Пояснительная записка по предмету «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 3 класса с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и
науки
Российской Федерации от 19.12.2014 г №1599, на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 24.12.2022г №1026
Основной целью курса являются: формирование и совершенствование
знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого
общения.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение
следующих задач:
- развитие познавательного интереса к родному языку и формирование
первоначальных языковых обобщений;
- развитие речи, мышления, воображения школьников;
- дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи;
- овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- уточнение, расширение и активизация словаря;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к
родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и
чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову,
стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его
усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Овладение
знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым
условием успешной социализации обучающихся, формированием у них
жизненных компетенций. Практическая и коррекционная направленность
обучения языку обуславливает его специфику.
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями
предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение
которыми в дальнейшем поможет выпускникам школы максимально
реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное положение в
обществе. Содержание учебного курса построено с учётом особенностей
познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала,
когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт
условия для постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного
повторения пройденного и отработки необходимых умений .
Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности детей с
недостатками интеллекта обусловлена трудностями овладения ими русской
фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого
развития, имеющихся психофизических функций. Обучение русскому языку
носит элементарно-практический характер.
Русский язык в 3-ем классе включает следующие разделы:
«Звуки и буквы» - обучающиеся приобретают начальные сведения по
фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об
алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных,
о согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких, непроизносимых и
двойных и др.;
«Слово» - изучаются различные разряды слов – названия предметов,
действий, признаков;
«Предложение» - дети учатся составлять и различать предложения по
интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки,
вопросительного и восклицательного знаков; составляют предложения на
определённую тему, по картинкам, по опорным словам, восстанавливают
нарушенный порядок слов в предложении; разбирают по составу,
устанавливают связь между словами по вопросам.
«Связная речь» - работа по развитию фонематического слуха и
правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению
построению предложения создаёт предпосылки формирования умения
высказываться в устной и письменной форме, ответы на последовательно
поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с
деформированным текстом;
«Грамматические навыки» - у обучающихся совершенствуются
графические навыки; работа заключается в закреплении написания
строчных и прописных букв и их соединений.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык» входит в обязательную часть учебного плана в
предметную область «Язык и речевая практика». На изучение предмета
«Русский язык» в 3 классе отводится по 3 часа в неделю, курс рассчитан; на 102
часа в год (34 учебных недели).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
-проявлять устойчивое внимание к слову, как к объекту изучения и
использования в речи;
-активно проявлять желание придумывать разные предложения с данным
словом, распространять предложения, используя приём «постепенного
ступенчатого распространения предложения с помощью картинки, вопроса,
условного изображения»;
-проявлять интерес к речевому материалу дидактических игр, желание оказывать
помощь товарищу в игре;
-принимать активное участие в выборе игровых упражнений, данных в «Рабочих
тетрадях»;
-уметь работать у доски в паре, не мешая напарнику делать запись на доске и не
отвлекаясь от выполнения собственного задания;
-стремиться расшифровать словарную головоломку;
-понимать важность овладения грамотным письмом;
-соблюдать формы записи простейшего диалога, правильное интонирование
предложения - вопроса и предложения-ответа;
-уметь объяснить, чем понравился герой записанного рассказа;
-уметь элементарно оценить проделанную на уроке работу (Какое задание было
самым интересным? Что в нём понравилось? Какое задание оказалось трудным?
Как удалось справиться с трудностями? Кто помог?)
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-знать буквы, обозначать звуки буквами;
-находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в
конце);
-участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
-делить слова на слоги для переноса;
-списывать по слогам с рукописного и печатного текста отдельные слова,
предложения с орфографическим проговариванием;
-записывать под диктовку слова и короткие предложения (3-4 слова) с
изученными орфограммами;
-записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-3 букв);
-дифференцировать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия,
признаки;
-выделять из текста предложения на заданную тему;
-участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
-списывать с рукописного и печатного текста по слогам и целыми словами
с орфографическим проговариванием;
-переносить по слогам слова с одной строки на другую;
-сверять свою запись с образцом;
-писать по памяти короткие четверостишия;
-записывать слова из словаря, опираясь на предметные картинки;
-чертить схемы предложений;
-записывать под диктовку текст, включающий слова с изученными
орфограммами;
-составлять диалоги из данных вопросов и ответов, правильно записывать
их и прочитывать с соблюдением нужной интонации;
-с помощью вопроса дифференцировать и подбирать слова различных
категорий (название предметов, действий и признаков предметов);
-составлять и распространять предложения, устанавливать связи между
словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак);
-делить текст на предложения;
-выделять тему текста (о чём идёт речь), выбирать один заголовок из
нескольких, подходящих по смыслу.
Содержание программы
Повторение. Употребление простого предложения. Большая буква в начале
предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на
тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из
речи и текста.
Звуки и буквы. Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит.
Расположение в алфавитном порядке несколько слов. Составление списков
учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на
слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова
при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных
словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие.
Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и,
е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, и. Шипящие согласные. Сочетание
гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ща, чу, щу. Парные звонкие и
глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова.
Проверка написания путем изменения формы слова (гриб-грибы).
Слово. Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов,
умение выделять их в тексте, различать по вопросам к т о? ч т о? и правильно
употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими
словами в предложениях (по вопросам к о г о? ч е г о? к о м у? ч е м у? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц.
Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса
школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить
их в тексте, различать по вопросам: ч т о д е л а е т? ч т о д е л а л? ч т о с д е л
а л? ч т о б у д е т д е л а т ь? ч т о с д е л а е т?, правильно согласовывать их в
речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда
действий и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие
признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета
по вопросам: к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е?; нахождение слов,
обозначающих признаки (качества) в тексте и правильное отнесение их к словам,
обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данного
предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух
предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата
мягкая); согласование слов, обозначающих признаки, со словами,
обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их
раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в
корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение. Практическое знакомство с построением простого предложения.
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу к о г о?
или ч т о?), родительного падежа (к о г о? или
ч е г о? нет у к о г о?),
дательного падежа (к о м у? ч е м у?), предложного падежа (г д е? с предлогами
в и на, о к о м? о ч е м?), творительного падежа (к е м? ч е м?). Выделение в
тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение
закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать,
доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса,
и записать ответ.
Связная
письменная
речь.
Умение
восстанавливать
несложный
деформированный текст по картинкам. Последовательное расположение данных
учителем предложений по смыслу (в более легких случаях – самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью
предложений, сформулированных под руководством учителя. Коллективные
ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Письмо и чистописание. Выработка навыка правильного письма и списывания
с постепенным ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное
написание строчных букв и их соединений: 1-я группа – и, й, ш, п, т, н, г, р, у; 2-я
группа – л, м, ц, щ, ь, ы; 3-я группа – б, ф. ю, ф, в, д. з; 4-я группа – с, е, ё, ч, ъ, я;
5-я группа – э, х, ж, к.
Письмо заглавных букв: 1-я группа – И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, Ф; 2-я группа – О,
С, З, Х, Е, Ж, Э, Я; 3-я группа – У, Н, Л, Ю, Р, В; 4-я группа – Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и
словосочетаниями. Списывание слов и предложений со вставкой в них
пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил
правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Устная речь. Правильное составление простых распространенных
предложений и сложных с союзом и. Связное высказывание по плану в виде
вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. – М.: Просвещение,2023
«Русский язык» 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций,
реализующая АООП. Авторы – составители: Я.В.Коршунова, Э.В. Якубовская. В
2 ч. Москва «Просвещение», 2025 год,
Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо: тетрадь – помощница /О.А. Ишимова. –
М.: Просвещение, 2019- 128с.
Ишимова О.А. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно
пишу: тетрадь – помощница /О.А. Ишимова. – М.: Просвещение, 2019- 95с.
Ишимова О.А. Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу: тетрадь –
помощница /О.А. Ишимова. – М.: Просвещение, 2019- 95с.
Ишимова О.А. Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно
пишу: тетрадь – помощница /О.А. Ишимова. – М.: Просвещение, 2019- 95с.
Ишимова
О.А. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки.
Обозначаю мягкость согласных: тетрадь – помощница /О.А. Ишимова. – М.:
Просвещение, 2019- 79с.
Ишимова О.А. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово:
тетрадь – помощница /О.А. Ишимова. – М.: Просвещение, 2019- 63с.
Тригер Р.Д. Технология преодоления трудностей обучения младших
школьников: метод. пособ./Р.Д. Тригер. – М.: просвещение, 2019. -160 с.
Тригер Р.Д. Русский язык. Ключики к секретам имени прилагательного: рабоч.
тетр. /Р.Д. Тригер. – М. : Просвещение, 2019. – 48с.
Тригер Р.Д. Русский язык. Ключики к секретам имени существительного: рабоч.
тетр. /Р.Д. Тригер. – М. : Просвещение, 2019. – 48с.
Тригер Р.Д. Русский язык. Ключики к секретам глагола: рабоч. тетр. /Р.Д.
Тригер. – М. : Просвещение, 2019. – 48с.
Учебно – методические пособия:
Средства обучения:
печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок;
наборы сюжетных картинок по отдельным темам; учебно-практическое
оборудование: комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная
азбука); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы (звукобуквенного разбора слова; разбора слов по составу); дидактический раздаточный
материал (карточки с заданиями); наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и
т.д.);
технические средства обучения: ноутбук; магнитная доска.
Тематическое планирование
Темы уроков
Выделение предложения из текста
Предложение и его схема
Предложения-вопросы и предложения-ответы
Завершение начатого предложения
Различение набора слов и предложения
Порядок слов в предложении
Предложение. Закрепление знаний
Знакомство с алфавитом
Звуки гласные и согласные
Ударение в словах
Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове.
Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове
Деление слов на слоги
Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога
Перенос части слова при письме
Различение твердых и мягких согласных перед гласными
Обозначение мягкости согласных при письме буквами и, е, ё, ю, я.
Буква мягкий знак на конце слова
Буква мягкий знак в середине слова
Различение твердых и мягких согласных
Написание жи- ши в словах
Написание ча-ща в словах
Количество часов
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
Написание чу-щу в словах
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу
Составление пар звонких и глухих согласных
Различение б-п, в-ф
Различение д-т, г-к
Различение ж-ш, з-с
Составление рассказа по сюжетной картинке. Письмо по памяти.
Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова
Запись ответов на вопросы.
Словарные слова. Словарный диктант.
Правила правописания в словах. Закрепление знаний
Составление и запись предложений.
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Различение названий предметов по вопросам кто? что?
Обобщающее название для группы однородных предметов
Выделение названий предмета из предложения
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и в кличках животных
Различение названий действий по вопросам что делает? Что делают?
Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? Что сделал? Что
сделала?
Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? Что делали? Что
сделал? Что сделала? Что сделали?
Различение названий действий по вопросам что сделает? Что сделают?
Постановка вопросов к названиям действий
Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам
Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?
Различение предметов по их признакам
Постановка вопросов к названиям признаков предмета
Дописывание предложений по вопросам.
Составление предложений по вопросам и сюжетной картинке.
Выделение названий признаков предмета из предложения
Название предметов, действий и признаков
Контрольная работа .
Работа над ошибками.
Повторение
Предлоги в, на, у, с, из
Предлоги к, по со словами
Предлог от со словами
Предлоги над, под со словами
Предлог о со словами
Предлоги к, по, от, над, под со словами
Выделение предложения из текста
Предложение законченное и незаконченное
Распространение предложений
Слова в предложении
Порядок слов в предложении
Составление предложений
Слово. Правила правописания в слове.
Контрольная работа
Название предметов и признаков
Название действий
Итого
1 ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
2ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1ч
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1ч.
2ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
102 ч.