Математика 4 класс, 1 вариант, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 4
класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599, на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022 г. №
1026.
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в
образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой
категории к жизни в современном обществе и овладение доступными
профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений,
необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических,
житейских и профессиональных задач и развитие способности их
использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости,
трудолюбия,
самостоятельности,
терпеливости,
любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое
дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит предметно-практическую направленность,
тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой
обучающихся, другими учебными предметами.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у
обучающихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление
части множества, разделение множеств на равные части и другие предметнопрактические действия, позволяют подготовить обучающихся к усвоению
абстрактных математических понятий.
Контингент класса весьма неоднороден по характеру и степени сенсорной,
речевой и интеллектуальной недостаточности.

Все
эти
особенности
важно
учитывать
при
осуществлении
дифференцированного и индивидуального подхода, а также оценке знаний
обучающихся.
Коррекционная направленность обучения на уроках математики предполагает:
-максимальное
использование
интеллектуальных,
физических
и
эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии
школьников;
-взаимосвязь двигательной деятельности с другими видами деятельности
(игрой, математикой, рисованием, развитием речи);
-неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и
навыков на разном по содержанию учебном материале;
-подачу учебного материала малыми порциями;
-максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и
практических действий;
-предварение изучения нового материала пропедевтикой;
-руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения
их учителем и учеником.
Основные виды организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в
парах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационнокоммуникационные;
личностно-ориентированные;
технологии
дифференцированного обучения.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:

действия с предметами, направленные на объединение множеств,
удаление части множеств, разделение множества на равные части;

устное решение примеров и задач;

практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков,
ломанных и кривых линий, окружности и геометрических фигур;

работа, направленная на формирование умения слушать и повторять
рассуждения учителя;

развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и
задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному
выполнению задания, к самоконтролю;

самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию
прочных вычислительных умений;

работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и
исправлению ошибок;

индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов
вычислений.
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане

Предмет «Математика» входит в обязательную часть учебного плана в
образовательную область «Математика». Количество часов в 4 классе: 4 часа
в неделю; 136 часов в год.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3)
сформированность
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
В программе по математике обозначены два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

знание числового ряда 1 - 100 в
прямом
порядке;
откладывание
любых чисел в пределах 100, с
использованием счетного материала;
знание
названий
компонентов
сложения, вычитания, умножения,
деления;
понимание смысла арифметических
действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные
части).
знание
таблицы
умножения
однозначных чисел до 5;
понимание связи таблиц умножения и
деления,
пользование
таблицами
умножения на печатной основе для
нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в
два арифметических действия;
знание
и
применение
переместительного свойства сложения
и умножения;
выполнение устных и письменных
действий сложения и вычитания чисел
в пределах 100;
знание единиц измерения (меры)
стоимости, длины, массы, времени и
их соотношения;
различение чисел, полученных при
счете и измерении, запись числа,
полученного при измерении двумя
мерами;
пользование
календарем
для
установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
определение времени по часам (одним
способом);
решение,
составление,
иллюстрирование изученных простых
арифметических задач;
решение составных арифметических
задач в два действия (с помощью
педагогического работника);
различение замкнутых, незамкнутых
кривых, ломаных линий; вычисление
длины ломаной;
узнавание, называние, моделирование

знание числового ряда 1 - 100 в прямом и
обратном порядке;
счет, присчитыванием, отсчитыванием по
единице и равными числовыми группами
в пределах 100;
откладывание любых чисел в пределах
100 с использованием счетного материала;
знание названия компонентов сложения,
вычитания, умножения, деления;
понимание
смысла
арифметических
действий
сложения
и
вычитания,
умножения и деления (на равные части и
по содержанию), различение двух видов
деления
на
уровне
практических
действий; знание способов чтения и
записи каждого вида деления;
знание
таблицы
умножения
всех
однозначных чисел и числа 10; правила
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0
и деления на 1, на 10;
понимание связи таблиц умножения и
деления,
пользование
таблицами
умножения на печатной основе для
нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два
арифметических действия;
знание и применение переместительного
свойство сложения и умножения;
выполнение устных и письменных
действий сложения и вычитания чисел в
пределах 100;
знание
единиц
(мер)
измерения
стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
различение чисел, полученных при счете
и измерении, запись чисел, полученных
при измерении двумя мерами (с полным
набором знаков в мелких мерах);
знание порядка месяцев в году, номеров
месяцев от начала года, умение
пользоваться
календарем
для
установления порядка месяцев в году,
знание количества суток в месяцах;
определение времени по часам тремя
способами с точностью до 1 мин;
решение, составление, иллюстрирование
всех изученных простых арифметических

взаимного положения двух прямых,
кривых линий, фигур, нахождение
точки пересечения без вычерчивания;
знание
названий
элементов
четырехугольников;
вычерчивание
прямоугольника
(квадрата)
с
помощью чертежного треугольника на
нелинованной бумаге (с помощью
педагогического работника);
различение окружности и круга,
вычерчивание окружности разных
радиусов.

задач;
краткая
запись,
моделирование
содержания,
решение
составных
арифметических задач в два действия;
различение
замкнутых,
незамкнутых
кривых, ломаных линий; вычисление
длины ломаной;
узнавание, называние, вычерчивание,
моделирование взаимного положения
двух
прямых
и
кривых
линий,
многоугольников,
окружностей,
нахождение точки пересечения;
знание
названий
элементов
четырехугольников,
вычерчивание
прямоугольника (квадрата) с помощью
чертежного
треугольника
на
нелинованной бумаге;

Реализация программы обеспечивает формирование базовых учебных
действий у учащихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями.
Личностные учебные действия:
– проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на
уроке математики и при выполнении домашнего задания;
– умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с
использованием в собственной речи математической терминологии,
обосновать его (с помощью учителя);
– элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении
группой отдельных видов деятельности на уроке математики, умение оказать
помощь одноклассникам в учебной ситуации;
– освоение социальной роли обучающегося, элементарные проявления
мотивов учебной деятельности на уроке математики;
– умение участвовать в диалоге с учителем и сверстниками на уроке
математики, с использованием в собственной речи математической
терминологии;
– элементарные навыки организации собственной деятельности по
самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания)
на основе усвоенного пошагового алгоритма;
– начальные навыки самостоятельной работы с учебником математики;
– начальные умения производить самооценку выполненной практической
деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности
вычислений, измерений, построений, и при необходимости осуществлять
необходимые исправления неверно выполненного задания;
– элементарное понимание связи математических знаний с некоторыми
жизненными ситуациями, умение применять математические знания для
решения отдельных жизненных задач;

Коммуникативные учебные действия:
– вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель – класс);
– использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
– обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать
инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту;
– принимать участие в работе парами и группами;
– контролировать свои действия в классе;
– оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Регулятивные учебные действия:
– адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
– принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
– следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
– активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
– соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
– принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев,
– корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
– способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач
могут быть им успешно решены;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
– сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа,
числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические
фигуры;

Содержание учебного предмета
Нумерация. Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами
по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в пределах 100. Упорядочение чисел в пределах 100.
Числа четные и нечетные.
.

Единицы измерения и их соотношения. Единица измерения (мера) длины –
миллиметр (1 мм). Соотношение: 1 см = 10 мм. Измерение длины предметов с
помощью линейки с выражением результатов измерений в сантиметрах и
миллиметрах (12 см 5 мм).
Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами
(прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17 мин шестого). Двойное обозначение
времени.
Сравнение чисел, полученных при измерении величин двумя мерами
стоимости, длины, времени. Упорядочение чисел, полученных при измерении
величин одной мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени.
Арифметические действия. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с
переходом через разряд на основе приемов устных вычислений (с записью
примера в строчку). Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода
через разряд и с переходом через разряд на основе приемов письменных
вычислений (с записью примера в столбик). Способы проверки правильности
выполнения вычислений при сложении и вычитании чисел. Проверка устных
вычислений приемами письменных вычислений и наоборот. Проверка
сложения перестановкой слагаемых. Проверка сложения и вычитания
обратным арифметическим действием.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Переместительное свойство
умножения. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимосвязь умножения и
деления. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление на 1, 10. Деление 0 на
число. Способы проверки правильности выполнения вычислений при
умножении и делении чисел (на основе использования таблиц умножения и
деления, взаимосвязи сложения и умножения, умножения и деления).
Увеличение и уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности и
предметной совокупности, сравниваемой с данной. Увеличение и уменьшение
числа в несколько раз.
Нахождение неизвестного компонента сложения. Проверка правильности
вычислений по нахождению неизвестного компонента сложения.
Арифметические задачи. Простые арифметические задачи на увеличение,
уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в …», «меньше в
…»).
Простые арифметические задачи на нахождение цены, количества на основе
зависимости между ценой, количеством, стоимостью.
Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.

Геометрический материал .Измерение длины отрезка в миллиметрах, в
сантиметрах и миллиметрах. Построение отрезка заданной длины (в
миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах).
Замкнутые, незамкнутые линии. Замкнутые и незамкнутые кривые линии:
окружность, дуга. Ломаные линии – замкнутая, незамкнутая. Граница
многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и
вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной.
Построение ломаной по данной длине ее отрезков.
Прямоугольники: прямоугольник, квадрат. Название сторон прямоугольника
(квадрата): основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая).
Противоположные, смежные стороны прямоугольника (квадрата). Построение
прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного угольника (на
нелинованной бумаге). Взаимное положение на плоскости геометрических
фигур (пересечение, точки пересечения). Моделирование взаимного
положения геометрических фигур на плоскости. Построение пересекающихся,
непересекающихся геометрических фигур.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплекс
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Алышева Т. В. Математика 4 класс: учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы; в 2 частях; Москва «Просвещение», 2025 г.
Рабочая тетрадь. Математика. 4 класс. В 2 частях; Учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы; Алышева Т.В., Эк В.В., Москва
«Просвещение», 2025г.
Методические
рекомендации.
Математика.
1-4
общеобразовательных
организаций,
реализующих
общеобразовательные организации Алышева Т.В.

класс
для
адаптированные

Технические средства обучения: ноутбук, интерактивная доска
Учебно-практическое оборудование
1.Классная доска
2.Наборное полотно.
3.Счетный материал.
4.Набор геометрических фигур.

Информационно-образовательные ресурсы
1.
2.
3.

Дидактический демонстрационный материал, схемы, таблицы.
Тематические мультимедийные презентации.
Интернет – ресурсы.
Перечень литературы


Б.П. Никитин «Развивающие игры». - М., «Просвещение», 2000 г.

Обучение математике учащихся младших классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор: В.В. Эк - М:
«Просвещение», 2006г.

Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной
школе. – М.: Просвещение, 2003г.

Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для
работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.:
Просвещение, 1996г.
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
Нумерация чисел 1-100
Таблица разрядов. Состав двузначных чисел из
десятков и единиц.
Числовой ряд в пределах 100. Получение
следующего, предыдущего чисел.
Сложение и вычитание в пределах 100 на основе
разрядного состава чисел (40+3, 43-3, 43-40).
Решение составных задач в 2 арифметических
действия (сложение, вычитание).
Самостоятельная работа по теме «Нумерация чисел
1 – 100».
Работа над ошибками
Меры измерения величин. Величины: стоимость,
длина, масса, емкость, время
Сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении величин одной мерой
Мера длины – миллиметр. 1 мм. Соотношение: 1 см
= 10 мм.
Сложение и вычитание круглых десятков (40 + 20; 40
– 20).
Сложение и вычитание двузначного и однозначного
чисел (45 + 2; 2 + 45; 45 – 2).
Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых
десятков (34 + 20; 20 + 34; 34 – 20).
Сложение двузначных чисел(54 + 21).
Вычитание двузначных чисел(54 – 21; 54 – 24; 54 51).
Получение в сумме круглых десятков и числа100 (38
+ 2; 2 + 38; 98 + 2; 38 + 22; 38 + 62).
Вычитание однозначных, двузначных чисел из

Количество
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

круглых десятков (50 – 4; 50 – 24).
Вычитание однозначных, двузначных чисел из числа
100 (100 – 4; 100 – 24).
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание
чисел в пределах 100 без перехода через разряд».
Работа над ошибками.
Меры времени, их обозначения; последовательность
месяцев в году, дней в неделе; количество суток в
каждом месяце
Определение времени по часам с точностью до 1 мин
двумя способами.
Замкнутые,
незамкнутые
кривые
линии:
распознавание, называние, моделирование.
Замкнутые
и
незамкнутые
кривые
линии:
окружность, дуга.
Умножение как сложение одинаковых слагаемых.
Замена сложения умножением; замена умножения
сложением (в пределах 20).
Решение задач на нахождение произведения на
основе иллюстрирования содержания задачи.
Таблица умножения числа 2. Выполнение табличных
случаев с проверкой правильности вычислений по
таблице.
Порядок действий в числовых выражениях без
скобок в 2 арифметических действия.
Проверочная работа по теме «Таблица умножения
числа 2».
Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4 равные
части (в пределах 20).
Простые арифметические задачи на деление на
равные части.
Контрольная работа за 1 четверть.
Работа над ошибками.
Таблица деления на 2. Числа четные и нечетные.
Порядок действий в выражениях без скобок в 2
действия
Взаимосвязь таблиц умножения числа 2 и деления на
2. Составные задачи.
Сложение двузначного числа с однозначным числом
с переходом через разряд (38+5).
Составление арифметических задач в 2 действия по
краткой записи.
Сложение двузначных чисел (38+25) с переходом
через разряд.
Ломаная линия. Элементы ломаной линии: отрезки,
вершины, углы. Моделирование ломаной линии.
Вычитание однозначного числа из двузначного числа
с переходом через разряд (34-5).
Вычитание двузначных чисел с переходом через
разряд (53-24).
Составление и решение составных задач по рисунку,
краткой записи.
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание
с переходом через разряд».

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Работа над ошибками.
Замкнутые,
незамкнутые
ломаные
линии:
распознавание,
называние.
Моделирование
замкнутых, незамкнутых ломаных.
Табличное умножение числа 3 в пределах 20.
Табличные случаи умножения числа 3 в пределах
100.
Переместительное свойство умножения.
Деление предметных совокупностей на 3 равные
части.
Выполнение табличных случаев деления на 3 с
проверкой.
Деление по содержанию (по 3).
Контрольная работа по теме «Умножение числа 3,
деление на 3»
Табличные случаи умножения числа 4 в пределах
100.
Нахождение произведения на основе знания
переместительного
свойства
умножения
с
использованием таблиц умножения.
Таблица деления на 4, ее составление с
использованием таблицы умножения числа 4.
Деление по содержанию (по 4). Дифференциация
деления на равные части и по содержанию. Решение
задач.
Вычисление длины ломаной линии. Построение
отрезка, равного длине ломаной с помощью циркуля.
Контрольная работа по итогам 2 четверти.
Работа над ошибками.
Табличные случаи умножения числа 5 в пределах
100.
Таблица умножения числа 5, ее составление,
воспроизведение на основе знания закономерностей
построения.
Деление предметных совокупностей на 5 равных
частей. Таблица деления на 5.
Выполнение табличных случаев деления на 5 с
проверкой. Двойное обозначение времени.
Табличные случаи умножения числа 6 в пределах
100.
Таблица умножения числа 6, ее составление,
воспроизведение на основе знания закономерностей
построения.
Цена, количество, стоимость. Краткая запись в виде
таблицы простых арифметических задач на
нахождение стоимости.
Деление предметных совокупностей на 6 равных
частей. Таблица деления на 6.
Выполнение табличных случаев деления на 6 с
проверкой.
Простые арифметические задачи на нахождение
цены. Краткая запись задачи в виде таблицы.
Деление по содержанию. Решение простых
арифметических задач.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1ч
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Проверочная работа по теме «Умножение числа 6,
деление на 6».
Прямоугольник.
Названия,
свойство
сторон
прямоугольника. Построение прямоугольника с
помощью чертежного угольника
Табличные случаи умножения числа 7 в пределах
100.
Таблица умножения числа 7, ее составление.
Составление и решение задач по краткой записи на
нахождение стоимости, цены.
Увеличение
в
несколько
раз
предметной
совокупности. Составление числового выражения.
Увеличение
в
несколько
раз
предметной
совокупности «увеличить в …».
Деление предметных совокупностей на 7 равных
частей. Таблица деления на 7.
Выполнение табличных случаев деления на 7 с
проверкой.
Деление по содержанию (по 7).
Уменьшение
в
несколько
раз
предметной
совокупности. Составление числового выражения.
Уменьшение
в
несколько
раз
предметной
совокупности «уменьшить в …».
Контрольная работа по теме «Умножение числа 7,
деление на 7».
Работа над ошибками.
Квадрат. Свойство квадрата. Построение квадрата с
помощью чертежного угольника
Табличные случаи умножения числа 8 в пределах
100.
Таблица умножения числа 8, ее составление,
воспроизведение на основе знания закономерностей
построения.
Выполнение табличных случаев умножения числа 8 с
проверкой.
Таблица деления на 8, ее составление с
использованием таблицы умножения числа 8.
Выполнение табличных случаев деления на 8 с
проверкой.
Составление и решение простых арифметических
задач, содержащих отношения «меньше в…»,
«больше в…».
Проверочная работа по теме «Умножение числа 8,
деление на 8».
Определение времени по часам с точностью до 1 мин
тремя способами
Табличные случаи умножения числа 9 в пределах
100.
Таблица умножения числа 9, ее составление,
воспроизведение на основе знания закономерностей
построения.
Выполнение табличных случаев умножения числа 9 с
проверкой.
Таблица деления на 9, ее составление с

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

использованием таблицы умножения числа 9.
Выполнение табличных случаев деления на 9 с
проверкой.
Контрольная работа по итогам 3 четверти.
Работа над ошибками.
Пересечение
геометрических
фигур.
Точки
пересечения.
Построение
пересекающихся,
непересекающихся геометрических фигур
Умножение единицы на число. Умножение числа на
единицу. Деление числа на единицу
Повторение пройденного материала
Сложение двузначных чисел без перехода через
разряд вида: 35+12.
Вычитание двузначных чисел без перехода через
разряд вида: 45-13.
Сложение, вычитание двузначных чисел и круглых
десятков вида: 45+20, 45-20.
Сложение двузначных чисел с переходом через
разряд вида: 27+15.
Сложение двузначных чисел, получение 0 в разряде
единиц (36+24).
Сложение двузначных чисел, получение в сумме
числа 100 (74+26).
Сложение двузначного и однозначного чисел с
переходом через разряд вида: 25+7.
Закрепление пройденного материала.
Контрольная работа по теме «Сложение с переходом
через разряд».
Работа над ошибками.
Вычитание двузначного числа из круглых десятков
вида: 60-23.
Вычитание двузначных чисел с переходом через
разряд вида: 62-24.
Вычитание двузначных чисел получение в разности
однозначного числа (51-43).
Вычитание однозначного числа из двузначного числа
с переходом через разряд вида: 34-5.
Решение примеров и задач с числами, полученными
при измерении стоимости.
Решение примеров и задач с числами, полученными
при измерении времени.
Проверка выполнения письменного вычитания
обратным действием – сложением.
Контрольная работа за учебный год.
Работа над ошибками.
Умножение и деление 0 на число
Взаимное положение фигур
Умножение 10 на число (на основе взаимосвязи
сложения и умножения). Умножение числа на 10.
Деление числа на 10.
Проверочная работа по теме «Умножение 0, 10 на
число, числа на 0, 10. Деление 0 на число, числа на
10».
Работа над ошибками

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Примеры с неизвестным слагаемым, обозначенным
буквой «х».
Простые арифметические задачи на нахождение
неизвестного слагаемого
Нумерация чисел 1 – 100. Сложение и вычитание
круглых десятков
Табличные случаи умножения и деления. Решение
арифметических задач на увеличение и уменьшение
числа в несколько раз.
Сложение чисел с переходом через разряд.
Письменные вычисления.
Вычитание чисел с переходом через разряд.
(письменные вычисления).

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
136 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».