Цель программы: повышение уровня профессиональных
компетенций
необходимых для эффективного осуществления деятельности в области социальной
работы с категорией лиц : дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей.
Задачи
программы
- изучить государственную политику в сфере социальной защиты населения; нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения;
основные направления политики социальной защиты населения;
- типы
и характеристики граждан-получателей социальных услуг;
- виды,
структуру и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг;
- социальное
обслуживание и меры социальной поддержки в трудной жизненной ситуации;
- основы составления индивидуальной программы предоставления социальных
услуг
в
трудной
Категория слушателей: специалисты
руководители
и
социально-трудовой
обучения:
обучения:
с
полным
ситуации.
отделения социального обслуживания,
специалисты
Срок
Форма
жизненной
сферы.
72
или
частичным
часа.
отрывом
от
работы.
В настоящее время принято несколько профессиональных стандартов для
работников сферы социальной защиты населения. Рассматриваемые документы
построены по одной схеме и включают разделы, в которых фиксируются: общие
положения; основные трудовые функции; характеристика трудовых функций;
сведения
о
разработчиках
стандарта.
Основным
видом
деятельности
в
профессиональном стандарте социального работника названо предоставление
клиентам
Основная
Оказание
услуг
цель
помощи
вида
отдельным
социального
профессиональной
гражданам
и
социальным
плана.
деятельности:
группам
для
предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством
2
предоставления
Трудовых
социальных
функций
услуг
в
или
мер
профессиональном
социальной
поддержки
стандарте
две:
Работа по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения
Планирование, организация и контроль реализации социальных услуг и мер
социальной поддержки.
Разработчик(и): Чудинова Елена Васильевна Преподаватель
Организация: Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический
техникум»
3
Оглавление
1. Общая характеристика программы ............................................................................... 4
1.1. Нормативно-правовые основания разработки программы .................................. 4
1.2. Цели реализации программы .................................................................................. 4
1.3. Требования к слушателям ....................................................................................... 4
1.4. Требования к результатам освоения программы .................................................. 4
1.5. Форма документа...................................................................................................... 4
2. Учебный план .................................................................................................................. 5
3. Календарный учебный график ....................................................................................... 6
4. Программы учебных модулей ........................................................................................ 7
5. Организационно-педагогические условия реализации программы ........................... 8
5.1. Материально-техническое обеспечение ................................................................ 8
5.2. Кадровое обеспечение ............................................................................................. 8
5.3. Организация образовательного процесса .............................................................. 8
5.4. Информационное обеспечение обучения .............................................................. 8
6. Контроль и оценка результатов освоения программы ................................................ 9
Фонд оценочных средств .................................................................................................. 10
4
1. Общая характеристика программы
1.1. Нормативно-правовые основания разработки программы
Программа разработана по заявке организации, соответствии с ФГОС по
специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
(базовой
подготовки) ,
"Специалист
на
основании
по
Профессионального
социальной
стандарта
работе"
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 18 июня 2020 года N 351н
1.2. Цели реализации программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
"Социальная работа"направлена на совершенствование и (или) получение новой
компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение
профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
1.3. Требования к слушателям
Сотрудники ГКУ “СРЦН Камышловского района” имеющие СПО, ВПО, по
направлению социальная работа, педагогика, юриспруденция имеющие стаж работы
не менее 1 года.
1.4. Требования к результатам освоения программы
Результатом освоения программы является освоение следующих компетенций:
Код Наименование профессиональной компетенции
ПК
Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации
5
1.1
прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК
1.2
Осуществление сопровождения отдельных категорий граждан с учетом индивиду-альнотипологических особенностей личности.
Код Наименование общей компетенции
ОК
1.1
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК
1.2
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК
1.3
Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы
1.5. Форма документа
По результатам освоения программы выдается: Удостоверение о повышении
квалификации
6
2. Учебный план
Объем программы (академические часы)
Наименование
Нагрузка во взаимодействии с преподавателями
В том числе с
компонентов
Самостоятельная
Консультация Теоретическое Практические и Практика Промежуточная
программы Всего применением
работа
лабораторные
аттестация,
ДОТ и ЭО
обучение
(стажировка)
работы
форма
Модуль 1
Социальная
работа
70
Итоговая
аттестация
2
Итого по
программе
72
34
11
40
17
2, Итоговый
контроль
Зачет
34
7
3. Календарный учебный график
Компоненты программы
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
4
Занятия с применением ДОТ и ЭО
3
2
2
2
2
2
2
2
3
Самостоятельная работа
1
1
1
1
1
1
1
1
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Итого в неделю
Всего
1
Аудиторное обучение
Модуль 1 Социальная работа
Временные параметры (недели)
Вид учебной нагрузки
1
3
23
2
11
2
2
Зачет
4
6
4
5
5
5
4
5
5
6
5
5
34
7
2
2
6
72
8
4. Программы учебных модулей
4.1. Модуль 1. Социальная работа
В настоящее время принято несколько профессиональных стандартов для
работников сферы социальной защиты населения. Рассматриваемые документы
построены по одной схеме и включают разделы, в которых фиксируются: общие
положения; основные трудовые функции; характеристика трудовых функций;
сведения
о
разработчиках
стандарта.
Основным
видом
деятельности
в
профессиональном стандарте социального работника названо предоставление
клиентам
услуг
Основная
Оказание
цель
помощи
социального
вида
отдельным
плана.
профессиональной
гражданам
и
деятельности:
социальным
группам
для
предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством
предоставления
Трудовых
социальных
функций
услуг
в
или
мер
социальной
профессиональном
поддержки
стандарте
две:
Работа по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения
Планирование, организация и контроль реализации социальных услуг и мер
социальной
поддержки.Повышение
уровня
профессиональных
компетенций
необходимых для эффективного осуществления деятельности в области социальной
работы с категорией лиц : дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей.
Задачи
программы
- изучить государственную политику в сфере социальной защиты населения; нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения;
основные направления политики социальной защиты населения;
и характеристики граждан-получателей социальных услуг;
- типы
- виды,
структуру и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг;
- социальное
обслуживание и меры социальной поддержки в трудной жизненной ситуации;
- основы составления индивидуальной программы предоставления социальных
9
услуг
в
трудной
Категория слушателей: специалисты
жизненной
ситуации.
отделения социального обслуживания,
руководители и специалисты социально-трудовой сферы.
4.1.1. Цели реализации модуля
Повышение уровня профессиональных компетенций необходимых для
эффективного осуществления деятельности
в области социальной работы с
категорией лиц : дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
4.1.2. Требования к результатам освоения модуля
Результатом освоения модуля является освоение следующих компетенций:
Код Наименование профессиональной компетенции
ПК
1.1
Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации
прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК
1.2
Осуществление сопровождения отдельных категорий граждан с учетом индивиду-альнотипологических особенностей личности.
Код Наименование общей компетенции
ОК
1.1
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК
1.2
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК
1.3
Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы
В результате освоения модуля слушатель должен:
- иметь практический опыт:
анализа действующего законодательства в области социальной защиты;
определения права на предоставление услуг и мер социальной поддержки
отдельным категориям граждан;
оказания
юридической
помощи
различным
группам
населения
по
10
преобразованию трудных жизненных ситуаций;
сопровождение отдельных категорий граждан с учетом индивидуальнотипологических особенностей личности
- знать:
содержание
нормативных
правовых
актов
федерального,
регионального
и
муниципального уровней, регулирующих вопросы установления пенсий, пособий и
других социальных выплат, предоставления услуг
- уметь:
анализировать
действующее
законодательство
в
области
социального
обеспечения, назначения пособий, компенсаций, предоставления услуг и мер
социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в
социальной защите с использованием информационных справочно-правовых
систем.
4.1.3. Программа модуля
Содержание обучения по темам, наименование и тематика
Наименование разделов,
Объем
практических занятий, самостоятельной работы. Вид
тем модуля
часов
учебных занятий. Виды выполняемых работ.
1
2
3
Содержание: Обзор международных актов о правах
несовершеннолетних. Система национального ювенального
законодательства современной России. Ювенальные
юридические технологии: понятие, признаки, виды
33
Тема "Ювенальное право и Лекция
ювенальное
Ювенальное право. и ювенальное законодательство. Общие
законодательство"
сведения о правовом статусе несовершеннолетних в
Российской Федерации
4
Лекция
Регламентация содержания общего правового статуса
несовершеннолетних в международном праве и в
3
11
национальном законодательстве Российской Федерации.
Лекция
Особенности гражданско-правового статуса
несовершеннолетних в современной России
4
Практическое занятие
Решение правовых задач с использованием ГК РФи других ФЗ
2
Лекция
Семейно-правовой статус несовершеннолетних
4
Лекция
Особенности правового статуса детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
8
Практическое занятие
Решение правовых задач с использованием ФЗ и иных
правовых НПА
2
Лекция
Юридическая ответственность несовершеннолетних
4
Практическое занятие
Решение правовых задач с использованием ФЗ и иных НПА
Тема "«Психологосоциальная работа по
реабилитации детей,
попавших в трудную
жизненную ситуацию »"
Содержание: Социальная защита. Виды социальной защиты.
Система социальной защиты: социальное обеспечение,
социальные гарантии, социальное страхование. Основная цель
вида профессиональной деятельности. Общие трудовые
функции. Трудовые функции. Понятие социальной
диагностики. Цель социальной диагностики. Понятие трудной
жизненной ситуации. Структура и этапы социальной
диагностики. Понятие социальной реабилитации. Методы
социальной диагностики. Понятие социального патронажа.
Особенности первичного, планового, комплексного
социального патронажа. Этапы социального патронажа. Акт
жилищно-бытовых условий семьи. Социальная карта клиента.
Понятие социальной профилактики. Первичная социальная
профилактика. Договор о социальном патронате семьи.
Вторичная социальная профилактика. Третичная социальная
профилактика. Предварительный этап программы. Основные
требования программы по социально-педагогической,
коррекционно-реабилитационной работе с детьми,
оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Особенности
комплексного подхода. Диагностический этап программы.
Особенности диагностической работы психолога, социально
педагога, воспитателей. Реабилитационный этап программы.
2
35
12
Специфическая социально-педагогическая и психологическая
реабилитация, и ее характеристика. Общая социальнопедагогическая и психологическая реабилитация.
Рефлексивный этап программы
Лекция
Социальная политика
2
Лекция
Профессиональный стандарт специалиста по социальной
работе
1
Самостоятельная работа
Профессиональный стандарт специалиста по социальной
работе
2
Лекция
Социальная диагностика
2
Самостоятельная работа
Социальная диагностика
3
Практическое занятие
Работа с проективными методиками диагностики, проведение
анкетирования и социометрии.
2
Лекция
Социальный патронаж
4
Лекция
Коррекционно -реабилитационная программа ребенка
попавшего в трудную жизненную ситуацию
2
Самостоятельная работа
Коррекционно -реабилитационная программа ребенка
попавшего в трудную жизненную ситуацию
3
Практическое занятие
Разработка Коррекционно -реабилитационной программы
ребенка попавшего в трудную жизненную ситуацию
4
Тренинг
Тренинг
Лекция
3
2
13
Социальная профилактика
Самостоятельная работа
3
Социальная профилактика
Практическое занятие
2
Составление договора о социальном патронате семьи
Промежуточная
аттестация
Итоговый контроль тестирование
2
Итого:
70
4.1.4. Материально-техническое обеспечение
Оборудование и технические средства
обучения
Кабинет (лаборатория), мастерская
1 Доска классная
2 Компьютер в сборе с монитором ,
компьютерная мышь
3 Ноутбук для студентов
4 стол преподавателя
Площадка, оснащенная современной МТБ
Социальная работа
5 Стол ученический двухместный
6 Стул
7 Стулья
8 Телевизор широкоформатный
9 тележка для ноутбуков OFFISBOX
10 шкафы офисные
4.1.5. Кадровое обеспечение
Преподаватели
психологическое
имеющие
образование.
высшее
Имеющие
юридическое
образование,
практический
опыт
высшее
работы
на
предприятиях.
4.1.6. Организация образовательного процесса
Образовательный процесс выстраивается в соответствии с расписанием
14
занятий. Проводятся лекционные занятия, практические занятия.
4.1.7. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
1. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. - М.: Академия, 2021
2. Гражданский кодекс Российской Федерации
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
4. Жилищный кодекс Российской Федерации
Дополнительная литература:
1. Сухов А.Н. Социальная психология. – М.: Академия, 2008
2. Басова Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения. – М.:
КНОРУС, 2019
3. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением.
– М.: Акаде-мия, 2007.
4.1.8. Контроль и оценка результатов освоения модуля
Результат освоения
программы
Основные показатели оценки результата
ПК 1.1 Осуществлять
профессиональное толкование
решение практических ситуаций с нормативным правовым
нормативных правовых актов обосно-ванием; демонстрация навыков работы с
для реализации прав граждан в нормативными правовыми актами с использованием
сфере пенсионного обеспечения информационно-компьютерных технологий.
и социальной защиты.
ПК 1.2 Осуществление
сопровождения отдельных
категорий граждан с учетом
индивиду-альнотипологических особенностей
личности.
демонстрация приёма граждан по вопросам социальной
защиты в период производственной практики.
ОК 1.1 Организовывать
собственную деятельность,
выбирать типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
Планирование деятельности в со-ответствии с заданным
способом и определение ресурсов для ее осу-ществления
Выбор способов достижения цели в соответствии с заданными
кри-териями качества и эффективно-сти Выбор способов
(технологии) ре-шения задачи в соответствии с за-данными
15
качество
условиями и имеющимися ресурсами
ОК 1.2 Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития
Дифференцированное применение нормативно-правовых
актов в зависимости от их юридической силы и отраслевой
принадлежности для решения конкретной профессиональной
задачи Определение уровня правового регулирования
(федеральный, региональный, местный, локальный)
Обобщение и анализ информации, формулирование выводов
Изложение информации с использованием профессиональной
терминологии
ОК 1.3 Ориентироваться в
условиях постоянного
изменения правовой базы
Определение действия норматив-но-правового акта во
времени, пространстве и по кругу лиц Отслеживание
изменений норма-тивно-правовой базы
Форма и вид аттестации по модулю:
Аттестация по модулю проводится в форме зачета , вид (тестирование).
16
5. Организационно-педагогические условия реализации программы
5.1. Материально-техническое обеспечение
Оборудование и технические средства
обучения
Кабинет (лаборатория), мастерская
1 Доска классная
2 Компьютер в сборе с монитором ,
компьютерная мышь
3 Ноутбук для студентов
4 стол преподавателя
Площадка, оснащенная современной МТБ
Социальная работа
5 Стол ученический двухместный
6 Стул
7 Стулья
8 Телевизор широкоформатный
9 тележка для ноутбуков OFFISBOX
10 шкафы офисные
5.2. Кадровое обеспечение
Преподаватели
должны
иметь высшее образование соответствующего
профиля, и стаж работы.
5.3. Организация образовательного процесса
Образовательный процесс организован в соответствии с расписанием занятий.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий.
17
5.4. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
1. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. - М.: Академия, 2021
2. Гражданский кодекс Российской Федерации
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
4. Жилищный кодекс Российской Федерации
Дополнительная литература:
1. Сухов А.Н. Социальная психология. – М.: Академия, 2008
2. Басова Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения. – М.:
КНОРУС, 2019
3. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением.
– М.: Акаде-мия, 2007.
18
6. Контроль и оценка результатов освоения программы
Результат освоения
программы
Основные показатели оценки результата
ПК 1.1 Осуществлять
профессиональное толкование
решение практических ситуаций с нормативным правовым
нормативных правовых актов обосно-ванием; демонстрация навыков работы с
для реализации прав граждан в нормативными правовыми актами с использованием
сфере пенсионного обеспечения информационно-компьютерных технологий.
и социальной защиты.
ПК 1.2 Осуществление
сопровождения отдельных
категорий граждан с учетом
индивиду-альнотипологических особенностей
личности.
демонстрация приёма граждан по вопросам социальной
защиты в период производственной практики.
ОК 1.1 Организовывать
собственную деятельность,
выбирать типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество
Планирование деятельности в со-ответствии с заданным
способом и определение ресурсов для ее осу-ществления
Выбор способов достижения цели в соответствии с заданными
кри-териями качества и эффективно-сти Выбор способов
(технологии) ре-шения задачи в соответствии с за-данными
условиями и имеющимися ресурсами
Дифференцированное применение нормативно-правовых
ОК 1.2 Осуществлять поиск и актов в зависимости от их юридической силы и отраслевой
использование информации,
принадлежности для решения конкретной профессиональной
необходимой для эффективного задачи Определение уровня правового регулирования
выполнения профессиональных (федеральный, региональный, местный, локальный)
задач, профессионального и
Обобщение и анализ информации, формулирование выводов
личностного развития
Изложение информации с использованием профессиональной
терминологии
ОК 1.3 Ориентироваться в
условиях постоянного
изменения правовой базы
Определение действия норматив-но-правового акта во
времени, пространстве и по кругу лиц Отслеживание
изменений норма-тивно-правовой базы
Контроль и оценка результатов освоения программы:
Текущий контроль проводится методом наблюдения преподавателя в процессе
проведения
занятий.
Итоговая аттестация, проводится через итоговое тестирование.
19
Итоговая аттестация по программе: Зачет, тестирование.
20
Фонд оценочных средств
Приложение №1
Фонд оценочных средств
для проведения аттестации
по модулям
«Ювенальное право и ювенальное законодательство»
«Психолого-социальная работа по реабилитации детей, попавших в трудную
жизненную ситуацию»
21
Камышлов, 2024
Комплект оценочных средств
Комплект оценочных средств по компетенции «Социальная работа».
Задание состоит из итогового тестирования знаний по программе в целом.
ИТОГОВОЕ КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Уважаемые слушатели! Вам представлен тест на 38 вопросов.
Ваша задача внимательно прочитать вопрос и выбрать правильный ответ.
Ответ необходимо записать в бланк ответов. Каждый вопрос подразумевает
только один правильный ответ. На выполнение тестового задания вам
отведено 45 минут.
Желаем удачи!
1. Малолетними, согласно ГК РФ, считаются лица, не достигшие:
1) 12 лет; 2) 14 лет; 3) 16 лет; 4) 18 лет.
2. С какого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно распоряжаться своим
заработком, стипендией и иными доходами без согласия законных представителей?
1) 17 лет; 2) 16 лет; 3) 15 лет; 4) 14 лет.
3. Можно ли несовершеннолетнего лишить права самостоятельного распоряжения своим
заработком?
1) да, по решению органа опеки и попечительства; 2) да, по решению суда; 3) нет.
4. С какого возраста несовершеннолетние приобретают деликтоспособность в гражданском праве?
1) с 14 лет; 2) с 15 лет; 3) с 16 лет.
5. Несут ли законные представители ответственность за вред, причинённый несовершеннолетним
в возрасте от 14 до 18 лет?
1) да, в полном объёме, если не докажут, что вред возник не по их вине; 2) нет;
22
3) несут лишь субсидиарную ответственность, если не докажут, что вред возник не их вине.
6. С какого возраста возможна эмансипация несовершеннолетнего?
1) с 14 лет; 2) с 15 лет; 3) с 16 лет.
7. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность в случае расторжения брака до
достижения восемнадцати лет:
1) сохраняется в полном объеме; 2) не сохраняется.
8. Над какими из этих лиц устанавливается попечительство?
1) малолетние; 2) несовершеннолетние от 14 до 18 лет;
3) недееспособные; 4) попечительство устанавливается над всеми указанными лицами.
9. Является ли безвестное отсутствие основанием для назначения пенсии по случаю потери
кормильца?
1) да;
2) нет, указанная пенсия назначается только в случае смерти или объявления умершим.
10. Наследуют ли по закону родители после детей, в отношении которых они были в судебном
порядке лишены родительских прав?
1) нет; 2) только если к моменту открытия наследства были восстановлены в родительских
правах.
11. Срок принятия наследства составляет:
1) 6 месяцев; 2) 1 год; 3) 3 месяца.
12. Обладают ли дети наследодателя правом на обязательную долю в наследстве (независимо от
содержания завещания)?
1) да, независимо от возраста и степени дееспособности;
2) только несовершеннолетние и нетрудоспособные.
13. С какого возраста лицо подлежит административной ответственности?
1) с 14 лет; 2) с 16 лет; 3) с 18 лет.
14. Возможно ли по законодательству Свердловской области снижение брачного возраста в виде
исключения при наличии особых обстоятельств до 14 лет?
1) да; 2) нет.
15. Как устанавливается отцовство ребёнка, родившегося в течение 300 дней после расторжения
брака его родителей?
1) только через суд;
2) действует презумпция отцовства, т.е. бывший супруг будет записан отцом ребёнка;
3) бывший супруг будет записан отцом ребёнка только по его письменному заявлению.
16. Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет:
1) допускается только с его согласия;
2) мнение ребёнка учитывается, но оно не обязательно для суда.
17. Усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав
допускается не ранее истечения
23
1) 6 месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских
прав;
2) 1 года со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав.
18. В каком порядке производится лишение родительских прав?
1) в административном (органами местного самоуправления);
2) в судебном (мировым судом); 3) в судебном (районным судом);
4) в административном (органами опеки и попечительства).
19. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на троих н/л детей взыскиваются
судом с их родителей в размере:
1) 2/3 заработка и (или) иного дохода родителей;
2) половины заработка и (или) иного дохода родителей;
3) 70% заработка и (или) иного дохода родителей.
20. При образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению
суда, виновное лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере:
1) 0,5% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки;
2) 1% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки;
3) 5% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки.
21. Вправе ли организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
направлять на содержание детей доходы от обращения помещённых в банк под проценты
поступивших сумм алиментов?
1) да, 50% дохода от обращения; 2) нет; 3) да, 100% дохода от обращения.
22. Установлена ли уголовная ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в
нарушение решения суда средств на содержание несовершеннолетних детей?
1) да, если это деяние совершено неоднократно;
2) нет, за это деяние предусмотрена только административная ответственность.
23. Какая ответственность установлена за разглашение тайны усыновления?
1) уголовная; 2) административная.
24. В случае достижения возраста 23 лет лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным
образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям
рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или
местных бюджетов:
1) за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии
по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения
обучения по таким образовательным программам;
2) право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной
поддержке они утрачивают.
25. В каком размере выплачивается пособие на приобретение учебной литературы и письменных
принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей?
1) в размере государственной социальной стипендии;
24
2) в размере трёхмесячной государственной социальной стипендии.
26. При предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным
программам за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской
Федерации, академического отпуска по медицинским показаниям, отпуска по беременности и
родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет:
1) за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и выплачивается
государственная социальная стипендия;
2) за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение, но государственная
социальная стипендия не выплачивается;
3) права на полное государственное обеспечение в этот период отсутствует.
27. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого не
обеспеченным жильём детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигшим
полной дееспособности, составляет:
1) 1 год; 2) 3 года; 3) 5 лет.
28. Имеют ли право дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на бесплатную
юридическую помощь?
1) да; 2) нет.
29. Несовершеннолетний подлежит уголовной ответственности:
1) с 16 лет;
2) с 16 лет, а по преступлениям, указанным в ч.2 ст.20 УК РФ, – с 14 лет;
3) с 14 лет, а по преступлениям, указанным в ч.2 ст.20 УК РФ, – с 12 лет.
30. С какого возраста несовершеннолетний предупреждается об уголовной ответственности за
дачу заведомо ложных показаний?
1) с 12 лет; 2) с 14 лет; 3) с 16 лет.
31. Социальная политика это:
1) Деятельность политических и социальных институтов направленная на прогрессивное развитие
социальной сферы общества
2) Деятельность политических и социальных институтов направленная на поддержку социально
необеспеченных слоев населения
3) Деятельность политических и социальных институтов направленная на реформирование
общественных организаций и процессов.
32. Система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным
лицам или группам населения социальным работником (социальной службой) для преодоления
или смягчения жизненных трудностей, поддержки их социального статуса и полноценной
жизнедеятельности – это:
1)социальная помощь;
2)социальная реабилитация;
3)социальная коррекция;
4)социальный патронаж.
25
33. Деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке,
оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых и иных услуг и
материальной помощи, созданию условий и осуществлению социальной адаптации, реабилитации
граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации – это:
1)социальный патронаж;
2)социальное обслуживание;
3)социальное сопровождение;
4)социальная защита.
34. Что не является целью социальной политики?
1) Гармонизация общественных отношений
2) Формирование прочного пласта трудовой мотивации
3) Обеспечение уравнительной справедливости в обществе
4) Сдерживание распространения социальных недугов в обществе
35.Перечислите профессиональные роли специалиста по социальной работе?
1) роль «учителя»
2) роль «помощника»
3) роль «адвоката»
4) роль «практического психолога»
5) роль «наставника»
6) роль «руководителя»
36.Перечислите методы профессиональной деятельности социальной работы?
1) социологические методы
2) педагогические методы
3) психологические методы
4) специфические методы
5) практические методы
37.К какой группе профессиональных методов относится метод одобрения и осуждения?
1) педагогические
2) психологические
3) социологические
4) административные
5) психолого-педагогические
38.Функции специалиста по социальной работе:
1) аналитическая
2) диагностическая
3) системно-моделирующая
4) действенно-практическая
5) организаторская
6) все вышеизложенные
26