СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
21
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 24
МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
28
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля
1.1. Область применения рабочей программы
Программа профессионального модуля «ПМ.01 Техническое состояние систем,
агрегатов, деталей и механизмов автомобиля» является частью образовательной
программы среднего профессионального образования - программы подготовки
квалифицированных рабочих и служащих по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей, укрупненная группа 23.00.00 Техника и технологии
наземного транспорта.
Программа
профессионального
модуля
предназначена
для
реализации
требований ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей, формирования общих (ОК 1 - ОК 09) и профессиональных компетенций
(ПК 1.1 – ПК 1.5)
1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить
основной вид деятельности «Определять техническое состояние систем, агрегатов,
деталей и механизмов автомобиля» и соответствующие ему общие компетенции и
профессиональные компетенции:
1.2.1. Перечень компетенций
Код
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 08.
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных
жизненных ситуациях
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных
и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
1.2.2 Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ОК 09.
ВД 1
ПК 1.1.
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов
автомобиля
Определять техническое состояние автомобильных двигателей
Определять техническое состояние электрических и электронных систем
автомобилей
Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий
Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления
автомобилей
Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ
1.2.3 В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Иметь
практический
опыт
Разборки и сборки систем, агрегатов и механизмов автомобилей, их
регулировки.
Приемки и подготовки автомобиля к диагностике. Выполнения пробной
поездки.
Общей органолептической диагностики систем, агрегатов и механизмов
автомобилей по внешним признакам.
Проведения инструментальной диагностики автомобилей. Оценки
результатов диагностики автомобилей.
Оформления диагностической карты автомобиля.
Уметь
Определять порядок разборки и сборки, объяснять работу систем,
агрегатов и механизмов автомобилей, разных марок и моделей, выбирать
необходимую информацию для их сравнения, соотносить регулировки
систем, агрегатов и механизмов автомобилей с параметрами их работы.
Проводить беседу с заказчиком для выявления его претензий к работе
автомобиля, проводить внешний осмотр автомобиля, составлять
необходимую документацию.
Выявлять по внешним признакам отклонения от нормального
технического состояния систем, агрегатов и механизмов автомобилей,
делать на их основе прогноз возможных неисправностей.
Выбирать методы диагностики и необходимое диагностическое
оборудование, подключать и использовать диагностическое
оборудование, выбирать и использовать программы диагностики,
проводить диагностику систем, агрегатов и механизмов автомобилей.
Пользоваться технологической документацией на диагностику
автомобилей, соблюдать регламенты диагностических работ,
рекомендованные автопроизводителями.
Читать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностики.
Определять по результатам диагностических процедур неисправности
систем, агрегатов и механизмов автомобилей, оценивать остаточный
ресурс отдельных наиболее изнашиваемых деталей, принимать решения о
необходимости ремонта и способах устранения выявленных
неисправностей.
Применять информационно-коммуникационные технологии при
составлении отчетной документации по диагностике автомобилей.
Заполнять форму диагностической карты автомобиля.
Формулировать заключение о техническом состоянии автомобиля
Знать
Устройство, принцип действия, работу, регулировки, порядок разборки и
сборки систем, агрегатов и механизмов автомобилей, разных марок и
моделей, их технические характеристики и особенности конструкции.
Технические документы на приёмку автомобиля в технический сервис.
Психологические основы общения с заказчиками.
Устройство и принцип действия систем, агрегатов и механизмов
автомобилей, регулировки и технические параметры исправного
состояния систем, агрегатов и механизмов автомобилей, основные
внешние признаки неисправностей систем, агрегатов и механизмов
автомобилей.
Диагностируемые параметры работы систем, агрегатов и механизмов
автомобилей, методы инструментальной диагностики автомобилей,
диагностическое оборудование, возможности и технические
характеристики.
Основные неисправности систем, агрегатов и механизмов автомобилейи
способы их выявления при инструментальной диагностике.
Коды неисправностей, диаграммы работы электронного контроля
работы автомобильных систем, предельные величины износов их
деталей и сопряжений.
Содержание диагностической карты автомобиля, технические термины,
типовые неисправности.
Информационные программы технической документации по
диагностике автомобилей.
1.3
Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов
485
в том числе в форме практической подготовки
Из них на освоение МДК
в том числе самостоятельная работа
практики, в том числе учебная
производственная
Промежуточная аттестация
76
189
0
180
108
8
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля «ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и
механизмов автомобиля»
Объем профессионального
модуля, ак. час.
Наименования
разделов
профессионального
модуля
Сумма
рн ый
объем
нагруз
ки
,
час.
1
2
ПК 1.1.-1.5. МДК 01.01
ОК 01.-11.
Техническая диагностика
Практи
ки
В том
числе
Всего
6
Лабора
т. и
практ.
занятий
Курсов
ых
работ
(проек
тов
Учебн
ая
Производстве
нная
9
10
Консу
льтации
Проме
жуточ
ная
аттест
ацияэкзаме
н
квали
фикац
ионны
й
)5
3
4
5
7
149
58
144
3
58
40
18
38
2
18
Устройство автомобиля
ПК 1.1.-1.5. МДК.01.02
ОК 01.-11.
Обучение по МДК
Промежут. аттест.
Коды
профессио
наль ных
общих
компетенц
ий
В т.ч. в форме практ. подготовки
Работа обучающихся во взаимодействии с
преподавателем
8
-
11
2
12
автомобилей
Учебная практика
180
Производственная
практика
108
Всего:
485
76
182
5
76
180
108
2
8
2. 2 Тематический план и содержание профессионального модуля
Наименование разделов
профессионального модуля (ПМ),
междисциплинарных курсов
(МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа студентов, курсовая работ (проект)
Раздел 1 Устройство автомобиля
МДК. 01. 01 Устройство автомобиля
1-й семестр
Раздел 1
Основы конструкции автомобилей и автомобильных двигателей
Тема 1.1.
Содержание
1-2
Введение
Назначение, общее устройство автомобилей.
Раздел 2
Двигатель
Тема 2.1.
Содержание
3-4
Классификация и общее устройство
Определение основных параметров ДВС. Рабочий цикл 4-х тактного бензинового и дизельного
ДВС, процессы рабочего цикла, принцип его работы.
двигателя
Практические занятия
5-6
Расчёт основных параметров двигателя
Тема 2.2
Содержание
7-10
Назначение КШМ, их типы.
Взаимодействие деталей при работе двигателя. Назначение, устройство и особенности
конструкции неподвижных и подвижных деталей КШМ.
Практические занятия
11-12
Детали КШМ, анализ их конструкции
Тема 2.3
Содержание
Назначение и типы
13-16 Устройство распределительного вала. Приводы распределительного вала и его осевая фиксация.
газораспределительных механизмов
Устройство клапанного механизма ГРМ. Схемы и устройство приводов клапанов. Фазы
газораспределения.
(ГРМ).
Практические занятия
17-18 Газораспределительный механизм двигателей, анализ конструкции
2-й семестр
Тема 2.4
Содержание
Назначение, устройство и работа системы1-2
Взаимодействие деталей системы охлаждения.
Объем
часов
149
2
2
2
52
2
2
2
2
4
4
2
2
4
4
2
2
2
2
охлаждения
Практические занятия
Анализ конструкций систем охлаждения
Тема 2.5
Содержание
5-6
Назначение системы смазки
Виды трения и способы смазывания. Устройство и работа приборов системы смазки.
Практические занятия
7-8
Анализ конструкций систем смазки
Тема 2.6
Содержание
Назначение системы питания двигателей 11-12 Преимущества и недостатки различных видов систем питания. Состав горючей смеси:
нормальная, бедная и богатая горючая смесь. Рабочая смесь. Механизмы и приборы системы
с принудительным воспламенением
питания их назначение и принцип работы.
рабочей смеси
Практические занятия
13-14 Анализ конструкции системы питания бензиновых двигателей.
Тема 2.7
Содержание
Общее устройство и работа системы 15-18 Назначение, принцип устройства и работы датчиков, влияющих на работу системы питания
Электронное управление составом горючей смеси с обратной связью.
питания с электронным впрыском
Практические занятия
топлива
19-20 Анализ конструкции системы питания с впрыском бензина.
Тема 2.8
Содержание
Механизмы и приборы системы питания 21-22 Назначение, принцип устройства и работы системы питания на газовом топливе. Газовое топливо
для ДВС. Краткая характеристика газового топлива СНГ и СПГ. Преимущества и недостатки
на газовом топливе
использования газового топлива. Схема системы питания двигателей на сжиженном и сжатом газе.
Практические занятия
23-24 Анализ конструкции системы питания на газовом топливе
Тема 2.9
Содержание
25-28 Принцип работы системы питания дизельного двигателя. Приборы и механизмы системы питания
Особенности смесеобразования в
дизельного двигателя, их назначение и принцип работы
дизельных двигателях.
Практические занятия
29-30 Анализ конструкции системы питания дизельных двигателей с многоплунжерными топливными
насосами.
Тема 2.10
Содержание
31-34 Назначение, устройства и работа воздушных фильтров. Назначение, устройства и работа системы
Система питания дизеля с насостурбонаддува воздуха, его промежуточного охлаждения и системы выпуска отработавших газов.
форсунками и электронным управлением.
Практические занятия
35-36 Анализ конструкции системы питания с электронным управлением
3-4
2
2
2
2
2
2
4
4
2
2
4
4
2
2
2
2
2
2
4
4
2
2
4
4
2
2
Раздел 3
Тема 3.1
Назначение, типы и устройство
трансмиссии
Тема 3.2
Назначение и классификация сцеплений
Трансмиссия автомобилей
Содержание
37-38 Схемы трансмиссий современных моделей автомобилей. Агрегаты и механизмы трансмиссии
Содержание
Устройство и работа фрикционных однодисковых и двухдисковых сцеплений, с периферийным
расположением пружин и пружиной диафрагменного типа. Приводы сцепления.
Практические занятия
41-42 Анализ конструкции сцеплений автомобилей
Тема 3.3
Содержание
Назначение и классификация коробок 43-44 Устройство и работа трех- и двухвальной механической коробки передач. Назначение, общее
устройство и работа делителя и демультипликатора.
передач.
Практические занятия
45-46 Анализ конструкции механических ступенчатых коробок передач
Тема 3.4
Содержание
47-48 Назначение и типы карданных передач и приводов передних колёс. Устройство и работа
Назначение и классификация
карданной передачи, карданных шарниров, приводов управляемых колёс или колёс при их
раздаточных коробок
независимой подвеске.
Практические занятия
49-50 Анализ конструкции раздаточных коробок передач
Содержание
51-52 Устройство, работа и особенности конструкции ведущих мостов. Редукторы ведущих мостов.
Тема 3.5
Назначение, типы и устройство главных передач. Назначение и типы дифференциалов. Схема,
Ведущий, управляемый и
устройство и работа конического симметричного дифференциала, влияние его на проходимость
комбинированный мосты
автомобиля, блокировки дифференциала. Назначение и типы полуосей, установка полуосей в
балке моста.
Практические занятия
53-54 Анализ конструкций ведущих и комбинированных мостов
Раздел 4
Несущая система, подвеска, колёса
Содержание
55-56 Виды подвесок. Элементы подвески, их назначение. Устройство и работа зависимых и
Тема 4.1
независимых подвесок.
Составные элементы ходовой части
Практические занятия
автомобиля
57-58 Анализ конструкции подвесок грузовых и легковых автомобилей
39-40
18
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
Тема 4.2
Содержание
Классификация, маркировка и устройство 59-60 Конструкции колёс автомобиля. Особенности устройства камерной и бескамерной шины
колес и шин
Практические занятия
61-62 Анализ конструкций автомобильных колёс
Тема 4.3
Содержание
63-64 Виды кузов и кабин различных автомобилей, оборудование кабины
Кузов и кабина автомобиля
Практические занятия
65-66 Анализ конструкций автомобильных кабин
Раздел 5
Рулевое управление автомобиля
Тема 5.1
Содержание
Требования к рулевому управлению 67-70 Составные части рулевого управления, их назначение. Максимальный люфт в рулевом управлении
автомобиля, методика его проверки. Причины увеличения люфта в рулевом управлении.
автомобиля
Практические занятия
71-72 Влияние рулевого управления автомобиля на безопасность движения
Тема 5.2
Содержание
Типы рулевых механизмов автомобиля 73-74 Устройство, работа и регулировки рулевых механизмов автомобиля. Назначение и типы рулевых
приводов автомобилей. Схема движения автомобиля на повороте, углы поворота управляемых
колёс автомобиля
Практические занятия
75-76 Анализ конструкций рулевых механизмов автомобиля
Содержание
77-78 Назначение и типы усилителей рулевого управления, составные части гидравлического усилителя,
Тема 5.3
их назначение. Устройство и работа механизмов гидравлического усилителя рулевого управления
Усилители рулевого управления
Практические занятия
автомобиля
79-80 Анализ конструкций рулевых механизмов. Механизмы, приводы усилителей
Раздел 6
Тормозная система автомобиля
Тема 6.1
Содержание
Назначение и типы тормозных систем. 81-82 Требования ГОСТа к конструкции и эффективности тормозных систем. Назначение тормозных
механизмов (ТМ) и тормозных приводов.
Содержание
83-84 Типы дисковых тормозных механизмов, их преимущества и недостатки. Устройство и работа
Тема 6.2
дисковых тормозных механизмов с неподвижным суппортом. Устройство и работа дисковых
Устройство и работа тормозных
тормозных механизмов с плавающей скобой.
2
2
2
2
2
2
2
2
14
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
20
2
2
2
2
механизмов передних колёс легковых Практические занятия
85-86 Анализ конструкции тормозных механизмов, гидравлических приводов
автомобилей
Тема 6.3
Содержание
87-88 Назначение, устройство и работа главного тормозного цилиндра. Назначение, устройство и работа
Преимущества и недостатки
вакуумного и гидровакуумного усилителя и регулятора давления.
гидравлического тормозного привода
Практические занятия
89-90 Анализ преимуществ и недостатков гидравлического привода тормозов
Тема 6.4
Содержание
Назначение антиблокировочной системы 91-92 Условие блокировки колес автомобиля при торможении. Механизмы ABS, их назначение и работа
(ABS) в тормозном приводе.
Практические занятия
93-94 Анализ конструкции антиблокировочных систем автомобиля
Тема 6.5
Содержание
95-98
Пневматический тормозной привод
Общее устройство (на примере автомобилей КамАЗ, МАЗ или SCANIA).
Практические занятия
99-100 Анализ конструкций пневматического привода тормозов
Раздел 7
Электрооборудование автомобилей
Тема 7.1
Содержание
Назначение, устройство и принцип 101-102 Назначение, устройство и принцип действия свинцовокислотных АКБ. Неисправности АКБ и их
действия свинцовокислотных АКБ.
проявления
Практические занятия
103-104
Проверка технического состояния АКБ.
Содержание
Назначение, устройство и принцип действия генераторов переменного напряжением 12 и 24
вольта. Электрические схемы генераторных установок. Факторы, влияющие на величины
напряжения и тока, отдаваемые генератором. Выпрямительные блоки генераторов и их принцип
действия. Регуляторы напряжения. Назначение, конструкция и принцип работы.
Практические занятия
109-110
Проверка технического состояния генераторной установки
Содержание
111-112
Тема 7.3
Устройство и принцип работы стартера. Работа втягивающего реле и приводного механизма.
Характеристики стартеров. Неисправности стартеров. Устройства для облегчения пуска
Устройство и принцип работы стартера
Практические занятия
113-114
Проверка технического состояния электростартера.
Тема 7.2
Назначение, устройство и принцип
действия генераторов
105-108
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4
2
2
26
2
2
2
2
4
4
2
2
2
2
2
2
Тема 7.4
Содержание
Система зажигания двигателя автомобиля115-118 Назначение и основные требования, предъявляемые к системам зажигания. Приборы системы
зажигания. Электронные системы зажигания. Типы электронных систем зажигания.
Электронные зажигания с датчиком Холла. Угол опережения зажигания. Системы зажигания с
микропроцессорным управлением.
Практические занятия
119-120
Анализ конструкций различных систем зажигания двигателя
Тема 7.5
Содержание
Контрольно-измерительные приборы 121-122 Назначение и принцип работы контрольно-измерительных приборов (КИП).
автомобиля
Практические занятия
123-124
Анализ принципа действия контрольно-измерительных приборов автомобиля
Тема 7.6
Содержание
Система освещения и сигнализации 125-126 Устройство и работа системы освещения, световой и звуковой сигнализаций. Устройство и
работа вспомогательного оборудования.
127-128
Консультации
129-131
Экзамен
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
Раздел 2 Техническая диагностика автомобиля
МДК 01.02 Техническая диагностика автомобиля
Тема 1.1.
Виды и методы диагностирования
Тема 1.2.
Диагностирование автомобильных
двигателей
Тема 1.3.
Диагностирование электрических и
электронных систем автомобилей
Содержание
1 Общие сведения о диагностировании автомобиля. Классификация средств диагностирования
Содержание
1 Средства диагностирования механизмов и систем двигателя
2 Диагностирование механизмов двигателя. Параметры, определяемые при диагностировании
Практические занятия
1 Выполнение заданий по диагностике технического состояния механизмов
двигателя.
Содержание
1 Средства диагностирования электрических и электронных систем.
2 Диагностирование приборов электрооборудования и электронных систем автомобиля.
Практические занятия
40
2
4
2
4
2
Выполнение заданий по диагностике технического состояния электрических и электронных
систем автомобиля.
Содержание
1 Средства диагностирования механизмов и агрегатов трансмиссии автомобиля. Параметры,
определяемые при диагностировании.
2 Диагностирование сцепления, коробки передач, карданной передачи, механизма ведущего
моста
Практические занятия
1 Выполнение заданий по изучению средств диагностирования механизмов и агрегатов
трансмиссии автомобиля.
2 Выполнение заданий по диагностике технического состояния сцепления, коробки передач,
карданной передачи, механизма ведущего моста.
Содержание
1 Средства диагностирования ходовой части и механизмов управления автомобиля.
2 Диагностирование рулевого управления и тормозной системы, подвески, колес и шин.
Практические занятия
1 Выполнение заданий по изучению средств диагностирования ходовой части и механизмов
управления автомобиля.
2 Выполнение заданий по проверке углов установки колес и диагностике технического
состояния тормозной системы
Содержание
1 Средства диагностирования состояния лакокрасочного покрытия кузова, кабины, платформы.
Диагностика геометрии кузова.
Практические занятия
1 Выполнение заданий по проверке технического состояния кузова и его элементом.
2 Выполнение заданий по поверке геометрии кузова.
3 Выполнение заданий по определению состояния лакокрасочного покрытия.
Дифференцированный зачет
1
Тема 1.4.
Диагностирование автомобильных
трансмиссий
Тема 1.5.
Диагностирование ходовой части и
механизмов управления автомобилей
Тема 1.6.
Диагностирование кузовов, кабин и
платформ
4
4
4
4
2
6
2
Учебная практика
180
Виды работ
ПМ.01 Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобилей
Инструктаж по охране труда при техническом обслуживании и ремонте
6
Подготовка рабочего места (оборудование, инструменты и приспособления при выполнении технического
обслуживания и ремонта автомобилей)
6
Техническое состояние автомобильных двигателей
6
Техническое состояние и ремонт кривошипно-шатунного механизма
6
Техническое состояние и ремонт газораспределительного механизма
6
Техническое состояние и ремонт системы смазки
6
Техническое состояние и ремонт системы охлаждения
6
Техническое состояние и ремонт системы питания
6
Техническое состояние и ремонт системы зажигания
6
Техническое состояние и ремонт системы пуска
6
Техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей
6
Техническое состояние и ремонт аккумуляторной батареи
6
Техническое состояние и ремонт генератора
6
Техническое состояние и ремонт системы контрольно-измерительных приборов
6
Техническое состояние автомобильных трансмиссий
6
Техническое состояние и ремонт сцепления
6
Техническое состояние и ремонт коробки передач
6
Техническое состояние и ремонт карданного вала и приводных валов (на переднеприводных автомобилях)
6
Техническое состояние и ремонт главной передачи грузового автомобиля
6
Техническое состояние и ремонт главной передачи легкового автомобиля
6
Техническое состояние и ремонт заднего моста грузового автомобиля
6
Техническое состояние и ремонт заднего моста легкового автомобиля
6
Техническое состояние ходовой части
6
Техническое состояние механизмов управления автомобилей
6
Техническое состояние и ремонт рулевого колеса
6
Техническое состояние и ремонт рулевой колонки
6
Техническое состояние и ремонт рулевого привода
6
Техническое состояние и ремонт тормозной системы, замена тормозной жидкости
6
Техническое состояние и ремонт тормозной системы, замена тормозных колодок
6
Техническое состояние и ремонт, очистка и смазка тормозных суппортов
6
Производственная практика
108
Виды работ
ПМ. 01
Ознакомление с предприятием. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности. Ознакомление с рабочим
местом слесаря по ремонту автомобилей.
6
Диагностирование механизмов и систем двигателя.
6
Техническое диагностирование двигателя грузового автомобиля с использованием диагностического
оборудования
6
Техническое диагностирование двигателя легкового автомобиля с использованием диагностического
оборудования
6
Диагностирование электрических и электронных систем.
6
Диагностирование и ремонт контрольно-измерительных приборов, электропроводки грузового и легкового
автомобиля
6
Диагностирование и ремонт приборов внешней световой сигнализации, фар грузового и легкового автомобиля
6
Диагностирование и ремонт приборов внешней световой сигнализации, фар грузового и легкового автомобиля
6
Диагностирование и ремонт генератора грузового и легкового автомобиля
6
Диагностирование и ремонт генератора легкового автомобиля
6
Диагностирование и ремонт стартера грузового автомобиля
6
Диагностирование и ремонт стартера легкового автомобиля
6
Диагностирование состояния механизмов и агрегатов трансмиссии.
6
Диагностирование состояния рулевого управления и тормозной системы.
6
Диагностирование и ремонт тормозных механизмов колес грузового и легкового автомобиля
6
6
Диагностирование и ремонт главного тормозного цилиндра и вакуумного усилителя гидравлического привода
тормозов грузового и легкового автомобиля
6
Диагностирование и ремонт стояночного тормоза механического и пневматического, грузового и легкового
автомобиля
6
Промежуточная аттестация
ВСЕГО
485
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимы учебные помещения.
1) Кабинет «Устройство автомобилей», оснащённый:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических документации;
- технические средства обучения: компьютер, телевизор.
2) Лаборатория «Диагностики электрических и электронных систем автомобиля»,
оснащенная:
- комплект учебно-методических документации;
- технические средства обучения: компьютер, телевизор;
- наглядные пособия, стенды по диагностике различных систем автомобилей.
3) Мастерская по ремонту и обслуживанию автомобилей с участками (или постами)
Диагностический
- подъемник,
- диагностическое оборудование (система компьютерной диагностики с необходимым
программным обеспечением; сканер, диагностическая стойка, мультиметр, осциллограф,
компрессометр, люфтомер, эндоскоп, стетоскоп, газоанализатор, пуско-зарядное
устройство, вилка нагрузочная, лампа ультрафиолетовая, аппарат для заправки и
проверки давления системы кондиционера, термометр);
- инструментальная тележка
с
набором
инструмента (гайковерт
пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор
отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток,
плоскогубцы, кусачки).
4) Мастерская разборочно-сборочная:
- мультимедийный комплекс на базе персонального компьютера;
- учебные диски с фильмами и презентациями;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- технологические карты;
- наборы измерительного инструмента;
- кантователи для двигателей, ведущих мостов;
- учебные двигатели: ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, ВАЗ-2109;
- сцепление современных автомобилей;
- коробки переключения передач;
- ведущие мосты;
- наборы инструментов и приспособления;
- съёмники, инструментальная тележка;
- верстак слесарный;
- комплексы средств индивидуальной защиты.
5) Мастерская технического обслуживания и ремонта автомобилей:
- участок уборочно-моечный;
- участок мойки и приёмки автомобилей;
- агрегатный:
- СИЗ, очки, перчатки ткань, перчатки нитриловые, респиратор, каска;
- подъёмник;
- канава осмотровая;
- стойка гидравлическая;
- кран гидравлический;
- стол гидравлический;
- ёмкость для слива масла;
- набор слесарно-монтажного инструмента;
- набор инструмента автоэлектрика;
- лопатка монтажная;
- вилка нагрузочная;
- подъёмник платформенный;
- стенд по установке углов колёс.
3.2 Информационное обеспечение программы
Для реализации программы библиотечный фонд имеет печатные и/или электронные
образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе.
1. Стуканов, В. А. «Устройство автомобилей» : учебное пособие / В.А. Стуканов, К.Н.
Леонтьев. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. — 496 с. — (Среднее
профессиональное образование).
2. Пехальский, И.А. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»:
учебник / Пехальский И.А., Измайлов А.Ю., Амиров А.С., Пехальский А.П. —
Москва : КноРус, 2022. — 308 с.
3. « Лабораторный практикум. Устройство автомобилей» – СПб.: АТТ, 2022г. - 270 с.
4 «Лабораторный практикум. Устройство автомобилей» (электрооборудование и
электронные системы)/ – СПб.: АТТ, 2022г. - 230 с.
Дополнительная литература
1 Тихонович, А. М. «Устройство автомобилей»: учебник / А. М. Тихонович, К. В.
Буйкус. - Минск : РИПО, 2019. - 303 с.
2. Савич, Е. Л. «Устройство автомобилей»: учебное пособие / Е. Л. Савич, А. С. Гурский,
Е. А. Лагун. — 2-е изд., стер. — Минск : РИПО, 2020. — 448 с.
Интернет-источники
1. http://www.ru.wikipedia.org
2.http://www.autoezda.com/diagnostika-avto
3.http://autoustroistvo.ru
4.http://tezcar.ru
5.http://ustroistvo-avtomobilya.ru
3.3.Общие требования к организации учебного процесса
Освоение
программы
модуля
ПМ
0.1,
базируется
на
изучении
междисциплинарных
курсов МДК.01.01. Устройство автомобилей и МДК.01.02.
Техническая диагностика автомобилей.
Теоретическое и практическое обучение проводится в оборудованной лаборатории с
использованием учебно-методических и учебно-наглядных пособий соответствующих
требованиям стандарта.
Обязательным условием допуска к производственной практике
в рамках
профессионального модуля ПМ.01 является успешное освоение учебной практики в
рамках данного профессионального модуля.
Производственная практика проводится концентрированно в организациях,
направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Медицинские
ограничения
регламентированы
Перечнем
медицинских
противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.
3.4.Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров,
обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования,
соответствующего профилю модулей 1. «Выполнение слесарных работ и технических
измерений»; 2. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство
практикой:
инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели
междисциплинарных курсов.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся
профессионального цикла, преподаватели и мастера производственного обучения
проходят стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
Обучение по модулю осуществляют:
- преподаватель, имеющий высшее образование, первую квалификационную
категорию, стаж педагогической работы 5 лет.
- мастер производственного обучения, имеющий среднее профессиональное
образование,
квалификацию
оператора
заправочных
станций
4
разряда,
первую
квалификационную категорию,
стаж педагогической работы 5 лет.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций
ПК 1.1. Определять
техническое состояние
автомобильных двигателей
ПК 1.2. Определять
техническое состояние
электрических и
электронных систем
автомобилей
ПК 1.3. Определять
техническое состояние
автомобильных
трансмиссий
Критерии оценки
Методы оценки
Демонстрация знания диагностируемых
параметров работы двигателей, методов
инструментальной диагностики
двигателей, номенклатуры и технических
характеристик диагностического
оборудование для автомобильных
двигателей.
Умения: Проведение инструментальной
диагностики автомобильных двигателей
включающий выбор методов диагностики,
не- обходимого диагностического
оборудования и инструмента,
подключение и использование
диагностического оборудования, выбор и
использование программы диагностики
Демонстрация знания номенклатуры и
порядка использования диагностического
оборудования, технологии проведения
диагностики технического состояния
электрических и электронных систем
автомобилей, основных неисправностей
электрооборудования, их причин и
признаков. Соблюдение мер безопасности
при работе с электрооборудованием и
электрическими инструментами
Умения: Проведение инструментальной и
компьютерной диагностики технического
состояния электрических и электронных
систем автомобилей включающей: выбор
методов диагностики, необходимого
диагностического оборудования и
инструмента, подключение
диагностического оборудования для
определения технического со- стояния
электрических и электронных систем
автомобилей с применением
измерительных приборов.
Демонстрация знаний методов
инструментальной диагностики
трансмиссий, диагностического
оборудования, их на- значение,
технические характеристики, устройства
оборудования коммутации; порядка
проведения и технологических
требований к диагностике технического
Тестирование
Оценка
результатов
выполнения
тестовых
заданий
Практическая
работа
(Экспертное
наблюдение и
оценка
результатов
практических
работ)
Тестирование
Оценка
результатов
выполнения
тестовых заданий
Практическая
работа
(Экспертное
наблюдение и
оценка
результатов
практических
работ)
Тестирование
Оценка
результатов
выполнения
тестовых заданий
Практическая
работа
ПК 1.4. Определять
техническое состояние
ходовой части и
механизмов управления
автомобилей
ПК 1.5. Выявлять дефекты
кузовов, кабин и платформ
состояния автомобильных трансмиссий,
допустимых величинах проверяемых
параметров.
Умения: Проведение инструментальной
диагностики технического состояния
автомобильных трансмиссий
включающее: выбор методов
диагностики, необходимого
диагностического оборудования и
инструмента, подключение и
использование диагностического
оборудования, выбор и использование
программ диагностики, проведение
диагностики агрегатов транс- миссии.
Соблюдение безопасных условий труда в
профессиональной деятельности
Демонстрация знаний диагностируемых
параметров, методов инструментальной
диагностики ходовой части и механизмов
управления, номенклатуры и технических
характеристики диагностического
оборудование, оборудования коммутации;
способы выявления неисправностей при
инструментальной диагностике.
Умения: Проведение инструментальной
диагностики технического состояния
ходовой части и механизмов управления
автомобилей включающей: выбор методов
диагностики, необходимого
диагностического оборудования и
инструмента, подключение и
использование диагностического
оборудования, выбор и использование
программ диагностики, соблюдение
безопасных условий труда в
профессиональной деятельности
Демонстрация знаний геометрических
параметров автомобильных кузовов;
устройства и работы средств
диагностирования кузовов, кабин и
платформ автомобилей; технологий и
порядка проведения диагностики
технического состояния кузовов, кабин и
платформ автомобилей, правила техники
безопасности и охраны труда в
профессиональной деятельности
Умения: Проведение инструментальной
диагностики технического состояния
кузовов, кабин и платформ автомобилей
включающей: диагностирование
технического состояния кузовов, кабин и
плат- форм автомобилей, проведение
(Экспертное
наблюдение и
оценка
результатов
практических
работ)
Тестирование
Оценка
результатов
выполнения
тестовых заданий
Практическая
работа
(Экспертное
наблюдение и
оценка
результатов
практических
работ)
Практическая
работа
(Экспертное
наблюдение и
оценка
результатов
практических
работ)
Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе
освоения
образовательной
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
измерения геометрии кузовов,
соблюдение безопасных условий труда в
профессиональной деятельности.
− обоснованность постановки цели,
выбора и применения методов и
способов решения профессиональных
задач;
- адекватная оценка и самооценка
эффективности и качества выполнения
профессиональных задач
−использование различных источников,
включая электронные ресурсы, медиа
ресурсы, Интернетресурсы, периодические
издания по специальности для решения
профессиональных задач
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях
- демонстрация ответственности за
принятые решения
− обоснованность самоанализа и
коррекция результатов собственной
работы;
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
-взаимодействие с обучающимися,
преподавателями и мастерами в ходе
обучения, с руководителями учебной и
производственной практик;
обоснованность анализа работы членов
команды (подчиненных)
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
- грамотность устной и письменной речи,
- ясность формулирования и изложения
мыслей
программы
Интерпретация
результатов
наблюдения за
деятельностью
обучающихся в
процессе
освоения
образовательной
программы.
Экспертное
наблюдение и
оценка на
лабораторно практических
занятиях, при
выполнении работ
по учебной и
производственной
практикам.
Экзамен
контекста
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности
- соблюдение норм поведения во время
учебных занятий и прохождения учебной и
производственной практик;
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
-эффективность использования
информационно-коммуникационных
технологий в профессиональной
деятельности согласно формируемым
умениям и получаемому практическому
опыту
-эффективность выполнения правил ТБ во
время учебных занятий, при прохождении
учебной и производственной практик;
-знание и использование
ресурсосберегающих технологий
-эффективность использования средств
физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня
физической подготовленности
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
№
пункта
№ рабочей
п/п програм
мы
Дата
внесения
изменени
йи
дополнен
ий
До внесения
изменений и
дополнений
После изменений и
дополнений
Дата и №
протокола
Дата и №
рассмотрен
протокола ия
рассмотрения методическ
цикловой
им советом
комиссией педагогиче
ским
советом