Пояснительная записка к уроку «Русский язык»
Рабочая программа учебного предмета «Русского языка» для обучающихся
2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599, на основе федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г. №
1026.
Основной целью предмета являются создание условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта,
подготовки их к жизни в современном обществе.
Задачи обучения русскому языку:
1. уточнение
и
обогащение
представлений
об
окружающей
действительности и овладение на этой основе языковыми средствами
(слово, предложение, словосочетание);
2. формирование первоначальных "дограмматических" понятий и
развитие коммуникативно-речевых навыков;
3. овладение различными доступными средствами устной и письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
4. коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
5. формирование основ навыка полноценного чтения художественных
текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
6. развитие
навыков
устной
коммуникации;
формирование
положительных нравственных качеств и свойств личности.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Предмет «Русский язык» входи в обязательную часть учебного плана, в
предметную область «Язык и речевая практика». На изучение
предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 3 часа в неделю и 102 часа в
год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Русский язык»
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей.
Положительное отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей.
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе.
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в
конце 2 класса
Достаточный
дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, [р] [л]. свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные; правильно
обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной
позиции);
определять значение слов, соотнося их с картинками;
делить слова на слоги;
группировать слова-названия предметов и названия действий;
приводить в качестве примеров слова этих категорий:
списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
грамотно писать по памяти словарные слова;
писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых
не расходится с произношением (8-10 слов).
Минимальный
различать сходные по начертанию буквы;
называть предметы на картинках и подбирать к ним названия
действий;
составлять предложение по действию или по картинке с помощью
учителя;
списывать по слогам слова с рукописного и печатного текстов;
составлять буквенную схему слои типа шар, суп, Мила;
делить слова на слоги;
писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3—4 букв), написание
которых не расходится с произношением (6 слов).
Содержание учебного предмета «Русский язык» во 2 классе
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв.
Буквы, сходные по начертанию, их различение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством
звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из
двух-трех слов.
Звуки и буквы
- Звуки
гласные и согласные, их различение.
- Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах.
Постановка знака ударения.
- Слова с гласной э.
- Слова с буквами и и й, их различение.
- Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
- Согласные звонкие и глухие, артикулярном сходные (р — л), свистящие и
шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание
слов с этими согласными.
- Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении.
Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
- Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
- Практические упражнения в чтении и написании слов с
разделительными ь и ъ.
Слово
- Изучение
слов, обозначающих предметы:
·
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
·
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов
(стол — столы; рама — рамы);
·
различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул —
спинка, сиденье, ножки);
·
сравнение двух предметов и определение признаков различия и
сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
- Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка,
одежда, обувь и др.).
- Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
- Изучение слов, обозначающих действия:
·
называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
·
группировка действий по признаку их однородности (кто как голос
подает, кто как передвигается);
·
различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
·
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами,
обозначающими предметы.
- Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное
написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством
учителя).
- Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из
словаря учебника.
Предложение
- Практическое
знакомство с построением простого предложения:
·
составление предложения по вопросу, картинке, на тему,
предложенную учителем;
·
закачиванием начатого предложения (Собака громко...);
·
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
·
выделение предложения из текста.
- Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце
предложения.
Связная письменная речь
Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном
порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
- Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
- Правильное использование личных местоимений вместо имени
существительного.
Письмо и чистописание
-
- Совершенствование
техники письма.
·
Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
·
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику
в соответствии с заданием.
·
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка
слов путем орфографического проговаривания.
·
Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих
из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание
слов со вставкой пропущенных букв.
·
Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по
картинкам.
·
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы,
определенного слога и т. д.
·
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки
слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и
запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
·
Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в
связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
Устная речь
- Повторение
пройденного за год.
·
Составление простых распространенных предложений по вопросам
учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным
картинкам, на предложенную тему.
·
Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы
и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых
наречий.
·
Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4
пункта).
Список слов, правописание которых обучающиеся должны усвоить:
Барабан, береза, ветер, воробей, ворона, горох, дежурный, заяц, здесь,
капуста, карандаш, коньки, корова, лопата, машина, молоко, морковь,
мороз, Москва, огурец, орех, отец, пальто, пенал, помидор, рабочий,
ребята, сахар, собака, стакан, тарелка, тетрадь, теперь, топор, улица,
учитель.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) /мин-во образования и науки
РФ.- М.: Просвещение, 2019
2. Федеральная
адаптированная
образовательная
программа
начального
общего
образования
для
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья. – М.: ТЦ Сфера,2023
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. –
М.: Просвещение,2023
4. Якубовская, Э.В. Читай, думай, пиши: рабочая тетрадь по русскому
языку. 2 класс. В 2-х частях /Э.В. Якубовская. – М.:
Просвещение,2020
5. Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо: тетрадь – помощница
/О.А. Ишимова. – М.: Просвещение, 2019- 128с.
6. Ишимова О.А. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные
звуки. Правильно пишу: тетрадь – помощница /О.А. Ишимова. –
М.: Просвещение, 2019- 95с.
7. Ишимова О.А. Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно
пишу: тетрадь – помощница /О.А. Ишимова. – М.: Просвещение,
2019- 95с.
8. Ишимова О.А. Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные
звуки. Правильно пишу: тетрадь – помощница /О.А. Ишимова. –
М.: Просвещение, 2019- 95с.
9. Ишимова О.А. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные
звуки. Обозначаю мягкость согласных: тетрадь – помощница /О.А.
Ишимова. – М.: Просвещение, 2019- 79с.
10.Ишимова О.А. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение,
слово: тетрадь – помощница /О.А. Ишимова. – М.: Просвещение,
2019- 63с.
11.Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова
учебник для ОО, реализующих
АООП в 2 частях. М.Просвещение-2023.
Раздаточный материал по предмету
Алфавит (магнитный, в картинках, орфографический).
Тематическое планирование
№
п/п
1-2
3-4
5
6-7
8-9
10
11-12
13-14
15
16
17
18
19
20
21
22
23-24
25
26
27-28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
Раздел, тема урока
Выделение звука и буквы в слове
Предмет и слово, называющее предмет
Правило записи предложения
Предложение и его схема
Распространение предложений
Составление предложений с данным словом
Гласные звуки и буквы
Согласные звуки и буквы
Слова, которые различаются одним звуком
Слова, которые различаются количеством звуков
Слова, которые различаются последовательностью звуков
Знакомство со знаком ударения
Выделение ударного гласного в слове
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа «Звуки и буквы. Ударение »
Работа над ошибками
Деление слов на слоги
Гласные в образовании слогов
Деление слов со звуком и-й на слоги
Перенос слов по слогам
Различение Б-П
Различение В-Ф
Различение Г-К
Различение Д-Т
Различение Ж-Ш
Различение З-С
Различение звонких и глухих согласных
Контрольное списывание
Шипящие согласные
Свистящие согласные
Различение свистящих и шипящих согласных
Буква Е в начале слова или слога
Буква Ё в начале слова или слога
Буква Ю в начале слова или слога
Буква Я в начале слова или слога
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа «Парные звонкие и глухие согласные. Перенос
слов по слогам»
46
Работа над ошибками
47
Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога
48
Повторение
49-50 Повторение
51
Гласные ы-и после твердых и мягких согласных
52
Гласные о-ё после твердых и мягких согласных
53
Гласные у-ю после твердых и мягких согласных
54
Гласные а-я после твердых и мягких согласных
55
Гласная Е после мягких согласных
56
Различение твердых и мягких согласных
57
Буква ь для обозначение мягкости согласных на конце слова
Кол-во
часов
2
2
1
2
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
Письмо слов с мягкими согласными на конце
Различение твердых и мягких согласных на конце слова
Словарь
Предмет и его название
Название предметов, отвечающих на вопрос что?
Название частей предмета
Различение сходных предметов и их названий
Обобщающее слово к группе однородных предметов
Название предметов, отвечающие на вопрос кто?
Обобщающее слово к группе однородных предметов
Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?
слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов
Большая буква в именах людей
Большая буква в именах и фамилиях людей
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа «Слово. Твердые и мягкие согласные»
Работа над ошибками
Большая буква в кличках животных
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных
Повторение
Действие и его название. Название действий, отвечающие на вопрос
что делает?
80
Название действий, отвечающие на вопрос что делают?
81-82 Подбор названий действий к названиям предметов
83-84 Различение названий действий по вопросам
85
Предлог как отдельное слово
86
Употребление предлогов в предложении
87
Выделение трудной гласной в словах
88
Написание гласных в словах-родственниках
89
Выделение предложения из текста
90
Правила записи предложения
91
Предложение и его схема
92
Различение набора слов и предложения
93
Порядок слов в предложении
94
Завершение начатого предложения
95-96 Составление предложений по предметной картинке
97
Предложения –вопросы и предложения-ответы
98
Подготовка к контрольной работе
99
Контрольная работа
100 Работа над ошибками
101- Повторение
102
Итого:
58
59-60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
102