Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика», для обучающихся 1
класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ министерства образования и науки российской
Федерации от 19.12.2014 г. №1599, на основе Федеральной адаптированной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ министерства
просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г. №1026.
Цель: коррекция и развитие познавательной деятельности
формирования основ математических знаний и умений.
путем
Предмет направлен на решение следующих задач:
1. Изучение чисел первого и второго
2. десятка, знакомство со сложением и вычитанием в пределах 20, с
единицами стоимости, измерения.
3. Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного
мышления.
4. Обогащение речи обучающихся специфическими математическими
терминами и выражениями.
5. Корректировка недостатков моторики.
6. Формирование аккуратности, настойчивости, желания трудиться.
Решение названных задач обеспечит осознание обучающимися
универсальности математических способов познания мира, усвоение
начальных математических знаний, связей математики с окружающей
действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную
заинтересованность в расширении математических знаний.
Особенности учебного предмета
Обучение математике является важнейшей составляющей начального
общего образования. Оно закладывает основы для формирования приемов
умственной деятельности: обучающие учатся проводить анализ, сравнение,
классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи,
закономерности, выстраивать определенные обобщенные знания и способы
действий. Универсальные математические способы познания способствуют
целостному восприятию, мира, а также является основой формирования
универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия
обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие
обучающихся, формируют способность к самостоятельному поиску и
усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что
составляет умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математике знания и способы действий
необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и
других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во
взрослой жизни.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математика» входит в обязательную часть учебного плана раздела
«Математика». Количество часов в 1 классе: 3 часа в неделю; 99 часов в
учебный год (33 учебных недели).
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
Формировать навыки аккуратного письма с учетом индивидуальных
требований;
Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа»,
«семья»;
Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к
родителям;
Освоить роль ученика;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм
(плохо и хорошо);
Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;
Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные
гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая
гимнастика, физ. минутка).
Регулятивные БУД:
Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;
Определить план выполнения заданий на уроках при решении примеров
и задач под руководством учителя;
Использовать в своей деятельности простейшие инструменты: линейку;
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под
руководством учителя;
Познавательные БУД:
Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под
руководством учителя;
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету,
форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью
учителя;
Группировать предметы на основе существенных признаков (одногодвух) с помощью учителя;
Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные БУД:
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
Оформлять свои мысли в устной речи;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться,
прощаться;
Слушать и понимать речь других;
Участвовать в паре;
Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий,
задач из учебников.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
Читать; записывать, складывать на счетах, сравнивать числа в пределах
10, присчитывать, отсчитывать по 1,2,3,4,5;
Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 20;
Решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать
содержание задачи с помощью предметов, их заменителей, рисунков;
Чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
Достаточный уровень:
Читать, записывать, складывать на счетах, сравнивать числа в пределах
20, присчитывать, отсчитывать по 1,2,3,4,5
Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10;
Решать задачи на нахождение суммы, остатка;
Узнавать монеты и заменять одни другими;
Чертить прямую линию, отрезок (с помощью учителя);
Измерять прямую линию, отрезок;
Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по точкам, изображённым
учителем.
Содержание программы
Пропедевтика
Представления о величине: большой — маленький (больше — меньше,
одинаковые (равные) по величине). Сравнение предметов по размеру: высокий
— низкий (выше — ниже, одинаковые (равные) по высоте), широкий — узкий
(шире — уже, одинаковые (равные) по ширине), толстый — тонкий (толще —
тоньше, одинаковые (равные) по толщине), глубокий — мелкий (глубже —
мельче, одинаковые (равные) по глубине). Сравнение по величине и размеру
2—4 предметов.
Представления о массе: тяжёлый — лёгкий (тяжелее — легче, одинаковые
(равные) по тяжести, такой же тяжести). Сравнение по массе 2—4 предметов.
Количественные представления: мало, много, столько же, несколько,
немного, одинаковое количество (поровну). Изменение количества (на
примере работы с предметами, сыпучими и жидкими веществами). Сравнение
количества предметов путём установления взаимно-однозначного соответствия: больше, меньше; одинаковое, равное количество; столько же,
лишние, недостающие предметы.
Временные представления. Времена года: зима, весна, лето, осень. Сутки:
утро, день, вечер, ночь. Неделя (7 суток), дни недели. Вчера, сегодня, завтра,
на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно, быстро, медленно,
рано, поздно.
Возраст: молодой — старый (моложе — старше).
Пространственные представления: вверху — внизу, впереди — сзади,
слева — справа, далеко — близко, рядом, между, около, в середине, на, в, над,
под, перед, за, напротив. Расположение на листе бумаги: справа, слева, вверху,
внизу, в середине (в центре), правый нижний, правый верхний, левый нижний,
левый верхний углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед,
после, за, следующий за, следом, между.
Геометрические материалы: шар, куб, брус; круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник. Составление геометрических фигур, разрезанных на
несколько частей (по упрощенной схеме). Составление геометрических
фигур из счетных палочек.
Нумерация
Отрезок числового ряда 1 —20. Число и цифра 0.
Образование, чтение, запись чисел первого десятка.
Счёт в прямой и обратной последовательности, количественный и
порядковый в пределах 20. Соотношение количества, числа и цифры. Место
числа в числовом ряду. Число предшествующее (предыдущее), следующее за
(последующее).
Счёт по 2, по 5, по 3 в пределах 20.
Сравнение чисел: больше, меньше, равные. Количество лишних,
недостающих единиц в двух сравниваемых числах без обозначения знаком.
Состав чисел первого десятка. Соотношения: 10 ед. = 1 дес, 1 дес. = 10
ед.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения стоимости: рубль, копейка. Обозначение: 1 р., 1 к.
Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 1 к., 5к.,10 к.; бумажная купюра: 10 р.
Замена нескольких монет по 1р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10
р. (5 к., 10 к.), бумажной купюрой 10 р.; размен монет достоинством 2 р., 5 р., 10
р. (5 к., 10 к.), бумажной купюры 10 р. по 1 р. (1 к.) и другими возможными
способами (не более трёх монет).
Арифметические действия
Сложение и вычитание в пределах 20. Взаимосвязь сложения и вычитания.
Знаки +, -, =. Таблицы сложения и вычитания. Называние компонентов и
результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя).
Переместительное свойство сложения (практическое использование). Решение
примеров на сложение и вычитание, требующих выполнения двух действий
(одинаковых и разных).
Арифметические задачи
Простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности
(остатка). Распознавание условия, вопроса, решения и ответа задачи.
Выделение числовых данных в задаче. Запись решения. Наименования при
записи решения. Формулировка ответа (устно).
Геометрический материал (изучается на каждом уроке). Точка, прямая и
кривая линии, отрезок.
Ознакомление с линейкой как чертёжным инструментом. Построение
произвольной прямой с помощью линейки; изображение точки, кривой линии.
Построение прямой через одну и две точки.
Обводка геометрических фигур по контуру, шаблону и трафарету.
Штриховка, закрашивание по заданию (в разных направлениях).
Практические упражнения (использовать как на уроках, так и во внеурочной
деятельности). Получение любого числа в пределах 10. Иллюстрация с
помощью раздаточного материала («бусы», «кораблики», «кубики», «бруски»
и др.).
Разложение группы предметов на 2 части разными способами. Заполнение
таблиц по составу числа.
Выбор нужной телевизионной программы с использованием пульта; запись
номера и набор номера домашнего телефона.
Упражнения по размену монет достоинством 2 р., 5 р., 10 р., купюры 10 р.
Знакомство с упаковками различных жидкостей и бакалейных товаров.
Определение объёма упаковки жидкостей: вода, соки, молочные продукты
(бутылки, пакеты по 1 л, 2 л). Определение массы бакалейных товаров: соль,
сахар, крупы (упаковка по 1 кг, 2 кг).
Узнавание и называние геометрических форм в окружающих предметах.
Знакомство с календарём: дни недели.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебники - Алышева Т.В. «Математика», 1 класс в 2-ух частях, М.:
Просвещение, 2022-2023 г.
Алышева Т.В. Математика. 1 класс. В 2-х частях: рабочая тетрадь /Т.В.
Алышева . – М.: Просвещение, 2021
Методические пособия для учителя
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) /мин-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2019
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) \Мин-во просвещения РФ. – М.:
Просвещение,2023
3. Примерные рабочие программы по учебным предметам и
коррекционным курсам образования обучающихся с умственной
отсталостью. Вариант 1. 1 дополнительный, 1 классы/ М-во образования
и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2018
Обеспечение кабинета
1.Мебель, соответствующая возрастным, ростовым особенностям
обучающихся.
2. Компьютер.
3.Наборное полотно
4.Наборы цифр, счётного материала, дидактического счетного материала;
касса цифр.
5.Таблица сложения.
Оценивание
В I классе в течение всего учебного года отметки обучающимся не выставляются.
Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1
раз в четверть) их продуктивной деятельности.
Тематическое планирование
Название темы урока
Цвет, назначение предметов.
Выделение предметов, обладающих определенной формой. Круг.
Выделение предметов, обладающих определенным размером.
Большой, маленький.
Предметы одинаковые, равные по величине.
Понятия: слева – справа.
Понятия: в середине, между.
Выделение предметов, обладающих определенной формой.
Квадрат.
Понятия: вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на,
над, под.
Понятия: длинный – короткий.
Понятия: внутри – снаружи, в, рядом, около.
Выделение предметов, обладающих определенной формой.
Треугольник.
Понятия: широкий – узкий.
Понятия: далеко – близко, дальше – ближе, к, от.
Выделение предметов, обладающих определенной формой.
Прямоугольник.
Понятия: высокий – низкий.
Понятия: глубокий - мелкий.
Порядок следования: впереди – сзади, перед, за.
Порядок следования: первый – последний, крайний, после,
следом, следующий за.
Сравнение предметов: толстый – тонкий.
Временные представления: утро, день, вечер, ночь.
Временные понятия: рано – поздно.
Временные понятия: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.
Давно – недавно.
Понятия: быстро – медленно.
Понятия: тяжёлый – лёгкий.
Понятия: много – мало, несколько. Один – много – ни одного.
Понятия: молодой – старый.
Понятия: больше – меньше, столько же, одинаковое (равное)
количество.
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ.
Количество и счет. Число и цифра 1.
Число и цифра 2. Образование.
Составление, чтение и запись примеров на сложение.
Составление, чтение и запись примеров на вычитание.
Сравнение предметных множеств (больше, меньше, равно).
Простые арифметические задачи на сложение. Монеты: 1
копейка, 1 рубль, 2 рубля.
Простые арифметические задачи на вычитание.
Количес
тво
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Составление, чтение и запись примеров на сложение и вычитание.
1 ч.
Число и цифра 3. Образование числа 3.
Сравнение предметных множеств в пределе 3.
Числовой ряд 1-3. Сравнение чисел.
Состав числа 3. Решение примеров на сложение и вычитание.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Число и цифра 4. Образование числа 4. Счет до 4.
1 ч.
Шар.
Куб.
Числовой ряд 1-4. Сравнение, запись и решение примеров в
пределе 4.
Сравнение предметных множеств. Порядковые и количественные
числительные.
Решение примеров с неизвестным числом. Брус.
Число и цифра 5. Знакомство.
Числовой ряд 1-5. Сравнение чисел.
Решение примеров на сложение и вычитание.
Решение простых задач на нахождение суммы и остатка.
Повторение изученного. Точка, линии. Овал.
Число и цифра 0.
Решение примеров на сложение и вычитание.
Число и цифра 6. Знакомство.
Числовой ряд 1-6. Сравнение предметных множеств.
Сложение и вычитание в пределах 6.
Сравнение чисел.
Решение примеров на сложение.
Решение примеров на вычитание.
Решение задач на нахождение суммы и остатка.
Построение прямой линии через одну точку, две точки.
Число и цифра 7. Знакомство.
Числовой ряд 1-7. Сравнение предметных множеств.
Состав числа 7. Сложение в пределах 7.
Переместительный закон сложения.
Сложение и вычитание в пределах 7.
Решение задач на нахождение суммы и остатка.
Понятия: сутки, неделя. Отрезок.
Число и цифра 8. Образование.
Числовой ряд 1-8. Сравнение чисел в пределах 8.
Состав числа 8. Способы образования числа 8. Сложение в
пределах 8.
Вычитание в пределах 8. Повторение пройденного.
Решение задач на нахождение суммы и остатка. Построение
треугольника, квадрата, прямоугольника.
Число и цифра 9. Знакомство.
Числовой ряд 1-9. Порядковые числительные.
Дифференциация цифр 6-9. Упражнения на обозначение
количества множеств.
Сравнение чисел в пределах 9.
Сложение в пределах 9. Дополнение до 9.
Вычитание из 9. Компоненты при вычитании.
Число 10. Понятие 10 ед.- один десяток.
Числовой ряд 1-10. Порядковые и количественные числительные.
Сравнение чисел в пределах 10. Состав числа 10.
Переместительные свойства сложения.
Решение примеров на сложение с неизвестным числом.
Решение примеров на вычитание с неизвестным числом.
Решение составных примеров в пределах 10.
Меры стоимости. Меры массы – килограмм.
Мера ёмкости – литр. Решение задач.
Число и цифра 11. Знакомство. Числовой ряд.
Число и цифра 12. Знакомство. Числовой ряд.
Число и цифра 13. Знакомство. Числовой ряд.
Число и цифра 14. Знакомство. Числовой ряд.
Число и цифра 15. Знакомство. Числовой ряд.
Число и цифра 16. Знакомство. Числовой ряд.
Число и цифра 17. Знакомство. Числовой ряд.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Число и цифра 18. Знакомство. Числовой ряд.
Число и цифра 19. Знакомство. Числовой ряд.
Число и цифра 20. Знакомство. Числовой ряд.
Повторение. Состав чисел первого десятка.
Повторение. Состав чисел второго десятка.
Повторение. Решение примеров с неизвестным числом.
Повторение. Решение задач и примеров.
Итого:
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
99 ч.