Пояснительная записка по уроку «Мир природы и человека»
Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» для
обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
обучающихся
с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014г. №1599, на основе федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г. №
1026.
Цель учебного предмета: формирование первоначальных знаний о
живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей,
существующих между миром природы и человека.
Задачи учебного предмета:
Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе,
дать новые знания об основных её элементах.
На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить
представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные.
Формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой
родного края.
Формировать знания обучающихся о природе своего края.
Формировать
первоначальные
сведения
о
природоохранительной
деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к
природе.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Мир природы и человека» является специфическим для
обучения школьников. Его введение в учебный план школ, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы, обусловлено
значительным отставанием второклассников в общем и речевом развитии от
своих сверстников с нормальным интеллектом. У обучающихся формируются
элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим
учебным предметам, расширяется и обогащается представление о
непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления
о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать,
делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи и закономерности способствует развитию аналитикосинтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном
формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития
у обучающихся младших классов понятийного мышления на материале
сведений о неживой и живой природе.
Содержание дисциплины «Мир природы и человека» базируется на
знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность
постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные,
временные и другие связи между объектами, явлениями и состоянием
природы.
Этот курс элементарного природоведения в младших классах (1- 4 кл.)
школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких учебных
дисциплин как «Естествознание» и «География», создать преемственную
систему знаний между названными предметами.
Программа построена по концентрическому принципу, а так же с учетом
преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип
позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее
дополнять их новыми сведениями.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного
плана, в предметную область «Естествознание». На изучение предмета
отведено 2 часа в неделю; 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения предмета «Мир
природы и человека».
Личностные результаты:
1. развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях,
о
насущно
необходимом
жизнеобеспечении,
развитие
способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и созданию специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
2. овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни;
3. овладение навыками коммуникации;
4. дифференциация и осмысление картины мира и её временнопространственной организации;
5. осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих
возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Предметные результаты
Достаточный уровень:
правильно называть изученные объекты и явления;
различать 3—4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за
комнатными растениями;
различать наиболее распространённые овощи и фрукты; объяснять, где
они растут, как используются человеком;
различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки,
образ жизни;
выполнять элементарные гигиенические правила;
различать признаки времён года, объяснять причину сезонных
изменений в природе.
Минимальный уровень:
иметь представления об изученных объектах и явлениях;
различать 2—3 вида комнатных растений, называть части растений;
ухаживать за комнатными растениями;
различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
различать изученных диких и домашних животных, рыб;
различать признаки времён года;
выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма
пищи.
Базовые учебные действия
Личностные базовые учебные действия:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению,
как одноклассника, друга;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью
педагога и самостоятельно;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения задания, поручения;
формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств
путем наблюдения за природой родного края;
формирование первоначальных представлений о базовых ценностях:
«добро», «терпение», «природа», «родной край», «семья»;
формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе
жизни, элементарных гигиенически навыков (охранительные режимные
моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка).
Регулятивные базовые учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (учебник, плакаты, природный
материал, дневник наблюдения за погодой и др.) и организовывать рабочее
место под руководством учителя;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников с помощью учителя.
Познавательные базовые учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо - родовые отношения предметов;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном,
электронном материале.
Коммуникативные базовые учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель - класс);
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности на уроке Мир природы и человека;
доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми.
Содержание учебного предмета
Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека»
предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в
качестве основной формы обучения особое значение придаётся экскурсиям,
позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и
неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует
использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные
объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кинофильмы.
Долгота дня. Влияние солнца на смену времен года. Сутки.
Времена года. Осень. Растения осенью. Животные осенью. Занятия людей
осенью. Зима. Растения зимой. Животные зимой. Занятия людей зимой. Весна.
Растения весной. Животные весной. Занятия людей весной. Лето. Растения
летом. Животные летом. Занятия людей летом.
Неживая природа. Вода. Свойства, признаки воды. Вода в природе. Значение
воды.
Живая природа. Растения. Жизнь растений. Виды растений. Уход за
растениями. Овощи. Фрукты. Уход за растениями сада и огорода.
Животные. Домашние животные. Дикие животные. Кошка и рысь. Породы
кошек. Собака и волк. Породы собак. Рыбы.
Человек. Гигиена тела человека. Органы пищеварения. Питание человека.
Правила питания. Профилактика отравлений.
Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы
является речь самих обучающихся. Учителю необходимо использовать на
уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на
классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, домино и др.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в
естественной обстановке; на предметных уроках – на основе
непосредственных чувственных восприятий.
Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний
и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.
Правильная организация занятий, специфические приемы и методы
побуждают обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют
их речевую и познавательную деятельность.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. –
М.: ТЦ Сфера,2023
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. – М.: Просвещение,2023
Мир природы и человека. В 2-х частях: учебник/ Н.Б. Матвеева, И.А.
Ярочкина, М.А. Попова. – М.: Просвещение, 2023
Матвеева Н.Б. Мир природы и человека: рабочая тетрадь. 2 класс/ Н.Б.
Матвеева. – М. Просвещение, 2019. – 61с.
Дидактический наглядный объект-дерево, для оформления времен года,
жизнь растений и животных в разные времена года, одежда людей в разные
времена года.
Тематическое планирование, 2 класс
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
тема урока
Влияние солнца на смену времен года
Сутки
Сутки
Долгота дня летом
Долгота дня зимой
Осень
Осень
Растения осенью
Экскурсия в осенний лес
Животные осенью
Занятия людей осенью
Занятия людей осенью
Время года Зима
Время года Зима
Растения зимой
Животные зимой
Повторение
Занятия людей зимой
Новогодние праздники, подарки
Время года. Весна.
Растения весной
Животные весной
Занятия людей весной
Время года. Лето.
Растения летом
Животные летом
Занятия людей летом
Правила поведения на водоеме
Фрукты, овощи и ягоды
Неживая природа. Вода
Неживая природа. Вода
Повторение
Вода горячая, холодная
Температура воды
Вода в природе
Значение воды
Растения. Части растений.
Растения. Части растений
Цветы
Жизнь растений
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые
Растения светолюбивые и тенелюбивые
Комнатные растения.
Уход за комнатными растениями
Овощи
Огород
Овощи в питании человека
Сад
Фрукты
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Фрукты и овощи в питании человека
Фрукты и овощи в питании человека
Уход за растениями сада и огорода
Дикие животные
Домашние животные
Рысь
Кошка
Породы кошек
Собака и волк
Породы собак
Рыбы
Рыбы морские
Рыбы речные
Гигиена тела человека
Органы пищеварения
Питание человека
Питание человека
Правила питания
Профилактика отравлений
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68