Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум)'
.
V-
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ОХРАНА ТРУДА
специальности СПО
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Профиль профессионального образования:
технологический
Камышлов, 2025 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 07. ОХРАНА ТРУДА разработана на основе Фе
дерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профес
сионального образования 23.02.07 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВ
ТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (Приказ Министерства просвещения РФ от 2 июля 2024 г.
№ 453)
Разработчик: Бронских Евгений Михайлович - преподаватель высшей квалификационной
категории Государственного автономного профессионального образовательного учреждения
Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум».
Рассмотрена на заседании предметно (цикловой) комиссии педагогических работников профес
сионального цикла ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
^
Е.В. Чудинова
СОГЛАСОВАНО:
СОГЛАСОВАНО:
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы под
готовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.07
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисци
плина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологиче
ских процессов;
- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;
- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;
- использовать экобиозащитную технику.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- воздействие негативных факторов на человека; нормативные и организационные основы
охраны труда в организации.
Данная дисциплина направлена на формирование:
Общих компетенций
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным
контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информа
ционные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпри
нимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Фе
дерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изме
нении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуа
циях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Профессиональный компетенции
ПК 1.1 Осуществлять диагностику автотранспортных средств.
ПК 1.2 Осуществлять техническое обслуживание автотранспортных средств.
ПК 1.3 Проводить ремонт и устранение неисправностей автотранспортных средств.
ПК 2.2 Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала по выполнения работ по
техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и их компонентов
ПК 3.1 Осуществлять взаимодействие с потребителями в процессе оказания услуг по
ПК 4.2.
Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
4
ПК 4.3 Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 5.1 Выполнять шиномонтажные работы с использованием разного оборудования и инстру
ментов
ПК 5.2 Выполнять работы по диагностированию и различным видам технического обслужива
ния и ремонта колес и шин
ПК 5.3 Выполнять работы по балансировке колес
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
теоретические занятия
Консультация
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
56
40
24
28
2
2
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические за
нятия,
самостоятельная работа студентов
Содержание учебного материала
Основные понятия и терминология безопасности труда. Негативные факто
ры. Опасность производственной среды. Аксиома потенциальной опасности
Введение
1 жизнедеятельности. Риск трудовой деятельности. Понятия травмы, несчаст
ного случая, профессионального заболевания. Безопасность труда и основ
ные мероприятия безопасности труда. Основные задачи охраны труда
Раздел 1. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды.
Содержание учебного материала
Основные стадии идентификации негативных производственных факторов.
Тема 1.1. Классифика
Классификацию
опасных и вредных производственных факторов. Наиболее
ция и номенклатура
1
негативных факторов
типичные источники опасных и вредных производственных факторов раз
личного вида на производстве; наиболее опасные и вредные виды работы.
Содержание учебного материала
Опасные механические факторы: механические движения и действия техно
логического оборудования, инструмента, механизмов и машин. Другие ис
точники
и принципы
механического травмирования,
подъемно
транспортное оборудование.
Физические негативные факторы: виброакустические колебания, электро
магнитные поля и излучения (неионизирующие излучения), ионизирующие
Тема 1.2. Источники и
излучения, электрический ток.
1
характеристики нега
Химические негативные факторы (вредные вещества) - их классификация и
тивных факторов и их
нормирование.
воздействия на челове
Опасные факторы комплексного характера: пожаровзрывоопасность основ
ка
ные сведения о пожаре и взрыве, категорирование помещений и зданий по
степени взрывопожарной опасности; герметичные системы, находящиеся
под давлением - классификация герметичных систем, опасности, возника
ющие при нарушении герметичности; статическое электричество.
Практическая работа:
Порядок и периодичность обучения и проверки знаний по охране труда
Оформление Акта Н-1
Наименование
разделов, тем
Объем
часов
Уровень
освоения
Формируемые
компетенции
2
2
8
2
ОК 01-ОК 05
ОК 07-ОК 09
ПК 1.1.-ПК 1.3
ПК 2.2.
ПК 3.1.
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК5.1-ПК 5.3
2
4
6
Раздел 2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов.
Содержание учебного материала
Защита от вибрации, шума, инфра- и ультразвука. Защита от электромаг
нитных излучений; защита от постоянных электрических и магнитных по
Тема 2.1. Защита чело 1
лей, лазерного излучения, инфракрасного (теплового) и ультрафиолетового.
века от физических,
Защита от радиации. Методы и средства обеспечения электробезопасности.
негативных факторов
Практическая работа:
Определение характера вредных факторов и выбор необходимых мер защи
1
ты от их воздействия на работника.
Содержание учебного материала
Защита от загрязнения воздушной среды: вентиляция и системы вентиля
Тема 2.2. Защита чело
века от химических и
ции, основные методы и средства очистки воздуха от вредных веществ. За
биологических факто
1 щита от загрязнения водной среды: методы и средства очистки воды, обес
печение качества питьевой воды. Средства индивидуальной защиты челове
ров
ка от химических и биологических негативных факторов.
Содержание учебного материала
Методы и средства защиты при работе с технологическим оборудованием и
инструментом: требования, предъявляемые к средствам защиты; основные
защитные средства - оградительные устройства, предохранительные
1
устройства, устройства аварийного отключения, тормозные устройства и
Тема 2.3. Защита чело
др.; обеспечение безопасности при выполнении работ с ручным инструмен
века от опасности ме
том; обеспечение безопасности подъёмно-транспортного оборудования.
ханического травми
Практическая работа
рования
Технологическое оборудование, инструмент. Какие требования предъявля
1
ются к средствам защиты?
Оградительные устройства. Предохранительные устройства, тормозные
2
устройства и др. насколько они необходимы?
Содержание учебного материала
Пожарная защита на производственных объектах: пассивные и активные
меры защиты, методы тушения пожара, огнетушащие вещества и особенно
Тема 2.4. Защита чело
века от опасных фак
сти их применения. Методы защиты от статического электричества; мол1 ниезащита зданий и сооружений. Методы и средства обеспечения безопас
торов комплексного
характера
ности герметических систем: предохранительные устройства, контрольно
измерительные приборы, регистрация, техническое освидетельствование и
испытание сосудов и емкостей.
14
2
2
ОК 01-ОК 05
ОК 07-ОК 09
ПК 1.1.-ПК 1.3
ПК 2.2.
ПК 3.1.
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК5.1-ПК 5.3
2
2
2
2
2
7
Раздел 3. Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности
Содержание учебного материала
Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой. Влияние
Тема 3.1.
Микроклимат
климата на здоровье человека. Терморегуляция организма человека. Гигие
1
ническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения
помещения
комфортных климатических условий в рабочих помещениях
Содержание учебного материала
Характеристики освещения и световой среды. Виды освещения и его нор
мирование. Искусственные источники света и светильники. Организация
1
Тема 3.2.
рабочего места для создания комфортных зрительных условий. Расчет
Освещение
освещения.
Практическая работа
1 Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий.
Содержание учебного материала
Характеристики вибрации и шума. Показатели и нормирование. Организа
Тема 3.3.
1 ция рабочего места для создания комфортных условий. Способы защиты от
Вибрации, шум: влия
воздействия на организм работника.
ние на организм работ
Практическая работа
ника
Определение характера вибрации и уровня шума. Выбор способы защиты
1
от воздействия на организм работника.
Раздел 4. Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда
Содержание учебного материала
Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность
Тема 4.1.
Психофизиологические
труда. Виды и условия трудовой деятельности: виды трудовой деятельно
основы безопасности
1 сти, классификация условий трудовой деятельности по тяжести и напря
труда
женности трудового процесса, классификация условий труда по факторам
производственной среды. Основные психические принципы травматизма.
Содержание учебного материала
Тема 4.2.
Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики че
Эргономические осно
1 ловека. Организация рабочего места оператора с точки зрения эргономиче
вы безопасности труда
ских требований.
Раздел 5. Управление безопасностью труда
Содержание учебного материала
Тема 5.1. Правовые,
нормативные и орга
Правовые и нормативные основы безопасности труда: Федеральный закон
1
низационные основы
«Об основах охраны труда в РФ», Трудовой кодекс, гигиенические норма-
10
2
ОК 01-ОК 05
ОК 07-ОК 09
ПК 1.1.-ПК 1.3
ПК 2.2.
ПК 3.1.
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК5.1-ПК 5.3
2
2
2
2
4
2
ОК 01-ОК 05
ОК 07-ОК 09
ПК 1.1.-ПК 1.3
ПК 2.2.
ПК 3.1.
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК5.1-ПК 5.3
2
12
2
8
безопасности труда
Тема 5.2.
Экономические меха
низмы управления без
опасностью труда
тивы, санитарные нормы, санитарные нормы и правила, правила безопасно
сти, система строительных норм и правил. Структура системы стандартов
безопасности труда Госстандарта России.
Организационные основы безопасности труда: органы управления безопас
ностью труда, надзора и контроля за безопасностью труда. Обучение, ин
структаж и проверка знаний по охране трупа; аттестация рабочих мест по
условиям труда и сертификация производственных объектов на соответ
ствие требованиям по охране труда; расследование и учет несчастных слу
чаев на производстве, анализ травматизма; ответственность за нарушение
требований по безопасности труда.
Практическая работа
1 Классификация, расследование, оформление и учет несчастных случаев
2 Аттестация рабочего места. Карта рабочего места по условиям труда
Содержание учебного материала
Социально-экономическое значение, экономический механизм и источники
финансирования охраны труда. Экономические последствия (ущерб) от
производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Эконо
1
мический эффект и экономическая эффективность мероприятий по обеспе
чению требований охраны и улучшению условий труда.
Дифференцированный зачет
Консультации
6
4
2
2
2
56
ВСЕГО
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, лаборатории «Охрана
труда».
Оборудование учебного кабинета: доска на металлический основе, компьютер, телевизор,
учебно-методическая документация, плакаты, схемы, наглядные стенды, учебные фильмы, об
разцы инструментов.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: компьютеры, концевые меры дли
ны, калибры, штангенциркули, микрометры, детали для измерений, универсальные измери
тельные инструменты, сравнительные образцы шероховатости, измерительные приборы, таб
лицы, справочники.
Технические средства обучения: компьютер, телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная
1. Ткачева, Г. В., Охрана труда в профессиональной деятельности: учебно-практическое посо
бие / Г. В. Ткачева, Т. Е. Никвист, С. В. Коровин. — Москва : КноРус, 2024 (электронная
библ-ка)
2. Графкина М.В. Охрана труда. Автомобильный транспорт (2-е изд., перераб.) учебник для
СПО. - М.: Академия, 2020
3. Кланица В.С. Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие для професси
онального образования. - М.: Академия, 2021
Дополнительная
1. Виноградов В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей: учебное пособие для
СПО.- М.: Академия, 2012
2. Батищев А.Н. Справочник мастера по техническому обслуживанию и ремонту машинно
тракторного парка: учебное пособие для профессионального образования. - М.: Академия,
2008
3. Геленов А.А. Автомобильные эксплуатационные материалы, уч. пособие для СПО. - М.:
Академия, 2012
4. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
5. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.
Дополнительные источники:
1. Конституция РФ.
2. Трудовой кодекс РФ.
3. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации. М: Омега
4. Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Постановле
ние Министерства труда и социального развития РФ от 31 июля 2017 г. № 569
5. Основные нормативные правовые акты (ГОСТы, СНиПы, Сан Пины)
Интернет-ресурсы
1. Справочно-правовая система Консультант Плюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в про
цессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполне
ния обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате освоения учебной дисциплины студент дол
жен уметь:
- применять методы и средства защиты от опасностей
технических систем и технологических процессов;
- обеспечивать безопасные условия труда в профессио
нальной деятельности;
- анализировать травмоопасные и вредные факторы в
профессиональной деятельности;
- использовать экобиозащитную технику.
В результате освоения учебной дисциплины студент дол
жен знать:
- воздействие негативных факторов на человека;
- нормативные и организационные основы охраны труда
в организации
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Текущий контроль по темам
Промежуточная аттестация в
форме дифференцированного за
чёта.
Самостоятельная работа по
заданию преподавателя
Экспертная оценка результатов
выполнения практических работ
по темам дисциплины.
Самостоятельная работа по
заданию преподавателя
11