Математика 2 класс, 1 вариант, 2025

Рабочая программа к уроку «Математика»
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 2
класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19.12.2014г. №1599, на основе федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г. № 1026.
Цель обучения- подготовка обучающихся к жизни в современном обществе и
овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
1. Формирование доступных умственно обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и
умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских и профессиональных задач и развитие способности
их использования при решении соответствующих возрасту задач;
2. Коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
3. Формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости,
трудолюбия,
самостоятельности,
терпеливости,
любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить
начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:









развитие абстрактных математических понятий;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Математика» входит в обязательную часть учебного плана в
предметную область «Математика». На изучение предмета отводится 4 часа в
неделю, 136 часов в год.

Личностные и предметные результаты освоения предмета «Математика»
У обучающегося будет сформировано:
- принятие и частичное освоение социальной роли обучающегося,
начальные проявления мотивов учебной деятельности на уроках математики;
- умение поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке
математики, сформулировать и высказать элементарную фразу с использованием
математической терминологии;
- проявление доброжелательного отношения к учителю и другим
обучающимся, желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации и
элементарные навыки по осуществлению этой помощи;
- начальные элементарные навыки организации собственной деятельности
по выполнению знакомой математической операции (учебного задания) на основе
инструкции и/или образца, данных учителем или содержащихся в учебном
пособии (учебнике или рабочей тетради), новой математической операции
(учебного задания) – под руководством учителя на основе пошаговой инструкции;
- начальные навыки работы с учебником математики: ориентировка на
странице учебника, чтение и понимание текстовых фрагментов, доступных
обучающимся (элементарных инструкций к заданиям, правил, текстовых
арифметических задач и их кратких записей), использование иллюстраций в
качестве опоры для практической деятельности;
- понимание и воспроизведение записей с использованием математической
символики, содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах,
умение использовать их при организации практической деятельности;
- умение корригировать свою деятельность при выполнении учебного
задания в соответствии с мнением (замечанием), высказанным учителем или
одноклассниками, а также с учетом помощи, оказанной обучающемуся при
необходимости;
- умение производить элементарную самооценку результатов выполненной
практической деятельности на основе соотнесения с образцом выполнения;

-

начальные

умения

использования

математических

знаний

при

ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении, доступных
видах хозяйственно-бытового труда;
- отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном
отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на
улице.
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень
- знание состава чисел 2-10 из двух частей (чисел);
- знание количественных числительных в пределах 20; умение записать
числа 11-20 с помощью цифр;
- знание десятичного состава чисел 11-20; откладывание (моделирование)
чисел второго десятка с использованием счетного материала на основе знания их
десятичного состава;
- знание числового ряда в пределах 20 в прямом порядке; месте каждого
числа в числовом ряду в пределах 20;
- осуществление счета предметов в пределах 20, присчитывая по 1;
- выполнение сравнения чисел в пределах 10 и 20 с использованием знаков
равенства (=) и сравнения (>, <); сравнение чисел в пределах 20 с опорой на
установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или
их частей;
- знание единицы измерения (меры) длины 1 дм, соотношения 1 дм = 10 см;
умение соотносить с помощью учителя длину предметов с моделью 1 дм: больше
(длиннее), чем 1 дм; меньше (короче), чем 1 дм; равно 1 дм (такой же длины);
- умение прочитать и записать число, полученное при измерении длины
двумя мерами (1 дм 2 см) (с помощью учителя);
- знание единицы измерения (меры) времени 1 ч; умение определять время
по часам с точностью до 1 ч;

- выполнение сравнения чисел, полученных при измерении величин одной
мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени (в пределах 20, с помощью
учителя);
- знание названий компонентов и результатов сложения и вычитания (с
помощью учителя);
- умение выполнить в практическом плане на основе действий с
предметными совокупностями увеличение и уменьшение на несколько единиц (с
отношением «больше на …», «меньше на …»); выполнение увеличения и
уменьшения числа на несколько единиц (с помощью учителя);
- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через
десяток; с переходом через десяток (с подробной записью решения);
- знание таблицы сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из
двух однозначных чисел с переходом через десяток (с помощью учителя);
- знание переместительного свойства сложения, умение использовать его
при выполнении вычислений (с помощью учителя);
- выполнение сложения и вычитания чисел, полученных при измерении
величин одной мерой стоимости, длины;
- умение ориентироваться в краткой записи арифметической задачи,
воспроизводить условие и вопрос задачи по ее краткой записи; умение составить
краткую запись арифметической задачи (с помощью учителя); умение записать
решение и ответ задачи (запись решения составной задачи в 2 действия – с
помощью учителя);
- выполнение решения простых арифметических задач на увеличение,
уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «больше на …», «меньше
на

…»)

в

практическом

плане

на

основе

действий

с

предметными

совокупностями, иллюстрирования содержания задачи;
- составление арифметических задач по предложенному сюжету, краткой
записи (с помощью учителя);
- умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах, с записью
числа, полученного при измерении одной мерой; умение построить отрезок
заданной длины, выраженной в сантиметрах;

- умение сравнивать отрезки по длине; построение с помощью учителя
отрезка, равного по длине данному отрезку (такой же длины);
- умение различать линии: прямую, отрезок, луч; построение луча с
помощью линейки;
- знание элементов угла; различение углов по виду (прямой, тупой, острый);
умение построить прямой

угол с помощью чертежного

угольника на

нелинованной бумаге (с помощью учителя);
-

знание элементов четырехугольников (прямоугольника, квадрата),

треугольника;
- умение построить треугольник, квадрат, прямоугольник по точкам
(вершинам) на бумаге в клетку (с помощью учителя).
Достаточный уровень:
- знание количественных, порядковых числительных в пределах 20; умение
записать числа 11-20 с помощью цифр;
- знание десятичного состава чисел 11-20; откладывание (моделирование)
чисел 11-20 с использованием счетного материала на основе знания их
десятичного состава;
- знание числового ряда в пределах 20 в прямом и обратном порядке; месте
каждого числа в числовом ряду в пределах 20; умение получить следующее
число, предыдущее число в пределах 20 путем присчитывания 1, отсчитывания 1;
- осуществление счета в пределах 20, присчитывая, отсчитывая по 1 и
равными числовыми группами по 2;
- выполнение сравнения чисел в пределах 10 и 20 с использованием знаков
равенства (=) и сравнения (>, <);
- знание единицы измерения (меры) длины 1 дм, соотношения 1 дм = 10 см;
умение соотносить длину предметов с моделью 1 дм: больше (длиннее), чем 1 дм;
меньше (короче), чем 1 дм; равно 1 дм (такой же длины);
- умение прочитать и записать число, полученное при измерении длины
двумя мерами (1 дм, 2 см);

- знание единицы измерения (меры) времени 1 ч; умение определять время
по часам с точностью до 1 ч и получаса;
- выполнение сравнения чисел, полученных при измерении величин одной
мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени (в пределах 20);
- знание названий компонентов и результатов сложения и вычитания,
использование их в собственной речи (с помощью учителя);
- умение выполнить в практическом плане на основе действий с
предметными совокупностями увеличение и уменьшение на несколько единиц (с
отношением «больше на …», «меньше на …»), с отражением выполненных
операций в математической записи (составлении числового выражения);
выполнение увеличения и уменьшения числа на несколько единиц;
- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через
десяток и с переходом через десяток;
- знание таблицы сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из
двух однозначных чисел с переходом через десяток, умение использовать ее при
выполнении вычитания однозначного числа из двузначного (с помощью учителя);
- знание переместительного свойства сложения, умение использовать его
при выполнении вычислений;
- умение находить значение числового выражения без скобок в два
арифметических действия (сложение, вычитание);
- выполнение сложения и вычитания чисел, полученных при измерении
величин одной мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени;
- умение составить краткую запись арифметической задачи; умение
записать решение простой и составной (в 2 действия) задачи, записать ответ
задачи;
- выполнение решения простых арифметических задач на увеличение,
уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «больше на …», «меньше
на

…»)

в

практическом

плане

на

основе

действий

с

предметными

совокупностями, иллюстрирования содержания задачи;
- составление арифметических задач по предложенному сюжету, готовому
решению, краткой записи;

- умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах, в дециметрах
и сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении одной и двумя
мерами (1 дм 2 см); умение построить отрезок заданной длины, выраженной
одной мерой;
- умение сравнивать длину отрезка с 1 дм, сравнивать отрезки по длине;
построение отрезка, равного по длине данному отрезку (такой же длины);
- знание различий между линиями (прямой, отрезком, лучом); построение
луча с помощью линейки;
- знание элементов угла; различение углов по виду (прямой, тупой, острый);
умение построить прямой

угол с помощью чертежного

угольника на

нелинованной бумаге;
-

знание элементов четырехугольников (прямоугольника,

квадрата),

треугольника;
- знание свойств углов, сторон квадрата, прямоугольника;
- умение построить треугольник, квадрат, прямоугольник по точкам
(вершинам) на бумаге в клетку.
Базовые учебные действия по предмету
Личностные базовые учебные действия:
 осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению,
как члена семьи, одноклассника, друга;
 выполнение учебных заданий, поручений, договоренностей с помощью
учителя и самостоятельно.
Регулятивные базовые учебные действия:
 работать с учебными принадлежностями по предмету математика (учебник,
тетрадь, счеты, счетные палочки, линейка, чертежный треугольник и др.) и
организовывать рабочее место под руководством учителя;
 участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников самостоятельно и под руководством учителя;
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами под
руководством учителя.
Познавательные базовые учебные действия:
 выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
 устанавливать видо - родовые отношения предметов;
 делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;

 выполнять арифметические действия самостоятельно и с помощью учителя;
 наблюдать;
 ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством
учителя;
 уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель - класс);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.
Содержание учебного предмета
Нумерация
Отрезок числового ряда 11—20.
Образование, чтение, запись чисел в пределах 20. Цифры, их количество. Числа
первого и второго десятков.
Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое
число в пределах 20 на счётах.
Сравнение чисел. Знаки >, <, =.
Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15 = 10 + 5). Счёт по
единице, по 2, по 5, по 3, по 4 в пределах 20 в прямом и обратном порядке.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр. Обозначения: 1 см, 1 дм.
Соотношение: 1 дм = 10 см.
Единицы измерения времени: час, месяц. Обозначения: 1 ч, 1 мес.
Часы. Циферблат. Определение времени с точностью до часа.
Запись чисел, выраженных одной единицей измерения — стоимости, длины,
времени.
Арифметические действия
Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи
учителя).
Сложение десятка и однозначного числа и соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из 20
однозначных и двузначных чисел.
Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины,
стоимости, времени).
Понятия больше на ..., меньше на .... Решение примеров на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц.

Арифметические задачи
Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Задачи в два действия, составленные из ранее изученных простых задач. Запись
ответа.
Геометрический материал
Овал. Луч. Построение луча.
Угол. Угол прямой, тупой, острый. Вершины, стороны углов.
Чертёжный угольник, его использование при различении видов углов.
Вершины, стороны, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике.
Измерение и построение отрезков заданной длины (одной единицей измерения).
Построение произвольных углов разных видов. Построение прямого угла с
помощью чертёжного угольника.
Построение геометрических фигур по их вершинам.
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) /мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2. Федеральная адаптированная образовательная программа начального
общего
образования
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья. – М.: ТЦ Сфера,2023
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. – М.:
Просвещение,2023
4. Алышева, Т.В. Математика. В 2-х частях: учебник / Т.В. Алышева. М.:Просвещение,2023
Методический комплект для учителя.





Перова, М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной
школе./ М.Н. Перова. – М.: ВЛАДОС, 2001
Алышева Т.В. Математика. 2 класс. В 2-х частях: рабочая тетрадь /Т.В.
Алышева. – М.: Просвещение, 2020
Коррекционно – развивающие уроки математики / сост. Т.В. Шишей –
Екатеринбург, 2003г
Шишей, Т.В. Устный счёт на уроках математики МСОУСОШ VIII вида /
Т.В. Шишей. – Екатеринбург, 2003

Дидактический материал в виде: предметов различной формы,
величины, цвета, счетного материала; демонстрационных пособий для
изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; объемные
цифры, цифровое полотно из бросового материала, цифровое полотно на
магнитах.

Раздаточный материал по математике - циферблат часов, веер
цифр, набор карточек по изучению дни недели, шаблоны геометрических
фигур, набор линеек угольников.


Оценочный материал
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа,
работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Основной формой организации процесса обучения математике является
урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является
фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и
индивидуального подхода. Организация самостоятельных работ должна
быть обязательным требованием к каждому уроку математики.
Самостоятельно выполненная обучающимся работа должна быть
проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены,
установлена
причина
этих
ошибок,
проведена
работа
над
ошибками. Домашние задания обязательно ежедневно проверяются
учителем.
Контроль достижения обучающимися уровня сформированности
программного материала осуществляется в виде стартового, текущего и
итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и
практические работы. Наряду с повседневным, текущим контролем за
состоянием знаний по математике учитель проводит 1—2 раза в четверть
контрольные работы.

Тематическое планирование, 2 класс
№ п\п

Тема урока

1

Нумерация в пределах 10

2
3
4
5
6
7
8

Счет в прямой и обратной последовательности
Присчитывание по 1
Отсчитывание по 1
Присчитывание по 2
Отсчитывание по 2
Построение прямых в различных направлениях
Решение примеров на сложение и вычитание. Решение
простых задач на сложение.
Понятие отрезок, луч
Решение примеров на сложение и вычитание.
Решение простых задач на сложение.
Решение примеров на сложение и вычитание.
Решение простых задач на сложение.
Сравнение чисел в пределах 10. (Знак <; >; =)

9
10
11
12

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

Решение примеров на сложение и вычитание.
Сравнение.
Сравнение чисел в пределах 10. (Знак <; >; =)
Сравнение отрезков по длине
Проверочная работа «Увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц»
Работа над ошибками
Нумерация чисел
Десяток как новая счетная единица. Преобразование
1 дес. в 10 ед. и 10 ед. в 1 дес.
Десяток как новая счетная единица. Преобразование
1 дес. в 10 ед. и 10 ед. в 1 дес.
Решение примеров на сложение и вычитание
Сравнение чисел в пределах 16. (Знак <; >; =)
Построение отрезков разной длины.
Решение простых задач на сложение и вычитание
Десяток как новая счетная единица. Преобразование
1 дес. в 10 ед. и 10 ед. в 1 дес
Число 11, образование и запись
Число 12, образование и запись
Контрольная работа «Увеличение и уменьшение
чисел второго десятка»
Работа над ошибками
Число 13, образование и запись
Число 14, образование и запись
Число 15, образование и запись
Повторение
Число 16, образование и запись
Решение примеров на сложение и вычитание
Число 17, образование и запись
Число 18, образование и запись
Число 19, образование и запись
Сравнение чисел в пределах 19. (Знак <; >; =)
Построение отрезков разной длины.
Решение простых задач на сложение и вычитание в
пределах второго десятка
Число 20, образование и запись
Порядковый счёт в пределах 20
Решение примеров на сложение и вычитание
Сравнение чисел в пределах 20. (Знак <; >; =)
Решение примеров на сложение и вычитание
Решение примеров на сложение и вычитание
Мера длины - дециметр
Мера длины - дециметр
Увеличение числа на несколько единиц
Увеличение числа на несколько единиц
Увеличение числа на несколько единиц
Решение простых задач на сложение и вычитание в
пределах второго десятка
Построение отрезков разной длины.
Уменьшение числа на несколько единиц

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100

Уменьшение числа на несколько единиц
Уменьшение числа на несколько единиц
Решение простых задач на сложение и вычитание в
пределах второго десятка
Контрольная работа «Арифметические действия с
числами второго десятка»
Работа над ошибками
Решение примеров на сложение и вычитание
Луч. Понятие, построение.
Сложение и вычитание без перехода через десяток
Сложение и вычитание без перехода через десяток
Названия компонентов и результатов сложения и
вычитания в речи обучающихся
Сложение и вычитание без перехода через десяток
Сравнение чисел в мерах длин (Знак <; >; =)
Вычитание однозначного числа из двузначного числа
Вычитание однозначного числа из двузначного числа
Получение суммы 20, вычитание из 20
Вычитание двузначного числа из двузначного числа
Сложение чисел с числом 0
Угол. Понятие, построение
Сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении величин
Сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении величин
Сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении величин
Сложение и вычитание без перехода через десяток
(все случаи)
Решение примеров на сложение и вычитание
Решение простых задач на сложение и вычитание
Решение простых задач на сложение и вычитание
Проверочная работа
Работа над ошибками
Виды углов
Виды углов. Построение
Виды углов. Построение
Составные арифметические задачи
Составные арифметические задачи
Составные арифметические задачи
Сложение с переходом через десяток
Составные арифметические задачи
Прибавление числа 5
Решение простых задач на сложение и вычитание
Решение примеров на сложение и вычитание
Прибавление числа 6
Решение простых задач на сложение и вычитание
Решение примеров на сложение и вычитание
Прибавление числа 7
Решение простых задач на сложение и вычитание
Контрольная работа
Работа над ошибками

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1

101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
1116
117
118
119
120
121
122
123
124
125

Прибавление числа 8
Решение простых задач на сложение и вычитание
Прибавление числа 9
Решение примеров на сложение и вычитание
Решение простых задач на сложение и вычитание
Решение примеров на сложение и вычитание
Четырехугольники
Четырехугольники. Построение, признаки.
Четырехугольники. Построение, признаки
Вычитание чисел 2,3,4
Вычитание чисел 2,3,4
Вычитание числа 5
Вычитание числа 5
Вычитание числа 6
Вычитание числа 6
Вычитание числа 7
Вычитание числа 7
Решение простых задач на сложение и вычитание
Вычитание числа 8
Вычитание числа 8
Вычитание числа 9
Вычитание числа 9
Решение простых задач на сложение и вычитание
Треугольник. Понятие. Построение
Сложение и вычитание с переходом через десяток

126
127
128
129

Сложение и вычитание с переходом через десяток
Решение простых задач на сложение и вычитание
Решение примеров на сложение и вычитание
Единицы времени (сутки). Неделя - 7 суток. Дни
недели.
Единица времени (час). Определение времени по
часам
Контрольная работа
Работа над ошибками
Повторение
Повторение
Повторение
Повторение
Итого:

130
131
132
133
134
135
136

1
1

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
136


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».