Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
aialB riorji*
0 k .ЩЁРЖДАЙЩ'фи
^Д и р екто р I ДДОУ СО
гумаиитарпоV, ;U p C
? fe ? ,
^ех^л^ги(,чесхй и техникум»
4 %«Ка-ушШловекщ*
^ - Е .Е ! Бочкарева
у
1;
* . ^
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.ОЗ ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
для специальности СПО
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Профиль профессионального образования:
технологический
Камышлов, 2025 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 03. Электротехника и электроника разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего
профессионального образования 23.02.07 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (Приказ Министерства просвещения РФ от 2 июля 2024 г. №
453)
Разработчик: Бронских Е.М. - преподаватель высшей квалификационной категории
Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской
области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум».
Рассмотрена на заседании предметно (цикловой)
профессионального цикла ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
Е.В. Чудинова
*
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Методист
/с*
Н.Н. Чингина
комиссии
педагогических
работников
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
6
13
14
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.07
Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств укрупненной группы 23.00.00
Техника и технологии наземного транспорта в части освоения общепрофессионального цикла.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
учебная
дисциплина
ОП.03
Электротехника
и
электроника
к
общепрофессиональному учебному циклу (ОП.00) ППССЗ специальности 23.02.07 Техническое
обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- пользоваться измерительными приборами;
- производить проверку электронных и электрических элементов автомобиля;
- производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и
электронных цепей;
- компоненты автомобильных электронных устройств;
- методы электрических измерений;
- устройство и принцип действия электрических машин.
Данная дисциплина направлена на формирование:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках.
ПК 1.1. Осуществлять диагностику автотранспортных средств.
ПК 1.2. Осуществлять техническое обслуживание автотранспортных средств.
ПК 1.3. Проводить ремонт и устранение неисправностей автотранспортных средств.
ПК 1.4. Разрабатывать и осуществлять технологические процессы установки дополнительного
оборудования на автотранспортные средства.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),
в том числе:
- теоретические занятия
- практические занятия
Самостоятельная работа
Консультации
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Объём часов
116
106
60
40
4
6
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Уровень
освоения
2/2
1
Формиру
емые ОК
и ПК
70
2\4
2
2\6
3
8\8
3
2\8
2
4\12
3
«Я
^4 ^3. ^2. ^1 °9 0, 0, 0 , 0 ,
Содержание учебного материала
Предмет, цели и задачи дисциплины. Основные понятия и термины. Структура дисциплины
Раздел 1. Электротехника
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Понятие об электрическом поле. Основные характеристики электрического поля. Проводники и
Электрическое
диэлектрики в электрическом поле. Устройство и назначение конденсаторов. Ёмкость
поле
конденсатора. Соединение конденсаторов
Содержание учебного материала
Элементы электрической цепи. Электрический ток. Физические основы работы источника
ЭДС. Закон Ома для участка и полной цепи. Электрическое сопротивление и электрическая
проводимость. Зависимость сопротивления от температуры. Работа и мощность электрического
Тема 1.2.
тока. Преобразование электрической энергии в тепловую. Токовая нагрузка проводов и защита
Электрические
их от перегрузок. Соединения приёмников электроэнергии. Законы Кирхгофа
цепи
Практические занятия
постоянного
1. Опытное подтверждение закона Ома.
тока
2. Изучение смешанного соединения резисторов.
3. Определение электрической мощности и работы электрического тока.
4. Определение коэффициента полезного действия цепи постоянного тока
5. Расчёт цепей постоянного тока
Содержание учебного материала
Основные параметры магнитного поля. Магнитные материалы. Гистерезис. Применение
Тема 1.3.
ферримагнитных материалов. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера.
Электромагне
Электромагниты и их применение. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.
тизм
Самоиндукция. Индуктивность. Взаимная индукция. Использование закона электромагнитной
индукции и явления взаимоиндукции в электротехнических устройствах
Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Электрические Синусоидальный переменный ток. Параметры и форма представления переменных ЭДС,
цепи
напряжения, тока, магнитного потока. Получение переменной ЭДС. Электрические процессы в
простейших электрических цепях с активным, индуктивным и ёмкостным элементами. Закон
однофазного
Ома для этих цепей. Векторные диаграммы. Неразветвлённые цепи переменного тока с активпеременного
Введение
Объём
часов
О О О О О
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающегося
ПППП
Наименование
разделов и тем
тока
Тема 1.5.
Электрические
цепи трёх
фазного пере
менного тока
Тема 1.6.
Электрические
измерения и
электроизме
рительные
приборы
Тема 1.7.
Трансформато
ры
ным, индуктивным и ёмкостным элементами. Резонанс напряжений. Активная, реактивная и
полная мощности в цепи переменного тока. Разветвлённые цепи переменного тока с активным,
индуктивным и ёмкостным элементами. Резонанс токов. Коэффициент мощности и способы его
повышения
Практические занятия
1. Исследование последовательного и параллельного соединения конденсаторов.
2. Исследование последовательного и параллельного соединения катушек индуктивности.
3. Исследование неразветвлённой цепи переменного тока. Резонанс напряжений.
4. Исследование разветвлённой цепи переменного тока. Резонанс токов
Содержание учебного материала
Основные элементы трёхфазной системы. Получение трёхфазной ЭДС. Соединение обмоток
генератора и потребителя трёхфазного тока «звездой». Основные расчётные уравнения. Соот
ношения между линейными и фазными величинами. Симметричная и несимметричная
нагрузки. Нейтральный провод. Соединение обмоток генератора и потребителя трёхфазного
тока «треугольником». Соотношения между линейными и фазными величинами. Симметричная
и несимметричная нагрузки. Мощность трёхфазной системы. Расчёт трёхфазной цепи при
симметричной нагрузке
Практические занятия
1. Исследование цепи трёхфазного переменного тока, соединённой «звездой».
2. Исследование цепи трёхфазного переменного тока, соединённой «треугольником».
3. Определение активной, реактивной и полной мощности
Содержание учебного материала
Прямые и косвенные измерения. Классификация электроизмерительных приборов. Класс
точности электроизмерительных приборов. Погрешности измерений. Измерение напряжения и
тока. Расширение пределов измерения вольтметров и амперметров. Измерение мощности и
энергии. Схемы включения ваттметров. Индукционные счётчики. Измерение электрического
сопротивления постоянному току. Использование электрических методов для измерения
неэлектрических величин при эксплуатации и обслуживании автомобилей
Практические занятия
1. Измерение сопротивления методом вольтметра и амперметра
Содержание учебного материала
Назначение, классификация и применение трансформаторов. Устройство и принцип действия
однофазного трансформатора. Электрическая схема однофазного трансформатора. Режимы ра
боты трансформатора. Коэффициент полезного действия трансформатора. Трёхфазные
трансформаторы. Трансформаторы специального назначения (сварочные, измерительные,
8\14
4\16
3
6\20
4\20
3
2\26
4\24
3
автотрансформаторы)
Практические занятия
1. Исследование работы однофазного трансформатора.
2. Определение коэффициента трансформации
Содержание учебного материала
Назначение, классификация и область применения машин переменного тока. Вращающееся
магнитное поле. Устройство и принцип действия трёхфазного асинхронного электродвигателя.
Тема 1.8.
Электрические Пуск в ход, регулирование частоты вращения и реверс асинхронного электродвигателя.
машины пере Характеристики асинхронного двигателя. КПД асинхронного электродвигателя. Однофазные
асинхронные электродвигатели. Синхронный электродвигатель
менного тока
Практические занятия
1. Пуск в ход и снятие рабочих характеристик трёхфазного асинхронного двигателя
Содержание учебного материала
Устройство и принцип действия машин постоянного тока. Обратимость. ЭДС и реакция якоря.
Генераторы постоянного тока: классификация, схемы включения обмотки возбуждения, харак
Тема 1.9.
Электрические теристики. Пуск в ход, регулирование частоты вращения, реверсирование и торможение. КПД
машины посто машин постоянного тока. Применение машин постоянного тока в электроснабжении
автомобилей
янного тока
Практические занятия
1. Испытание двигателя постоянного тока
Содержание учебного материала
Классификация электроприводов. Режимы работы электроприводов. Определение мощности
Тема 1.10.
при продолжительном и повторно-кратковременном режимах работы. Пускорегулирующая и
Основы
электропривод защитная аппаратура. Релейно-контактные системы управления электродвигателей.
Применение релейно-контактных систем управления электродвигателей для управления
а
машинами и механизмами в процессе технического обслуживания автомобилей
Содержание учебного материала
Тема 1.11.
Схемы электроснабжения промышленных предприятий. Трансформаторные подстанции.
Передача и
Распределительные пункты. Электрические сети промышленных предприятий. Провода и
распределение
кабели. Заземление. Учёт и контроль потребления электроэнергии. Компенсация реактивной
электрической
мощности. Контроль электроизоляции. Электробезопасность при производстве работ по
энергии
техническому обслуживанию и ремонту автомобилей
Раздел 2. Электроника
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Электропроводность полупроводников. Свойства p— n перехода. Виды пробоя
Физические
4\30
4\28
3
2\32
4\32
3
2\34
4\36
2
4\40
2
26
2\42
1
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
основы
электроники
Тема 2.2.
Полупроводни
ковые приборы
Тема 2.3.
Интегральные
схемы микро
электроники
Тема 2.4.
Электронные
выпрямители
и
стабилизаторы
Тема 2.5.
Электронные
усилители
Тема 2.6.
Электронные
генераторы и
измерительные
приборы
Содержание учебного материала
Условные обозначения, устройства, принцип действия, вольтамперные характеристики,
параметры, маркировка и применение выпрямительных диодов и стабилитронов. Условные
обозначения, устройство, принцип действия, схемы включения, характеристики, параметры,
маркировка биполярных и полевых транзисторов. Тиристоры
Практические занятия
1. Исследование двухполупериодного выпрямителя
Содержание учебного материала
Интегральные схемы микроэлектроники. Г ибридные, тонкоплёночные полупроводниковые
интегральные микросхемы. Технология изготовления микросхем. Соединение элементов и
оформление микросхем. Классификация, маркировка и применение микросхем
Содержание учебного материала
Назначение, классификация, обобщённая структурная схема выпрямителей. Однофазные и
трёхфазные выпрямители. Назначение и виды сглаживающих фильтров. Стабилизаторы
напряжения и тока, их назначение, принципиальные схемы, принцип действия, коэффициент
стабилизации
Практические занятия
1. Расчёт параметров и составление схем различных типов выпрямителей
Самостоятельная работ а обучающегося
Решение задач
Содержание учебного материала
Назначение и классификация электронных усилителей. Принцип действия полупроводникового
каскада с биполярным транзистором по схеме ОЭ. Построение графиков напряжения и токов
цепи нагрузки. Многокаскадные транзисторные усилители. Усилители постоянного тока,
импульсные и избирательные усилители
Практические занятия
1. Определение рабочей точки на линии нагрузки и построение графиков напряжения и тока в
цепи нагрузки усилительного каскада
Содержание учебного материала
Условия возникновения незатухающих колебаний в электрической цепи. Электронные
генераторы типа RC и LC. Мультивибраторы. Триггеры. Электронные измерительные приборы.
Электронный вольтметр
Самостоятельная работа обучающегося
2\44
3
2\36
2\46
2
2\48
3
2\38
2
2\50
3
2\40
2\52
2
2
ОК 05,
ОК 09
ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 1.3.
ПК 1.4
Решение задач
Тема 2.7.
Электронные
устройства
автоматики и
вычисли
тельной
техники
Содержание учебного материала
Электронные устройства автоматики и вычислительной техники. Принцип действия,
особенности и функциональные возможности электронных реле, логических элементов,
регистров, дешифраторов, сумматоров
4\56
2
Тема 2.8.
Микропроцесс
оры и
микроЭВМ
Содержание учебного материала
Место в структуре вычислительной техники микропроцессоров и микроЭВМ. Применение
микропроцессоров и микроЭВМ для комплексной автоматизации управления производством, в
информационно-измерительных системах, в технологическом оборудовании. Архитектура и
функции микропроцессоров
4\60
2
Консультации
Итоговая аттестация - экзамен
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
6
6
116
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛ ИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Электротехника и
электроника».
Оборудование лаборатории:
рабочие места по количеству обучающихся;
мультимедийное рабочее место для преподавателя;
действующие стенды и модели;
детали и схемы электротехнических и электронных устройств;
плакаты,
набор фолий по электротехнике;
набор слайдов;
лабораторные стенды.
Технические средства обучения:
персональный компьютер;
ЖК-телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная
1. Аполлонский, С. М., Электротехника: учебник / С. М. Аполлонский. — Москва :
КноРус, 2025 (электронная библ-ка)
2. Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учебное пособие. - Ростов
на/Д.: Феникс, 2021.
3. Фуфаева Л.И. Электротехника учебник для профессионального образования. - М:
Академия/электронная библиотека/2020
Дополнительная
1. ГОСТ 2.702-75 Правила выполнения электрических схем.
2. ГОСТ 2.710-81 Обозначения буквенно-цифровые в электрических схемах.
3. Бутырин Н.А. Электротехника: учебник для профессионального образования. - М.:
Академия, 2007
4. Новиков П.Н. Задачник по электротехнике: практикум для профессионального
образования. - М.: Академия, 2008
5. Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике: учебное пособие
для профессионального образования. - М.: Академия, 2008
6. Вахламов В.К. Автомобили: теория и конструкция автомобиля и двигателя: учебник
для студентов СПО.- М.: Академия, 2012
7. Немцов М.В. Электротехника и электроника учебник для профессионального
образования - М.: Академия / электронная библиотека/ 2015
Интернет-ресурсы:
1. Информационно-коммуникационные технологии в образовании // система
федеральных образовательных порталов [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.ict.edu.ru
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
3. Книги по электротехнике и электронике [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://padaread.com/?cat=68
4. Школа для электрика. Все секреты мастерства [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: www.electricalschool.info/electroteh
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умение пользоваться электроизмерительными приборами
Умение производить проверку электронных и электрических
элементов автомобиля
Умение производить подбор элементов электрических цепей
и электронных схем
Знание методов расчёта и измерения основных параметров
электрических, магнитных и электронных цепей
Знание компонентов автомобильных электронных устройств
Знание методов электрических измерений
Знание устройства и принципа действия электрических
машин
Формы и методы контроля
и оценки результатов
обучения
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающегося при
выполнении и защите
практических и лабораторных
работ, тестирования,
контрольных работ и других
видов текущего контроля
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающегося при
выполнении и защите
практических и лабораторных
работ, тестирования,
контрольных работ и других
видов текущего контроля