Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», для
обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ министерства образования и
науки российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599, на основе Федеральной
адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ
министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г. №1026.
Цель программы: выработать элементарные навыки грамотного письма.
Основные разделы содержания курса
1. Добукварный.
2. Букварный.
Задачи добукварного периода:
-подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками
письма;
-привить интерес к обучению;
-выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка;
-развивать слуховое восприятие и речевой слух.
Букварного периода:
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;
- формировать нравственные качества
Особенности программы
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от
его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает
его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при
выполнении упражнений, являются практически значимыми для их
социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции
познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников
обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой,
графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития,
имеющихся психофизических функций.
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию
букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов,
слов, предложений опираются на звукобуквенный анализ, предварительную
условно - графическую запись и составление слогов, слов, из букв разрезной
азбуки.
Обучение грамоте в 1 классе для обучающихся обязательно
предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса
для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере изучения;
наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные
кассы с набором букв и слогов.
Основными методами работы на данном этапе являются объяснение,
рассказ учителя, игра, упражнения. При этом в формировании навыков
игра занимает одно из ведущих мест. Учитывая сложность аналитических
упражнений и быструю утомляемость первоклассников, необходимо в
работе использовать наглядность.
Обучение безречевых детей осуществляется с помощью системы карточек.
Основной метод, который используется при обучении таких детей это – метод
глобального чтения.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, индивидуальная работа с учеником.
Методы обучения:
-словесные (объяснение, рассказ учителя);
-наглядные (демонстрация, иллюстрации);
-практические (игры, упражнения и др.);
-метод глобального чтения.
1. Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики
пальцев рук и выработку графических навыков.
2. Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным точкам,
самостоятельно.
3. Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали,
умение раскрасить предмет, не выходя за его контур.
4. Письмо элементов печатных и рукописных букв, бордюров из элементов
букв.
5. Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения
листа бумаги, тетради на столе. Формирование правильной осанки.
6. Формирование пространственных представлений, умения ориентироваться
на листе бумаги.
7. Игры на развитие мелкой моторики «Мозаика», работа с сыпучими
материалами, нанизывание бусинок на нитку, «Конструктор».
8. Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и знакомых
детям предметов, соединение точек.
9. Пальчиковая гимнастика.
Технологии
обучения:
игровые,
здоровьесберегающие,
ориентированные, дифференцированного обучения, ИКТ.
личностно-
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык» входит в обязательную часть учебного плана
раздела «Язык и речевая культура». Количество часов в 1 классе: 3 часа в
неделю; 99 часов в учебный год (33 учебных недели).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1.
Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории
проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и
«Родина».
2.
Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.
3.
Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на
уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего
ученика».
4.
Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям
других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила
личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в
транспорте.
Предметные
1.
Отличать устную и письменную речь.
2.
Различать на слух выделенные из слов звуки речи, последовательно
вычленять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением.
3.
Выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в
устной речи.
4.
Разделять слово на слоги с использованием графических схем.
5.
Делить слова на слоги; определять ударный слог в слове.
6.
Определять главную мысль предложения.
7.
Отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков.
8.
Писать строчные и прописные буквы (самостоятельно, по пунктиру).
9.
Списывать с печатного и рукописного текста отдельные слоги и слова.
10.
Писать на слух отдельные буквы и слоги.
Базовые учебные действия
Познавательные БУД
1.
Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их
воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие
предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет
продолжено формирование навыка безотрывного письма с наклоном.
2.
Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста,
рубрики, словарь, содержание).
3.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под
руководством учителя).
4.
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
5.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
6.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные БУД
1.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться,
прощаться, благодарить.
2.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное).
3.
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре:
устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать
товарищу об ошибках.
4.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные БУД
1.
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2.
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным
эталоном.
3.
Формирование правильной посадки за столом.
4.
Правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при
выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице
прописей и тетради.
Личностные учебные действия:
1. осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
2. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
3. положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
4. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей.
5 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей.
6. понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в современном
обществе.
Содержание учебного предмета
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и
букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В
тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем
развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев
(соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).
1.
Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что
находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и
ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников»,
«Перемены в школе и их назначение», Я и моя семья», «Окружающий меня
мир».
2.
Привитие обучающимся навыков учебной деятельности: умения
правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя,
поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из
класса.
3.
Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков
правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения
на парте тетради и пользования карандашом.
4.
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых
линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных
полосок разного цвета (зрительный диктант).
5.
Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик,
столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
6.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Рисование
мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных
направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с
одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми
линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам
(круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых
линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок,
оконная рама, фигуры в форме букв).
7.
Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в
такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с
наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
Букварный период
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых
структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о,
м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: т, л, н, ы, р.
Соотнесение
звуков
с
соответствующими
буквами,
определение
местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и
закрытых двух звуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих
слогов протяжно и слитно. Составление, чтение и запись слов из двух
усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Усвоение рукописного
начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н. р.
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из
двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звукобуквенного
анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в,
ж, б, г, д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в
начале, в середине, в конце). Образование, чтение и запись открытых и
закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (по, ли,
лук, вил).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у,
п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт), слов,
состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из двух слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо
хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч,
щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных;
согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е,
я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст)
слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трехчетырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов
предварительным анализом.
и
предложений
из
двух-трех
слов
с
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех
букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
Повторение изученного материала за год
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение
1. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) /мин-во образования и науки
РФ. - М.: Просвещение, 2019
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) \Мин-во просвещения РФ. –
М.: Просвещение,2023
3. Примерные рабочие программы по учебным предметам и
коррекционным курсам образования обучающихся с умственной
отсталостью. Вариант 1. 1 дополнительный, 1 классы/ М-во
образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2018
Методические материалы для обучающихся
Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам: тетрадь помощница /О.А.
Ишимова. – М.: Просвещение, 2019. -80 с.
Обеспечение кабинета
-Компьютер.
-Карточки с изображением различных предметов и игрушек.
-Наборы белого и цветного мела, цветных карандашей, фломастеров,
маркеров, цветных красок.
-Настенная доска для рисования мелом.
-Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука
(общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв,
дидактическая азбука).
Оценивание
В I классе в течение всего учебного года отметки обучающимся не
выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется
на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности.
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
Добукварный период
Выявление знаний и умений обучающихся. Рисование и обводка по
трафарету. Раскрашивание.
Знакомство с более распространёнными цветами.
Различение полосок бумаги по цвету и расположению.
Обведение по шаблону, закрашивание «овощи», «фрукты».
Воспроизведение комбинаций из цветных полосок
бумаги. Рисование и обводка по трафарету.
Количество
часов
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
Воспроизведение комбинаций из прямых линий путём подбора их
дубликатов из палочек. Рисование и обводка по трафарету геометрических
фигур.
Конструирование знакомых предметов (лесенка,
скамейка, оконная рама из палочек).
Рисование мелом на доске и карандашом на нелинованной бумаге прямых
линий в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлениях.
Обведение по трафарету и закрашивание геометрических фигур.
Письмо прямых палочек.
Письмо наклонных палочек.
Письмо прямой палочки с закруглением вверху и внизу.
Письмо элементов букв (палочек с закруглением внизу). Написание
полуовала.
Письмо полуовала и овала. Написание элементов и буквы А.
Письмо наклонных палочек с закруглением вверху.
Письмо двух наклонных палочек с закруглением внизу.
Письмо трёх палочек с закруглением внизу.
Написание элементов буквы а (овала, палочки с закруглением внизу).
Написание элементов буквы у.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Букварный период
Буква А. Знакомство со строчной и прописной буквой -а- и упражнение в её
написании.
Буква У. Знакомство со строчной и прописной буквой -у- и упражнение в её
написании.
1 ч.
Буква М. Знакомство со строчной буквой -м- и упражнение в её написании.
1 ч.
Буква М. Знакомство прописной буквой -М- и упражнение в её написании.
1 ч.
Буква О,о. Знакомство со строчной и прописной буквой О,о. Правила
соединения букв.
Буква X. Знакомство со строчной буквой х. Упражнение в её написании.
Слоги Ах,Ох,Ух.
Буква X. Знакомство с прописной буквой X. Упражнение в её написании.
Слоги Ха,Хо,Ху.
Буква С. Знакомство со строчной и прописной буквой -С. с- и упражнение в
её написании.
Буква Н. Знакомство со строчной буквой -н- и упражнение в её написании.
1 ч.
Буква Н. Знакомство со прописной буквой -Н- и упражнение в её написании
1 ч.
Упражнение в написании прописной буквой -Н-, слогов и слов с
изученными буквами.
Буква ы. Знакомство со строчной буквой -ы- и упражнение в её написании.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Упражнение в написании буквы -ы-, слогов и слов с изученными буквами.
1 ч.
Буква Л. Знакомство со строчной буквой -л- и упражнение в её написании.
1 ч.
Буква Л. Знакомство с прописной буквой -Л- и упражнение в её написании.
1 ч.
Буква В. Знакомство со строчной буквой -в- и упражнение в её написании.
Слоги и слова с букой в.
Упражнение в написании слогов и слов с буквой В,в. Предложения.
1 ч.
Буква И. Знакомство со строчной буквой - и - и упражнение в её написании.
Буква И. Знакомство с прописной буквой -И-. Правила соединения букв.
1 ч.
1 ч.
Буквы Ы-И. Различение слогов и слов с буквами ы - и.
1 ч.
Буква Ш. Знакомство со строчной буквой ш. Правила соединения букв.
1 ч.
Буква Ш. Знакомство с прописной буквой - Ш - и упражнение в её
написании.
Различение слогов и слов с буквами Ш -С. Сравнительный звукобуквенный
анализ и написание слогов и слов.
Буква П. Знакомство со строчной буквой -п- и упражнение в её написании.
Буква П. Знакомство с прописной буквой -П- и упражнение в её написании.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Буква Т. Знакомство со строчной буквой -т- и упражнение в её написании.
Буква Т. Знакомство с прописной буквой - Т - и упражнение в её написании.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Буква К. Знакомство со строчной буквой -к- и упражнение в её написании.
Буква К. Знакомство с прописной буквой -К- и упражнение в её написании.
1 ч.
1 ч.
Буква З. Знакомство со строчной буквой з. Правила соединения букв.
1 ч.
Буква З. Знакомство с прописной буквой -З- и упражнение в её написании.
1 ч.
Различение слогов и слов с буквами З - С. Сравнительный звукобуквенный
анализ и написание слогов и слов.
Буква Р. Знакомство со строчной буквой -р- и упражнение в её написании.
Слоги и слова с букой р.
Буква Р. Знакомство с прописной буквой -Р- и упражнение в её написании.
Слоги и слова с буквой Р.
Упражнение в написании слогов и слов с буквой Р, р. Предложения.
Буква Й. Знакомство со строчной буквой - й - и упражнение в её
написании.
Буква Й. Знакомство с прописной буквой -Й - и упражнение в её
написании.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Различение слогов и слов с буквами и - й. Сравнительный звукобуквенный
анализ и написание слогов и слов.
1 ч.
Буква Ж. Знакомство со строчной буквой Ж. Правила соединения букв.
Буква Ж. Знакомство с прописной буквой - ж - и упражнение в её
написании.
Различение слогов и слов с буквами Ж-Ш. Сравнительный звукобуквенный
анализ и написание слогов и слов.
Упражнение в написании слогов и слов с изученными буквами. Жи - Ши .
Буква Б. Знакомство со строчной буквой -б- и упражнение в её написании.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Буква Б. Знакомство с прописной буквой -Б- и упражнение в её написании
1 ч.
Упражнение в написании слогов и слов с буквами Б-П. Сравнительный
звукобуквенный анализ слогов и слов.
1 ч.
Буква Д. Знакомство со строчной буквой -д- и упражнение в её написании.
1 ч.
Буква Д. Знакомство с прописной буквой - Д - и упражнение в её
написании.
1 ч.
Упражнение в написании изученных букв. Слоги и слова с буквой -д-.
Буква Г. Знакомство со строчной буквой -г- и упражнение в её написании.
Буква Г. Знакомство с прописной буквой - Г - и упражнение в её написании.
Различение слогов и слов с буквами г-к. Сравнительный звукобуквенный
анализ слогов и слов.
Буква ь. Знакомство с буквой -ь- и упражнение в её написании.
Буква Е. Знакомство со строчной буквой -е- и упражнение в её написании.
Буква Е. Знакомство с прописной буквой - Е - и упражнение в её написании.
Буква Я. Знакомство со строчной буквой -я- и упражнение в её написании.
Буква Я. Знакомство с прописной буквой - Я - и упражнение в её написании.
Различение слогов и слов с буквами а-я. Сравнительный звукобуквенный
анализ слогов и слов.
Буква Ю. Знакомство со строчной буквой -ю- и упражнение в её написании.
Буква Ю. Знакомство с прописной буквой -Ю- и упражнение в её
написании.
Буква Ё. Знакомство со строчной буквой -ё- и упражнение в её написании.
Буква Ё. Знакомство с прописной буквой -Ё- и упражнение в её написании.
Буква Г. Знакомство со строчной буквой -г- и упражнение в её написании.
Буква Г. Знакомство с прописной буквой -Г- и упражнение в её написании.
Различение слогов и слов с буквами г-к. Сравнительный звукобуквенный
анализ слогов и слов.
Буква Ч. Знакомство со строчной буквой -ч- и упражнение в её написании.
Буква Ч. Знакомство с прописной буквой -Ч- и упражнение в её написании.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Буква Ф. Знакомство со строчной буквой -ф- и упражнение в её написании.
Буква Ф. Знакомство с прописной буквой -Ф- и упражнение в её написании.
Различение слогов и слов с буквами в-ф. Сравнительный звукобуквенный
анализ слогов и слов.
Буква Ц. Знакомство со строчной буквой -ц- и упражнение в её написании.
Буква Ц. Знакомство с прописной буквой -Ц- и упражнение в её написании.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Буква Э. Знакомство со строчной буквой -э- и упражнение в её написании.
Буква Э. Знакомство с прописной буквой -Э- и упражнение в её написании.
1 ч.
1 ч.
Буква Щ. Знакомство со строчной буквой -щ- и упражнение в её написании.
Буква Щ. Знакомство с прописной буквой -Щ- и упражнение в её написании.
1 ч.
1 ч.
Сравнительный звукобуквенный анализ слогов ча-ща, чу-щу.
Буква ь. Знакомство с буквой -ь- и упражнение в её написании.
1 ч.
1 ч.
99 ч.
Итого: