Пояснительная записка по предмету «Мир природы и человека»
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 3
класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства образования и науки
Российской
Федерации от 19.12.2014 г №1599, на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г №1026
Цель учебного предмета: формирование первоначальных знаний о
живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей,
существующих между миром природы и человека.
Задачи учебного предмета:
Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой
природе, дать новые знания об основных её элементах.
На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить
представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные.
Формировать эстетические потребности путем наблюдения за
природой родного края.
Формировать знания обучающихся о природе своего края.
Формировать первоначальные сведения о природоохранительной
деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к
природе.
Место учебного предмета «Мир природы и человека» в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного
плана в предметную область «Естествознание». На изучение предмета «Мир
природы и человека» в 3 классе отводится по 2 часа в неделю. Курс
рассчитан на 68 часов (34 учебных недели).
Общая характеристика учебного предмета
Основной особенностью содержания предмета «Мир природы и человека»
является его интегративный характер. В нем объединяются знания о природе,
человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского
государства. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту
уровне обществоведческие, физические, биологические, географические,
астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень
важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов
естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
Предмет «Мир природы и человека» даёт возможность воспринять
окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны,
осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы
взаимодействия с ним.
Предмет создаёт содержательную базу и для формирования универсальных
учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В
процессе изучения мира природы и человека обучающиеся осуществляют
поиск информации из разных источников и её обработку; планируют и
выполняют
небольшие
исследования
по
выявлению
свойств,
последовательности протекания природных и социальных процессов и др.
Основные виды организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа
в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационнокоммуникационные; личностно-ориентированные; дифференцированное
обучение, ИКТ.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам.
1. Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
адекватные представления о собственных возможностях
ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;
способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и создания специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его
социальным рисунком);
осмысление и дифференциация
пространственной организации;
осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
картины
мира,
ее
и
временно
2.Предметные результаты по учебному предмету «Мир природы и
человека» на конец обучения в 3 классе:
Обучающиеся усвоят следующие представления:
о простейших свойствах воздуха, его значении для жизни растений,
животных, человека;
о растениях сада и леса;
об образе жизни и повадках диких и домашних животных и птиц;
о роли человека в жизни домашних животных;
о сезонных изменениях в живой и неживой природе;
о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний.
Предметные результаты имеют два уровня. Достаточный уровень освоения
предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
Обучающиеся овладеют умениями:
Получат возможность овладеть умениями:
называть изученные объекты
явления с помощью учителя;
и
правильно
называть
объекты и явления;
сравнивать и различать растения
сада и леса, называть по 2-3растения,
наиболее
распространенных
в
данной местности; различать ягоды,
грибы, орехи;
сравнивать изученных домашних и
диких животных и птиц;
сравнивать и различать растения
сада и леса, деревья хвойные и
лиственные, кустарники, травы,
ягоды, грибы, орехи, плоды и семена
растений, знать названия деревьев и
кустарников,
наиболее
распространенных
в
данной
местности;
описывать повадки домашних и
диких животных и птиц, их образ
жизни с помощью учителя;
различать изученных домашних и
диких животных и птиц; описывать
их повадки и образ жизни;
соблюдать правила употребления в
пищу грибов и ягод, соблюдать
требования
по
профилактике
пищевых отравлений;
соблюдать правила предупреждения
простудных заболеваний;
соблюдать правила питания; правила
приготовления пищи и хранения
продуктов
питания,
соблюдать
требования
по
профилактике
пищевых отравлений;
соотносить сезонные изменения в
неживой природе с изменениями в
жизни
растений,
животных,
человека; определять по сезонным
изменениям время года;
определять направление ветра.
с помощью учителя соотносить
сезонные изменения в неживой
природе с изменениями в жизни
растений, животных, человека.
изученные
3.Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;
сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
положительное отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо - родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
читать;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под
руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель - класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
доброжелательно
относиться,
взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими.
сопереживать,
конструктивно
Содержание учебного предмета
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года:
направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы:
облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель,
ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина,
липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница).
Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в
осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года.
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр
(элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер.
Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения.
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники,
травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—
3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки,
образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным
условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание,
детёныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан —
свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие:
ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца.
Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных
продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых
отравлений.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект
Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для ОУ, реализующий АООП.2 ч.
Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова. М. «Просвещение», 2019г.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)\Мин-во
просвещения
РФ.
–
М.:
Просвещение,2023Методический комплект для учителя
Матвеева Н.Б. Мир природы и человека: рабочая тетрадь. 3 класс/ Н.Б.
Матвеева. – М. Просвещение, 2019. – 56с
Пособие для учителя Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. Мир
природы и человека. 1-4 кл.
Методические рекомендации. Пособие для учителя общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные.
программы. М.: «Просвещение», 2019г
Печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации
фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин,
динамических картин и схем по разделам программы;
экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы
и социума); учебно - практическое оборудование: игровой материал для
сюжетных дидактических игр; оборудование для проведения практических
занятий и элементарных опытов; оборудование для проведения предметнопрактических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски,
кисточки, пластилин и т.п.); модели и натуральный ряд: муляжи фруктов,
ягод, грибов и овощей; натуральные объекты: учебные принадлежности,
игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.
Технические средства обучения – ноутбук, экранно-звуковые пособия
(презентации, мультфильмы). Электронные ресурсы 1. Проект «Инфоурок»
http://infourok.ru 2. Интернет-проект «Мультиурок» p://multiurok.ruhtt 3.
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/ 4.
Интернет-проект
«Фестиваль
педагогических
идей»
http://festival.1september.ru/
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
Количество
часов
Времена года. Осень
Осенние месяца
Сезонные изменения в сентябре
Сезонные изменения в сентябре
Сезонные изменения в октябре
Сезонные изменения в октябре
Сезонные изменения в ноябре
Растения осенью
Животные осенью
Насекомые осенью
Птицы осенью
Занятия людей осенью
Солнцестояние
Зима
Природные явления зимой
Природные явления зимой
Зимние месяцы
Сезонные изменения в декабре
Растения зимой
Зимующие птицы
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Животные зимой
Животные зимой
Занятия людей зимой
Зимние каникулы. Праздничные дни
Зимние каникулы. Праздничные дни
Погодные наблюдения
Сезонные изменения в январе
Следы животных зимой
Столовая для животных и зимующих птиц
Столовая для животных и зимующих птиц
Сезонные изменения в феврале
Погодные наблюдения
Семена, посадка семян
Весна.
Весенние месяца
Сезонные изменения в марте
Сезонные изменения в апреле
Сезонные изменения в мае
Растения весной
Животные весной
Занятия людей весной
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Лето
Летние месяцы
Сезонные изменения летом
Растения летом
Животные летом
Занятия людей летом
Солнце в разные времена года
Календарь
Воздух, его значение
Термометр
Ветер. Направление ветра
Сравнение растений
Части растений
Растения сада
Плоды и семена
Грибы
Травы
Дикие животные
Домашние животные
Птицы.
Дыхание человека
Профилактика простудных заболеваний
Кровь. Сердце. Пульс.
Питание человека.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч