МДК 04.01 Шиномонтаж, балансировка, 2024

СОДЕРЖАНИЕ
1
2
3
4
5

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ

4
6
9
12
16

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа МДК 04.01 «Шиномонтаж, балансировка и ремонт колёс и шин
автомобилей» является частью образовательной программы подготовки специалистов среднего
звена в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей» в части освоения вида деятельности: «Шиномонтаж, балансировка и ремонт колес и
шин автомобилей».
В ходе освоения программы осуществляется практическая подготовка. Практическая
подготовка предусматривает формирование следующих профессиональных (ПК) компетенций:
ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей;
ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления
автомобилей;
ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения междисциплинарного курса
С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими профессиональными
компетенциями обучающийся в ходе освоения программы должен:
иметь практический опыт:
проведения технических измерений соответствующим инструментом и приборами;
выполнения ремонта колес и шин автомобиля;
проведения шиномонтажа и балансировки колес и шин автомобиля;
использования диагностических приборов и технического оборудования;
выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию колес и шин автомобилей;
уметь:
выполнять метрологическую поверку средств измерений и автокалибровку оборудования;
выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для шиномонтажных и
ремонтных работ;
выполнять шиномонтаж, балансировку и ремонт колес и шин автомобиля;
определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;
определять способы и средства ремонта;
применять диагностические приборы и оборудование;
использовать специальный инструмент, приборы, оборудование;
оформлять учетную документацию;
знать:
средства метрологии, стандартизации и сертификации;
основные методы проведения шиномонтажа, балансировки и ремонта колес и шин автомобиля;
устройство и конструктивные особенности колес и шин обслуживаемых автомобилей;
назначение и взаимодействие основных узлов оборудования;
технические условия на регулировку и проверку оборудования;
виды и методы ремонта.

4

Результатом освоения программы является овладение обучающимися видом деятельности
«Шиномонтаж, балансировка и ремонт колес и шин автомобилей», в том числе
профессиональными (ПК), общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 1.4
ПК 2.4.
ПК 3.4.
ОК 01.
ОК 02.

ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.

ОК 07.
ОК 08.
ОК 09.

Наименование результата обучения
Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления
автомобилей
Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления
автомобилей
Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных
жизненных ситуациях
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в
том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений,
применять стандарты антикоррупционного поведения;
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
физической подготовленности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках.

1.3. Количество часов на освоение программы междисциплинарного курса:
всего – 54 часа, в том числе:
- теоретические занятия 24 часа;
- практические занятия 30 часов.

Промежуточная аттестация

Наименование МДК, практики, ПМ

№
семестра

МДК.04.01 «Шиномонтаж, балансировка и ремонт колес
и шин автомобиля»

2-й
семестр

Форма
(зачёт, дифф. зачёт,
экзамен,
экзамен
квалификационный)
Дифференцированный.
зачёт
5

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
Наименование разделов
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1

2.1 Содержание обучения
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа студентов,
курсовая работ (проект)

2

МДК 04.01 «Шиномонтаж, балансировка и ремонт колес и шин автомобиля»
Раздел 1
Монтаж и демонтаж колес и шин автомобиля
Тема 1.1.
Охрана труда и
организация рабочего места

Содержание
1-2 Охрана труда и организация рабочего места при выполнении
шиномонтажных работ.
Содержание
3-4 Диагностика, монтаж и демонтаж колес и шин. Оформление
Тема 1.2.
технической документации
Монтаж и демонтаж колес и Практические занятия
шин автомобиля
5-6 Организация рабочего места. Диагностика колес и шин
7-8 Монтаж и демонтаж шин легкового автомобиля
9-10 Монтаж и демонтаж шин грузового автомобиля.
11-12 Диагностика колёс и шин.
13-14 Оформление технической документации
Раздел 2

Балансировка колес автомобиля

Содержание
Тема 2.1.
15-16 Охрана труда и организация рабочего места при выполнении
Охрана труда и организация
балансировочных работ
рабочего места
17-18 Технология применения инструментов и приспособлений для
различных видов балансировочных работ
Содержание
Тема 2.2
19-20 Автокалибровка балансировочного станка с соблюдением
Балансировка колес
охраны труда и технологического процесса.
автомобиля
21-22 Балансировка колес. Контроль качества выполненной работы

Объем
часов

Осваиваемые
ОК и ПК

Уровень
освоения

3

4

5

54
14

ОК 01 – ОК 09,
ПК 1.4., ПК 2.4

2
2

2

2
2

2

10
2
2
2
2
2
18

ОК 01 – ОК 09,
ПК 1.4., ПК 2.4

4
2
2

2
2

4
2

2

2

2
7

Оформление технической документации
Практические занятия
23-24 Автокалибровка балансировочного станка с соблюдением
технологического процесса
25-26 Применение инструментов и приспособлений для различных
видов балансировочных работ.
27-28 Балансировка колес с применением различных типов грузов.
29-30 Балансировка колес легкового автомобиля
31-32 Проведение контроля качества выполненной работы.
Раздел 3

10
2
2
2
2
2
20

Ремонт колес и шин автомобиля

Тема 3.1.
Содержание
Охрана труда и
33-34 Охрана труда и организация рабочего места при выполнении
организация рабочего места
ремонтных работ
35-36 Технология применения инструментов и приспособлений для
различных видов ремонтных работ
Содержание
37-38 Устранение повреждений радиальных и диагональных шин
пластырями и грибками
39-40 Устранение повреждений покрышек и камер способом
холодной и горячей вулканизации.
41-42 Контроль качества ремонтных работ. Оформление
технической документации.
Практические занятия
Тема 3.2
43-44 Устранение повреждений размером до 3- 6 мм в бескамерной
Ремонт колес и шин
шине жгутиками
автомобиля
45-46 Устранение повреждений в бескамерной шине пластырями
47-48 Устранение повреждений радиальных и диагональных шин
грибками
49-50 Устранение повреждений резины любых шин способом
холодной вулканизации
51-52 Устранение неисправности камер способом горячей
вулканизации
53-54 Дифференцированный зачет

ОК 01 – ОК 09,
ПК 1.4., ПК 2.4
ПК 3.4

4
2
2

2
2

6
2

2

2

2

2

2

10
2
2
2
2
2
2
8

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы МДК 04.01 предполагает наличие учебного кабинета «Устройство
автомобиля» и мастерской «Шиномонтажное дело»
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Устройство автомобиля»:
комплект деталей, узлов и агрегатов;
комплект бланков технологической документации;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия (планшеты по устройству автомобиля, DVD, CD, CD-RW);
компьютер, телевизор.
Оборудование мастерской «Шиномонтажное дело» и рабочих мест.

1-Шиномонтажный стенд с манипулятором "третья рука"
2-Балансировочный стенд с пневмолифтом
3-Подъемник шиномонтажный
4-Ванна для проверки колес и камер
5-Рабочее место со стапелем для ремонта резины
6-Переносной резервуар для подкачки шин
7-Вулканизатор с манипулятором "Шатл" и местной вентиляцией
8-Тележка инструментальная
9-Мойка колес
10-Ключ динамометрический
11-Домкрат подкатной
12-Кольца для накачки бескамерной резины
13-Шкаф для хранения расходных материалов
14-Пневматический специнструмент
15-Нарезатель протектора
16-Абразивные материалы
17-Шиноремонтные материалы
18-Финишная балансировка
19-Пневмогайковерт с набором ударных головок

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Электронный образовательный ресурс. «Устройство автомобилей: для профессионального
модуля «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта». – М.: Академия, 2020
2. Доронкин В.Г. «Шиноремонт» (2-е изд., стер.) учеб. пособие. - М.: Академия, 2021
3. Вахламов В.К. «Автомобили: Теория и конструкция автомобиля и двигателя»: учебник для
студентов СПО. - М.: Академия, 2021
4. Виноградов В.М. «Организация производства технического обслуживания и текущего
ремонта автомобилей»: учебное пособие для СПО. - М.: Академия, 2020
5. Виноградов В.М. «Технологические процессы ремонта автомобилей»: учебное пособие для
СПО. - М.: Академия, 2020
Отечественные журналы:
«За рулем»
«Автостоп»
«Автоновости»
Интернет-ресурсы:
1. http://spokoino.ru/articles/obslugivanie_avto/vov_shinomontag/
2. http://avtomotospec.ru/remont-avtomobilya/shinomontazh-svoimi-rukami.html
3. http://vodesigne.ru/tech_shinomontazh.html
4. http://mashinapro.ru/1259-shinomontag-svoimi-rukami.html
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Реализация программы МДК 04.01 «Шиномонтаж, балансировка и ремонт колес и шин
автомобиля» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечному фонду.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной литературы по элементам учебного плана.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в
неделю, включая все виды аудиторной учебной работы по освоению профессионального
модуля.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки составляет 36 академических часов в
неделю.
Практические занятия с обучающимися проводятся в шиномонтажной мастерской, чередуясь
с теоретическими занятиями разделов в рамках программы междисциплинарного курса.
В процессе практических учебных занятий обучающиеся выполняют одно или несколько
заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного
материала.
Выполнение обучающимися практических занятий направлено на:
обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических
знаний по междисциплинарному курсу;
формирование профессиональных компетенций;
выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств,
как самостоятельность, ответственность точность.

При проведении практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы
численностью не менее 8 человек.
Обучающимся оказывается консультационная помощь, формы проведения консультаций
(групповые, индивидуальные, устные, письменные) определяются преподавателем в
зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.
Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется по уровню сформированности
компетенций, предъявляемых на дифференцированном зачете. Дифференцированный зачет
включает практическое задание и теоретические вопросы, разработанные преподавателем
междисциплинарного курса.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по
междисциплинарному
курсу:
наличие
высшего
профессионального
образования,
соответствующего профилю модуля «Шиномонтаж, балансировка и ремонт колес и шин
автомобиля».

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
Промежуточная аттестация проводится преподавателем в процессе обучения.
Формы и методы промежуточной аттестации по МДК 04.01 «Шиномонтаж, балансировка
и ремонт колёс и шин автомобиля» разрабатывается преподавателем междисциплинарного
курса.
Для промежуточной аттестации создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС
включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для
определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений
основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы
контроля и оценки

ПК 1.4. Определять
техническое
состояние ходовой
части и механизмов
управления
автомобилей

Проводит диагностику в соответствии с
Наблюдение за
технологическим процессом
практической работой
Пользуется диагностическим оборудованием
диагностики
Анализирует полученные данные
колес и шин, в
диагностики на соответствие техническим
соответствии с
характеристикам
технологией выполнения
Делает выводы о состоянии колес и шин
задания
автомобиля
Составляет рекомендации

ПК 2.4. Осуществлять
техническое
обслуживание
ходовой части и
механизмов
управления
автомобилей.

Устраняет мелкие неисправности в процессе
выполнения различных видов ТО
Применяет специальные инструменты и
оборудование
Применяет расходные и эксплуатационные
материалы
Выполняет снятие и установку колес
автомобилей

ПК 3.4. Производить
текущий ремонт
ходовой части и
механизмов
управления
автомобилей.

Проводит монтаж и демонтаж дисков и шин
автомобилей
Производит дефектовочные работы и
сортирует по группам (годные, негодные,
подлежащие ремонту)
Восстанавливает колеса и шины различными
способами в соответствии с выявленными
дефектами
Проводит комплектацию и сборку колес и
шин автомобиля
Проводит испытания колес и шин
автомобиля, при необходимости устраняет
неисправности
Производит балансировку колес
Обкатывает автомобиль

Проверка качества
проведения диагностики
колес и шин автомобиля
Наблюдение за
применением
инструмента и
оборудования в
соответствии с
назначением работ

Наблюдение за
применением
расходных и
эксплуатационных
материалов в
соответствии с их
назначением

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять
у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие
общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)

Основные показатели оценки результата

Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном
и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему
и выделять её составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы; составлять план действия;
определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами
ОК 01. Выбирать способы работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать
решения задач
составленный план; оценивать результат и последствия своих
профессиональной
действий (самостоятельно или с помощью наставника)
деятельности
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в
применительно к
котором приходится работать и жить; основные источники
различным контекстам
информации и ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы
выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
методы работы в профессиональной и смежных сферах; структура
плана для решения задач; порядок оценки результатов решения
задач профессиональной деятельности
ОК 02. Использовать
Умения: определять задачи для поиска информации; определять
современные средства
необходимые источники информации; планировать процесс поиска;
поиска, анализа и
структурировать получаемую информацию; выделять наиболее
интерпретации
значимое в перечне информации; оценивать практическую
информации и
значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска
информационные
Знания: номенклатура информационных источников, применяемых
технологии для
в профессиональной деятельности; приемы структурирования
выполнения задач
информации; формат оформления результатов поиска информации
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой
документации;
современная научная и профессиональная
реализовывать
терминология; возможные траектории профессионального развития
собственное
и самообразования
профессиональное и
Умения: определять актуальность нормативно-правовой
личностное развитие,
документации в профессиональной деятельности; применять
предпринимательскую
современную научную профессиональную терминологию;
деятельность в
профессиональной сфере, определять и выстраивать траектории профессионального развития
и самообразования
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях

Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности; основы проектной
деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по
профессиональной тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного контекста; правила
оформления документов и построения устных сообщений.

Умения: описывать значимость своей профессии
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции,
традиционных общечеловеческих ценностей; значимость
профессиональной деятельности по профессии

Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять
направления ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по профессии
Знания: правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности; пути обеспечения
ресурсосбережения

ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для
сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности

Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность
для укрепления здоровья, достижения жизненных и
профессиональных целей; применять рациональные приемы
двигательных функций в профессиональной деятельности;
пользоваться средствами профилактики перенапряжения,
характерными для данной профессии деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности
Знания: роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека; основы
здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и
зоны риска физического здоровья для профессии; средства
профилактики перенапряжения

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

Умения: применять средства информационных технологий для
решения профессиональных задач; использовать современное
программное обеспечение
Знания: современные средства и устройства информатизации;
порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности

5ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№
пункта
№
рабочей
п/п
програм
мы

Дата
внесения
изменени
йи
дополнен
ий

До внесения
изменений и
дополнений

После изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрен
ия
методическ
им советом
педагогиче
ским
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».