Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
03.02.07 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Профиль получаемого профессионального образования:
технологический
Камышлов, 2025 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И
СЕРТИФИКАЦИЯ разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта по специальности среднего профессионального образования
23.02.07
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (Приказ
Министерства просвещения РФ от 2 июля 2024 г. № 453)
Разработчик: Бронских Евгений Михайлович - преподаватель высшей квалификационной
категории Государственного автономного профессионального образовательного учреждения
Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум».
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
профессиональных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
V
Е.В. Чудинова
(
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Методист
-Н.Н. Чингина
2
СОДЕРЖАНИЕ
1
ОБЩАЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов
среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.07 Техническое
обслуживание и ремонт автотранспортных средств укрупненной группы 23.00.00 Техника и
технологии наземного транспорта в части освоения общепрофессионального цикла.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная
дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
выполнять метрологическую поверку средств измерений;
проводить испытания и контроль продукции;
применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте
автомобильного транспорта;
определять износ соединений;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
основные понятия, термины и определения;
средства метрологии, стандартизации и сертификации;
профессиональные элементы международной и региональной стандартизации и сертифика
ции;
показатели качества и методы их оценки;
системы и схемы сертификации
Данная дисциплина направлена на формирование:
общих компетенций :
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по право
вой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Россий
ской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках.
ПК 1.1 Осуществлять диагностику автотранспортных средств.
ПК 1.2 Осуществлять техническое обслуживание автотранспортных средств.
ПК 1.3 Проводить ремонт и устранение неисправностей автотранспортных средств.
ПК 1.4 Разрабатывать и осуществлять технологические процессы установки дополнительного
оборудования на автотранспортные средства.
4
ПК 2.2 Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала по выполнения работ по
техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и их компонентов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
теоретические занятия
Самостоятельная работа
Консул ьтации
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
56
50
18
30
4
2
2
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, са
мостоятельная работа студентов
Объем
часов
Уровень
освоения
1
1
Форми
руемые
ОК и ПК
Содержание учебного материала
Задачи и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация».
Значение и основная цель учебной дисциплины. Структура учебной дисциплины, ее связь
Введение
с другими дисциплинами, роль и место в формировании научно-теоретических основ спе
циальности. Новейшие достижения и перспективы развития метрологии, стандартизации и
сертификации в России.
Раздел 1. Метрология
Тема 1.1. Основ Содержание учебного материала
ные положения в Задачи метрологии. Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения точности.
области метроло Международная система единиц. Единство измерений и единообразие средств измерений.
гии. Службы кон Метрологическая служба. Основные термины и определения.
троля и надзора
Содержание учебного материала
Тема 1.2. Основы Классификация измерительных средств и методов измерений. Измерения прямые и кос
теории измерений венные, абсолютные и относительные, методы измерений. Погрешности измерений, этало
ны.
Содержание учебного материала
Передача и хранение точных размеров с помощью плоскопараллельных концевых меры
длины (ПКМД). Область применения. Наборы ПКМД. Правила составления блока мер
Тема 1.3. Конце
требуемого размера.
вые меры длины.
Классификация гладких калибров и их назначение. Щупы и их назначение.
Гладкие калибры
Практическое занятие №1
Составление размеров деталей с помощью плоскопараллельных концевых мер длины
(ПКМД)
Содержание учебного материала
Разновидности, область применения. Штангенциркуль и штангенглубиномер, штангенТема 1.4. Штангениструменты и рейсмус. Устройство нониуса. Правила измерения и чтения размера. Микрометрические
микрометры, раз инструменты: микрометр, микрометрический глубиномер, микрометрический нутромер.
новидности, при Цена деления барабана и стебля. Стопорное устройство. Чтение показаний, правила изме
рений.
менение
Практическое занятие №2
15
1
1
2
1
2
2
2
2
2
1
2
2
ОК 01ОКОб
ОК 09
ПК1.11.4
ПК 2.2.
6
Измерение параметров деталей с помощью штангенинструментов и микрометров.
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучить тему и написать доклад: «Средства измерения».
Содержание учебного материала
Тема 1.5. Рычаж
Рычажные измерительные приборы, классификация. Устройство индикатора часового ти
ные приборы.
па, индикаторного нутромера. Электроконтактные датчики, средства измерения с пневма
Автоматизиро
тическим преобразователем. Автоматизация процессов измерения при активном контроле.
ванные измери
Самостоятельная работа обучающихся:
тельные системы
Изучить тему и написать доклад «Средства активного контроля для шлифовальных
и комплексы
станков»
Раздел 2. Стандартизация
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Основные поня
Цели и задачи стандартизации. Стандарт, стандартизация, международные стандарты
тия в области
ИСО. Нормативные документы по стандартизации.
стандартизации
Содержание учебного материала
Госстандарт Российской Федерации, его функции и деятельность, направленная на ускоре
Тема 2.2. Государ ние технического прогресса России. Категории стандартов: государственные (ГОСТ Р) от
ственная система раслевые (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), стандарты общественных объединений
(СТО), технические условия. Взаимозаменяемость деталей, узлов и механизмов. Виды
стандартизации.
взаимозаменяемости. Ряды предпочтительных чисел.
Взаимозаменяе
мость
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучить тему и написать конспект «Унификация, агрегатирование, комплексная и опе
режающая стандартизация»
Содержание учебного материала
Тема 2.3. Основ Размеры номинальные и действительные. Предельные отклонения. Допуск и поле допуска.
Виды посадок. Условное обозначение полей допусков. Квалитеты.
ные понятия о
допусках и поса Самостоятельная работа обучающихся.
дах
Изучить тему и написать конспект «Порядок выбора и назначения квалитетов точности
и посадок»
Содержание учебного материала
Тема 2.4. Допуски
Общие сведения о системе допусков и посадок гладких цилиндрических соединений. По
и посадки глад
садки в системе отверстия и в системе вала, графическое изображение полей допусков. Ре
ких цилиндриче
комендации по выбору допусков и посадок. Единая система допусков и посадок (ЕСДП).
ских соединений
Практическая занятие №3
1
2
1
1
2
32
2
1
ОК 01ОКОб
ОК 09
ПК1.11.4
ПК 2.2
2
1
1
2
2
2
1
2
2
2
2
3
7
Тема 2.5. Допуски
и посадки под
шипников каче
ния
Тема 2.6. Нормы
геометрической
точности. Допус
ки форм и распо
ложения поверх
ностей
Тема 2.7. Шеро
ховатость по
верхностей
Тема 2.8. Размер
ные цепи
Тема 2.9. Методы
и средства изме
рения углов. До
пуски угловых
размеров
Тема 2.10. Допус
ки резьбовых со
единений
Тема 2.11
Определение отклонений, предельных размеров, построение полей допусков для соедине
ния типа «вал - втулка» с зазором.
Практическое занятие №4
Определение отклонений, предельных размеров, построение полей допусков для соедине
ния типа «вал - втулка» с натягом.
Практическое занятие №5.
Определение отклонений, предельных размеров, построение полей допусков для соедине
ния типа «вал - втулка» с переходной посадкой.
Содержание учебного материала
Подшипники качения. Основные посадочные размеры. Классы точности подшипников ка
чения. Расположение полей допусков.
Практическое занятие №6
Определение посадок, отклонений, предельных размеров, построение полей допусков для
соединений типа «вал - подшипник».
Содержание учебного материала
Практическое занятие №7
Отклонения формы цилиндрических поверхностей и причины их возникновения. Откло
нения расположения поверхностей. Обозначение на чертежах допусков формы и взаимного
расположения поверхностей
Содержание учебного материала
Неровности поверхностей: волнистость и шероховатость. Условные обозначения шерохо
ватости поверхности на чертежах.
Содержание учебного материала
Необходимость составления размерных цепей при решении конкретных технических задач.
Виды звеньев размерной цепи. Расчет размерных цепей.
Содержание учебного материала
Методы и средства измерения углов. Допуски угловых размеров.
2
3
2
3
2
2
2
3
2
1
1
2
1
1
2
1
2
2
2
Содержание учебного материала
Допуски резьбовых соединений. Типы и параметры резьб. Допуски метрических резьб.
Содержание учебного материала
8
Допуски на зубча
тые колеса и
соединения, до
пуски и посадки
шпоночных и
шлицевых соеди
нений
Раздел 3. Качество
Тема 3.1. Показа
тели качества
продукции и ме
тоды их оценки
Допуски на зубчатые колеса и соединения. Основные показатели нормы кинематической
точности. Допуски и посадки шпоночных и шлицевых соединений. Образование посадок
шпоночных соединений.
продукции
Содержание учебного материала
4
Классификация и номенклатура показателей качества. Общий подход и методы работы по
качеству. Методы оценки уровня качества однородной продукции.
2
Содержание учебного материала
Практическое занятие №8
Классификация видов контроля качества продукции. Входной, оперативный и приемочный
контроль. Понятие поэтапного контроля качества. Системный подход к управлению каче
ством продукции на отечественных предприятиях. Комплексная система.
Раздел 4. Сертификация
Тема 4.1. Основ
Содержание учебного материала
ные определения Основные определения в области сертификации. Системы сертификации. Сертификация
в области серти
систем обеспечения качества
фикации. Систе
мы сертификации
Содержание учебного материала
Тема 4.2. Порядок и
Практическое занятие №9
правила сертифи
Примерная типовая последовательность работ и состав участников при сертификации продукции.
кации. Схемы сер
Добровольная и обязательная сертификация
тификации
Тема 3.2. Испы
тания и контроль
продукции. Си
стемы качества
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ за ч е т
КОНСУЛЬТАЦИИ
ВСЕГО:
2
ОК 01ОК06
ОК 09
ПК1.11.4
ПК 2.2
2
1
ОК 01ОК06
ОК 09
4
2
2
1
ПК1.11.4
ПК 2.2
1
2
2
56
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, лаборатории_«Метрологии, стандартизации и сертификации».
Оборудование учебного кабинета: доска на металлический основе, компьютер, проектор,
учебно-методическая документация, плакаты, схемы, наглядные стенды, учебные фильмы, об
разцы инструментов.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: компьютеры, концевые меры дли
ны, калибры, штангенциркули, микрометры, детали для измерений, универсальные измери
тельные инструменты, сравнительные образцы шероховатости, измерительные приборы, таб
лицы, справочники.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник СПО / В.Ю. Шишмарев. — Москва :
КноРус, 2024(электронный учебник)
2. Иванов И.А. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте. - М.: Академия
2020.
3. Иванов И.А. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте М.: Академия/
электронная библиотека/2021.
4. Шишмарев В.Ю. Метрология, стандартизация и сертификация и техническое регулирова
ние. - М.: Академия/электронная библиотека/2020.
Дополнительная литература:
1. Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для СПО. - М.:
Академия, 2012
2. Геленов А.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: контрольные материалы:
учебное пособие для СПО. - М.: Академия, 2012
3. Зайцев С.А. Контрольно-измерительные приборы и инструменты: учебник для профессио
нального образования. - М.: Академия, ПрофОбрИздат, 2002
Интернет-ресурсы:
1. www.iglib. ru
2. www.studfiles. ru
3. www.fictionbook. ru
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в про
цессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполне
ния обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате освоения учебной дисциплины студент
должен уметь:
- выполнять метрологическую поверку средств изме
рений;
- проводить испытания и контроль продукции;
- применять системы обеспечения качества работ при
техническом обслуживании и ремонте автомобильно
го транспорта;
- определять износ соединений;
- определять величины допусков для различных разме
ров и квалитетов;
- рассчитывать зазоры и натяги в соединениях, замы
кающее звено в размерной цепи;
- выбирать квалитеты и виды посадок;
- выбирать квалитеты и виды посадок;
- рассчитывать зазоры и натяги в соединениях.
В результате освоения учебной дисциплины студент
должен знать:
- основные понятия, термины и определения;
- средства метрологии, стандартизации и сертифика
ции;
- профессиональные элементы международной и реги
ональной стандартизации и сертификации;
- показатели качества и методы их оценки;
- системы и схемы сертификации;
- посадки в гладких цилиндрических соединениях;
- расположение полей допусков в различных видах со
единений.
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Текущий контроль по темам,
Самостоятельная работа по зада
нию преподавателя.
Экспертная оценка результатов
выполнения практических работ по
темам дисциплины.
Самостоятельная работа по зада
нию преподавателя
11