Пояснительная записка к уроку «Рисование»
Рабочая программа учебного предмета «Рисования» для обучающихся 2
класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599, на основе федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г. №
1026.
Основной целью обучения предмета заключается во всестороннем
развитии
личности
обучающегося
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к
художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и
искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном
искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной
деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного
восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в
пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации,
лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками
в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
* воспитание интереса к изобразительному искусству;
*раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
*воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего
мира, художественного вкуса;
*формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства искусствах;
*расширение художественно-эстетического кругозора;
*развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка; обучение
изобразительным техникам и приёмам с использованием различных
материалов,
инструментов
и
приспособлений,
в
том
числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
*обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
аппликации, лепке);
*обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры
и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
*развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в
группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная
аппликация").
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся
на уроках изобразительного искусства заключается в следующем: коррекции
познавательной деятельности обучающихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного
восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные
признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; развитии
аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование
умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы,
последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета;
контролировать свои действия; коррекции ручной моторики; улучшения
зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и
многократно повторяющихся действий с применением разнообразных
технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации, развитии
зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Рисование» входит в обязательную часть учебного плана, предметную
область «Искусство». На изучение предмета отведен 1 час в неделю; 34 часа в
год
Планируемые результаты учебного предмета
Личностные результаты освоения программы:
положительное отношение и интерес к занятиям по изобразительной
деятельности;
понимание красоты в окружающей действительности и возникновение
эмоциональной реакции («красиво» / «некрасиво»);
оценка собственных возможностей и формируемых умений по
передаче свойств объектов и явлений окружающего мира, а также
отражению
собственных
впечатлений
с
помощью
изобразительной
деятельности;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности («нравится» / «не нравится»);
развитие эстетических потребностей и чувств, проявление чувства
радости от восприятия красоты окружающей действительности;
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи;
проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому
творчеству;
стремление к сотрудничеству в творческой деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
овладение
социально-бытовыми
навыками,
используемыми
в
повседневной жизни;
овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия;
элементарные представления о социальном окружении, своего места в
нем;
установка на дальнейшее формирование умений в изобразительной и
творческой деятельности.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с
целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково,
Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах
учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.
Базовые учебные действия
Личностные базовые учебные действия:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью
педагога и самостоятельно;
умение обращаться за помощью, принимать помощь;
умение организовать своё рабочее место;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения задания, поручения;
формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и
чувств (категории: красиво, аккуратно);
формирование мотивации к творческому труду;
формирование бережного отношения к материальным ценностям.
Регулятивные базовые учебные действия:
работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской,
линейкой и т.д.) и организовывать рабочее место под руководством
учителя;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;
определить план выполнения заданий на уроках изобразительного
искусства под руководством учителя;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом под
руководством учителя;
проверка работы по образцу;
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников с помощью учителя.
Познавательные базовые учебные действия:
ориентироваться в пространстве, на листе бумаги руководством учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету,
форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью
учителя;
овладение приемами работы различными графическими материалами.
создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости.
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные
на бумажных, электронных и других носителях) под руководством учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в
высказываниях;
оформлять свои мысли в устной речи;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
умение отвечать на вопросы различного характера;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми на уроках
изобразительной деятельности.
Содержание программы
Программой предусматриваются следующие виды работы: рисование с натуры
и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и
воображению; рисование на свободную и заданную тему, декоративное
рисование. лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с
натуры или по образцу, по памяти, воображению, лепка на тему, лепка
декоративной композиции; выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций
(без фиксации деталей на изобразительной поверхности ("подвижная
аппликация") и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью
пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению,
выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; проведение
беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников,
книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративноприкладного искусства.
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства;
правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила
организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе
изобразительной деятельности; правила их хранения. Формирование
организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться
инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать
изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения,
осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных
геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание,
называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на
плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и
кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка
произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление
и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении
аппликации, рисовании): Приемы лепки: отщипывание кусков от целого куска
пластилина и разминание; размазывание по картону; скатывание, раскатывание,
сплющивание; примазывание частей при составлении целого объемного
изображения. Приемы работы с "подвижной аппликацией" для развития
целостного восприятия объекта при подготовке обучающихся к рисованию:
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости
листа; совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком
геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в
соответствующих пространственных положениях;
составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на
плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги: приемы работы ножницами;
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в
соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под,
справа от ..., слева от ..., посередине; приемы соединения деталей аппликации с
изобразительной поверхностью с помощью пластилина; приемы наклеивания
деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея. Приемы
рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее
расставленным точкам предметов несложной формы по образцу); рисование
разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых
вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование
дугообразных, спиралеобразных линии, линий замкнутого контура (круг, овал).
Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий
(по образцу); рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и
изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий.
Рисование предметов несложных форм (по образцу); штрихование внутри
контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования
(беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками: приемы рисования руками: точечное рисование
пальцами, линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром
ладони; приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой,
смятой бумагой, трубочкой; приемы кистевого письма: примакивание кистью,
наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: правила обведения шаблонов;
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных
форм, букв, цифр.
Обучение
композиционной
деятельности.
Понятие
"композиция".
Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия:
горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи
изображения и изобразительной поверхности. Композиционной центр
(зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с
параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений
(при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия
горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Установление
смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное
в композиции. Применение выразительных средств композиции: величинный
контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный
контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью
симметрии. Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры,
тематическом и декоративном рисовании.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию. Формирование понятий: "предмет", "форма", "фигура", "силуэт",
"деталь", "часть", "элемент", "объем", "пропорции", "конструкция", "узор",
"орнамент", "скульптура", "барельеф", "симметрия", "аппликация". Разнообразие
форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры.
Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на
плоскости и в пространстве. Обследование предметов, выделение их признаков и
свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных. Передача
движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. Приемы и
способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и
целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей,
вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по
контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение
шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе,
замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный,
зооморфный, геральдический. Принципы построения орнамента в полосе,
квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего
орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по
краю, углам, в центре). Практическое применение приемов и способов передачи
графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
рисунке с помощью красок: Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель",
"гуашь", "живопись". Цвета солнечного спектра (основные, составные,
дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое
овладение основами цветоведения. Различение и обозначением словом,
некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа кистью и красками,
получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов,
отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый). Эмоциональное
восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его
эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в
эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний
при создании сказочных образов: добрые, злые образы. Приемы работы
акварельными красками: кистевое письмо - примакивание кистью; рисование
сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись
(лессировка). Практическое применение цвета для передачи графических образов
в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании,
аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства: Примерные темы бесед:
"Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников,
скульпторов,
мастеров
народных
промыслов,
дизайнеров".
"Виды
изобразительного искусства". Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусства, архитектура, дизайн. "Как и о чем создаются картины"
Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует
художник (краски, карандаши). Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники
создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю.
Васнецов, В. Конашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В.
Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин. "Как и о чем
создаются скульптуры". Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка,
группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор,
гранит, глина, пластилин). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека,
животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали
произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушин, В. Мухина. "Как и для чего
создаются произведения декоративно-прикладного искусства". Истоки этого
искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта,
орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном
искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные
узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном
искусстве.
Ознакомление
с
произведениями
народных
художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения
мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская
роспись).
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) /мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Федеральная адаптированная образовательная программа начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. – М.: ТЦ Сфера,2023
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. – М.: Просвещение,2023
Рау М.Ю. М.А. Зыкова. Изобразительное искусство 2 класс: учеб. для ОО,
реализующая АООП. - Просвещение, 2023.
Зыкова М.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь.2 класс/М.А.
Зыкова. – М.: Просвещение, 2023
Грошенков, И.А. Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной
школы/И.А. Грошенков. – М.: Просвещение,1997
технические средства обучения – компьютер.
Тематическое планирование, 2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Тема урока
«Как я провел каникулы»
Ветка с вишнями. Слепи и нарисуй.
Рисунок «Корзина со съедобными грибами».
Лепка из пластилина. «Корзина со съедобными грибами».
Береза летом и осенью
Дуб летом и осенью
Деревья ель, сосна.
Рисунок о лете с использование разных линий.
Беседа. «Что нужно знать о цвете и изображении в картине?»
Рисунок «Белые уточки на реке»
Раскрашивание акварельными красками. Рисование несложных листьев
Рисование сложных листьев
Смешивание цветов
Радостные и грустные цвета
Раскрашивание акварельными красками. Фрукты на столе.
Овощи на столе.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Наблюдай, изображай одежду человека, ее цвет.
Люди в одежде разного цвета
Слепи из пластилина фигурку человека в движении и в покое
Голова и лицо человека
«Подарок маме» Рисунок мамы в новом платье
Лепим из пластилина снеговика
Коллективная панорама. Рисуем домики во дворе, располагаем снеговиков
перед домами.
Панорама «В лесу зимой»
Домашнее животное собака. Лепка из пластилина, рисунок
Домашнее животное кошка. Лепка из пластилина, рисунок
Беседа «Дымковская игрушка»
Лепим игрушку «Барыня»
Украшение дымковских игрушек
Весна. Скворцы прилетели. Аппликация.
Дорисуй форму предмета
Рисование разных цветов
Рисование цветов в вазе
Рисование кактуса
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34