Чтение 2 класс, 1 вариант, 2025

Пояснительная записка к уроку «Чтение»
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для обучающихся 2 класса с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19.12.2014г. №1599, на основе федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г. № 1026.
Чтение является важным учебным предметом в образовании обучающихся с
умственной отсталостью. Его направленность на социализацию личности
обучающегося, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей,
формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных
позиций поведения подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся с
данной категории.
Задачами изучения учебного предмета "Чтение" являются:
1. воспитание у обучающихся интереса к чтению;
2. формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения,
обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым
словом;
3. формирование навыков сознательного чтения: читать доступный
пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно
воспринимать
содержание
прочитанного,
сопереживать
героям
произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
4. развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы
педагогического работника, спрашивать обучающихся о непонятных
словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы
текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать
предполагаемый ответ.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Чтение» входит в обязательную часть предметной области
«Язык и речевая практика» – 4 часа в неделю, всего – 136 часа за учебный
год, (34 учебные недели).
Личностные и предметные результаты освоения предмета «Чтение»
Личностные результаты:
- элементарные представления о некоторых нравственно-этических
ценностях: помочь другому, выразить сочувствие, благодарность, не обижать
слабых, слушаться старших, не нарушать правила, признавать вину, учиться
труду, старательно учиться в школе, ценить мир природы;
- умение давать элементарную оценку поведению окружающих на материале
прочитанных текстов: «хорошо-плохо» и приводить несложные
доказательства собственного мнения;

- умение понять эмоциональное состояние героев произведений, установив
несложные причины переживаний;
- элементарные представления о смысле учения в школе;
-способность вступать в коммуникацию в урочной и неурочной
деятельности: соблюдать ритуалы приветствия, прощания, извинения,
обращения с просьбой;
- способность отвечать на вопросы и задавать их; соблюдать осторожность
при общении с незнакомыми людьми; учитывать интересы товарищей в
играх, общих занятиях; выражать своё мнение в необидной форме; готовить
и вручать подарки.
В ходе усвоения программы по чтению во 2 классе должны быть
достигнуты следующие предметные результаты:
Минимальный уровень:
- воспринимать на слух небольшие по объёму и несложные по содержанию
тексты;
- отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста;
- устанавливать несложные смысловые отношения с опорой на вопросы и/или
иллюстрацию;
- читать по слогам короткие тексты;
- соотносить прочитанный текст или отрывок из него с иллюстрацией;
- читать наизусть 2-3 небольших по объёму стихотворения.
Достаточный уровень:
- отвечать на вопросы по фактическому содержанию прослушанного и
прочитанного текста;
- устанавливать несложные смысловые связи, в том числе причинноследственные, с опорой на вопросы и/или иллюстрацию;
- читать плавно по слогам небольшие по объёму тексты с переходом на плавное
чтение целым словом двухсложных слов, простых по семантике и структуре;
- пересказывать тексты по вопросам, картинному плану;
- выразительно читать наизусть 3-5 стихотворений.
Базовые учебные действий

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•

•
•
•

Личностные базовые учебные действия
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения задания, поручения;
формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе чтения
и пересказа произведений, построении речевого высказывания;
развитие этических чувств (категорий: хорошо - плохо, добро - зло);
формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе
жизни.
Регулятивные базовые учебные действия
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под
руководством учителя (учебник, зеркало, разрезная азбука и т.д.);
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников самостоятельно и под руководством учителя;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов под
руководством учителя.
Познавательные базовые учебные действия
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами - заместителями;
читать;
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под
руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик ученик, ученик - класс, учитель - класс);
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем.
Содержание учебного предмета
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного
творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня,
сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных
писателей о природе родного края, о жизни обучающихся и взрослых, о

труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах
поведения.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной
природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о
жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы,
поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на
чтение целыми словами вслух и "про себя". Формирование умения
самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения
(соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона
голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление
текста на части, составление простейшего плана и определение основной
мысли произведения под руководством педагогического работника.
Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и
опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей.
Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по
оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ.
Разделы учебника:










Осень пришла - в школу пора!
Почитаем – поиграем.
В гостях у сказки.
Животные рядом с нами.
Ой, ты, зимушка – зима!
Что такое хорошо и что такое плохо.
Весна идёт!
Чудесное рядом.
Лето красное.
Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) /мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2. Федеральная адаптированная образовательная программа начального
общего
образования
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья. – М.: ТЦ Сфера,2023
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. – М.:
Просвещение,2023
4. Чтение. В 2-х частях: учебник /сост. С.Ю. Ильина.- М.: Просвещение,2023
5. Ильина, С.Ю. Уроки чтения в 2 классе СКОШ VIII вида/ С.Ю. Ильина - М.:
Просвещение,2008.
Тематическое планирование, 2 класс
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

Тема урока
Прочитай!
Все куда-нибудь идут. По В. Голявкину
Первый урок.
Мы рисуем
Грибной лес. Я. Аким
Прочитай!
Слон Бэ-би. По В. Дурову
Птичья школа. Б. Заходер.
Осенние подарки. По Н.Сладкову
В парке
Прочитай!
Падают, падают листья. М. Ивенсен
Осенний лес. По М. Корабельникову
Всякой вещи своё место. По К. Ушинскому
Прочитай!
Хозяин в доме. Д. Летнёва
Зачем дети ходят в школу? По В. Голявкину.
Прочитай!
Серый вечер. По А. Тумбасову.
Проверь себя
Одна буква. По А. Шибаеву.
Слоги. А. Усачёв
Прочитай!
Дразнилка. По С. Иванову.
Черепаха. К. Чуковский
Шумный Ба-Бах. Дж. Ривз.
Прочитай! Загадки.
Доскажи словечко.
Кто квакает, кто крякает, а кто каркает.
Проверь себя!
Лиса и волк. (Русская народная сказка)
Гуси и лиса. (Русская народная сказка)
Лиса и козёл. (Русская народная сказка)
Мышка вышла гулять. По Л. Толстому.
Прочитай!
Волк и баран. (Литовская сказка)
Сказка о том, как зайцы испугали серого волка. По С. Прокофьевой.
Рак и Ворона. (Литовская сказка)
Заяц и черепаха. (Казахская сказка)
Благодарный медведь. (Мордовская сказка)
Как белка и заяц друг друга не узнали. (Якутская сказка)
Волк и ягнёнок. (Армянская сказка)
Умей обождать! (Русская народная сказка)

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96

Проверь себя!
Умная собака. (Индийская сказка)
Прочитай!
Я домой пришла. По Э. Шиму.
Лошадка. (Русская народная присказка)
Кролики. По Е. Чарушину.
Баран. В.Лифшиц.
Прочитай!
Храбрый утёнок. По Б.Житкову.
Всё умеют сами. По Э. Шиму.
Котёнок. М.Бородицкая.
Три котёнка. По В. Сутееву.
Петушок с семьёй. По К. Ушинскому.
Упрямые козлята.
Пёс. В. Лифшиц.
Проверь себя!
Проверка техники чтения
Первый снег. Я. Аким.
Большой снег. По Э. Киселёвой.
Снежный колобок. По Н. Калининой.
Снеговик - новосёл. По С. Вангели.
Воробышкин домик. По Е. Шведеру.
Зимние картинки. Г. Галина.
Миша и Шура. Е Самойлова.
Купили снег. Ш. Галиев.
Буратиний нос. По Г. Юдину.
Живи, ёлочка! И. Токмакова.
Про ёлки. По В. Сутееву.
Коньки купили не напрасно. По В. Голявкину.
Ромашки в январе. По М. Пляцковскому.
Мороз и заяц. (Русская народная сказка)
Вьюга. (Литовская народная песенка)
На лесной полянке. По Г. Скребицкому.
Проверь себя!
Коля заболел. По А. Митту.
Подружки рассорились. Д. Летнёва.
Вязальщик. По В. Голявкину.
Самокат. Г. Ладонщиков.
Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик. По Э. Киселёвой.
Торопливый ножик. По Е. Пермяку.
Вьюга. По В. Сухомлинскому.
Трус. По И. Бутмину.
Как я под партой сидел. По В. Голявкину.
Петя мечтает. Б. Заходер.
Мёд в кармане. По В. Витка.
Канавка. По В. Донниковой.
Назло Солнцу. (Узбекская сказка)
Мостки. А.Барто.
Песенка обо всём. По М. Дружининой.
Лемеле хозяйничает. Л. Квитко.
Неряха. По И.Туричину.
Проверь себя!
Март. Я.Аким.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Невидимка. По Ю.Ковалю.
Праздник мам. В. Берестов.
Подарок к празднику. По В. Драгунскому.
Снег и заяц. (Бурятская сказка)
Помощники весны. Г.Ладонщиков.
Лягушонок. По М. Пришвину.
Весна. Г Ладонщиков.
Барсук. По Е. Чарушину.
Весенняя песенка. С. Маршак.
На краю леса. По И. Соколову-Микитову.
Подходящая вещь. По В.Голявкину.
Деньки стоят погожие… М.Пляцковский.
Ручей и камень. По С. Козлову.
Как птицы лису проучили. (Русская народная сказка)
Вкусный урок. По Т. Шарыгиной.
Почему скворец весёлый? С. Косенко.
Храбрый птенец. Э. Шим.
Кому пригодилась старая Митина шапка. По М. Быкову.
Проверь себя!
Лосёнок. По Г.Цыферову.
Игра. О Дриз.
Удивление первое. Г. Цыферов.
Осьминожек. По Г.Снегирёву.
Друзья. По С. Козлову.
Необыкновенная весна. По С. Козлову.
Не понимаю. Э. Мошковская.
Кот Иваныч. По Г.Скребицкому.
Золотой луг. По М.Пришвину.
Неродной сын. По А. Бианки.
Подарок. Ю. Кушак.
Всё здесь. Я. Тайц.
Небесный слон. По В. Бианки.
Проверь себя!
Светляки. По И. Соколову-Микитову.
Петушок и солнышко. По Г. Цыферову.
Прошлым летом. И. Гамазкова.
Поход. С. Махотин.
Проверка техники чтения
Раки. По Е. Пермяку.
В гости к лету. В. Викторов.
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
136


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».