Русский язык 4 класс, 1 вариант, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 4
класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599, на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022 г. №
1026.
Основной целью курса являются: формирование и совершенствование
знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение
следующих задач:
- развитие познавательного интереса к родному языку и формирование
первоначальных языковых обобщений;
- развитие речи, мышления, воображения школьников;
- дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи;
- овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- уточнение, расширение и активизация словаря;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления
совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения
во многом зависит успешность всего школьного обучения. Овладение знаниями и
умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной
социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Практическая и коррекционная направленность обучения языку обуславливает его
специфику.
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями
предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение
которыми в дальнейшем поможет выпускникам школы максимально реализоваться
в самостоятельной жизни, занять адекватное положение в обществе. Содержание
учебного курса построено с учётом особенностей познавательной деятельности
детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается
в течение нескольких лет, создаёт
условия для постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного
повторения пройденного и отработки необходимых умений .
Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности детей с
недостатками интеллекта обусловлена трудностями овладения ими русской
фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития,
имеющихся психофизических функций. Обучение русскому языку носит
элементарно-практический характер.

На уроках русского языка используются следующие методы:
 Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный.
 Репродуктивный.
 Частично-поисковый или эвристический.
 Исследовательский.
 Беседа.
 Наблюдение.
 Работа с книгой.
 Упражнение.
 Самостоятельная работа.
 Диктант.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык» входит в обязательную часть учебного плана в
образовательную область «Язык и речевая практика». Количество часов в 4
классе: 3 часа в неделю; 102 часа в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты
В программе по русскому языку обозначены два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный:
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных
звуков; оппозиционных согласных по звонкости - глухости, твердости - мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2 - 4 слова) с изученными
орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами
и буквой "ь" (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему;
Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную
схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30
- 35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название предметов, действий и признаков
предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами
с помощью педагогического работника, постановка знаков препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чем идет речь), выбор одного заголовка из нескольких,
подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3 - 4 предложений из составленного текста после его
анализа;
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия
1.Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
2.Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
3.Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей.

4.Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей. 5.Понимание личной ответственности за свои поступки на
основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в
природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
1.
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель−класс).
2.
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем.
3.
Обращаться за помощью и принимать помощь.
4.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.
5.
Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми.
6.
Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
1.
Соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты)
2.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
3.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников.
4.
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
Познавательные учебные действия
1.
Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов.
2.
Устанавливать видо - родовые отношения предметов.
3.
Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале.
4.
Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
5.
Читать; писать.
6.
Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности.
7.
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и
электронных и других носителях).

Содержание программы
В программе по русскому языку выделяются разделы:
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и
непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Ударение. Гласные
ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами "ь, е, е, и, ю, я".
Разделительный "ь". Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие названия предметов. Различение слова и
предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопросы "кто?", "что?". Расширение
круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления
природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках
животных, названиях городов, сел и деревень, улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов ("Словадрузья" и "Слова-враги").
Слова, обозначающие названия действий. Различение действия и его названия.
Название действий по вопросам "что делает?" "что делают?" "что делал?" "что
будет делать?" Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по
вопросам "какой?" "какая?" "какое?" "какие?". Названия признаков,
обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со
словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении
предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия
городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний, шипящих с гласными. Правописание
парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка
написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнезд родственных слов. Общая часть родственных
слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных
слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения.
Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в
устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и
восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на
сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по

опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную
картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с
диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из
нескольких предложенных. Различение текста и "не текста". Работа с
деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов
после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по
объему изложений и сочинений (3 - 4 предложения) по плану, опорным словам
и иллюстрации.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебный комплекс
 Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:
Учебник «Русский язык» Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, 4 класс. Учебник
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Части 1,2 – М.:
Просвещение, 2025г.
 Рабочая тетрадь в 2 частях.
Учебно – методические пособия:

Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
 Методические рекомендации. 2-4 классы.
Программа по русскому языку
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4
классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства
«Просвещение», Санкт-Петербург, 2019г.
 Интернет ресурсы.
Литература для обучающихся
 Аксёнова А.К. Прописи в 3-х частях \ А.К. Аксёнова. – М.: Просвещение, 2020
Материально-техническое обеспечение
Демонстрационные и печатные пособия
- Предметные картинки в соответствии с тематикой произведений.
- Сюжетные картинки в соответствии с тематикой произведений.
- Слова для словарной работы.
Плакаты: «Алфавит», «Письменные
буквы», «Гласные буквы», «Согласные буквы», «Парные звонкие и глухие
согласные», «Слова, обозначающие предмет, действие, признак предмета»
Технические средства обучения
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
Предложение.
Выделение предложения из текста.
Предложение законченное и незаконченное.
Завершение начатого предложения.
Предложение и его схема. Распространение предложений.
Порядок слов в предложении.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1

Выделение в предложении названий предметов, действий и
признаков.
Составление предложений по сюжетной картинке.
Составление предложений по предметной картинке.
Диктант по теме: «Повторение».
Работа над ошибками.
Алфавит. Расположение слов по алфавиту.
Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в
слове.
Различение ударных и безударных гласных.
Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции.
Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции
Проверка безударной гласной в слове.
Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции.
Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции
Проверка безударной гласной в слове.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
Диктант по теме: «Гласные звуки и буквы».
Работа над ошибками
Различение твердых и мягких согласных перед гласными
Обозначение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ё,Ю,Я.
Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.
Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.
Различение твердых и мягких согласных.
Активизация словаря по теме.
Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах.
Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах.
Различение правил правописания в словах.
Знакомство с разделительным мягким знаком.
Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него.
Правило правописания слов с разделительным мягким знаком.
Правило правописания слов с разделительным мягким знаком
Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким
знаком и без него.
Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный
мягкий знак.
Разделительный мягкий знак. Закрепление знаний.
Диктант по теме: «Мягкий знак».
Работа над ошибками.
Различение звонких и глухих согласных в словах.
Наблюдение за парными согласными на конце слова.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.
Различение правил проверки парных согласных и безударных
гласных.
Различение правил проверки парных согласных и безударных
гласных.
Правила правописания в слове. Закрепление знаний.
Правила правописания в слове. Закрепление знаний.
Правила правописания в слове. Закрепление знаний.
Диктант по теме: «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в
середине слова

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Работа над ошибками
Названия предметов, действий и признаков.
Различение названий предметов по вопросам Кто? Что?
Различение названий предметов по вопросам Кого? Чего?
Различение названий предметов по вопросам Кому? Чему?
Различение названий предметов по вопросам Кем? Чем?
Различение названий предметов по вопросам Оком? О чем?
Выделение названий предметов в предложении.
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках
животных.
Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц.
Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц.
Название предметов. Закрепление знаний. Контрольное списывание
Определение признаков предметов по вопросам Какой? Какая?
Какое? Какие?
Постановка вопросов к названиям признаков предмета.
Постановка вопросов к названиям признаков предмета.
Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину,
материал, вкус предмета.
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета.
Определение предмета по его признакам
Диктант по теме: «Название предметов, действий и признаков».
Работа над ошибками
Различение названий предметов, действий, признаков.
Постановка вопросов к словам в предложении
Распространение предложений словами, обозначающими предметы и
признаки предмета, по вопросам.
Распространение предложений словами, обозначающими предметы и
признаки предмета, по вопросам.
Предлоги ПО, К,ОТ,НАД, ПОД, О, В, НА, со словами.
Предлог ИЗ со словами.
Предлог ЗА со словами.
Предлог БЕЗ со словами.
Предлог ДО со словами.
Предлог ПРО со словами.
Предлоги. Закрепление знаний.
Предлоги. Закрепление знаний Контрольное списывание.
Выделение предложения из текста.
Деление текста на предложения.
Завершение начатого предложения.
Порядок слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Связь слов в предложении
Вопросительные предложения.
Восклицательные предложения
Разные по интонации предложения
Контрольный диктант
Работа над ошибками.
Правописание гласных и согласных в слове.
Названия предметов, действий, признаков.
Предложение.
Повторение пройденного за год
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
102 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».