Пояснительная записка по предмету «Чтение»
Рабочая программа по чтению для обучающихся 3 класса с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта о обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и
науки
Российской Федерации от 19.12.2014 г №1599, на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.12.2022г №1026
Программа составлена с учетом уровня обученности обучающихся,
индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Обучающимся
предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с
ограниченными возможностями здоровья, понятия. В целях максимального
коррекционного воздействия в содержание программы включен учебноигровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения,
направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Чтение является важным учебным предметом в образовании обучающихся с
умственной отсталостью. Его направленность на социализацию личности
обучающегося, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей,
формирование эмоционального отношения к действительности и
нравственных позиций поведения подчеркивает значимость обучения чтению
обучающихся с данной категории.
Задачами изучения учебного предмета "Чтение" являются:
1. Воспитание у обучающихся интереса к чтению;
2. Формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения,
обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению
целым словом;
3. Формирование навыков сознательного чтения: читать доступный
пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно
воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям
произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного
анализа;
4. Развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы
педагогического работника, спрашивать обучающихся о непонятных
словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы
текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать
предполагаемый ответ.
Общая характеристика программы
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков
русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и
журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно
формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании
прочитанного.
Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального
развития познавательных интересов обучающихся, расширения их кругозора,
воспитания нравственных качеств.
Читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о
мудрости и героизме русского народа.
Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного
чтения, которым умственно отсталые обучающиеся в силу особенностей
психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет
понимание содержания прочитанного.
Систематическая работа по обучению чтению "про себя" начинается с 3
класса. Систематическое формирование выразительного чтения начинается
примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа
произведений. При этом очень важна система работы по установлению
причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид
деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание
работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств
формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции
недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется
развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным,
полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы,
направленной на понимание содержания произведений, обогащение и
уточнение словарного запаса, обучение правильному построению
предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С
этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста
используются вопросы, готовый или коллективно составленный план,
картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской
самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению,
знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской
литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг,
читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по
интересу.
Основной формой организации процесса обучения чтению и обучению речи
является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке
является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и
индивидуального
подхода.
Обучающиеся,
нуждающиеся
в
дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во
фронтальной работе со всем классом, а самостоятельно читают более
облегчённые тексты, пересказывают по наводящим вопросам учителя или
повторяют ответы сильных обучающихся. Осуществляется повседневный и
текущий контроль. Обобщающий урок проводится после каждого раздела.
В 3 классе продолжается работа по формированию у детей общеречевых
навыков,
по
развитию
слухового
и
зрительного
восприятия,
совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а
также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе
ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности,
организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках чтения и развития речи значительное место отводится развитию
речи. Обучающиеся учатся слушать и понимать собеседника, выполнять
несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и т.д.), отвечать на
вопросы.
На уроках чтения и развития речи формируется у детей правильная
артикуляция и дикция. Основными видами работы в этом направлении
являются беседы, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений,
загадок, скороговорок, небольшие инсценировки.
Ведущие приёмы и методы обучения чтению и обучению речи: беседа,
рассказ, работа с учебником, работа с иллюстрациями. Наряду с
вышеназванными
ведущими
методами
используются
и
другие:
экскурсии, демонстрация, наблюдение, нахождение сходства и различия,
выделение существенных признаков, классификация и дифференциация,
усыновление
причинно
следственных
связей
между
понятиями, самостоятельная работа и др.
Большое внимание на уроках чтении уделяется развитию связной устной
речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным
пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание
содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса,
обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в
воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности
текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план,
картинный план.
Место учебного предмета «Чтение» в учебном плане
Предмет «Чтение» входит в обязательную часть учебного плана в
предметную область «Язык и речевая практика». На изучение предмета
«Чтение» отводится по 4 часа в неделю; курс рассчитан на 136 часов (34
учебных недели)
Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета
Личностные:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей;
-оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам
Предметные результаты имеют два уровня: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы
над ним под руководством учителя;
- читать по слогам трудные по смыслу и по слоговой структуре слова;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного или по иллюстрациям к
тексту;
-высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
-пересказывать содержание прочитанного;
- рассказывать наизусть 5-7 коротких стихотворения, отчётливо читать их
перед классом;
- участвовать в коллективном составлении рассказа на тему, близкую к теме
прочитанного текста.
Минимальный уровень освоения предметных результатов:
-читать текст вслух после работы над ним под руководством учителя;
-трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
-отвечать на вопросы по прочитанному;
-с помощью высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
-пересказывать содержание прочитанного по вопросам;
-с помощью устно рассказывать на темы, близкие интересам обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
наизусть 5 стихотворений.
Базовые учебные действия
Коммуникативные учебные действия
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою
точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и
научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).
Регулятивные учебные действия
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной
деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять,
возникли сложности при выполнении
Личностные учебные действия
1.Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
2. Уважение к своему народу, к своей родине.
3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов
с точки зрения общечеловеческих норм
5. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение»,
«родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
Познавательные учебные действия:
1.Выделять некоторые существенные, общие и отличительные
свойства хорошо знакомых предметов;
2.Устанавливать видо-родовые отношения предметов;
3.Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
4.Работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных
и электронных и других носителях).
Содержание программы учебного курса
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
·
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после
работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по
смыслу и слоговой структуре слов.
·
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
·
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
·
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте.
Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте.
Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с
иллюстрацией.
·
Подведение обучающихся к выводам из прочитанного, сравнение
прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
·
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное
придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного
плана; рисование словарных картин.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
·
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
·
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и
сказок.
·
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге
для чтения.
·
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений,
чтение их перед классом.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
·
Подготовка
учеников
к
формированию
читательской
самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с
классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной
библиотекой.
·
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию
прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
·
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об
отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных
делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных,
занятиях людей.
·
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на моральноэтические темы, на темы мира и дружбы.
Стихотворений наизусть – 5-7
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники
1. Чтение. В 2-х частях: учебник /сост. С.Ю. Ильина.- М.:
Просвещение,2019
2. Чтение: 3 кл./ Авт.-сост. С.Ю.Ильина, А.А.Богданова. в 2 ч.М.:Просвещение, 2019г.
Методические пособия для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. – М.: Просвещение,2023
1. Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению
грамоте: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,2016.
2. Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2019.- 1
Тематическое планирование
Темы уроков
Сентябрь. М. Садовский.
Весёлая улица. По В. Воскобойникову.
Первое сентября. В. Берестов.
Завтра в школу. По В. Драгунскому.
Пятёрки. По Э. Шиму.
Кто лучшим будет. В. Бирюков.
Обида. По В. Хомченко.
Количество
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Наша учительница. А. Аксёнова.
Обобщающий урок по теме «Здравствуй, школа!»
Осень. О. Высотская.
Последний лист. По Ю. Ковалю.
Сентябрь на дворе. По Н. Сладкову.
Воробей. В. Степанов.
Лето на верёвочке. По А. Баркову.
Улетают, улетели… Е. Благинина.
Ворона и синица. По Э. Шиму.
За кормом для птиц. По Л. Воронковой.
В октябре. Г. Ладонщиков.
Страшный невидимка. По Н. Сладкову.
Осень наступила… А. Плещеев.
Сказка об осеннем ветре. По Н. Абрамцевой.
Обобщающий урок по теме: «Осень наступила…»
Всё для всех. Ю. Тувим.
Работа. По Д. Габе.
Мои помощники. В. Орлов.
Бабушка и внучка. По А. Потаповой.
Повара. Б. Заходер.
Сюрприз. По М. Дружининой.
Маргаритка. О. Высотская.
Пуговица. По В.Хомченко.
Портниха. Г. Ладонщиков.
Пуговица. В.Осеева.
Как я помогал маме мыть пол. По В. Голявкину.
Как Алёшке учиться надоело. По С. Баруздину.
Чем пахнут ремёсла. Дж. Родари.
Обобщающий урок по теме: «Учимся трудиться».
Лисята. По Е. Чарушину.
Лисица и ёж. По Н. Сладкову.
Заяц. Е. Тараховская.
Ёж. По М. Пришвину.
Материнская забота. По А. Баркову.
Белёк. По Г. Снегирёву.
Пин и Гвин. В. Приходько.
Галка. По Б. Житкову.
Куриный воспитанник. По В. Гаранжину.
Добрый волк. По М. Тарловскому.
Живая шляпа. По Н. Носову.
Котята. По Н. Павловой.
Кошкин щенок. В. Берестов.
Сердитый дог Буль. По М. Пляцковскому.
Обобщающий урок по теме: «Ребятам о зверятах».
Лиса и журавль. Русская народная сказка.
Храбрый баран. Русская народная сказка.
Лиса и тетерев. Русская народная сказка.
Овечка и волк. Украинская народная сказка.
Медведь и пчёлы. Башкирская народная сказка.
Тигр и лиса. Таджикская народная сказка.
Лиса и куропатка. Французская народная сказка.
Куцый Хвост. Абхазская народная сказка.
Глупый котёнок. Удмуртская народная сказка.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Обобщающий урок по теме: «Чудесный мир сказок».
Ой ты, зимушка-зима! (русская народная песня)
Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз. По В. Бианки.
Декабрь. М. Садовский.
Как ёлку наряжали. По Л. Воронковой.
В новогоднюю ночь. С. Попов.
Как Дед Мороз сделал себе помощников. По А. Усачёву.
Такой вот герой. По А. Потаповой.
Зима. С. Есенин.
Подарок. С. Суворова.
У Ники новые лыжи. По В. Голявкину.
С прогулки. И. Шевчук.
Неудачная находка. По М. Быковой.
Детство. И. Суриков.
Что за зверь? По Е. Чарушину.
Не стучать - все спят. По Э. Шиму.
Зайка. В. Степанов.
Еловая каша. По Н .Сладкову.
Снежок. З. Александрова.
Коллективная печка. По С. Баруздину.
Обобщающий урок по теме: «Зимушка-зима».
Снегирь и Синичка. По А. Ягафаровой.
Птица – синица. По В. Хомченко.
Дельный совет. Г. Ладонщиков.
Положили на подушки. Г. Лагздынь.
Косточка. По Л. Толстому.
Праздничный стол. По С. Георгиеву.
За игрой. В. Берестов.
Бревно. С. Баруздин.
Как Артёмка котёнка спас. А. Седугин.
Подвиг. По В. Осеевой.
Девочка – копуша. И. Демьянов.
Лесные доктора. По В. Бирюкову.
Обобщающий урок по теме: «Так нельзя, а так можно».
Зима недаром злится… Ф. Тютчев.
Весенняя песня. По В. Бирюкову.
Сосулька. По Э. Шиму.
Мамин портрет. С. Вербова.
Разноцветный подарок. П. Синявский.
Тихо – тихо. А. Седугин.
Лицом к весне. Р. Сеф.
Ледоход. С .Вербова.
Сон Медвежонка. По Р.Фархади.
Медведь проснулся. Г.Ладонщиков.
Заяц на дереве. По В.Бианки.
Наши гости. С.Погореловский.
Скворушка. По Г.Скребицкому.
Весенняя гостья. И.Белоусов.
Пчёлки на разведках. По К.Ушинскому.
Тюльпаны. По А.Баркову.
Обобщающий урок по теме: «Весна в окно стучится».
Перепутаница. Р.Фархади.
Эхо. По Г.Остеру.
1 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Кто кем становится. А.Шибаев.
Волшебный баран. А.Усачёв.
Шишки. М.Пляцковский.
Портрет. По Ю.Степанову.
Булочная песенка. М.Бородицкая.
Обобщающий урок по теме: «Весёлые истории».
Скворец на чужбине. Г.Ладонщиков.
Наше Отечество. По К.Ушинскому.
Флаг России. По Т.Кудрявцевой.
Главный город страны. М.Ильин.
Песня. В.Степанов.
День Победы. А.Усачёв.
Страшный клад. По С.Баруздину.
Тульские пряники. По С.Алексееву.
Обобщающий урок по теме: «Родина любимая».
Что такое лето? А.Усачёв.
Что сказала бы мама? По Л.Воронковой.
Земляника. М.Дружинина.
Куда исчез гриб? По В.Хомченко.
Ёж – спаситель. По В.Бианки.
Жарко. Р.Фархади.
Верное время. По Э. Шиму.
Обобщающий урок по теме: «Здравствуй, лето»!
Итого
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
136 ч.