Речевая практика 4 класс, 1 вариант, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся
4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599, на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022 г. № 1026.
Введение предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством
речевой практики умственно отсталых младших школьников, что задерживает
развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в
разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с
нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного
материала любого из учебных предметов. Предмет "Речевая практика" в начальной
образовательной организации входит в структуру изучения предметной области
"Язык и речевая практика".
Цель: развитие речевой коммуникации обучающихся интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью) для осуществления общения с
окружающими людьми.
Задачи:
способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний обучающихся;
формировать выразительную сторону речи;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
Важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при
выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть
направлены на установление взаимопонимания с окружающими. Ученик не
должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо
поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами
реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных
упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на
составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие
живое общение школьников.
Для организации уроков речевой практики важно предусмотреть:
-индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий
особенности развития каждого ребенка;
-психодинамическую разгрузку (чередование фаз психической нагрузки и
двигательной активности);
-комплексный подход к восприятию – мультисенсорную интеграцию (следует
стимулировать все действующие сенсорные системы);
-связь обучения с повседневной жизнедеятельностью ребёнка и окружающих его
людей.

Основные направления коррекционной работы:
 развитие зрительного восприятия и узнавания;
 развитие пространственных представлений и ориентации;
 развитие основных мыслительных операций;
 развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
 коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
 обогащение словаря;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане
Предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть учебного плана в
образовательную область «Язык и речевая практика». Количество часов в 4 классе:
2 часа в неделю; 68 часов в год.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы педагога по их
содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на
образец чтения педагога;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту обучающегося;
ответы на вопросы педагогического работника по содержанию прослушанных и
(или) просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений,
ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы педагога;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи педагога и анализ
речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения), используя соответствующие этикетные слова
и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Состав базовых учебных действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников,
обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования
в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему
становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на
доступном для него уровне.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию
новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и
включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и
организации.
Личностные УД:

 воспринимать объединяющую роль России как государства, территории
проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и
«Родина»;
 ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей;
 принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на
уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего
ученика»;
 внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям
других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила
личной гигиены, безопасного поведения дома, в школе, на улице и на
транспорте.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в
коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Коммуникативные УД:
 соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить;
 вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное);
 сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
 участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом
уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования
и реализации начальных логических операций.
Регулятивные УД:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать
и выходить из-за парты и т. д.);
• работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под
руководством учителя;
• корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством
учителя.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных
логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний
и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего
формирования логического мышления школьников.
Познавательные УД:
• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
• ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством
учителя;
• уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных
ситуациях является показателем их сформированности.
Учебный предмет «Речевая практика» включает в себя разделы с постепенным
расширением и усложнением учебного материала.
Аудирование и понимание речи: выполнение простых и составных устных
инструкций педагога, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание
и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение
словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио
носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в
общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого
общения.
Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки). Условные знаки в
общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения.
Обращение, привлечение внимания. "Ты" и "Вы", обращение по имени и отчеству,
по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье.
Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции). Специфика
половозрастных обращений (дедушка, бабушка, девушка, мужчина). Вступление в
речевой контакт с незнакомым человеком без обращения ("Скажите,
пожалуйста..."). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формул: "Давай познакомимся", "Меня
зовут ...", "Меня зовут а тебя?", "Это ...", "Познакомься пожалуйста, это ...".
Ответные реплики на приглашение познакомиться: "Очень приятно!", "Рад
познакомиться!".
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы:
"Здравствуй", "Здравствуйте", "До свидания". Развертывание формул с помощью
обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные

правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза
человеку.
Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной ночи".
Неофициальные разговорные формулы: "Привет", "Салют", "Счастливо", "Пока".
Грубые (фамильярные) формулы: "Здорово", "Бывай", "Чао" (в зависимости от
условий образовательной организации). Недопустимость дублирования этикетных
формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с
помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как дела?", "Как
живешь?",
"До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при прощании "Приходи(те) еще",
"Заходи(те)", "Звони(те)".
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с ...", "Поздравляю с
праздником ..." и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю тебе ...", "Желаю
Вам ...", "Я хочу пожелать ...".
Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я хочу подарить
тебе ...".
Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой ...", "Как хорошо ты
...", "Как красиво!".
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика
сотовой связи).
Выражение просьбы позвать к телефону: "Позовите пожалуйста ...", "Попросите
пожалуйста...",
"Можно попросить (позвать)...". Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные
реплики адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю".
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене.
Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы: "Пожалуйста",
"Можно ..., пожалуйста!", "Разрешите", "Можно мне", "Можно я ...".
Мотивировка отказа. Формулы: "Извините, но ...".
Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста".
Благодарность за поздравления и подарки как ответная реакция на выполнение
просьбы: "Спасибо ... имя".
Мотивировка благодарности. Формулы: "Очень приятно", "Я очень рада" как
мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание:

"Спасибо за поздравление", "Я тоже поздравляю тебя (Вас)". "Спасибо, и тебя (Вас)
поздравляю).
Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с обращением и без
него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения: "Я нечаянно", "Я не
хотел".
Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
"Молодец!", "Умница!", "Как красиво!".
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их
жизни. Например, в рамках лексической темы "Я за порогом дома" для отработки
этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации
"Давайте познакомимся!", "Знакомство во дворе", "Знакомство в гостях".
Алгоритм работы над темой речевой ситуации:
1) Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
2) Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
3) Составление предложений по теме ситуации, в том числе ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
4) Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей,
сюжета игры, его вариативности.
6) Моделирование речевой ситуации.
7) Составление устного текста (диалогического или несложного монологического)
по теме ситуации.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники
Речевая практика. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные, основные общеобразовательные программы
\С.В.Комарова. – М.: Просвещение, 2025. – 79 с.
Методические пособия для учителя
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /минво образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2. Рыбакова, Е.В. Фонематические загадки: методическое пособие для педагогов и
родителей/ Е.В. Рыбакова. Сызрань: Первая частная типография Брагиных, 2019 г.
3. Ванюхина, Г. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи./ Г.
Ванюхина. – Екатеринбург: Сократ, 2019 г.

Тематическое планирование
Раздел и тема урока
Делимся новостями
Интересные события, произошедшие летом
Рассказываем о своих друзьях.
Игра «Угадай мой рисунок»
Составление рассказа «Мои каникулы» с опорой на карточки
Обобщающий урок по теме «Делимся новостями»
Я выбираю книгу
Книга -лучший собеседник
Моя любимая книга
Обмен первыми впечатлениями о книгах
Экскурсия в библиотеку
Обобщающий урок по теме.
Знакомство со сказкой.
Части сказок. Пересказ сказки с опорой на иллюстрации, по вопросам
учителя. игра «Рассказ по кругу»
Сказки. Игра «Рассказ по кругу»
Инсценировка сказки
Сочиняем сказку
Просмотр сказки
Сочиняем сказку Начало. Основная часть. Конец.
Иллюстрация к части сказки
Составление сказок по опорным словам.
Составление предложений к каждой части сказки.
Инсценировка сказки.
Моя любимая сказка.
Обобщающий урок по теме.
Введение в тему «Я у телевизора»
О каналах телевизионного вещания
Полезные и вредные телевизионные передачи
Знакомство с пультом. Символы на пульте.
Составление собственных программных телепередач.
Просмотр телепередач
Обобщающий урок по теме
Знаки –помощники
Условные обозначения.
Моделирование ситуации.
Актуализация обсуждавшийся информации.
Актуализация личного опыта школьников
Урок-экскурсия по улице. Знаки.
Урок экскурсия по школе
Обобщающий урок по теме.
Введение в тему» В гостях у леса»
Составление предложений по картинкам
Выполнение работ на тему «Что может нанести вред лесу?»
Коллективное составление письма леснику
Составление «Правил вежливого поведения в лесу»
Мы друзья или враги природы?
Составление рассказа «В гостях у леса»
Обобщающий урок по теме. «В гостях у леса»

Количество
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Задушевный разговор. Работа с картинками.
1
Мимические изображения и жесты.
1
Бесконфликтный выход из ситуации
1
Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»
1
В. Осеева «Что легче?»
1
Обобщающий урок по теме «Задушевный разговор»
1
Введение в тему. Моделирование диалогов.
1
Составление устного приглашения
1
Как отказаться от приглашения?
1
Письменное приглашение Пригласительная открытка
1
Составление приглашений на праздник
1
Обобщающий урок по теме «Приглашение»
1
Поздравляю. Сходства письменного и устного поздравлений
1
Составление поздравления
1
Составление поздравления. Поздравление ветеранов.
1
Коллективное составление письменного поздравления.
1
Игра – соревнование «Отгадайте, к какому празднику поздравление»
1
Игра – соревнование «Отгадайте, к какому празднику поздравление»
1
Поздравительные открытки к прощанию с начальной школой.
1
Обобщающий урок по теме
1
Итого 68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».