РП УП ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
03.02.07 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Профиль получаемого профессионального образования:
технологический

Камышлов, 2025 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И
СЕРТИФИКАЦИЯ разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта по специальности среднего профессионального образования
23.02.07
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (Приказ
Министерства просвещения РФ от 2 июля 2024 г. № 453)

Разработчик: Бронских Евгений Михайлович - преподаватель высшей квалификационной
категории Государственного автономного профессионального образовательного учреждения
Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум».

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
профессиональных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель

V

Е.В. Чудинова
(

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Методист
-Н.Н. Чингина

2

СОДЕРЖАНИЕ
1
ОБЩАЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов
среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.07 Техническое
обслуживание и ремонт автотранспортных средств укрупненной группы 23.00.00 Техника и
технологии наземного транспорта в части освоения общепрофессионального цикла.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная
дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
выполнять метрологическую поверку средств измерений;
проводить испытания и контроль продукции;
применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте
автомобильного транспорта;
определять износ соединений;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
основные понятия, термины и определения;
средства метрологии, стандартизации и сертификации;
профессиональные элементы международной и региональной стандартизации и сертифика­
ции;
показатели качества и методы их оценки;
системы и схемы сертификации
Данная дисциплина направлена на формирование:
общих компетенций :
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по право­
вой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Россий­
ской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках.
ПК 1.1 Осуществлять диагностику автотранспортных средств.
ПК 1.2 Осуществлять техническое обслуживание автотранспортных средств.
ПК 1.3 Проводить ремонт и устранение неисправностей автотранспортных средств.
ПК 1.4 Разрабатывать и осуществлять технологические процессы установки дополнительного
оборудования на автотранспортные средства.

4

ПК 2.2 Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала по выполнения работ по
техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и их компонентов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
теоретические занятия
Самостоятельная работа
Консул ьтации
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
56
50
18
30
4
2
2

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, са­
мостоятельная работа студентов

Объем
часов

Уровень
освоения

1

1

Форми­
руемые
ОК и ПК

Содержание учебного материала
Задачи и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация».
Значение и основная цель учебной дисциплины. Структура учебной дисциплины, ее связь
Введение
с другими дисциплинами, роль и место в формировании научно-теоретических основ спе­
циальности. Новейшие достижения и перспективы развития метрологии, стандартизации и
сертификации в России.
Раздел 1. Метрология
Тема 1.1. Основ­ Содержание учебного материала
ные положения в Задачи метрологии. Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения точности.
области метроло­ Международная система единиц. Единство измерений и единообразие средств измерений.
гии. Службы кон­ Метрологическая служба. Основные термины и определения.
троля и надзора
Содержание учебного материала
Тема 1.2. Основы Классификация измерительных средств и методов измерений. Измерения прямые и кос­
теории измерений венные, абсолютные и относительные, методы измерений. Погрешности измерений, этало­
ны.
Содержание учебного материала
Передача и хранение точных размеров с помощью плоскопараллельных концевых меры
длины (ПКМД). Область применения. Наборы ПКМД. Правила составления блока мер
Тема 1.3. Конце­
требуемого размера.
вые меры длины.
Классификация гладких калибров и их назначение. Щупы и их назначение.
Гладкие калибры
Практическое занятие №1
Составление размеров деталей с помощью плоскопараллельных концевых мер длины
(ПКМД)
Содержание учебного материала
Разновидности, область применения. Штангенциркуль и штангенглубиномер, штангенТема 1.4. Штангениструменты и рейсмус. Устройство нониуса. Правила измерения и чтения размера. Микрометрические
микрометры, раз­ инструменты: микрометр, микрометрический глубиномер, микрометрический нутромер.
новидности, при­ Цена деления барабана и стебля. Стопорное устройство. Чтение показаний, правила изме­
рений.
менение
Практическое занятие №2

15

1

1

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

ОК 01ОКОб
ОК 09
ПК1.11.4
ПК 2.2.

6

Измерение параметров деталей с помощью штангенинструментов и микрометров.
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучить тему и написать доклад: «Средства измерения».
Содержание учебного материала
Тема 1.5. Рычаж­
Рычажные измерительные приборы, классификация. Устройство индикатора часового ти­
ные приборы.
па, индикаторного нутромера. Электроконтактные датчики, средства измерения с пневма­
Автоматизиро­
тическим преобразователем. Автоматизация процессов измерения при активном контроле.
ванные измери­
Самостоятельная работа обучающихся:
тельные системы
Изучить тему и написать доклад «Средства активного контроля для шлифовальных
и комплексы
станков»
Раздел 2. Стандартизация
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Основные поня­
Цели и задачи стандартизации. Стандарт, стандартизация, международные стандарты
тия в области
ИСО. Нормативные документы по стандартизации.
стандартизации
Содержание учебного материала
Госстандарт Российской Федерации, его функции и деятельность, направленная на ускоре­
Тема 2.2. Государ­ ние технического прогресса России. Категории стандартов: государственные (ГОСТ Р) от­
ственная система раслевые (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), стандарты общественных объединений
(СТО), технические условия. Взаимозаменяемость деталей, узлов и механизмов. Виды
стандартизации.
взаимозаменяемости. Ряды предпочтительных чисел.
Взаимозаменяе­
мость
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучить тему и написать конспект «Унификация, агрегатирование, комплексная и опе­
режающая стандартизация»
Содержание учебного материала
Тема 2.3. Основ­ Размеры номинальные и действительные. Предельные отклонения. Допуск и поле допуска.
Виды посадок. Условное обозначение полей допусков. Квалитеты.
ные понятия о
допусках и поса­ Самостоятельная работа обучающихся.
дах
Изучить тему и написать конспект «Порядок выбора и назначения квалитетов точности
и посадок»
Содержание учебного материала
Тема 2.4. Допуски
Общие сведения о системе допусков и посадок гладких цилиндрических соединений. По­
и посадки глад­
садки в системе отверстия и в системе вала, графическое изображение полей допусков. Ре­
ких цилиндриче­
комендации по выбору допусков и посадок. Единая система допусков и посадок (ЕСДП).
ских соединений
Практическая занятие №3

1

2

1

1

2

32
2

1

ОК 01ОКОб
ОК 09
ПК1.11.4
ПК 2.2

2

1

1

2

2

2

1

2

2

2

2

3
7

Тема 2.5. Допуски
и посадки под­
шипников каче­
ния
Тема 2.6. Нормы
геометрической
точности. Допус­
ки форм и распо­
ложения поверх­
ностей
Тема 2.7. Шеро­
ховатость по­
верхностей
Тема 2.8. Размер­
ные цепи
Тема 2.9. Методы
и средства изме­
рения углов. До­
пуски угловых
размеров
Тема 2.10. Допус­
ки резьбовых со­
единений
Тема 2.11

Определение отклонений, предельных размеров, построение полей допусков для соедине­
ния типа «вал - втулка» с зазором.
Практическое занятие №4
Определение отклонений, предельных размеров, построение полей допусков для соедине­
ния типа «вал - втулка» с натягом.
Практическое занятие №5.
Определение отклонений, предельных размеров, построение полей допусков для соедине­
ния типа «вал - втулка» с переходной посадкой.
Содержание учебного материала
Подшипники качения. Основные посадочные размеры. Классы точности подшипников ка­
чения. Расположение полей допусков.
Практическое занятие №6
Определение посадок, отклонений, предельных размеров, построение полей допусков для
соединений типа «вал - подшипник».
Содержание учебного материала
Практическое занятие №7
Отклонения формы цилиндрических поверхностей и причины их возникновения. Откло­
нения расположения поверхностей. Обозначение на чертежах допусков формы и взаимного
расположения поверхностей
Содержание учебного материала
Неровности поверхностей: волнистость и шероховатость. Условные обозначения шерохо­
ватости поверхности на чертежах.
Содержание учебного материала
Необходимость составления размерных цепей при решении конкретных технических задач.
Виды звеньев размерной цепи. Расчет размерных цепей.
Содержание учебного материала
Методы и средства измерения углов. Допуски угловых размеров.

2

3

2

3

2

2

2

3

2

1

1

2

1

1

2

1

2

2

2

Содержание учебного материала
Допуски резьбовых соединений. Типы и параметры резьб. Допуски метрических резьб.
Содержание учебного материала

8

Допуски на зубча­
тые колеса и
соединения, до­
пуски и посадки
шпоночных и
шлицевых соеди­
нений
Раздел 3. Качество
Тема 3.1. Показа­
тели качества
продукции и ме­
тоды их оценки

Допуски на зубчатые колеса и соединения. Основные показатели нормы кинематической
точности. Допуски и посадки шпоночных и шлицевых соединений. Образование посадок
шпоночных соединений.

продукции
Содержание учебного материала

4

Классификация и номенклатура показателей качества. Общий подход и методы работы по
качеству. Методы оценки уровня качества однородной продукции.

2

Содержание учебного материала
Практическое занятие №8
Классификация видов контроля качества продукции. Входной, оперативный и приемочный
контроль. Понятие поэтапного контроля качества. Системный подход к управлению каче­
ством продукции на отечественных предприятиях. Комплексная система.
Раздел 4. Сертификация
Тема 4.1. Основ­
Содержание учебного материала
ные определения Основные определения в области сертификации. Системы сертификации. Сертификация
в области серти­
систем обеспечения качества
фикации. Систе­
мы сертификации
Содержание учебного материала
Тема 4.2. Порядок и
Практическое занятие №9
правила сертифи­
Примерная типовая последовательность работ и состав участников при сертификации продукции.
кации. Схемы сер­
Добровольная и обязательная сертификация
тификации
Тема 3.2. Испы­
тания и контроль
продукции. Си­
стемы качества

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ за ч е т
КОНСУЛЬТАЦИИ
ВСЕГО:

2

ОК 01ОК06
ОК 09
ПК1.11.4
ПК 2.2

2

1

ОК 01ОК06
ОК 09

4

2

2

1

ПК1.11.4
ПК 2.2

1

2
2
56

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, лаборатории_«Метрологии, стандартизации и сертификации».
Оборудование учебного кабинета: доска на металлический основе, компьютер, проектор,
учебно-методическая документация, плакаты, схемы, наглядные стенды, учебные фильмы, об­
разцы инструментов.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: компьютеры, концевые меры дли­
ны, калибры, штангенциркули, микрометры, детали для измерений, универсальные измери­
тельные инструменты, сравнительные образцы шероховатости, измерительные приборы, таб­
лицы, справочники.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник СПО / В.Ю. Шишмарев. — Москва :
КноРус, 2024(электронный учебник)
2. Иванов И.А. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте. - М.: Академия
2020.
3. Иванов И.А. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте М.: Академия/
электронная библиотека/2021.
4. Шишмарев В.Ю. Метрология, стандартизация и сертификация и техническое регулирова­
ние. - М.: Академия/электронная библиотека/2020.
Дополнительная литература:
1. Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для СПО. - М.:
Академия, 2012
2. Геленов А.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: контрольные материалы:
учебное пособие для СПО. - М.: Академия, 2012
3. Зайцев С.А. Контрольно-измерительные приборы и инструменты: учебник для профессио­
нального образования. - М.: Академия, ПрофОбрИздат, 2002
Интернет-ресурсы:
1. www.iglib. ru
2. www.studfiles. ru
3. www.fictionbook. ru

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в про­
цессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполне­
ния обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате освоения учебной дисциплины студент
должен уметь:
- выполнять метрологическую поверку средств изме­
рений;
- проводить испытания и контроль продукции;
- применять системы обеспечения качества работ при
техническом обслуживании и ремонте автомобильно­
го транспорта;
- определять износ соединений;
- определять величины допусков для различных разме­
ров и квалитетов;
- рассчитывать зазоры и натяги в соединениях, замы­
кающее звено в размерной цепи;
- выбирать квалитеты и виды посадок;
- выбирать квалитеты и виды посадок;
- рассчитывать зазоры и натяги в соединениях.
В результате освоения учебной дисциплины студент
должен знать:
- основные понятия, термины и определения;
- средства метрологии, стандартизации и сертифика­
ции;
- профессиональные элементы международной и реги­
ональной стандартизации и сертификации;
- показатели качества и методы их оценки;
- системы и схемы сертификации;
- посадки в гладких цилиндрических соединениях;
- расположение полей допусков в различных видах со­
единений.

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Текущий контроль по темам,
Самостоятельная работа по зада­
нию преподавателя.

Экспертная оценка результатов
выполнения практических работ по
темам дисциплины.
Самостоятельная работа по зада­
нию преподавателя

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».