РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
Рассмотрено:
на заседании ШМО
учителей начальных
классов
протокол № 3
от 10.06.2024 г.
Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 6
от 10.06.2024 г.
Утверждено:
приказом директора № 319 - од
от 11.06.2024 г.
Рабочая программа
коррекционного курса «Сенсорное развитие»
для обучающихся 1-4 классов
(АООП для обучающихся с умственной отсталостью, 2 вариант)
Составитель:
Мельникова
Наталья
Викторовна,
учитель высшей
категории
Камышлов, 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для
обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599,на
основе Федеральной адаптированной
основной
общеобразовательной
программы образования обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.12.2022 года № 1026.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является
чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического,
эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества
сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает
окружающий мир. У данной категории детей сенсорный опыт спонтанно не
формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль
развития чувственного опыта: ощущений и восприятий.
Поэтому целью обучения является: обогащение чувственного опыта у
обучающихся в процессе целенаправленного систематического воздействия на
сохранные анализаторы.
Программа составлена на основе программы курса коррекционных занятий
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4
классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида,
сборник под редакцией Метиевой Л.А.,Москва, «Просвещение»,2011 год.
Программа
курса нацелена на максимальную коррекцию имеющихся у
обучающихся недостатков развития и построена с учетом своеобразия их
психических процессов и результатов мониторинговых исследований в
предыдущих классах.
Цель программы: на основе создания оптимальных условий познания
каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать
ребенку правильное, многогранное полифункциональное представление об
окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического
развития и более эффективной социализации в обществе.
Задачи программы:
обогащение чувственного познавательного опыта, нацеленное на развитие
памяти, мышления, речи, воображения.
формирование на основе активизации работы всех органов чувств,
адекватного
восприятия
явлений
и
объектов
окружающей
действительности в совокупности их свойств.
коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе
систематического и целенаправленного формирования полноценного
восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств
предметов, их положения в пространстве.
формирование способности воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов,
ритмов).
совершенствование сенсорно - перцептивной деятельности.
обогащение словарного запаса детей на основе использования
соответствующей терминологии.
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно –
двигательной координации.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей в различных
видах деятельности (игра, изо-деятельность, психологические тренинги и
др.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников,
вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным
поведением.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Данный курс входит в часть учебного плана, формируемую участниками
образовательных отношений. Коррекционные занятия входят в «Коррекционноразвивающую область». Количество учебного времени, отводимого в учебном
плане 1 класс - 2 часа в неделю, 66 часов в год, в 2-4 классах на изучение
коррекционного курса 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Ожидаемые результаты освоения программы
1 класс
Предметные результаты:
Достаточный уровень:
правильно пользоваться карандашом, ручкой, ножницами, клеем;
владеть карандашом, ручкой, кистью;
раскрашивать рисунок: без пробелов, выхода за контур, одинаковое
направление;
конструировать предметы из 2—3 геометрических фигур;
прекращать движение в нужной точке;
последовательно соединять точки;
выполнять творческие работы из пластилина по образцу;
выполнять пальчиковые упражнения;
принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием
упражнения, игры;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной
инструкции учителя;
играть в предложенные сенсорные и двигательные игры по правилам;
адекватно эмоционально реагировать в ходе игры, упражнения.
Минимальный уровень:
• стимуляция активности ребенка;
• умение воспринимать тактильные, кинестетические, зрительные,
слуховые, обонятельные, слуховые воздействия;
• умение демонстрировать двигательные, эмоциональные и другие реакции
на тактильные, двигательные, зрительные, вкусовые воздействия;
• уметь принимать ситуации повторения взрослых, его собственных звуков,
движений, действий с предметами.
Базовые учебные действия
Личностные базовые учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
передвигаться по школе, находить свой кабинет, другие необходимые
помещения.
Коммуникативные базовые учебные действия:
вступать в контакт;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
учителем;
доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
Ожидаемые результаты освоения программы
2 класс
Предметные результаты:
Достаточный уровень:
различать предметы по вкусу и запаху;
различать цвета (3-4)
правильно пользоваться карандашом, ручкой, ножницами, клеем.
владеть карандашом, ручкой, кистью;
раскрашивать рисунок: без пробелов, выхода за контур, одинаковое
направление;
конструировать предметы из 2—4 геометрических фигур;
прекращать движение в нужной точке;
последовательно соединять точки; выполнять творческие работы из
пластилина по образцу;
выполнять пальчиковые упражнения;
принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием
упражнения, игры;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной
инструкции учителя;
играть в предложенные сенсорные и двигательные игры по правилам;
адекватно эмоционально реагировать в ходе игры, упражнения.
Минимальный уровень:
• стимуляция активности ребенка;
• умение воспринимать тактильные, кинестетические, зрительные,
слуховые, обонятельные, слуховые воздействия;
• умение демонстрировать двигательные, эмоциональные и другие реакции
на тактильные, двигательные, зрительные, вкусовые воздействия;
• уметь принимать ситуации повторения взрослых, его собственных звуков,
движений, действий с предметами.
Базовые учебные действия.
Личностные базовые учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
Регулятивные базовые учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
передвигаться по школе, находить свой кабинет, другие необходимые
помещения.
Коммуникативные базовые учебные действия:
вступать в контакт;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
3 класс
Ожидаемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
Достаточный уровень:
называть признаки и свойства предметов;
основные геометрические фигуры;
основные цвета и некоторые оттенки;
определения понятий величин;
виды особых свойств предметов;
виды вкусовых ощущений
полноценно воспринимать окружающую действительность;
зрительно воспринимать окружающие предметы и явления;
различать звуки окружающей среды;
определять на ощупь предметы;
определять и вербализировать положения и движения тела;
узнавать объекты по запаху;
различать основные виды вкуса продуктов
Минимальный уровень:
• стимуляция активности ребенка;
• умение воспринимать тактильные, кинестетические, зрительные,
слуховые, обонятельные, слуховые воздействия;
• умение демонстрировать двигательные, эмоциональные и другие реакции
на тактильные, двигательные, зрительные, вкусовые воздействия;
• уметь принимать ситуации повторения взрослых, его собственных звуков,
движений, действий с предметами.
Регулятивные базовые учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их
результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов;
Коммуникативные базовые учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.
4 класс
Ожидаемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
Достаточный уровень:
называть основные цвета: черный, белый, красный, синий, зеленый,
желтый;
называть основные размеры: длина, ширина, высота;
выделять из группы предметов один или несколько, обладающих
определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
анализировать и сравнивать предметы по указанным признакам
сравнивать предметы по размерам;
сравнивать предметы по характеру материала: гладкий, шершавый,
прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный,
каменный, железный;
различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон
колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей.
Минимальный уровень:
•
стимуляция активности ребенка;
•
умение воспринимать тактильные, кинестетические, зрительные,
слуховые, обонятельные, слуховые воздействия;
•
умение демонстрировать двигательные, эмоциональные и другие
реакции на тактильные, двигательные, зрительные, вкусовые воздействия;
•
уметь принимать ситуации повторения взрослых, его собственных
звуков, движений, действий с предметами.
Регулятивные базовые учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их
результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов;
Коммуникативные базовые учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.
Личностные результаты:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в
его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых
правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Содержание занятий и разделов
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное
восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие»,
«Восприятие запаха», «Восприятие вкуса». Содержание каждого раздела
представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа,
направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка,
стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические,
физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная
отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе
обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не
только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую
информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в
окружающем мире.
Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация
взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи,
светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете,
расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка
(справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко
расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу,
вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый,
черный ). Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука,
расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко
расположенным
перемещающимся
источником
звука.
Локализация
неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его
источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов. Кинестетическое
восприятие. Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.
Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер,
пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый),
фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция
на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела.
Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на
положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами
поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и
др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый),
влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой). Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан,
хвоя, кофе и др.). Восприятие вкуса. Реакция на продукты, различные по
вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции
(жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по
вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых
качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Для проведения уроков по развитию психомоторики требуется специально
организованная предметно – пространственная развивающая среда:
Электронные средства обучения.
Презентации.
1. Презентация №1Графический диктант.
2. Презентация №2 Геометрические фигуры.
3. Презентация №3 Движения и жесты.
4. Презентация №4 Месяцы.
5. Презентация №5 Времена года.
6. Презентация №6 Развитие мыслительных операций.
7. Презентация №7 Цветовой спектр
8. Презентация №8 Восприятие.
9. Презентация№9 Оттенки цветов.
10.Презентация №10 Мозговая гимнастика.
11.Презентация №11 Термометр.
12.Презентация№12 Время года-весна.
13.Презентация №13 Время года-осень.
14.Презентация №14 Развитие памяти
15.Презентация №15 Ориентация в пространстве.
16.Презентация №16 Расположение в пространстве.
17.Презентация №17 Развитие памяти.
18.Презентация № 18 Времена года.
19.Презентация №19 Группировка предметов.
20.Презентация №20 Группировка предметов по признакам.
21.Презентация №21 Время по часам.
22. Презентация №22. Что мы знаем о часах.
23.Презентация №23. Сутки.
24.Презентация №24.Развитие памяти и внимания.
25.Презентация №25.Интеллектуальная игра.
Список учебно-дидактических игр и пособий.
1.Развивающая игра «Путаница».
2.Развивающая игра «Ассоциации. Русские народные сказки»
3.Развивающее лото «Кем быть?»
4.Развивающая игра «Волшебные проволочки»
5.Развивающая игра «Хитрые слова».
6.Развивающая игра «Что? Откуда? Почему?»
7.Развивающая игра «Букашки».
8. Развивающая игра «Детям о времени».
9. Развивающая игра «Расскажи про свой город».
10. Развивающая игра «Назови одним словом».
11. Развивающая игра «Чем отличаются слова».
12. Развивающая игра «Мозаика».
13. Развивающая игра «Пазлы»-160 штук.
14. Развивающая игра «Пазлы»-500 штук.
15. Развивающая игра «Цвет».
16.Набор красок для арттерапии.
17. Набор пуговиц для развития мелкой моторики.
18.Набор для лепки (пластилин).
19.Набор спичек для развития моторики.
20.Пазлы- 15 штук.
21.Обьемные кубики.
22.Надувной бассейн с мячиками (25 мячей).
23.Дидактическая игра «Мой дом».
24.Деревянные пазлы-8 штук.
25. Трафареты(набор)-1 штука.
26. Мягкиепазлы (№1,№2,№3,№4.),мягкие пазлы с буквами.
27. Деревянные головоломки-8 штук.
28. Принадлежности для арттерапии, ароматерапии.
29.Сенсорные панели-2 штуки.
30.Сухой дождь-1 штука.
31.Мягкий бассейн с мячами-(1000 мячей)-1 штука.
32 .Мягкий бассейн с мячами-(250 мячей)-1 штука.
32. Кресла «Груша»-3 штуки.
33.Массажные коврики-3 штуки.
34.Пузырьковая колонна-1 штука.
35. Цветной модуль из геометрических фигур-1 набор.
36.Проектор «Солнечный»-1 штука.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы
в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.- 88 с.
2.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. –
СПб «Детство – Пресс», 2021. – 123 с.
3.Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец.
(коррекц.) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2019. –
160 с.
4.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в
развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб»,
2018. – 128с.
5.Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие. (Серия
«Игровые технологии») – М.: ТЦ Сфера, 2013 – 128 с.
Оценочные материалы
Оценочные материалы лежат в основе мониторинга состояния моторных и
сенсорных процессов обучающихся.
Ребенок на занятии сам оценивает свои успехи с помощью специального
листа-рефлексии. Это создает особый положительный эмоциональный фон:
раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется
другим, форма подачи материала активно чередуются в течение урока. Это
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Учебные задания строятся с учетом индивидуально-типологических
особенностей детей, уровня их актуального развития, все это предоставляет
возможности для эффективной и целенаправленной деятельности,
способствующей постепенному, но благоприятному развитию когнитивной
сферы обучающихся.
Уроки подразумевают безоценочную систему, что, в свою очередь, не
исключает устных комментариев педагога по той или иной учебной ситуации.
Тематическое планирование, 1 класс
Наименование раздела, темы урока
Раздел №1 Зрительное восприятие(11 час.)
Фиксация взгляда на лице человека
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете – фонарик, пламя
свечи
Фиксация взгляда на светящейся игрушке
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз
(выше и ниже уровня глаз)
Фиксация взгляда на предмете, находящемся напротив (справа, слева) от
ребенка
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом
(по горизонтали, по вертикали)
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом
(по кругу, вперед-назад)
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом (шарик)
Узнавание (различение) цвета объектов (красный, зеленый)
Раздел №2 Слуховое восприятие(8 час.)
Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником
звука (дудочка)
Реагирование на произношение звуков громкой и тихой речью
Реагирование на шуршание (бумага, целлофан)
Отбивание такта отдельных слогов с их отхлопыванием
Соотнесение звука с его источником
Раздел №3 Восприятие запаха(3 час.)
Реагирование на запах цитрусовых (лимон, апельсин)
Узнавание (реагирование запаха хвои, кофе)
Раздел №4 Восприятие вкуса(10 час.)
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий)
Реакция на продукты различные по вкусовым качествам (кислый, соленый)
Реакция на продукты, различные по консистенции (жидкий, твердый)
Узнавание (различение) продуктов по вкусу сладкий, горький
Реакция на продукты, различные по консистенции (жидкий, твердый)
Раздел №5 Кинестетическое восприятие(34 час)
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека
Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре
(холодный-теплый)
Реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре (гладкийшероховатый)
Реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре (острыйгладкий)
Реакция на вибрацию, исходящую от объекта.
Реакция на давление на поверхность тела
Развитие чувствительности (поглаживание ваткой, щеткой, поролоном)
Сжимание предметов (резиновый мячик, эспандер)
Стимулирование движений пальцев (сжимание и разжимание их)
Формирование ладонного захвата.
Массаж рук
Массаж лица
Реакция на массаж с использованием массажной варежки
Ощупывание ткани с нашитыми пуговицами
Количество часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Реакция на вертикальное - горизонтальное положение тела
Совместное сжимание резинового мячика, резиновой игрушки
Развитие восприятия собственного тела. Ощупывание и массирование рук и
ног. Получение отпечатков рук и ног
Умение доставать и отпускать предмет из емкости
Обучение ребенка стучать предметом о предмет
Перенос предмета (в баночку)
Развинчивание и завинчивание предметов
Открывание и закрывание дверных замков
Застегивание молний
Захват палочки (вертикальный), захват круглого предмета. Удерживание
предмета
Итого:
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
66 ч.
Тематическое планирование, 2 класс
Наименование раздела, темы урока
Раздел №1 Зрительное восприятие (13 час.)
Фиксация взгляда на лице человека
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете – фонарик, пламя
свечи
Фиксация взгляда на светящейся игрушке
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз
(выше и ниже уровня глаз)
Фиксация взгляда на предмете, находящемся напротив (справа, слева) от
ребенка
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом
(по горизонтали, по вертикали)
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом
(по кругу, вперед-назад)
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом (шарик)
Узнавание (различение) цвета объектов .
Количество часов
Обводка и штриховка предметов.
Раздел №2 Слуховое восприятие(8 час.)
Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником
звука (дудочка)
Реагирование на произношение звуков громкой и тихой речью
Реагирование на шуршание (бумага, целлофан)
Отбивание такта отдельных слогов с их отхлопыванием
Соотнесение звука с его источником
Раздел №3 Восприятие запаха(3 час.)
Реагирование на запах цитрусовых (лимон, апельсин)
Узнавание (реагирование запаха хвои, кофе)
Раздел №4 Восприятие вкуса(10 час.)
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий)
Реакция на продукты различные по вкусовым качествам (кислый, соленый)
Реакция на продукты, различные по консистенции (жидкий, твердый)
Узнавание (различение) продуктов по вкусу сладкий, горький
Реакция на продукты, различные по консистенции (жидкий, твердый)
Раздел №5 Кинестетическое восприятие(34 час.)
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека
Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре
3ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
(холодный-теплый)
Реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре
(гладкий-шероховатый)
Реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре (острыйгладкий)
Реакция на вибрацию, исходящую от объекта.
Реакция на давление на поверхность тела
Развитие чувствительности (поглаживание ваткой, щеткой, поролоном)
Сжимание предметов (резиновый мячик, эспандер)
Стимулирование движений пальцев (сжимание и разжимание их)
Формирование ладонного захвата.
Массаж рук
Массаж лица
Реакция на массаж с использованием массажной варежки
Ощупывание ткани с нашитыми пуговицами
Реакция на вертикальное - горизонтальное положение тела
Совместное сжимание резинового мячика, резиновой игрушки
Развитие восприятия собственного тела. Ощупывание и массирование рук и
ног. Получение отпечатков рук и ног
Умение доставать и отпускать предмет из емкости
Обучение ребенка стучать предметом о предмет
Перенос предмета (в баночку)
Развинчивание и завинчивание предметов
Открывание и закрывание дверных замков
Застегивание молний
Захват палочки (вертикальный), захват круглого предмета. Удерживание
предмета
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
Итого:
68 ч.
Тематическое планирование, 3 класс
Раздел и тема
Раздел №1 Зрительное восприятие(32 час.)
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете.
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале
Тренировка зрительной памяти
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов
Графический диктант
Обводка контуров предметных изображений.
Штриховка в разных направлениях. Рисование бордюров по образцу
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений
Совершенствование точности мелких движений рук
Раздел №2 Слуховое восприятие (6 час.)
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов
Нахождение одинаковых по звучанию объектов
Развитие чувства ритма
Раздел № 3 Кинестетическое восприятие (16 часов)
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и
свойствам
Определение веса различных предметов
Работа с мелкой мозаикой
Количество часов
2
2
5
2
2
5
2
4
3
5
2
2
2
2
2
4
Различение материалов .
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов
Цветовой спектр. Смешение оттенков.
Раздел №4 Восприятие запаха(4 часа)
Дифференцированное восприятие ароматов .
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху.
Раздел №5 Восприятие вкуса (10 часов)
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений.
Узнавание (различение) продуктов по вкусу.
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий,
кислый, соленый)
Различение продуктов по вкусовым качествам
2
2
4
2
2
2
2
2
4
68 часов
Тематическое планирование, 4 класс
Раздел и тема
Количество
часов
Раздел №1 Зрительное восприятие(32 час.)
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете.
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале
Тренировка зрительной памяти
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов
Графический диктант
Обводка контуров предметных изображений.
Штриховка в разных направлениях. Рисование бордюров по образцу
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений
Совершенствование точности мелких движений рук
Раздел №2 Слуховое восприятие (6 час.)
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов
Нахождение одинаковых по звучанию объектов
Развитие чувства ритма
Раздел № 3 Кинестетическое восприятие (16 часов)
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и
свойствам
Определение веса различных предметов
Работа с мелкой мозаикой
Различение материалов .
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов
Цветовой спектр. Смешение оттенков.
Раздел №4 Восприятие запаха(4 часа)
Дифференцированное восприятие ароматов .
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху.
Раздел №5 Восприятие вкуса (10 часов)
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений.
Узнавание (различение) продуктов по вкусу.
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий,
кислый, соленый)
Различение продуктов по вкусовым качествам
2
2
5
2
2
5
2
4
3
5
2
2
2
2
2
4
2
2
4
2
2
2
2
2
4
Всего:68 часов.
Приложение №1.
1.Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И.
Озерецкого, М. О. Гуревича):
Оценка статического равновесия
- сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень,
удовлетворительный результат) в позе "аист": стоя на одной ноге, другую
согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги,
руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания
конечностей.
Оценка динамического равновесия
- преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед
собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не
должно быть при этом более 50см.
2.Оценка ручной моторики:
- выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть
вперед второй и пятый пальцы ("коза"), второй и третий пальцы ("ножницы"),
сделать "кольцо" из первого и каждого следующего пальца;
- координация движений обеих рук "кулак - ладонь": руки лежат на столе,
причем одна кисть сжата в кулак, другая - с распрямленными пальцами.
Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая
другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
- срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий,
букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
- срисовывание фразы из 3-4 слов, написанной письменным шрифтом, с
сохранением всех элементов и размеров образца.
3.Оценка тактильных ощущений:
- узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик,
ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
- узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат,
треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
4.Оценка владения сенсорными эталонами: Тесты цветоразличения
- раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от
самого темного до самого светлого;
- называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3
оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы.
- группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком
выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат.Необходимо подобрать к ним
соответствующие фигуры из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание:
увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала
(до 24). Восприятие величины.
- раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10
палочек длиной от 2 до 20 см;
- ранжирование по величине L. ряд 1С элементов на основе абстрактного
восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру,
которую убрал экспериментатор.
5.Оценка зрительного восприятия:
- узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
- узнавание контурных изображений (5 изображений);
- узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
- выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
6.Оценка слухового восприятия:
- воспроизведение несложных ритмических рисунков;
- определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на
магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана,
стук молотка и др.;
- определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные
картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с
соответствующего звука).
7.Оценка пространственного восприятия:
- показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева,
справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
- выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение
расположения предметов в пространстве (над - под, на - за, перед - возле,
сверху - снизу, выше -ниже и т. д.);
- конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
8.Оценка восприятия времени:
- с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем
времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем
(например: "Весна закончится, какое время года наступит?" И т. д.).
Данные мониторинга обрабатываются
с периодичностью 3 раза в
год(сентябрь,декабрь,май.)