Речевая практика 2 класс, 1 вариант, 2025

Пояснительная записка к уроку «Речевая практика»
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для
обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599, на
основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.12.2022г. № 1026.
Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой
коммуникации
обучающихся
с
нарушениями интеллекта
для
осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи:
1. Способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
2. Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний
обучающихся;
3. Формировать выразительную сторону речи; учить строить устные
связные высказывания; воспитывать культуру речевого общения.
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и
нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в
школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном
элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным
принципом, объединяющим и организующим все разделы программы,
является речевая практика. Основной формой организации деятельности
детей на уроках речевой практики является речевая ситуация
(тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия
естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых
ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика»
обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых
дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи
как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные
формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением
интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала
любого из учебных предметов.
Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане
Предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть
учебного
плана в предметную область «Язык и речевая практика» на изучение
предмета во 2 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Предметные результаты, ожидаемые после 2 года обучения:
Достаточный уровень:
-

выполнять различные задания по словесной инструкции учителя,

понимать речь, записанную на магнитофонной пленке;
-

использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по

указанию учителя и в зависимости от ситуации;
-

участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника,

задавать вопросы и спрашивать ответа у товарищей;
-

правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;

-

уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие

выражения;
-

знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей,

сотрудников, часто взаимодействующих с детьми в школе, ближайших
родственников;
-

слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на

план.
Минимальный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
- называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
- правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
- адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
- знать свое имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать
или дойти до школы и дома маршрут до школы и дома;
- участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми
средствами);
- слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал.
Личностные результаты, ожидаемые после 2 года обучения:
1)

Зарождение

представлений

о

праздниках

личных

и

государственных, связанных с историей страны.
2)

Практическое осмысление и принятие различных социальных ролей

(ученик, сын-дочь, воспитанник, одноклассник и др.).

Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

3)

через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения.
Овладение

4)

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2 года
обучения).
5)

Овладение

социально-бытовыми

навыками,

используемыми

в

повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2 года обучения).
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Личностные действия:























осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению,
как одноклассника, друга;
положительное отношение к окружающей действительности осознание языка
как основного средства человеческого общения;
понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной
культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
формирование умение проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа
произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности
высказываний.
Регулятивные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (учебник, наглядный материал,
материал для театрализованных постановок) и организовывать рабочее место
под руководством учителя;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;
работать в группе, в паре;
участвовать в деятельности на уроках речевой практики, контролировать и
оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя.
Познавательные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
читать;
писать;



наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на
бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью
учителя.
Коммуникативные действия:



вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель - класс);
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем.




Содержание учебного предмета «Речевая практика» во 2 классе
Аудирование и понимание речи
Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов
и слов (3 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет-пакет, удочкауточка, гладит-глядит и др.(с опорой на наглядные средства).
Выполнение

действий

по

инструкции

с

противопоставляемыми

предлогами: в - на , у – за, над - под, с - на, к - от и др. Например: положи книгу
на парту, положи книгу в парту, встань у парты, зайди за парту, подержи руку
над партой, а теперь – под партой и т.д.
Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции
учителя с последующим речевым отчетом о действии (Что ты делал?).
Прослушивание

заданий,

записанных

на

магнитофонной

ленте.

Выполнение каждого задания. Например: Наташа, подойди к доске и напиши
свое имя; Миша, выйди к доске и допиши её фамилию; Лена, иди к доске и на
следующей строчке запиши свое имя и свою фамилию и т.д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками
предложений, содержащих слова-родственники или слова, обозначающие
функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля
сделал маленькую скамейку.; Дети слепили во дворе снеговичка. Дети вылепили
во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи.
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приемы).
Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчетливое и

выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке (сначала - двух
Егорок, потом – трех на одном выдохе (Как на горке на пригорке стояли 33
Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.)
Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен.
Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с
использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа
речи.
Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в
связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражения лица: веселое,
грустное, удивленное, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона
голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к
материалу, излучавшемуся в 1 классе)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и
отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое
обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и
негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье.
Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу,
к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка,
бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с
незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся»,
«Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься
пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень
приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью

обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные
правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока».
Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от
условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных
невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?»,
«Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании
«Приходи (те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с
праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам
…», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность
тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу
подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и
подарки.
Телефонный

разговор.

Формулы

обращения, привлечения

внимания

в

телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения
автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите
пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»).
Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата
«алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или
на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой
к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …»,
«Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как
ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы
«Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные
реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже
поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без
него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я
не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед
старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома»: «Алло! Алло!», «С Днем рождения!»
«Я и мои товарищи»: «Истории о лете», «Три поросенка», «Новогодняя сказка»,
«Красная Шапочка», «Я поздравляю тебя!», «Вспоминаем любимые сказки», «Скоро
лето»
«Я за порогом дома»: «Добро пожаловать!», «Расскажи мне о школе»,
«Новогодний карнавал». «Дежурство», «Пошли в столовую!», «Я записался в
кружок», «Поклонимся памяти героев»
«Я в мире природы»: «У меня есть щенок!»
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) /мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2. Федеральная адаптированная образовательная программа начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. – М.: ТЦ Сфера,2023
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. – М.: Просвещение,2023
4. Комарова, С.В. Речевая практика: учебник/ С.В. Комарова. – М.:
Просвещение,2023

5. Комарова С.В. Речевая практика: рабочая тетрадь. 2 класс /С.В.
Комарова. – М.: Просвещение, 2019.
Печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в
соответствии с изучаемыми темами.
Наборы игрушек: плоскостные игрушки, настольные игры в соответствии с
изучаемыми темами.
Технические средства обучения: ноутбук, интерактивная панель
Интернет
ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/,http://p
edsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://www.pe
dlib.ru/,http://www.viki.rdf.ru/, http://www.festival.1september.ru/, http://www.
metodiki.ru/,http://www.nachalka.ucoz.ru/, http://www.happy-kids.ru/.
Тематическое планирование
Тема урока
Добро пожаловать
У нас новая ученица, ученик
Кто нас лечит и кормит
Правила для школьника
Дежурим с другом (подругой)
«Ура! Перемена!»
Я расскажу вам, где отдыхал
Летние игры
Слушаем, играем в сказку «Три поросенка»
Коллективное рассказывание сказки «Три поросенка»
Представление сказки «Три поросенка»
Кабинеты школы
Как я собираю портфель в школу, школьную форму
Повторение
Организация речевой ситуации «Правила разговоров по телефону»
Организация речевой ситуации «Разговор по телефону»
Организация речевой ситуации «Звонок по телефону по номеру 101»
Организация речевой ситуации «Звонок по телефону по номеру 102»
Организация речевой ситуации «Звонок по телефону по номеру 103»
Организация речевой ситуации «Звонок по телефону по номеру 104»
Организация речевой ситуации «Звонок по телефону по номеру 112»
Организация речевой ситуации «Сегодня мой день рождения! Я принимаю
поздравления»
Организация речевой ситуации «Я приглашаю гостей на день рождение»
Организация речевой ситуации «Мне дарят подарки»
Организация речевой ситуации «Кому какие подарки дарить»
Игрушки
«Моя любимая игрушка»
«Магазин игрушек»
«Уложим куклу спать»
«Мы уже не малыши»

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Готовимся к празднику
Организация речевой ситуации «Новогодние чудеса»
Организация речевой ситуации «Новогодние поздравления»
Повторение
Организация речевой ситуации «Распределение обязанностей между
дежурными по классу, по столовой»
Составление рассказа о дежурстве
Организация речевой ситуации «О домашних питомцах»
Организация речевой ситуации «О домашних питомцах»
Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок»
Организация речевой ситуации «Я должен ухаживать и следить за своим
питомцем»
Организация речевой ситуации «Похождения домашнего питомца»
Знакомство со сказкой «Красная Шапочка»
Коллективное рассказывание сказки «Красная шапочка»
Представление сказки «Красная шапочка»
Знакомство со сказкой «Три медведя»
Коллективное рассказывание сказки «Три медведя»
Инсценировка сказки «Три медведя»
В воскресенье все дома
Организация речевой ситуации «Наши дела в выходной день»
Зимняя одежда
Зимние забавы
Организация речевой ситуации «Мы катаемся с горы»
Организация речевой ситуации «Мы лепим снеговика» .
Организация речевой ситуации «Играем во дворе»
Организация речевой ситуации «Не надо больше ссориться»
Организация речевой ситуации «Дружат в нашем классе девочки и
мальчики»
Организация речевой ситуации «Наш товарищ заболел»
«К нам весна шагает…»
Первоцветы
Весенняя прогулка. Составление рассказа о весне по впечатлениям о
прогулке
Организация речевой ситуации «Режим дня школьника»
Организация речевой ситуации Садитесь, пожалуйста! (Поведение в
автобусе)
Организация речевой ситуации «Мы не знаем, как пройти, Как быть?»
Организация речевой ситуации «Я хочу себя развивать»
Организация речевой ситуации «Кто со мной?»
Организация речевой ситуации «Впечатления о посещения кружка»
Здравствуй лето!
Повторение
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».