РП УД СГ.06 Основы бережливого производства

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.06 ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

для специальности СПО
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
Форма обучения - очная
Срок обучения - 2 года 10 мес.
Профиль профессионального образования:
технологический

Камышлов, 2025

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО
ПРОИЗВОДСТВА
разработана
на
основе
федерального
государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
(утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 2 июля 2024 г. № 453) и
примерной программы по дисциплине основы бережливого производства одобренной на
заседании Педагогического совета ФГБОУ ДПО ИРПО протоколом №19 от «23» июля 2024 г.

Разработчик: ЧингинаН.Н., методист ГАПОУ СО «КГТТ»

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических
работников профессиональных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель

___ Е.В. Чудинова

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Методист
Н.Н. Чингина

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И
ДИСЦИПЛИНЫ

ОЦЕНКА

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

УЧЕБНОЙ

1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ СГСЭ.06 ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.07
Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, укрупненной группы
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта в части освоения социально­
гуманитарного цикла.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Учебная дисциплина СГСЭ.06. Основы бережливого производства является обязательной
частью социально-гуманитарного цикла образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт
автотранспортных средств
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Цель - формирование знаний концептуальных основ бережливого производства и
умений применения инструментов бережливого производства для решения задач
профессиональной деятельности.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания:
Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01, ОК 03,
ОК 04 ОК 07

Уметь:
- осуществлять профессиональную
деятельность с соблюдением
принципов бережливого
производства;
- моделировать производственный
процесс и строить карту потока
создания ценности;
- применять методы диагностики
потерь и устранять потери в
процессах;
- применять ключевые инструменты
анализа и решения проблем,
оценивать затраты на
несоответствие;
- организовывать работу коллектива
и команды в рамках реализации
проектов по улучшениям;
- применять инструменты бережливого
производства в соответствии со
спецификой бизнес-процессов
организации/производства

Знать:
- принципы и концепцию
бережливого производства;
- основы картирования потока
создания ценности (создание
карт целевого, идеального и
текущего состояния потока
создания ценности);
- методы выявления, анализа и
решения проблем производства;
- инструменты бережливого
производства;
- принципы организации
взаимодействия в цепочке
процесса;
- виды потерь и методы их
устранения;
- современные технологии
повышения производительности
труда;
- технологии внедрения
улучшений производственного
процесса;

- систему подачи предложений
по улучшению в области
повышения эффективности труда

Профессиональные компетенции
ПК 2.2 Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала по выполнению
работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и их
компонентов.
ПК 2.3. Осуществлять взаимодействие со смежными структурными подразделениями
предприятия и внешними организациями.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем в часах
40

в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение

24

практические занятия

10

консультации

4

Самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация/текущий контроль

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч.,
в т. ч. в форме
практической
подготовки,
акад. ч.

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Раздел 1 Бережливое производство: основные понятия, принципы, методология, проблематизация
Тема 1.1
Основные
понятия и
методология
бережливого
производства

Содержание учебного материала
Цели, задачи учебной дисциплины «Основы бережливого производства». Области
применения бережливого производства (БП). История создания моделей бережливого
производства. Преимущества и недостатки БП. Серия ГОСТ Р «Бережливое
производство». Примеры внедрения бережливого производства (Госкорпорация
"Росатом", ПАО "КАМАЗ", "Группа ГАЗ", ОАО "РЖД", Госкорпорация "Ростех", ПАО
"Сбербанк России")7
Содержание учебного материала
Инструменты, методы поиска причин и устранения потерь («Метод 5 Почему?»). Роль
руководства во внедрении принципов бережливого производства («Поход в Гемба»).
Основные виды потерь
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 1. Фабрика процессов как эффективный способ обучения
оптимизации производственного процесса (деловая имитационная игра)
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 2.
Работа с основными информационными источниками. Основные принципы БП в
профессиональной деятельности (области применения и конкурентные преимущества
использования) Составление глоссария основных понятий
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основными информационными источниками. Основные принципы БП в
профессиональной деятельности (области применения и конкурентные преимущества
использования)

1 Примеры внедрения бережливого производства рассматриваются выборочно на усмотрение образовательной организации

18
9
2

2

2

2

1

ОК 07

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

4

2

1

6
4

2

7 1
0 0

2 Алгоритм может быть адаптирован с учетом особенностей и специфики вида профессиональной деятельности

9
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 07 ОК 03
ПК 2.2. ПК 2.3

ОО

Содержание учебного материала
Основные категории концепции (философии) непрерывного совершенствования.
Требования и приемы к управлению с позиции применения концепции постоянного
совершенствования. Основные этапы процесса постоянного совершенствования
Целеполагание в концепции БП. Принципы БП. Поток создания ценности. Цели
применения карт потоков. Уровни потока создания ценности. Виды и принципы
картирования процесса. Этапы проведения картирования. Инструменты картирования
потока создания ценности. Карта целевого, идеального и текущего состояния потока
создания ценности. Типичные ошибки при картировании
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 3. Понятие и этапы бережливого проекта. Разработка паспорта
учебного проекта на выбранную тематику. Картирование потока создания ценностей в
соответствии с предложенным алгоритмом2
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка анкеты для оценки ценности результата деятельности (услуги/продукта)
глазами заказчика
Тема 1.3
Содержание учебного материала
Методы решения Проблемно-ориентированное мышление. Определение и формулирование проблемы.
проблем
Определение ключевых причин возникновения проблемы. Технологии анализа проблем.
Квалификация видов потерь по системе 3М. Источники потерь и способы их устранения
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 4. Выбор инструментов решения проблемы в рамках
реализуемого учебного проекта по результатам картирования (Техника 4W+2H +
декомпозиция проблемы, изучение причин возникновения, разработка корректирующих
действий)
Тема 1.2
Принципы и
концепция
системы БП.
Картирование
потока создания
ценности.
Потери и
действия,
добавляющие
ценность

Объем, акад. ч.,
в т. ч. в форме
практической
подготовки,
акад. ч.

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Раздел 2 Реализация принципов бережливого производства в профессиональной деятельности
Содержание учебного материала
Тема 2.1
Методы и
Основные инструменты БП (области применения, адаптация под вид профессиональной
инструменты
деятельности): стандартизированная работа, система рационализации рабочего места (5S),
бережливого
методика всеобщего обслуживания оборудования (ТРМ), методика быстрой переналадки
производства
(SMED), методика защиты от непреднамеренных ошибок (Poka-yoke), методика
непрерывного улучшения (кайдзен), встроенное качество, метод организации производства
«точно в срок» (канбан)
Содержание учебного материала
Тема 2.2
Модель внедрения БП. Целеполагание в бережливой организации. Организационная
Внедрение
структура в концепции БП. Ключевые показатели эффективности работы. Производственная
методов
культура на рабочем месте. Типичные ошибки применения методов БП
бережливого
В том числе практических занятий
производства Практическое занятие № 5. Определение моделей внедрения бережливого производства.
Варианты внедрения БП с использованием метода диагностики скрытых потерь
Содержание учебного материала
Тема 2.3
Визуализация

Тема 2.4
Технологии
лидерства,
вовлечения и
мотивации
персонала

Объем, акад. ч.,
в т. ч. в форме
практической
подготовки,
акад. ч.

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

12
2
2

ОК 07
ПК 2.2. ПК 2.3

4
2

ОК 07 ОК 03
ПК 2.2. ПК 2.3

2

2

Основы визуализации. Способы и инструменты метода визуализации. Эффекты от
визуализации и сложности ее применения

2

Содержание учебного материала
Лидерство как новый тип производственных отношений. Вовлечение персонала в БП,
организация работы с производственными инициативами и предложениями по
улучшениям. Технологии мотивации и стимулирование качества. Квалификация
персонала и обучение

4
4

ОК 04, ОК 07
ПК 2.2, ПК 2.3

ОК 07 ОК 04
ПК 2.2. ПК 2.3.

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Консультации

Объем, акад. ч.,
в т. ч. в форме
практической
подготовки,
акад. ч.
4

Промежуточная аттестация/текущий контроль
Всего:

40

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация
программы
дисциплины
требует
наличия
учебного
кабинета
общегуманитарных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы зачета.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- телевизор
Залы:
Библиотека, класс самоподготовки с выходом в интернет
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Курамшина, А. В., Основы бережливого производства: учебник / А. В.
Курамшина, Е. В. Попова. — Москва : КноРус, 2025.(электронная библ-ка)
2. Бережливое производство: учебник / А. Г. Бездудная, Н. С. Зинчик, О. В.
Кадырова [и др.]; под общ. ред. А. Г. Бездудной. — Москва : КноРус,
2025. (электронная библ-ка)

3.2.2. Электронные издания
1. Бродецкий, Г. Л. Управление запасами: многофакторная оптимизация процесса
поставок: учебник для среднего профессионального образования / Г. Л. Бродецкий,
В. Д. Герами, А. В. Колик, И. Г. Шидловский. — Москва: Издательство Юрайт, 2023.
- 322 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10776-0. — Текст:
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/517345
2. Бурнашева, Э. П. Основы бережливого производства / Э. П. Бурнашева. — 3-е изд.,
стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2024. — 76 с. — ISBN 978-5-507-48836-0. — Текст:
электронный
//
Лань:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/364793
3. Вершинин, О. Как помогает бережливое производство и для какого бизнеса
подходит /О. Верщинин. - Текст: электронный // Интернет-портал - ООО
«НЕЙРОС». Санкт-Петербург, 2024— URL: https://neiros.ru/blog/management/kakberezhlivoe-proizvodstvo-pomozhet-i-dlya-kakogo-biznesa-podoydet/
4. Киселев, А.А. Принятие управленческих решений: учебник / А.А. Киселев. —
Москва: КноРус, 2021. — 169 с. — ISBN 978-5-406-07898-3. — URL:
https://book.ru/book/938341
5. Клюев, А. В. Бережливое производство: учебное пособие для СПО / А. В. Клюев;
под редакцией И. В. Ершовой. 3-е изд. — Саратов, Екатеринбург:

Профобразование, Уральский федеральный университет, 2024. — 87 c. — ISBN
978-5-4488-0447-2, 978-5-7996-2900-7. — Текст: электронный // Цифровой
образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/139518.html
6. Симонова, М. В. Экономика труда: учебник для среднего профессионального
образования / М. В. Симонова [и др.]; под общей редакцией М. В. Симоновой. —
Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 259 с. — (Профессиональное образование).
— ISBN 978-5-534-13411-7 —Текст: электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519424
7. Староверова, К. О. Основы бережливого производства: учебное пособие для
среднего профессионального образования / К. О. Староверова. — Москва:
Издательство Юрайт, 2024. — 74 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-16473-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544921
8. Шмелёва, А.Н. Методы бережливого производства: учебно-методическое пособие /
А.Н. Шмелёва. — Москва: РТУ МИРЭА, 2021. — 38 с. — Текст: электронный //
Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://elanbook.com/book/171543
3.2.3. Дополнительные источники
1. Виниченко, В. А. Бережливое производство: учебное пособие / В. А. Виниченко. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2020. - 100 с. - ISBN 978-5-7782-4328-6. - Текст:
электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1869254
2. Вэйдер, М. Инструменты бережливого производства: Мини-руководство по
внедрению методик бережливого производства: справочник / М. Вэйдер // Москва:
Альпина Паблишер, 2020. - 125 с.
3. ГОСТ Р 56407-2023. Бережливое производство. Основные инструменты и методы их
применения: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2023 г. N 1292-ст: дата
введения 2024-02-01. — Москва: Гост Ассистент. — 16 с.— URL:
https://gostassistent.ru/doc/7cfeecc4-ac82-4555-af8f-7e0394244343
4. ГОСТ Р 56020-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое
производство. Основные положения и словарь: утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
19 августа 2020 г. N 513-ст: дата введения 2021-08-01. — Москва: Гост Ассистент.
— 20 с.— URL: https://gostassistent.ru/doc/9bdeb20e-11f9-4ed2-9e1f-031cbccc3081
5. Развитие бережливых производственных систем в России: новые методы и модели:
монография / Ю. П. Адлер, Э. В. Кондратьев, Н. А. Гудз [и др.]; под редакцией Ю.
П. Адлера, Э. В. Кондратьева. — Москва: Академический Проект, 2020. — 207 с. —
ISBN 978-5-8291-2910-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная
система. — URL: https://elanbook.com/book/132255

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
- принципы и концепцию
- демонстрирует системные знания об
Тестирование.
бережливого производства
принципах становления и развития
Устный опрос.
бережливого производства;
Наблюдение за
- формулирует основные понятия ходом выполнения
практических работ.
бережливого производства;
- поясняет содержание принципов
Оценка решений
бережливого
производства
в ситуационных задач
соответствии
с
направленностью
Промежуточная
профессиональной деятельности
аттестация.
- основы картирования
- описывает основные подходы к
потока создания ценности
картированию потока создания ценности
- владеет основными понятиями для
(создание карт целевого,
идеального и текущего
картирования процесса
состояния потока создания
- составляет карты целевого, идеального
ценности)
и текущего состояния потока создания
ценности
- демонстрирует системные знания о
действиях, добавляющие ценности и
уменьшающих потери
- методы выявления,
владеет
основными
методами
анализа и решения проблем выявления и анализа проблем
- формулирует перечень необходимых
производства
шагов/действий для решения проблем
- инструменты бережливого - демонстрирует системные знания об
инструментах бережливого производства
производства
и областях его применения;
- оперирует знаниями при выборе
инструментов
для
решения
производственной задачи, приводит
теоретическое
обоснование
потенциальной пользы и рисков
- принципы организации
- демонстрирует знания при анализе в
взаимодействия в цепочке
цепочке процесса
описывает
последовательность
процесса
организационных
действий
для
улучшения процесса
- виды потерь и методы их
- демонстрирует знания по типизации
устранения
производственных потерь и причинах их
возникновения
- современные технологии
- демонстрирует системные знания о
повышения
ключевые показатели эффективности
производительности труда
бережливого производства

Результаты обучения
- технологии внедрения
улучшений
производственного
процесса

Критерии оценки

Методы оценки

владеет
основными
понятиями
реинжиниринга и демонстрирует знания
инструментов процесса преобразований
- описывает основные подходы к
технологии
мотивации
персонала,
принципы и методики вовлечения
персонал в процесс непрерывных
улучшений
- формулирует перечень необходимых
шагов для подачи предложений по
улучшениям

- систему подачи
предложений по
улучшению в области
повышения эффективности
труда
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
- осуществлять
- демонстрирует понимание способов
реализации принципов бережливого
профессиональную
деятельность с
производства
в
профессиональной
соблюдением принципов
деятельности
при
решении
производственных задач
бережливого производства
- демонстрирует навык картирования
- моделировать
потока создания ценности
производственный процесс
выбирает
средства
и
методы
и строить карту потока
моделирования и описания процесса
создания ценности
- демонстрирует умение выявлять,
- применять методы
диагностировать и устранять потери в
диагностики потерь и
процессах
устранять потери в
процессах
- осуществляет и аргументирует выбор
- применять ключевые
инструментов диагностики проблем
инструменты анализа и
- оценивает «цену» производственной
решения проблем,
ошибки и определяет возможность для
оценивать затраты на
корректирующих действий
несоответствие
- предлагает алгоритм решения с учетом
имеющихся ресурсов и ограничений
- организовывать работу
- демонстрирует умение организовывать
работу коллектива и команды в рамках
коллектива и команды в
рамках реализации проектов реализации проектов по улучшениям
по улучшениям
- применять инструменты
- демонстрирует умение выбора и
бережливого производства в
применения инструментов бережливого
соответствии со спецификой
производства
в
заданных
производственных условиях
бизнес-процессов
организации/производства

Кейс-метод.
Деловая игра.
Оценка решений
ситуационных
задач.
Промежуточная
аттестация.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».