РП УП ОП.07 Охрана труда

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум)'
.

V-

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07 ОХРАНА ТРУДА

специальности СПО
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Профиль профессионального образования:
технологический

Камышлов, 2025 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 07. ОХРАНА ТРУДА разработана на основе Фе­
дерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профес­
сионального образования 23.02.07 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВ­
ТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (Приказ Министерства просвещения РФ от 2 июля 2024 г.
№ 453)

Разработчик: Бронских Евгений Михайлович - преподаватель высшей квалификационной
категории Государственного автономного профессионального образовательного учреждения
Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум».

Рассмотрена на заседании предметно (цикловой) комиссии педагогических работников профес­
сионального цикла ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
^
Е.В. Чудинова

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы под­
готовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.07
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисци­
плина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологиче­
ских процессов;
- обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;
- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;
- использовать экобиозащитную технику.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- воздействие негативных факторов на человека; нормативные и организационные основы
охраны труда в организации.
Данная дисциплина направлена на формирование:
Общих компетенций
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным
контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информа­
ционные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпри­
нимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Фе­
дерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изме­
нении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуа­
циях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Профессиональный компетенции
ПК 1.1 Осуществлять диагностику автотранспортных средств.
ПК 1.2 Осуществлять техническое обслуживание автотранспортных средств.
ПК 1.3 Проводить ремонт и устранение неисправностей автотранспортных средств.
ПК 2.2 Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала по выполнения работ по
техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и их компонентов
ПК 3.1 Осуществлять взаимодействие с потребителями в процессе оказания услуг по
ПК 4.2.
Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
4

ПК 4.3 Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 5.1 Выполнять шиномонтажные работы с использованием разного оборудования и инстру­
ментов
ПК 5.2 Выполнять работы по диагностированию и различным видам технического обслужива­
ния и ремонта колес и шин
ПК 5.3 Выполнять работы по балансировке колес

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
теоретические занятия
Консультация
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

56
40
24
28
2
2

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические за­
нятия,
самостоятельная работа студентов
Содержание учебного материала
Основные понятия и терминология безопасности труда. Негативные факто­
ры. Опасность производственной среды. Аксиома потенциальной опасности
Введение
1 жизнедеятельности. Риск трудовой деятельности. Понятия травмы, несчаст­
ного случая, профессионального заболевания. Безопасность труда и основ­
ные мероприятия безопасности труда. Основные задачи охраны труда
Раздел 1. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды.
Содержание учебного материала
Основные стадии идентификации негативных производственных факторов.
Тема 1.1. Классифика­
Классификацию
опасных и вредных производственных факторов. Наиболее
ция и номенклатура
1
негативных факторов
типичные источники опасных и вредных производственных факторов раз­
личного вида на производстве; наиболее опасные и вредные виды работы.
Содержание учебного материала
Опасные механические факторы: механические движения и действия техно­
логического оборудования, инструмента, механизмов и машин. Другие ис­
точники
и принципы
механического травмирования,
подъемно­
транспортное оборудование.
Физические негативные факторы: виброакустические колебания, электро­
магнитные поля и излучения (неионизирующие излучения), ионизирующие
Тема 1.2. Источники и
излучения, электрический ток.
1
характеристики нега­
Химические негативные факторы (вредные вещества) - их классификация и
тивных факторов и их
нормирование.
воздействия на челове­
Опасные факторы комплексного характера: пожаровзрывоопасность основ­
ка
ные сведения о пожаре и взрыве, категорирование помещений и зданий по
степени взрывопожарной опасности; герметичные системы, находящиеся
под давлением - классификация герметичных систем, опасности, возника­
ющие при нарушении герметичности; статическое электричество.
Практическая работа:
Порядок и периодичность обучения и проверки знаний по охране труда
Оформление Акта Н-1
Наименование
разделов, тем

Объем
часов

Уровень
освоения

Формируемые
компетенции

2

2

8

2

ОК 01-ОК 05
ОК 07-ОК 09
ПК 1.1.-ПК 1.3
ПК 2.2.
ПК 3.1.
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК5.1-ПК 5.3

2

4
6

Раздел 2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов.
Содержание учебного материала
Защита от вибрации, шума, инфра- и ультразвука. Защита от электромаг­
нитных излучений; защита от постоянных электрических и магнитных по­
Тема 2.1. Защита чело­ 1
лей, лазерного излучения, инфракрасного (теплового) и ультрафиолетового.
века от физических,
Защита от радиации. Методы и средства обеспечения электробезопасности.
негативных факторов
Практическая работа:
Определение характера вредных факторов и выбор необходимых мер защи­
1
ты от их воздействия на работника.
Содержание учебного материала
Защита от загрязнения воздушной среды: вентиляция и системы вентиля­
Тема 2.2. Защита чело­
века от химических и
ции, основные методы и средства очистки воздуха от вредных веществ. За­
биологических факто­
1 щита от загрязнения водной среды: методы и средства очистки воды, обес­
печение качества питьевой воды. Средства индивидуальной защиты челове­
ров
ка от химических и биологических негативных факторов.
Содержание учебного материала
Методы и средства защиты при работе с технологическим оборудованием и
инструментом: требования, предъявляемые к средствам защиты; основные
защитные средства - оградительные устройства, предохранительные
1
устройства, устройства аварийного отключения, тормозные устройства и
Тема 2.3. Защита чело­
др.; обеспечение безопасности при выполнении работ с ручным инструмен­
века от опасности ме­
том; обеспечение безопасности подъёмно-транспортного оборудования.
ханического травми­
Практическая работа
рования
Технологическое оборудование, инструмент. Какие требования предъявля­
1
ются к средствам защиты?
Оградительные устройства. Предохранительные устройства, тормозные
2
устройства и др. насколько они необходимы?
Содержание учебного материала
Пожарная защита на производственных объектах: пассивные и активные
меры защиты, методы тушения пожара, огнетушащие вещества и особенно­
Тема 2.4. Защита чело­
века от опасных фак­
сти их применения. Методы защиты от статического электричества; мол1 ниезащита зданий и сооружений. Методы и средства обеспечения безопас­
торов комплексного
характера
ности герметических систем: предохранительные устройства, контрольно­
измерительные приборы, регистрация, техническое освидетельствование и
испытание сосудов и емкостей.

14

2

2

ОК 01-ОК 05
ОК 07-ОК 09
ПК 1.1.-ПК 1.3
ПК 2.2.
ПК 3.1.
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК5.1-ПК 5.3

2

2

2
2

2

7

Раздел 3. Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности
Содержание учебного материала
Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой. Влияние
Тема 3.1.
Микроклимат
климата на здоровье человека. Терморегуляция организма человека. Гигие­
1
ническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения
помещения
комфортных климатических условий в рабочих помещениях
Содержание учебного материала
Характеристики освещения и световой среды. Виды освещения и его нор­
мирование. Искусственные источники света и светильники. Организация
1
Тема 3.2.
рабочего места для создания комфортных зрительных условий. Расчет
Освещение
освещения.
Практическая работа
1 Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий.
Содержание учебного материала
Характеристики вибрации и шума. Показатели и нормирование. Организа­
Тема 3.3.
1 ция рабочего места для создания комфортных условий. Способы защиты от
Вибрации, шум: влия­
воздействия на организм работника.
ние на организм работ­
Практическая работа
ника
Определение характера вибрации и уровня шума. Выбор способы защиты
1
от воздействия на организм работника.
Раздел 4. Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда
Содержание учебного материала
Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность
Тема 4.1.
Психофизиологические
труда. Виды и условия трудовой деятельности: виды трудовой деятельно­
основы безопасности
1 сти, классификация условий трудовой деятельности по тяжести и напря­
труда
женности трудового процесса, классификация условий труда по факторам
производственной среды. Основные психические принципы травматизма.
Содержание учебного материала
Тема 4.2.
Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики че­
Эргономические осно­
1 ловека. Организация рабочего места оператора с точки зрения эргономиче­
вы безопасности труда
ских требований.
Раздел 5. Управление безопасностью труда
Содержание учебного материала
Тема 5.1. Правовые,
нормативные и орга­
Правовые и нормативные основы безопасности труда: Федеральный закон
1
низационные основы
«Об основах охраны труда в РФ», Трудовой кодекс, гигиенические норма-

10

2

ОК 01-ОК 05
ОК 07-ОК 09
ПК 1.1.-ПК 1.3
ПК 2.2.
ПК 3.1.
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК5.1-ПК 5.3

2

2

2

2
4

2

ОК 01-ОК 05
ОК 07-ОК 09
ПК 1.1.-ПК 1.3
ПК 2.2.
ПК 3.1.
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК5.1-ПК 5.3

2
12
2
8

безопасности труда

Тема 5.2.
Экономические меха­
низмы управления без­
опасностью труда

тивы, санитарные нормы, санитарные нормы и правила, правила безопасно­
сти, система строительных норм и правил. Структура системы стандартов
безопасности труда Госстандарта России.
Организационные основы безопасности труда: органы управления безопас­
ностью труда, надзора и контроля за безопасностью труда. Обучение, ин­
структаж и проверка знаний по охране трупа; аттестация рабочих мест по
условиям труда и сертификация производственных объектов на соответ­
ствие требованиям по охране труда; расследование и учет несчастных слу­
чаев на производстве, анализ травматизма; ответственность за нарушение
требований по безопасности труда.
Практическая работа
1 Классификация, расследование, оформление и учет несчастных случаев
2 Аттестация рабочего места. Карта рабочего места по условиям труда
Содержание учебного материала
Социально-экономическое значение, экономический механизм и источники
финансирования охраны труда. Экономические последствия (ущерб) от
производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Эконо­
1
мический эффект и экономическая эффективность мероприятий по обеспе­
чению требований охраны и улучшению условий труда.
Дифференцированный зачет
Консультации

6
4

2

2
2
56

ВСЕГО
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, лаборатории «Охрана
труда».
Оборудование учебного кабинета: доска на металлический основе, компьютер, телевизор,
учебно-методическая документация, плакаты, схемы, наглядные стенды, учебные фильмы, об­
разцы инструментов.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: компьютеры, концевые меры дли­
ны, калибры, штангенциркули, микрометры, детали для измерений, универсальные измери­
тельные инструменты, сравнительные образцы шероховатости, измерительные приборы, таб­
лицы, справочники.
Технические средства обучения: компьютер, телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная
1. Ткачева, Г. В., Охрана труда в профессиональной деятельности: учебно-практическое посо­
бие / Г. В. Ткачева, Т. Е. Никвист, С. В. Коровин. — Москва : КноРус, 2024 (электронная
библ-ка)
2. Графкина М.В. Охрана труда. Автомобильный транспорт (2-е изд., перераб.) учебник для
СПО. - М.: Академия, 2020
3. Кланица В.С. Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие для професси­
онального образования. - М.: Академия, 2021
Дополнительная
1. Виноградов В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей: учебное пособие для
СПО.- М.: Академия, 2012
2. Батищев А.Н. Справочник мастера по техническому обслуживанию и ремонту машинно­
тракторного парка: учебное пособие для профессионального образования. - М.: Академия,
2008
3. Геленов А.А. Автомобильные эксплуатационные материалы, уч. пособие для СПО. - М.:
Академия, 2012
4. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
5. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.
Дополнительные источники:
1. Конституция РФ.
2. Трудовой кодекс РФ.
3. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации. М: Омега
4. Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Постановле­
ние Министерства труда и социального развития РФ от 31 июля 2017 г. № 569
5. Основные нормативные правовые акты (ГОСТы, СНиПы, Сан Пины)
Интернет-ресурсы
1. Справочно-правовая система Консультант Плюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в про­
цессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполне­
ния обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате освоения учебной дисциплины студент дол­
жен уметь:
- применять методы и средства защиты от опасностей
технических систем и технологических процессов;
- обеспечивать безопасные условия труда в профессио­
нальной деятельности;
- анализировать травмоопасные и вредные факторы в
профессиональной деятельности;
- использовать экобиозащитную технику.
В результате освоения учебной дисциплины студент дол­
жен знать:
- воздействие негативных факторов на человека;
- нормативные и организационные основы охраны труда
в организации

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Текущий контроль по темам
Промежуточная аттестация в
форме дифференцированного за­
чёта.
Самостоятельная работа по
заданию преподавателя
Экспертная оценка результатов
выполнения практических работ
по темам дисциплины.
Самостоятельная работа по
заданию преподавателя

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».