РП ВД Легоконструирование 1-4 классов, 1 вариант, 2024

Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и
творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы
в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения учащихся, а также
творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые
стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных
образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь,
требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное
значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в школе
является создание моделей из LEGO-конструкторов, которые
обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт,
получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане
формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–
конструирование способствует формированию умению учиться,
добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире,
закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения
является
системно-деятельностный
подход,
предполагающий
чередование практических и умственных действий ребёнка. В этом
смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной
формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование,
воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация конструкций – это пространственная система познаний
окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования
направлен на развитие следующих процессов:
1.
Психическое
развитие:
формирование
пространственного
мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
2.
Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной
системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
3.
Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря,
выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической
деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет
общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в
материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное
руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает
самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей
у детей.
Представленная программа «Легоконструирование» разработана в
соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных
областей. Программа рассчитана на 4 года обучения. Работа по LEGOконструированию проводится в рамках дополнительного образования.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у
учащихся первоначальных конструкторских умений на основе LEGO–
конструирования.
Задачи: На занятиях по LEGO-конструированию ставится ряд
обучающих, развивающих и воспитательных задач:

развивать у учащихся интерес к моделированию и
конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме,
по замыслу;

формировать учебную деятельность: умение и желание трудиться,
выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью,
доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в
паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих
нестандартным творческим мышлением;
развивать мелкую моторику рук, общее речевое развитие и умственные
способности.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Легоконструирование» относится к
проектной деятельности. Программа рассчитана на 1 час в неделю с 1-4
класс, 1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год,
4 класс – 34 часа в год.
Содержание педагогического процесса
Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня,
«движение» – это необходимость. Но LEGO не просто занимательная
игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и
«конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в
определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом
носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и
развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов,
машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его
жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением
для детей. Игра с LEGO-конструктором не только увлекательна, но и
весьма полезна. С помощью игр учатся жить в обществе,
социализируются в нем.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию
направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка,
его творческого потенциала, занятия основаны на принципах
сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.

Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже
очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения
возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из
LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или
достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в
роли творца.
Для
обучения
детей
LEGO-конструированию
использую
разнообразные методы и приемы.
Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация
способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме,
цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационнорецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение
различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с
формой, определения пространственных соотношений между ними
(на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание
моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных
приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и
демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование
готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.

Частичнопоисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных
игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание
ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем
обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика,
физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов
с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо
представлены задания интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение
различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети
учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им
продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и
решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными
на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи,
изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны
таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач

ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы,
транспорт, космос.
В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют
установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают
умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать
конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся
представлять предметы в различных пространственных положениях. В
процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики
(ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и
монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание
уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята
учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку
по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить
правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему,
предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему
постройки находят в постройке основные части, называют и показывают
детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют
порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по
выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к
проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении
конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с
детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо
схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые
задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание
различных форм работы способствует приобретению детьми социальных
знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе,
происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Предполагаемые результат реализации программы:
Личностные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Легоконструирование»
является формирование следующих умений:

самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение
применять полученные знания при проектировании и сборке
конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и
творческая инициатива.

интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение
применять полученные знания при проектировании и сборке
конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и
творческая инициатива.

Познавательные:

определять, различать и называть детали конструктора,

конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по
чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного.

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать
предметы и их образы;
Регулятивные

уметь работать по предложенным инструкциям

уметь создавать инструкции.

умение излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и
самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений.

определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя;
Коммуникативные

уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о
постройке.

уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять
обязанности.

Предметными
результатами изучения
курса
«Легоконструирование» является формирование: о деталях LEGOконструктора и способах их соединений;

об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и
распределения веса;

о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее
отдельных элементов;

о связи между формой конструкции и ее функциями.

Сформируются конструкторские умения и навыки, умение
анализировать предмет, выделять его характерные особенности,
основные части, устанавливать связь между их назначением и
строением.

Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в
паре, коллективе, распределении обязанностей.

Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и
желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу.
Обучающие будут иметь представления:
 о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
 об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и
распределения веса;




о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее
отдельных элементов;
о связи между формой конструкции и ее функциями.

Учебно-тематический план 1-ый год обучения

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1718
1920
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Тема

Кол-во
часов
Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор», знакомство с деталями, 1
способом крепления, строительство по замыслу. Техника безопасности
Игра «Волшебный мешочек»
1
«Игра «Чего не стало»
1
Игра «Собери модель»
1
Игра «Что изменилось»
1
Игра «Отгадай»
1
Игра «Найди деталь такую же, как на карточке»
1
Игра «Собери модель»
1
1
Игра «Запомни и выложи ряд»
Игра «Светофор»
1
Игра «Продолжи ряд»
1
Игра «Что изменилось»
1
Игра «Чья команда быстрее построит»
1
1
Конструирование по замыслу
Конструирование по замыслу
1
Конструирование по замыслу
Узор. Игры на логическое мышление

1
2

Лего азбука 2

2

«Лего цифры»
Лего цифры
Игра на логическое мышление. Игра «Продолжи ряд»
Игры на логическое мышление
Игра «Запомни расположение»
Игра «Лабиринт»
Игра «Разноцветный флаг»
Башня «Дружбы»
Конструирование моста
Игры на логическое мышление
Симметричность LEGO моделей. Моделирование бабочки

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32
33

Построение моделей «Цветка»
Игра «Чья команда быстрее построит»

1
1

Учебно-тематический план 2-ой год обучения
Учебно-тематический план 3-ий год обучения
№

Тема

2
3
4
5
6
7-8
9
10
11
12-13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Закрепление названий
LEGO–деталей, инструктаж
безопасности
Способы крепления, строительство по замыслу
«Игра «Собери модель»
Игра «Запомни расположение» строительство по образцу
Игра «Продолжи ряд»
Игра «Запомни и выложи ряд» «придумай сам»
«Мой дом» построение стен, крыш
Игра «Выложи вторую половину узора, постройки»
Игры на развитие логического мышления
Игра «Разложи детали по местам»
Построение многоэтажных домов
Игра «Запомни и повтори»
Коллективная игра «Вертолина»
Игра «Совместное построение моделей»
Игра «Запомни и повтори»
Модель «Качели »
«Мои любимые сказки» модели сказочные персонажи
«Новый год» построение модели «Звезда»
«Снегурочка». Игра «Что лишнее?»
«Транспорт специального назначения»

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32-33
34

Игра «Найди деталь такую же, как на карточке»
Игра «Запомни и выложи ряд», «Змейка»
«Машины будущего»
Игра «Разложи детали по местам» «Новый год»
«Аквариум» Игра «Таинственный мешочек»
«Космическое путешествие» Игра «Лабиринт»
« Игра «Запомни расположение»
«Сад будущего»
Игра «Чья команда быстрее»
Конструирование по замыслу
Сборка моделей по инструкции

1

по

Кол-во
часов
технике 1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

№
1
2
3
4
5-6
7-8
9-10
11
12-13
14

Тема занятия
Вводное занятие. Правила работы на уроках Лего-конструирование.
\техника безопасности
Геометрические узоры.
Создаем свою инструкцию по сборке
Лабиринт.
Любимые сказочные герои.
Мозаика
Село в котором я живу . Построение домов на улицах.
Устойчивость LEGO моделей.
Моделирование зданий.
Конструирование по замыслу

Кол-во
часов
1
1
1
1
2
2
2
1
2
1

15
16
17
18
19
20
21-22
23
24
25-26
27
28
29
30-31
32
33
34

Транспорт
Моделирование транспорта
Игра «Чья команда быстрей соберет модель»
Игры на развитие логического мышления
Игра «Продолжи ряд». Конструирование по замыслу
Коллективная игра «Вертолина»
Создаем свою инструкцию по сборке
Игры на логическое мышление
Коллективная игра «Вертолина»
Конструирование по инструкции, схеме
Конструирование по замыслу
Диагностическая работа
Игра «Мастера»
Игра на логическое мышление
Проект «Построение фигур»
Защита моделей
Итоговое занятие
Учебно-тематический план 4-ий год обучения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».