании: страховщик,
страхователь, страховой брокер, страховой агент, договор страхования,
страховой случай, страховой взнос, страховая премия, страховые
продукты. Виды страхования: страхование жизни, страхование от
несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества,
страхование гражданской ответственности. Страховые риски
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 7. Деловая игра «Заключение договора
страхования автомобиля»
Самостоятельная работа обучающихся*
Содержание учебного материала

Государственная пенсионная система в России. Обязательное
пенсионное страхование. Государственное пенсионное обеспечение.
как Пенсионный фонд Российской Федерации, негосударственный
пенсионный фонд и их функции. Пенсионные накопления. Страховые
взносы. Виды пенсий и инструменты по увеличению пенсионных
накоплений.
Контрольная работа
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся*
Консультация
Всего:
Пенсионное
страхование
форма
социальной
защиты
населения

10

ОК 01-ОК 06
ОК 09
2

2
2
2
1

1

1
33

ОК 01-ОК 06
ОК 09

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социальноэкономических дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
учебная доска, мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Дополнительные источники
1.Соколова С.В. Экономика организации: учебник – М.: Издательский центр «Академия»,
2015.
2. Липсиц И.В. Экономика: учебник –М. Издательство «Вита»2014.

Интернет-ресурсы:
http://eor.edu.ru, Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Электронно – библиотечная система www.e-book.ru
Интернет-ресурсы.
1.Универсальный портал о личных финансах - http://www.azbukafinansov.ru
2.Онлайн игра по инвестициям, разработанная Российской экономической школой
http://www.financialfootball.ru/
3.Портал по финансовой грамотности и безопасности граждан http://www.gorodfinansov.ru
4.Вашифинансы.рф - Проект Минфина России «Дружи с финансами».

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения2
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
демонстрирует
знания
основные понятия финансовой основных
понятий
грамотности
и
основные финансовой грамотности;
законодательные
акты,
ориентируется
в
регламентирующие ее вопросы;
нормативно-правовой
базе,
виды
принятия
решений
в регламентирующей вопросы
условиях ограниченности ресурсов;
финансовой грамотности;
основные виды планирования;
способен
планировать
устройство банковской системы, личный и семейный бюджеты;
основные виды банков и их
владеет
знаниями
для
операций;
обоснования и реализации
сущность понятий «депозит» и бизнес-идеи;
«кредит»,
их
виды
и
дает
характеристику
принципы;схемы
кредитования различным видам банковских
физических лиц;
операций, кредитов, схем
устройство налоговой системы, кредитования,
основным
виды налогообложения физических видам ценных бумаг и
лиц;
налогообложения физических
признаки
финансового лиц;
мошенничества;
владеет
знаниями
основные виды ценных бумаг и их формирования
доходность;
инвестиционного
портфеля
формирование инвестиционного физических лиц;
портфеля;
умеет определять признаки
классификацию
инвестиций, финансового мошенничества;
основные разделы бизнес-плана;
применяет
знания
при
виды страхования;
участии на страховом рынке;
виды пенсий, способы увеличения
демонстрирует знания о
пенсий
видах пенсий и способах
увеличения
пенсионных
накоплений
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
применяет теоретические
применять теоретические знания знания
по
финансовой
по финансовой грамотности для грамотности для практической
практической
деятельности
и деятельности и повседневной
повседневной жизни;
жизни;
взаимодействовать в коллективе и
планирует свои доходы и
работать в команде;
расходы
и
грамотно
рационально планировать свои применяет полученные знания
доходы и расходы;
для
оценки
собственных
грамотно применять полученные экономических действий в
знания для оценки собственных качестве
потребителя,
экономических действий в качестве страхователя,
потребителя,
налогоплательщика, налогоплательщика,
члена
2

В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.

12

Методы оценки

Устный опрос.
Тестирование.
Подготовка
доклада и
презентации по
заданной теме

Решение
ситуационных
задач.
Обсуждение

страхователя,
члена
семьи
и
гражданина;
использовать
приобретенные
знания для выполнения практических
заданий, основанных на ситуациях,
связанных
с
банковскими
операциями, рынком ценных бумаг,
страховым рынком, фондовой и
валютной биржами;
анализирует
состояние
финансовых
рынков,
используя
различные источники информации;
определять назначение видов
налогов и применять полученные
знания
для
расчёта
НДФЛ,
налоговых
вычетов,
заполнения
налоговой декларации;
применять правовые нормы по
защите
прав
потребителей
финансовых услуг и выявлять
признаки
мошенничества
на
финансовом рынке в отношении
физических лиц;
планировать и анализировать
семейный
бюджет
и
личный
финансовый план;
составлять обоснование бизнесидеи;
применять полученные знания для
увеличения пенсионных накоплений

семьи и гражданина;
выполняет
практические
задания,
основанные
на
ситуациях,
связанных
с
банковскими
операциями,
рынком
ценных
бумаг,
страховым рынком, фондовой
и валютной биржами;
проводит анализ состояния
финансовых
рынков,
используя
различные
источники информации;
определяет
назначение
видов налогов и рассчитывает
НДФЛ, налоговый вычет;
ориентируется в правовых
нормах по защите прав
потребителей
финансовых
услуг и выявляет признаки
мошенничества
на
финансовом
рынке
в
отношении физических лиц;
планирует и анализирует
семейный бюджет и личный
финансовый план;
составляет
обоснование
бизнес-идеи;
применяет
полученные
знания
для
увеличения
пенсионных накоплений

13

практических
ситуаций.
Решение кейса.
Деловая игра.

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
№ пункта
рабочей
п/п
программы
№

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

14

После
изменений
и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата
и
№
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».