Математика 3 класс, 1 вариант, 2025

Пояснительная записка по предмету «Математика»
Рабочая программа по математике для обучающихся 3 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
г №1599, на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.12.2022г №1026
Цель обучения- подготовка обучающихся к жизни в современном обществе и
овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
1. Формирование доступных умственно обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и
умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских и профессиональных задач и развитие
способности их использования при решении соответствующих возрасту
задач;
2. Коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных
возможностей;
3. Формирование положительных качеств личности, в частности
аккуратности,
настойчивости,
трудолюбия,
самостоятельности,
терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность,
доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:









развитие абстрактных математических понятий;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математика» входит в обязательную часть учебного плана в
предметную область «Математика». На изучение предмета отводится 4 часа в
неделю, 136 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения
предмета «Математика»
В
структуре
планируемых
результатов
ведущее
место
принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых
для достижения основной цели современного образования — введения
обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Личностные результаты отражают:
 осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к
учению, как одноклассника, друга;
 формирование положительного отношения к мнению учителя,
сверстников;
 развитие способности оценивать результаты своей деятельности с
помощью педагога и самостоятельно;
 способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за
результатами собственной работы;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения задания, поручения;
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету «Математика» на конец обучения в 3 классе:










Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Минимальный уровень:
знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых
чисел в пределах 100, с использованием счетного материала;
знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части).
знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойства сложения и
умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел
в пределах 100;

 знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
 различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа,
полученного при измерении двумя мерами;
 пользование календарем для установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
 определение времени по часам (одним способом);
 решение,
составление,
иллюстрирование
изученных
простых
арифметических задач;
 решение составных арифметических задач в два действия (с помощью
учителя);
 различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий;
вычисление длины ломаной;
 узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух
прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без
вычерчивания;
 знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание
прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на
нелинованной бумаге (с помощью учителя);
 различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных
радиусов.
Достаточный уровень:
 знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке;
 счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми
группами в пределах 100;
 откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного
материала;
 знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
 понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение
двух видов деления на уровне практических действий; знание способов
чтения и записи каждого вида деления;
 знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
 понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
 знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
 знание и применение переместительного свойство сложения и
умножения;
 выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел
в пределах 100;
 знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;

 различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел,
полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в
мелких мерах);
 знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году;
знание количества суток в месяцах;
 определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
 решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых
арифметических задач;
 краткая запись, моделирование содержания, решение составных
арифметических задач в два действия;
 различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий;
вычисление длины ломаной;
 узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного
положения двух прямых и кривых линий, многоугольников,
окружностей; нахождение точки пересечения;
 знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание
прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на
нелинованной бумаге;
 вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и
круга.
Состав базовых учебных действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников,
обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу
формирования в старших классах более сложных действий, которые
содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной
активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:


осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к
учению, как члена семьи, одноклассника, друга;



выполнение учебных заданий, поручений, договоренностей с помощью
учителя и самостоятельно.

Регулятивные базовые учебные действия:


входить и выходить из учебного помещения со звонком;



ориентироваться в пространстве класса;



пользоваться учебной мебелью;



адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);



работать с учебными принадлежностями по предмету математика
(учебник, тетрадь, счеты, счетные палочки, линейка, чертежный
треугольник и др.) и организовывать рабочее место под руководством
учителя;



участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников самостоятельно и под руководством учителя;



соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами под
руководством учителя.

Познавательные базовые учебные действия:


выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;



устанавливать видо - родовые отношения предметов;



делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать
наглядном материале;



выполнять арифметические действия самостоятельно и с помощью
учителя;



ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством
учителя;



уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.

на

Коммуникативные базовые учебные действия:


вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель - класс);



использовать принятые ритуалы
одноклассниками и учителем;



обращаться за помощью и принимать помощь;



слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.

социального

взаимодействия

с

Содержание учебного предмета
Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разряды.
Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и
упорядочение чисел, знаки сравнения.
Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения.
Единица массы (килограмм), емкости (литр), времени (минута, час, сутки,

неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины (миллиметр, сантиметр,
дециметр, метр). Соотношения между единицами измерения однородных
величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление
неотрицательных целых чисел. Названия компонентов арифметических
действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления.
Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических
действий. Нахождение неизвестного
компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки. Порядок
действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств
арифметических действий в вычислениях (переместительное свойство
сложения и умножения). Алгоритмы письменного сложения, вычитания,
умножения и деления. Способы проверки правильности вычислений.
Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка).
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на
несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию);
увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые
арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи,
содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи на расчет
стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Составные
арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур:
точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник,
треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Замкнутые и
незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии — замкнутая,
незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия.
Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение
отрезков ломаной и вычисление ее длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки
пересечения).
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб,
шар.
Основные виды организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в
парах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационнокоммуникационные;
личностно-ориентированные;
технологии
дифференцированного обучения, ИКТ.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету
являются:

действия с предметами, направленные на объединение множеств,
удаление части множеств, разделение множества на равные части;

устное решение примеров и задач;

практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков,
ломанных и кривых линий, окружности и геометрических фигур;

работа, направленная на формирование умения слушать и повторять
рассуждения учителя;

развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и
задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному
выполнению задания, к самоконтролю;

самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию
прочных вычислительных умений;

работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и
исправлению ошибок;

индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов
вычислений.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. – М.: Просвещение,2023






Математика. Методические рекомендации. 1–4 классы: учебное пособие для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные общеобразовательные программы / Т. В. Алышева. – М. :
Просвещение, 2019.
Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
в 2 ч./ Т.В. Алышева- М.: Просвещение, 2019.
Т.В. Алышева «Математика» 3 класс. Рабочие тетради для ОУ для АООП.
в 2 ч. М. «Просвещение» 2021г

Тематическое планирование
Темы уроков
Нумерация (повторение)
Нумерация (повторение)
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через
десяток.
Решение примеров и задач в пределах 20.

Количество
часов
1ч.
1ч
1 ч.
1 ч.

Решение примеров и задач в пределах 20.

1ч

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
Решение примеров вида 13-3-2.
Сложение в пределах 20 с переходом через десяток.
Сложение в пределах 20 с переходом через десяток.
Прибавление чисел 9 и 8.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1ч

Линии
Числа полученные при измерении величин
Мера массы – килограмм.
Мера ёмкости – литр.
Вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Вычитание числа 9.
Вычитание чисел 8 и 7.
Вычитание чисел 8 и 7.
Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2.
Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2.
Вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Счет равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5 в пределах 20.
Пересечение линий
Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток
Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток
Решение примеров без перехода через десяток
Решение примеров без перехода через десяток
Решение примеров с величинами
Решение примеров с величинами
Точка пересечения линий
Сложение с переходом через десяток
Вычитание с переходом через десяток
Вычитание с переходом через десяток
Простые задачи с переходом через десяток
Простые задачи с переходом через десяток
Углы
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа
Работа над ошибками
Повторение
Повторение
Решение примеров на сложение и вычитание с переходом
через десяток

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1 ч.
1 ч.
1ч.
1ч
1ч
1ч
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1ч.
1ч
1 ч.

Решение примеров на сложение и вычитание с переходом
через десяток
Составные задачи с переходом через десяток
Решение примеров с величинами
Составные задачи с переходом через десяток
Четырехугольники
Сложение и вычитание с переходом через десяток
Скобки. Порядок действий в примерах со скобками
Меры времени - год, месяц
Решение задач
Треугольники
Умножение чисел
Умножение чисел
Решение задач на умножение чисел
Решение задач на умножение чисел
Умножение числа
Умножение числа
Составление и решение примеров на умножение
Составление и решение примеров на умножение
Деление на равные части
Составление и решение примеров на деление на равные части
Деление на 2
Деление на 2
Составление и решение примеров на деление
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа
Работа над ошибками
Многоугольники
Повторение
Повторение
Умножение числа 3
Умножение числа 3
Деление на 3
Решение задач на умножение и деление чисел
Умножение числа 4
Умножение числа 4
Деление на 4
Деление на 4
Умножение чисел 5 и 6
Умножение чисел 5 и 6
Последовательность месяцев в году
Умножение и деление чисел (все случаи)
Умножение и деление чисел (все случаи)
Решение задач на умножение и деление чисел
Шар, круг, окружность
Круглые десятки
Круглые десятки
Меры стоимости
Числа 21-100
Решение примеров на круглые десятки.

1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1ч
1 ч.
1ч
1ч.
1ч
1ч
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1ч
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
11ч.

Решение примеров на круглые десятки.
Решение задач
Решение задач
Мера длины -метр
Меры времени. Календарь
Меры времени. Календарь
Сложение двузначного числа с круглыми десятками.
Сложение двузначного числа с круглыми десятками.
Вычитание круглых десятков из двузначного числа.
Вычитание круглых десятков из двузначного числа.
Увеличение и уменьшение на несколько единиц
Сложение двузначных чисел.
Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел
Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел
Решение задач
Решение задач
Центр, радиус окружности и круга
Центр, радиус окружности и круга
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Повторение
Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков
Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков
Сложение и вычитание двузначных чисел
Сложение и вычитание двузначных чисел
Числа, полученные при измерении двумя мерами
Числа, полученные при измерении двумя мерами
Получение в сумме круглых десятков и 100
Получение в сумме круглых десятков и 100
Решение задач
Вычитание чисел из круглых десятков и 100
Вычитание чисел из круглых десятков и 100
Меры времени - сутки, минута
Меры времени - сутки, минута
Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении.
Умножение и деление чисел
Деление по содержанию.
Деление на две равные части и деление по два.
Деление на три равные части и деление по три.
Деление на четыре равные части и деление по четыре.
Деление на пять равных частей и деление по пять.
Порядок действий в примерах
Решение примеров и задач в пределах 100.
Контрольная работа
Работа над ошибками.

1ч
1ч
1ч
1 ч.
1 ч.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1 ч.
1 ч.
1ч.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1 ч.
1ч
1 ч.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1 ч.
1ч.
1ч
1ч
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1ч
1 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».