ПМ.01 ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ АВТОМОБИЛЯ , 2024

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

21

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 24
МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ

28

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля
1.1. Область применения рабочей программы
Программа профессионального модуля «ПМ.01 Техническое состояние систем,
агрегатов, деталей и механизмов автомобиля» является частью образовательной
программы среднего профессионального образования - программы подготовки
квалифицированных рабочих и служащих по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей, укрупненная группа 23.00.00 Техника и технологии
наземного транспорта.
Программа
профессионального
модуля
предназначена
для
реализации
требований ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей, формирования общих (ОК 1 - ОК 09) и профессиональных компетенций
(ПК 1.1 – ПК 1.5)
1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить
основной вид деятельности «Определять техническое состояние систем, агрегатов,
деталей и механизмов автомобиля» и соответствующие ему общие компетенции и
профессиональные компетенции:
1.2.1. Перечень компетенций
Код
ОК 01.
ОК 02.

ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.

ОК 06.

ОК 07.
ОК 08.

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных
жизненных ситуациях
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных
и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
1.2.2 Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ОК 09.

ВД 1
ПК 1.1.
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5

Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов
автомобиля
Определять техническое состояние автомобильных двигателей
Определять техническое состояние электрических и электронных систем
автомобилей
Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий
Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления
автомобилей
Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ

1.2.3 В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:

Иметь
практический
опыт

Разборки и сборки систем, агрегатов и механизмов автомобилей, их
регулировки.
Приемки и подготовки автомобиля к диагностике. Выполнения пробной
поездки.
Общей органолептической диагностики систем, агрегатов и механизмов
автомобилей по внешним признакам.
Проведения инструментальной диагностики автомобилей. Оценки
результатов диагностики автомобилей.
Оформления диагностической карты автомобиля.

Уметь

Определять порядок разборки и сборки, объяснять работу систем,
агрегатов и механизмов автомобилей, разных марок и моделей, выбирать
необходимую информацию для их сравнения, соотносить регулировки
систем, агрегатов и механизмов автомобилей с параметрами их работы.
Проводить беседу с заказчиком для выявления его претензий к работе
автомобиля, проводить внешний осмотр автомобиля, составлять
необходимую документацию.
Выявлять по внешним признакам отклонения от нормального
технического состояния систем, агрегатов и механизмов автомобилей,
делать на их основе прогноз возможных неисправностей.
Выбирать методы диагностики и необходимое диагностическое
оборудование, подключать и использовать диагностическое
оборудование, выбирать и использовать программы диагностики,
проводить диагностику систем, агрегатов и механизмов автомобилей.
Пользоваться технологической документацией на диагностику
автомобилей, соблюдать регламенты диагностических работ,
рекомендованные автопроизводителями.
Читать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностики.
Определять по результатам диагностических процедур неисправности
систем, агрегатов и механизмов автомобилей, оценивать остаточный
ресурс отдельных наиболее изнашиваемых деталей, принимать решения о
необходимости ремонта и способах устранения выявленных
неисправностей.
Применять информационно-коммуникационные технологии при
составлении отчетной документации по диагностике автомобилей.
Заполнять форму диагностической карты автомобиля.
Формулировать заключение о техническом состоянии автомобиля

Знать

Устройство, принцип действия, работу, регулировки, порядок разборки и
сборки систем, агрегатов и механизмов автомобилей, разных марок и
моделей, их технические характеристики и особенности конструкции.
Технические документы на приёмку автомобиля в технический сервис.
Психологические основы общения с заказчиками.
Устройство и принцип действия систем, агрегатов и механизмов
автомобилей, регулировки и технические параметры исправного
состояния систем, агрегатов и механизмов автомобилей, основные
внешние признаки неисправностей систем, агрегатов и механизмов
автомобилей.
Диагностируемые параметры работы систем, агрегатов и механизмов
автомобилей, методы инструментальной диагностики автомобилей,
диагностическое оборудование, возможности и технические
характеристики.

Основные неисправности систем, агрегатов и механизмов автомобилейи
способы их выявления при инструментальной диагностике.
Коды неисправностей, диаграммы работы электронного контроля
работы автомобильных систем, предельные величины износов их
деталей и сопряжений.
Содержание диагностической карты автомобиля, технические термины,
типовые неисправности.
Информационные программы технической документации по
диагностике автомобилей.

1.3

Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов
485
в том числе в форме практической подготовки

Из них на освоение МДК
в том числе самостоятельная работа
практики, в том числе учебная
производственная
Промежуточная аттестация

76

189
0
180
108
8

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля «ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и

механизмов автомобиля»
Объем профессионального
модуля, ак. час.

Наименования
разделов
профессионального
модуля

Сумма
рн ый
объем
нагруз
ки
,
час.

1

2

ПК 1.1.-1.5. МДК 01.01
ОК 01.-11.

Техническая диагностика

Практи
ки

В том
числе

Всего

6

Лабора
т. и
практ.
занятий

Курсов
ых
работ
(проек
тов

Учебн
ая

Производстве
нная

9

10

Консу
льтации

Проме
жуточ
ная
аттест
ацияэкзаме
н
квали
фикац
ионны
й

)5

3

4

5

7

149

58

144

3

58

40

18

38

2

18

Устройство автомобиля

ПК 1.1.-1.5. МДК.01.02
ОК 01.-11.

Обучение по МДК

Промежут. аттест.

Коды
профессио
наль ных
общих
компетенц
ий

В т.ч. в форме практ. подготовки

Работа обучающихся во взаимодействии с
преподавателем

8
-

11
2

12

автомобилей
Учебная практика

180

Производственная
практика

108

Всего:

485

76

182

5

76

180

108

2

8

2. 2 Тематический план и содержание профессионального модуля
Наименование разделов
профессионального модуля (ПМ),
междисциплинарных курсов
(МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа студентов, курсовая работ (проект)

Раздел 1 Устройство автомобиля
МДК. 01. 01 Устройство автомобиля
1-й семестр
Раздел 1
Основы конструкции автомобилей и автомобильных двигателей
Тема 1.1.
Содержание
1-2
Введение
Назначение, общее устройство автомобилей.
Раздел 2
Двигатель
Тема 2.1.
Содержание
3-4
Классификация и общее устройство
Определение основных параметров ДВС. Рабочий цикл 4-х тактного бензинового и дизельного
ДВС, процессы рабочего цикла, принцип его работы.
двигателя
Практические занятия
5-6
Расчёт основных параметров двигателя
Тема 2.2
Содержание
7-10
Назначение КШМ, их типы.
Взаимодействие деталей при работе двигателя. Назначение, устройство и особенности
конструкции неподвижных и подвижных деталей КШМ.
Практические занятия
11-12
Детали КШМ, анализ их конструкции
Тема 2.3
Содержание
Назначение и типы
13-16 Устройство распределительного вала. Приводы распределительного вала и его осевая фиксация.
газораспределительных механизмов
Устройство клапанного механизма ГРМ. Схемы и устройство приводов клапанов. Фазы
газораспределения.
(ГРМ).
Практические занятия
17-18 Газораспределительный механизм двигателей, анализ конструкции
2-й семестр
Тема 2.4
Содержание
Назначение, устройство и работа системы1-2
Взаимодействие деталей системы охлаждения.

Объем
часов

149

2
2
2
52
2
2
2
2
4
4
2
2
4
4

2
2
2
2

охлаждения

Практические занятия
Анализ конструкций систем охлаждения
Тема 2.5
Содержание
5-6
Назначение системы смазки
Виды трения и способы смазывания. Устройство и работа приборов системы смазки.
Практические занятия
7-8
Анализ конструкций систем смазки
Тема 2.6
Содержание
Назначение системы питания двигателей 11-12 Преимущества и недостатки различных видов систем питания. Состав горючей смеси:
нормальная, бедная и богатая горючая смесь. Рабочая смесь. Механизмы и приборы системы
с принудительным воспламенением
питания их назначение и принцип работы.
рабочей смеси
Практические занятия
13-14 Анализ конструкции системы питания бензиновых двигателей.
Тема 2.7
Содержание
Общее устройство и работа системы 15-18 Назначение, принцип устройства и работы датчиков, влияющих на работу системы питания
Электронное управление составом горючей смеси с обратной связью.
питания с электронным впрыском
Практические занятия
топлива
19-20 Анализ конструкции системы питания с впрыском бензина.
Тема 2.8
Содержание
Механизмы и приборы системы питания 21-22 Назначение, принцип устройства и работы системы питания на газовом топливе. Газовое топливо
для ДВС. Краткая характеристика газового топлива СНГ и СПГ. Преимущества и недостатки
на газовом топливе
использования газового топлива. Схема системы питания двигателей на сжиженном и сжатом газе.
Практические занятия
23-24 Анализ конструкции системы питания на газовом топливе
Тема 2.9
Содержание
25-28 Принцип работы системы питания дизельного двигателя. Приборы и механизмы системы питания
Особенности смесеобразования в
дизельного двигателя, их назначение и принцип работы
дизельных двигателях.
Практические занятия
29-30 Анализ конструкции системы питания дизельных двигателей с многоплунжерными топливными
насосами.
Тема 2.10
Содержание
31-34 Назначение, устройства и работа воздушных фильтров. Назначение, устройства и работа системы
Система питания дизеля с насостурбонаддува воздуха, его промежуточного охлаждения и системы выпуска отработавших газов.
форсунками и электронным управлением.
Практические занятия
35-36 Анализ конструкции системы питания с электронным управлением
3-4

2
2
2
2
2
2
4
4

2
2
4
4
2
2
2
2

2
2
4
4
2
2
4
4
2
2

Раздел 3
Тема 3.1
Назначение, типы и устройство
трансмиссии
Тема 3.2
Назначение и классификация сцеплений

Трансмиссия автомобилей
Содержание
37-38 Схемы трансмиссий современных моделей автомобилей. Агрегаты и механизмы трансмиссии

Содержание
Устройство и работа фрикционных однодисковых и двухдисковых сцеплений, с периферийным
расположением пружин и пружиной диафрагменного типа. Приводы сцепления.
Практические занятия
41-42 Анализ конструкции сцеплений автомобилей
Тема 3.3
Содержание
Назначение и классификация коробок 43-44 Устройство и работа трех- и двухвальной механической коробки передач. Назначение, общее
устройство и работа делителя и демультипликатора.
передач.
Практические занятия
45-46 Анализ конструкции механических ступенчатых коробок передач
Тема 3.4
Содержание
47-48 Назначение и типы карданных передач и приводов передних колёс. Устройство и работа
Назначение и классификация
карданной передачи, карданных шарниров, приводов управляемых колёс или колёс при их
раздаточных коробок
независимой подвеске.
Практические занятия
49-50 Анализ конструкции раздаточных коробок передач
Содержание
51-52 Устройство, работа и особенности конструкции ведущих мостов. Редукторы ведущих мостов.
Тема 3.5
Назначение, типы и устройство главных передач. Назначение и типы дифференциалов. Схема,
Ведущий, управляемый и
устройство и работа конического симметричного дифференциала, влияние его на проходимость
комбинированный мосты
автомобиля, блокировки дифференциала. Назначение и типы полуосей, установка полуосей в
балке моста.
Практические занятия
53-54 Анализ конструкций ведущих и комбинированных мостов
Раздел 4
Несущая система, подвеска, колёса
Содержание
55-56 Виды подвесок. Элементы подвески, их назначение. Устройство и работа зависимых и
Тема 4.1
независимых подвесок.
Составные элементы ходовой части
Практические занятия
автомобиля
57-58 Анализ конструкции подвесок грузовых и легковых автомобилей
39-40

18
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2

2
2
12
2
2
2
2

Тема 4.2
Содержание
Классификация, маркировка и устройство 59-60 Конструкции колёс автомобиля. Особенности устройства камерной и бескамерной шины
колес и шин
Практические занятия
61-62 Анализ конструкций автомобильных колёс
Тема 4.3
Содержание
63-64 Виды кузов и кабин различных автомобилей, оборудование кабины
Кузов и кабина автомобиля
Практические занятия
65-66 Анализ конструкций автомобильных кабин
Раздел 5
Рулевое управление автомобиля
Тема 5.1
Содержание
Требования к рулевому управлению 67-70 Составные части рулевого управления, их назначение. Максимальный люфт в рулевом управлении
автомобиля, методика его проверки. Причины увеличения люфта в рулевом управлении.
автомобиля
Практические занятия
71-72 Влияние рулевого управления автомобиля на безопасность движения
Тема 5.2
Содержание
Типы рулевых механизмов автомобиля 73-74 Устройство, работа и регулировки рулевых механизмов автомобиля. Назначение и типы рулевых
приводов автомобилей. Схема движения автомобиля на повороте, углы поворота управляемых
колёс автомобиля
Практические занятия
75-76 Анализ конструкций рулевых механизмов автомобиля
Содержание
77-78 Назначение и типы усилителей рулевого управления, составные части гидравлического усилителя,
Тема 5.3
их назначение. Устройство и работа механизмов гидравлического усилителя рулевого управления
Усилители рулевого управления
Практические занятия
автомобиля
79-80 Анализ конструкций рулевых механизмов. Механизмы, приводы усилителей
Раздел 6
Тормозная система автомобиля
Тема 6.1
Содержание
Назначение и типы тормозных систем. 81-82 Требования ГОСТа к конструкции и эффективности тормозных систем. Назначение тормозных
механизмов (ТМ) и тормозных приводов.
Содержание
83-84 Типы дисковых тормозных механизмов, их преимущества и недостатки. Устройство и работа
Тема 6.2
дисковых тормозных механизмов с неподвижным суппортом. Устройство и работа дисковых
Устройство и работа тормозных
тормозных механизмов с плавающей скобой.

2
2
2
2
2
2
2
2
14
4
4
2
2
2
2

2
2
2

2
2
20
2
2
2
2

механизмов передних колёс легковых Практические занятия
85-86 Анализ конструкции тормозных механизмов, гидравлических приводов
автомобилей
Тема 6.3
Содержание
87-88 Назначение, устройство и работа главного тормозного цилиндра. Назначение, устройство и работа
Преимущества и недостатки
вакуумного и гидровакуумного усилителя и регулятора давления.
гидравлического тормозного привода
Практические занятия
89-90 Анализ преимуществ и недостатков гидравлического привода тормозов
Тема 6.4
Содержание
Назначение антиблокировочной системы 91-92 Условие блокировки колес автомобиля при торможении. Механизмы ABS, их назначение и работа
(ABS) в тормозном приводе.
Практические занятия
93-94 Анализ конструкции антиблокировочных систем автомобиля
Тема 6.5
Содержание
95-98
Пневматический тормозной привод
Общее устройство (на примере автомобилей КамАЗ, МАЗ или SCANIA).
Практические занятия
99-100 Анализ конструкций пневматического привода тормозов
Раздел 7
Электрооборудование автомобилей
Тема 7.1
Содержание
Назначение, устройство и принцип 101-102 Назначение, устройство и принцип действия свинцовокислотных АКБ. Неисправности АКБ и их
действия свинцовокислотных АКБ.
проявления
Практические занятия
103-104

Проверка технического состояния АКБ.

Содержание
Назначение, устройство и принцип действия генераторов переменного напряжением 12 и 24
вольта. Электрические схемы генераторных установок. Факторы, влияющие на величины
напряжения и тока, отдаваемые генератором. Выпрямительные блоки генераторов и их принцип
действия. Регуляторы напряжения. Назначение, конструкция и принцип работы.
Практические занятия
109-110
Проверка технического состояния генераторной установки
Содержание
111-112
Тема 7.3
Устройство и принцип работы стартера. Работа втягивающего реле и приводного механизма.
Характеристики стартеров. Неисправности стартеров. Устройства для облегчения пуска
Устройство и принцип работы стартера
Практические занятия
113-114
Проверка технического состояния электростартера.
Тема 7.2
Назначение, устройство и принцип
действия генераторов

105-108

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4
2
2
26
2
2
2
2
4
4

2
2
2
2
2
2

Тема 7.4
Содержание
Система зажигания двигателя автомобиля115-118 Назначение и основные требования, предъявляемые к системам зажигания. Приборы системы
зажигания. Электронные системы зажигания. Типы электронных систем зажигания.
Электронные зажигания с датчиком Холла. Угол опережения зажигания. Системы зажигания с
микропроцессорным управлением.
Практические занятия
119-120
Анализ конструкций различных систем зажигания двигателя
Тема 7.5
Содержание
Контрольно-измерительные приборы 121-122 Назначение и принцип работы контрольно-измерительных приборов (КИП).
автомобиля
Практические занятия
123-124
Анализ принципа действия контрольно-измерительных приборов автомобиля
Тема 7.6
Содержание
Система освещения и сигнализации 125-126 Устройство и работа системы освещения, световой и звуковой сигнализаций. Устройство и
работа вспомогательного оборудования.
127-128
Консультации
129-131
Экзамен

4
4

2
2
2
2
2
2
2
2
2
3

Раздел 2 Техническая диагностика автомобиля
МДК 01.02 Техническая диагностика автомобиля
Тема 1.1.
Виды и методы диагностирования
Тема 1.2.
Диагностирование автомобильных
двигателей

Тема 1.3.
Диагностирование электрических и
электронных систем автомобилей

Содержание
1 Общие сведения о диагностировании автомобиля. Классификация средств диагностирования
Содержание
1 Средства диагностирования механизмов и систем двигателя
2 Диагностирование механизмов двигателя. Параметры, определяемые при диагностировании
Практические занятия
1 Выполнение заданий по диагностике технического состояния механизмов
двигателя.
Содержание
1 Средства диагностирования электрических и электронных систем.
2 Диагностирование приборов электрооборудования и электронных систем автомобиля.
Практические занятия

40
2
4

2

4

2

Выполнение заданий по диагностике технического состояния электрических и электронных
систем автомобиля.
Содержание
1 Средства диагностирования механизмов и агрегатов трансмиссии автомобиля. Параметры,
определяемые при диагностировании.
2 Диагностирование сцепления, коробки передач, карданной передачи, механизма ведущего
моста
Практические занятия
1 Выполнение заданий по изучению средств диагностирования механизмов и агрегатов
трансмиссии автомобиля.
2 Выполнение заданий по диагностике технического состояния сцепления, коробки передач,
карданной передачи, механизма ведущего моста.
Содержание
1 Средства диагностирования ходовой части и механизмов управления автомобиля.
2 Диагностирование рулевого управления и тормозной системы, подвески, колес и шин.
Практические занятия
1 Выполнение заданий по изучению средств диагностирования ходовой части и механизмов
управления автомобиля.
2 Выполнение заданий по проверке углов установки колес и диагностике технического
состояния тормозной системы
Содержание
1 Средства диагностирования состояния лакокрасочного покрытия кузова, кабины, платформы.
Диагностика геометрии кузова.
Практические занятия
1 Выполнение заданий по проверке технического состояния кузова и его элементом.
2 Выполнение заданий по поверке геометрии кузова.
3 Выполнение заданий по определению состояния лакокрасочного покрытия.
Дифференцированный зачет
1

Тема 1.4.
Диагностирование автомобильных
трансмиссий

Тема 1.5.
Диагностирование ходовой части и
механизмов управления автомобилей

Тема 1.6.
Диагностирование кузовов, кабин и
платформ

4

4

4

4

2

6

2

Учебная практика

180

Виды работ
ПМ.01 Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобилей
Инструктаж по охране труда при техническом обслуживании и ремонте

6

Подготовка рабочего места (оборудование, инструменты и приспособления при выполнении технического
обслуживания и ремонта автомобилей)

6

Техническое состояние автомобильных двигателей

6

Техническое состояние и ремонт кривошипно-шатунного механизма

6

Техническое состояние и ремонт газораспределительного механизма

6

Техническое состояние и ремонт системы смазки

6

Техническое состояние и ремонт системы охлаждения

6

Техническое состояние и ремонт системы питания

6

Техническое состояние и ремонт системы зажигания

6

Техническое состояние и ремонт системы пуска

6

Техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей

6

Техническое состояние и ремонт аккумуляторной батареи

6

Техническое состояние и ремонт генератора

6

Техническое состояние и ремонт системы контрольно-измерительных приборов

6

Техническое состояние автомобильных трансмиссий

6

Техническое состояние и ремонт сцепления

6

Техническое состояние и ремонт коробки передач

6

Техническое состояние и ремонт карданного вала и приводных валов (на переднеприводных автомобилях)

6

Техническое состояние и ремонт главной передачи грузового автомобиля

6

Техническое состояние и ремонт главной передачи легкового автомобиля

6

Техническое состояние и ремонт заднего моста грузового автомобиля

6

Техническое состояние и ремонт заднего моста легкового автомобиля

6

Техническое состояние ходовой части

6

Техническое состояние механизмов управления автомобилей

6

Техническое состояние и ремонт рулевого колеса

6

Техническое состояние и ремонт рулевой колонки

6

Техническое состояние и ремонт рулевого привода

6

Техническое состояние и ремонт тормозной системы, замена тормозной жидкости

6

Техническое состояние и ремонт тормозной системы, замена тормозных колодок

6

Техническое состояние и ремонт, очистка и смазка тормозных суппортов

6

Производственная практика

108

Виды работ
ПМ. 01
Ознакомление с предприятием. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности. Ознакомление с рабочим
местом слесаря по ремонту автомобилей.

6

Диагностирование механизмов и систем двигателя.

6

Техническое диагностирование двигателя грузового автомобиля с использованием диагностического
оборудования

6

Техническое диагностирование двигателя легкового автомобиля с использованием диагностического
оборудования

6

Диагностирование электрических и электронных систем.

6

Диагностирование и ремонт контрольно-измерительных приборов, электропроводки грузового и легкового
автомобиля

6

Диагностирование и ремонт приборов внешней световой сигнализации, фар грузового и легкового автомобиля

6

Диагностирование и ремонт приборов внешней световой сигнализации, фар грузового и легкового автомобиля

6

Диагностирование и ремонт генератора грузового и легкового автомобиля

6

Диагностирование и ремонт генератора легкового автомобиля

6

Диагностирование и ремонт стартера грузового автомобиля

6

Диагностирование и ремонт стартера легкового автомобиля

6

Диагностирование состояния механизмов и агрегатов трансмиссии.

6

Диагностирование состояния рулевого управления и тормозной системы.

6

Диагностирование и ремонт тормозных механизмов колес грузового и легкового автомобиля

6
6

Диагностирование и ремонт главного тормозного цилиндра и вакуумного усилителя гидравлического привода
тормозов грузового и легкового автомобиля

6

Диагностирование и ремонт стояночного тормоза механического и пневматического, грузового и легкового
автомобиля

6

Промежуточная аттестация
ВСЕГО

485

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимы учебные помещения.
1) Кабинет «Устройство автомобилей», оснащённый:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических документации;
- технические средства обучения: компьютер, телевизор.
2) Лаборатория «Диагностики электрических и электронных систем автомобиля»,
оснащенная:
- комплект учебно-методических документации;
- технические средства обучения: компьютер, телевизор;
- наглядные пособия, стенды по диагностике различных систем автомобилей.
3) Мастерская по ремонту и обслуживанию автомобилей с участками (или постами)
Диагностический
- подъемник,
- диагностическое оборудование (система компьютерной диагностики с необходимым
программным обеспечением; сканер, диагностическая стойка, мультиметр, осциллограф,
компрессометр, люфтомер, эндоскоп, стетоскоп, газоанализатор, пуско-зарядное
устройство, вилка нагрузочная, лампа ультрафиолетовая, аппарат для заправки и
проверки давления системы кондиционера, термометр);
- инструментальная тележка
с
набором
инструмента (гайковерт
пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор
отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток,
плоскогубцы, кусачки).
4) Мастерская разборочно-сборочная:
- мультимедийный комплекс на базе персонального компьютера;
- учебные диски с фильмами и презентациями;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- технологические карты;
- наборы измерительного инструмента;
- кантователи для двигателей, ведущих мостов;
- учебные двигатели: ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, ВАЗ-2109;
- сцепление современных автомобилей;
- коробки переключения передач;
- ведущие мосты;
- наборы инструментов и приспособления;
- съёмники, инструментальная тележка;
- верстак слесарный;
- комплексы средств индивидуальной защиты.
5) Мастерская технического обслуживания и ремонта автомобилей:
- участок уборочно-моечный;
- участок мойки и приёмки автомобилей;
- агрегатный:
- СИЗ, очки, перчатки ткань, перчатки нитриловые, респиратор, каска;
- подъёмник;
- канава осмотровая;
- стойка гидравлическая;
- кран гидравлический;

- стол гидравлический;
- ёмкость для слива масла;
- набор слесарно-монтажного инструмента;
- набор инструмента автоэлектрика;
- лопатка монтажная;
- вилка нагрузочная;
- подъёмник платформенный;
- стенд по установке углов колёс.

3.2 Информационное обеспечение программы
Для реализации программы библиотечный фонд имеет печатные и/или электронные
образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе.
1. Стуканов, В. А. «Устройство автомобилей» : учебное пособие / В.А. Стуканов, К.Н.
Леонтьев. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. — 496 с. — (Среднее
профессиональное образование).
2. Пехальский, И.А. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»:
учебник / Пехальский И.А., Измайлов А.Ю., Амиров А.С., Пехальский А.П. —
Москва : КноРус, 2022. — 308 с.
3. « Лабораторный практикум. Устройство автомобилей» – СПб.: АТТ, 2022г. - 270 с.
4 «Лабораторный практикум. Устройство автомобилей» (электрооборудование и
электронные системы)/ – СПб.: АТТ, 2022г. - 230 с.
Дополнительная литература
1 Тихонович, А. М. «Устройство автомобилей»: учебник / А. М. Тихонович, К. В.
Буйкус. - Минск : РИПО, 2019. - 303 с.
2. Савич, Е. Л. «Устройство автомобилей»: учебное пособие / Е. Л. Савич, А. С. Гурский,
Е. А. Лагун. — 2-е изд., стер. — Минск : РИПО, 2020. — 448 с.

Интернет-источники
1. http://www.ru.wikipedia.org
2.http://www.autoezda.com/diagnostika-avto
3.http://autoustroistvo.ru
4.http://tezcar.ru
5.http://ustroistvo-avtomobilya.ru

3.3.Общие требования к организации учебного процесса
Освоение
программы
модуля
ПМ
0.1,
базируется
на
изучении
междисциплинарных
курсов МДК.01.01. Устройство автомобилей и МДК.01.02.
Техническая диагностика автомобилей.
Теоретическое и практическое обучение проводится в оборудованной лаборатории с
использованием учебно-методических и учебно-наглядных пособий соответствующих
требованиям стандарта.
Обязательным условием допуска к производственной практике
в рамках
профессионального модуля ПМ.01 является успешное освоение учебной практики в
рамках данного профессионального модуля.
Производственная практика проводится концентрированно в организациях,
направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Медицинские
ограничения
регламентированы
Перечнем
медицинских
противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.
3.4.Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров,
обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования,
соответствующего профилю модулей 1. «Выполнение слесарных работ и технических
измерений»; 2. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство
практикой:
инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели
междисциплинарных курсов.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся
профессионального цикла, преподаватели и мастера производственного обучения
проходят стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
Обучение по модулю осуществляют:
- преподаватель, имеющий высшее образование, первую квалификационную
категорию, стаж педагогической работы 5 лет.
- мастер производственного обучения, имеющий среднее профессиональное
образование,
квалификацию
оператора
заправочных
станций
4
разряда,
первую
квалификационную категорию,
стаж педагогической работы 5 лет.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций
ПК 1.1. Определять
техническое состояние
автомобильных двигателей

ПК 1.2. Определять
техническое состояние
электрических и
электронных систем
автомобилей

ПК 1.3. Определять
техническое состояние
автомобильных
трансмиссий

Критерии оценки

Методы оценки

Демонстрация знания диагностируемых
параметров работы двигателей, методов
инструментальной диагностики
двигателей, номенклатуры и технических
характеристик диагностического
оборудование для автомобильных
двигателей.
Умения: Проведение инструментальной
диагностики автомобильных двигателей
включающий выбор методов диагностики,
не- обходимого диагностического
оборудования и инструмента,
подключение и использование
диагностического оборудования, выбор и
использование программы диагностики
Демонстрация знания номенклатуры и
порядка использования диагностического
оборудования, технологии проведения
диагностики технического состояния
электрических и электронных систем
автомобилей, основных неисправностей
электрооборудования, их причин и
признаков. Соблюдение мер безопасности
при работе с электрооборудованием и
электрическими инструментами
Умения: Проведение инструментальной и
компьютерной диагностики технического
состояния электрических и электронных
систем автомобилей включающей: выбор
методов диагностики, необходимого
диагностического оборудования и
инструмента, подключение
диагностического оборудования для
определения технического со- стояния
электрических и электронных систем
автомобилей с применением
измерительных приборов.
Демонстрация знаний методов
инструментальной диагностики
трансмиссий, диагностического
оборудования, их на- значение,
технические характеристики, устройства
оборудования коммутации; порядка
проведения и технологических
требований к диагностике технического

Тестирование
Оценка
результатов
выполнения
тестовых
заданий
Практическая
работа
(Экспертное
наблюдение и
оценка
результатов
практических
работ)
Тестирование
Оценка
результатов
выполнения
тестовых заданий
Практическая
работа
(Экспертное
наблюдение и
оценка
результатов
практических
работ)

Тестирование
Оценка
результатов
выполнения
тестовых заданий
Практическая
работа

ПК 1.4. Определять
техническое состояние
ходовой части и
механизмов управления
автомобилей

ПК 1.5. Выявлять дефекты
кузовов, кабин и платформ

состояния автомобильных трансмиссий,
допустимых величинах проверяемых
параметров.
Умения: Проведение инструментальной
диагностики технического состояния
автомобильных трансмиссий
включающее: выбор методов
диагностики, необходимого
диагностического оборудования и
инструмента, подключение и
использование диагностического
оборудования, выбор и использование
программ диагностики, проведение
диагностики агрегатов транс- миссии.
Соблюдение безопасных условий труда в
профессиональной деятельности
Демонстрация знаний диагностируемых
параметров, методов инструментальной
диагностики ходовой части и механизмов
управления, номенклатуры и технических
характеристики диагностического
оборудование, оборудования коммутации;
способы выявления неисправностей при
инструментальной диагностике.
Умения: Проведение инструментальной
диагностики технического состояния
ходовой части и механизмов управления
автомобилей включающей: выбор методов
диагностики, необходимого
диагностического оборудования и
инструмента, подключение и
использование диагностического
оборудования, выбор и использование
программ диагностики, соблюдение
безопасных условий труда в
профессиональной деятельности
Демонстрация знаний геометрических
параметров автомобильных кузовов;
устройства и работы средств
диагностирования кузовов, кабин и
платформ автомобилей; технологий и
порядка проведения диагностики
технического состояния кузовов, кабин и
платформ автомобилей, правила техники
безопасности и охраны труда в
профессиональной деятельности
Умения: Проведение инструментальной
диагностики технического состояния
кузовов, кабин и платформ автомобилей
включающей: диагностирование
технического состояния кузовов, кабин и
плат- форм автомобилей, проведение

(Экспертное
наблюдение и
оценка
результатов
практических
работ)

Тестирование
Оценка
результатов
выполнения
тестовых заданий
Практическая
работа
(Экспертное
наблюдение и
оценка
результатов
практических
работ)

Практическая
работа
(Экспертное
наблюдение и
оценка
результатов
практических
работ)
Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе
освоения
образовательной

ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

измерения геометрии кузовов,
соблюдение безопасных условий труда в
профессиональной деятельности.
− обоснованность постановки цели,
выбора и применения методов и
способов решения профессиональных
задач;
- адекватная оценка и самооценка
эффективности и качества выполнения
профессиональных задач
−использование различных источников,
включая электронные ресурсы, медиа
ресурсы, Интернетресурсы, периодические
издания по специальности для решения
профессиональных задач

ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях

- демонстрация ответственности за
принятые решения
− обоснованность самоанализа и
коррекция результатов собственной
работы;

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

-взаимодействие с обучающимися,
преподавателями и мастерами в ходе
обучения, с руководителями учебной и
производственной практик;
обоснованность анализа работы членов
команды (подчиненных)

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного

- грамотность устной и письменной речи,
- ясность формулирования и изложения
мыслей

программы

Интерпретация
результатов
наблюдения за
деятельностью
обучающихся в
процессе
освоения
образовательной
программы.
Экспертное
наблюдение и
оценка на
лабораторно практических
занятиях, при
выполнении работ
по учебной и
производственной

практикам.
Экзамен

контекста
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности

- соблюдение норм поведения во время
учебных занятий и прохождения учебной и
производственной практик;

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

-эффективность использования
информационно-коммуникационных
технологий в профессиональной
деятельности согласно формируемым
умениям и получаемому практическому
опыту

-эффективность выполнения правил ТБ во
время учебных занятий, при прохождении
учебной и производственной практик;
-знание и использование
ресурсосберегающих технологий

-эффективность использования средств
физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня
физической подготовленности

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ

№
пункта
№ рабочей
п/п програм
мы

Дата
внесения
изменени
йи
дополнен
ий

До внесения
изменений и
дополнений

После изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
Дата и №
рассмотрен
протокола ия
рассмотрения методическ
цикловой
им советом
комиссией педагогиче
ским
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».