Речевая практика 1 класс, 1 вариант, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика», для обучающихся 1
класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ министерства
образования и науки российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599, на основе
Федеральной
адаптированной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ
министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г. №1026.
Цель: Развитие речевой коммуникации, как способности использовать
вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими
людьми в различных ситуациях.
Задачи обучения:
- учить понимать и чётко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать
друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно
отвечать на вопрос или просьбу, участвовать в мини-диалогах, которые знакомы им по
бытовым ситуациям;
- создавать условия для развития интонационной выразительности речи детей,
совершенствования их лексики, грамматического строя речи;
- формировать простейшие умения в части построения
связного
монологического высказывания.
Владение устной речью (в том числе и разговорной) – важнейшее умение,
которое спонтанно формируется в детстве и помогает человеку жить в мире людей. К
сожалению, есть дети, для которых знакомиться, благодарить, спрашивать, просить,
отвечать отказом на просьбу оказывается весьма сложным. Эти и многие другие
действия, сопряжённые с речевым общением, часто становятся для них невозможными
без специального обучения. Предусмотрена возможность проведения специальных
занятий по устной речи. Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по
программе для детей с умственной отсталостью 1 класса.
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с целями и задачами специального образования обучение детей
с умственной отсталостью имеет практическую направленность. Предмет позволяет
формировать социально значимые умения. Речь в социальном аспекте является
средством общения, позволяющим налаживать деловые и межличностные контакты.
Аудирование и понимание речи
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный
отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций,
записанных на аудионосители.
Чтение и выполнение словесных инструкций,
предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с
аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого
дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни
Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное
общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи
на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и
отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое
обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и
негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье.
Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к
сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка,
бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с
незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в
письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся»,
«Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься
пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень
приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«здравствуй»,«здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью
обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила
приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день»,
«Добрый вечер»,
«Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют»,
«счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др.
(в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования
этикетных
формул, использованных
невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с
помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?»,
«Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании
«Приходи (те) еще», «Заходи (те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с
праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …»,
«Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд,
доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу
подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и
подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как
хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения
автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите,
пожалуйста …», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»).
Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата
«алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке
или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с
просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …»,
«Можно …, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность
как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы
«Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные
реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже
поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без
него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не
хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении.
Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и
мотивировка
при
извинении.
Сочувствие,
утешение. Сочувствие заболевшему
сверстнику,
взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, приём гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в
секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в
т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни.
Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных
форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте
познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Особенности преподавания предмета в первом классе
Все дети с низким уровнем подготовленности к обучению. У обучающихся
наблюдаются дефекты звукопроизношения, как отдельных звуков, так и нескольких
групп. Уровень общего и речевого развития, а также созревание психофизических
функций у обучающихся индивидуален. Разный уровень развития фонематического и
речевого слуха, правильного звукопроизношения, мыслительных операций: анализа и
синтеза, памяти, внимания, восприятия. Все обучающиеся имеют системное
недоразвитие речи. Кроме этого у всех обучающихся имеется нарушение
звукопроизношения. Исходя из вышеперечисленных положений, программный
материал по предмету для данной категории детей направлен на преодоление проблем,
возникших в результате нарушенного развития обучающихся. Поэтому уроки
планируются с учетом работы по развитию речи в трех направлениях:

структурное (формирование разных структурных уровней системы
языка: фонетического, лексического, грамматического);

функциональное формирование навыка владения языком в его
коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения)

когнитивное (формирование способности к элементарному
осознанию языковых и речевых явлений).
Учитывая специфику познавательной деятельности обучающихся с
умственной отсталостью 1 класса на уроках, применяется система заданий и
упражнений, направленных на:

воспитание звуковой культуры речи;

развитие лексической стороны речи;

формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи.
Тематика уроков направлена на обогащение и уточнение словаря.
Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного
высказывания.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть учебного плана
раздела «Язык и речевая культура». Количество часов в 1 классе: 2 часа в неделю; 66
часов в учебный год (33 учебных недели).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Речевая практика»
Личностные результаты
-осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;

-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование готовности к самостоятельной жизни.
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся дополнительного 1
класса на уроках речевой практике, обеспечивают успешное начало школьного
обучения и положительное отношение к учебе в целом:
Личностные:
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
 ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение»,
«родина», «природа», «семья»;
 определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения;
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить;
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
 самостоятельность
в
выполнении
учебных
заданий,
поручений,
договоренностей.
Коммуникативные:
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик,
ученик–класс, учитель - класс);
 использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем;
 договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.
Регулятивные:
 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 ориентироваться в пространстве класса;
 пользоваться учебной мебелью;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);
 работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
Познавательные:
 выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
 устанавливать видо-родовые отношения предметов;
 делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале
 работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и
электронных и других носителях).




Предметные результаты
Минимальный уровень:
-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и
выражений;
-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
-восприятие на слух сказок и рассказов;
-ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный
материал;
-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой
на образец чтения учителя;
-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
-ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или
просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений; ответы на вопросы;
-понимание содержания детских сказок, ответы на вопросы учителя;
-активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения), используя соответствующие этикетные слова и
выражения.
Основное содержание
Аудирование
Выполнение одночленных и двучленных инструкций учителя: «Сядь за парту и
достань книгу», «Возьми тетради и раздай их»
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых
комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: Жа-жажа – есть иголки у ежа. Ша-ша-ша – мам моет малыша.
Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует
услышанному предложению: Шура вытирает пыль. И т.д.

Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися
картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов
артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, четкое и
выразительное их произношение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Перечисление (2-3) предметов на
одном выдохе с указанием на эти предметы. Произношение небольших стихотворений
в сопровождении движений.
Различение тихой и громкой речи в игре.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнение на
изменение темпа речи (медленно спрашивает, быстро отвечает).
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемая с
голоса учителя (по подражанию).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение
соответствующего выражения лица с символическим рисунком.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку»
Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей.
Использование новых слов и предложений в ролевой игре.
Внятное выражение просьбы и желания, обращенных к учителю или товарищу.
Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным
использованием картинно-символической схемы к каждому предложению, мелового
рисунка на доске, макетного тетра.
Культура общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и
отчеству, по фамилии, обращение к знакомым
взрослым и ровесникам.
Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление различных формул
приветствия и прощания в зависимости от адресата
(взрослый или сверстник). Употребление слов здравствуйте, доброе утро,
добрый день, добрый вечер, до свидания. Пока.
Употребление вежливых слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой
ситуацией.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует
организации большого количества упражнений, практических работ, игр, экскурсий
для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия.
К формам обучения: относится урок, экскурсии, практические работы.
Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является
фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального
подхода.

К методам обучения: беседа, рассказ, демонстрация и показ наглядных
пособий.
Приёмы обучения: демонстрация; наблюдение, беседа, работа с учебником,
самостоятельная и практическая работа.
Для эффективного обучения проводится систематическое изучение динамики
развития базовых универсальных действий: индивидуального и фронтального опроса,
практических работ.
Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
домашних заданий.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебники
- Комарова С.В. Речевая практика: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М.:
Просвещение, 2023
1.

2.

3.

4.

Методические пособия для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) /мин-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2019
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) \Мин-во просвещения РФ. – М.: Просвещение,2023
Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 1. 1
дополнительный, 1 классы/ М-во образования и науки Рос. Федерации. –
М.: Просвещение, 2018
Комарова С.В. Речевая практика: рабочая тетрадь. 1 класс /С.В. Комарова. – М.:
Просвещение, 2019. -48 с.

Обеспечение кабинета
1.Мебель, соответствующая возрастным, ростовым особенностям обучающихся.
2.Компьютер.
3. Наборы игрушек: плоскостные игрушки, настольные игры в соответствии с
изучаемыми темами; тематические раскраски, тематический сменный стенд
«Календарь природы и труда».
Оценочные материалы
В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются.
Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1
раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития
речи). Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным

видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые
объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному
выполнению задания, к самоконтролю. При необходимости выполнении письменных
заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий
по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради,
ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока

Количество часов

Школьная жизнь
Давайте познакомимся.
Давайте познакомимся. Кто нас учит?
Кто нас лечит и кормит.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Экскурсия в спортивный зал.
Отгадай, что в моём ранце?

1 ч.
1 ч.
Я и мои товарищи

Экскурсия. Это школьный двор.
Знакомство во дворе.
Играем во дворе.
Давайте расскажем историю.
Я за порогом дома
Дорога домой.
Давайте расскажем историю.
Ролевая игра «Разговор по телефону».
Играем в сказку
Теремок.
Играем в сказку.
Я за порогом дома
Знакомство в гостях.
Покупка школьных принадлежностей.
Ролевая игра «Магазин «Школьник».
Игры и игрушки
В магазине игрушек.
Моя любимая игрушка.
Ролевая игра «Ночь в магазине игрушек».
Школьная жизнь
Готовимся к празднику.
Ёлочная игрушка.
Моделирование возможных диалогов при подготовке к
празднику.
Игры и игрушки
Новогодние чудеса.
Составление рассказа «Новогодние подарки».
Давайте расскажем историю о новогодних чудесах.
Игры под музыку к Новому году.
Зимние забавы детей.
Новый год. Ёлка.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
3 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Я и мои товарищи
Беседа на тему «Что мне запомнилось на Новогоднем
празднике?
Зима и её особенности.
Зимняя одежда для прогулки.
Зимняя прогулка.
Составление рассказа «Мы ходили кататься на горку».
Мои товарищи в классе.
Как мы общаемся.
Мне нужна помощь.
Я дома
Я дома.
Помощники.
Составление рассказа «Граница Родины на замке» по серии
сюжетных картинок.
Мамин праздник.
Подарок маме.
Составление описательного рассказа о маме по собственному
рисунку.
Я за порогом дома
Транспорт.
Прогулка в автобусе.
Я пешеход.
Я дома
Помощники.
Наша помощь в семье.
Вежливое общение.
Мой адрес.
Спокойной ночи.
Спокойной ночи. Составление предложений пожеланий
перед сном с опорой на условно – графическую схему.
Составление рассказа «Как я ложусь спать».
Доброе утро.
Доброе утро. Игра «Живые загадки».
Как начинается твоё утро?
Я в мире природы
Мир природы.
Кто как живёт.
Составление рассказа по сюжетной картинке «В живом
уголке».
Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных
картин.
Сказка «Колосок».
Откуда хлеб пришёл?
Итоговое занятие.
Итого:

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
66 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».