Пояснительная записка по предмету «Рисование»
Рабочая программа по рисованию для обучающихся 3 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта о
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от
19.12.2014 г №1599, на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г №1026
Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно развивающее значение. Уроки рисования при правильной их постановке
способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.
Основной целью обучения предмета заключается во всестороннем
развитии
личности
обучающегося
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к
художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и
искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном
искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной
деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного
восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в
пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации,
лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками
в повседневной жизни. Основные задачи изучения предмета:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса;
формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства искусствах;
расширение художественно-эстетического кругозора;
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
аппликации, лепке);
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
формирование умения создавать простейшие художественные образы с
натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в
группах, выполняя определенный этап работы для получения результата
общей
изобразительной
деятельности
("коллективное
рисование",
"коллективная аппликация").
Общая характеристика учебного предмета
На уроках рисования обучающиеся знакомятся с законами композиции и
свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми
доступными по содержанию произведениями известных художников.
Рисование направлено в основном на формирование эмоционально-образного,
художественного типа мышления, что является условием становления
интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей
программе предусматривается решение специальных задач, например:
коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а
также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их
умственную и практическую деятельность. На уроках рисования социализация
осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей
природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве
способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и
развитию речи обучающихся.
Контроль достижения обучающимися уровня усвоения программного
материала осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в
следующих формах: устный опрос, творческие работы.
Основные направления коррекционной работы:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие высших психических функций.
Место учебного предмета «Рисование» в учебном плане
Предмет «Рисование» входит в обязательную часть учебного плана в
предметную область «Искусство». На изучение предмета «Рисование» в 3
классе отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 34 часа в год.
Личностные и предметные результаты освоения
предмета «Рисование»
Личностные результаты
– положительное отношение
деятельности и ее результату;
и
интерес
к
процессу
изобразительной
– приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов
искусства;
– воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из
возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения
настроения, переживаний, эмоций;
– умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно
реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную
реакцию (красиво/некрасиво);
–представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в
области изобразительной деятельности, способность к оценке результата
собственной деятельности;
–стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с
разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и
выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
– умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не
получилось); принятие факта существование различных мнений;
–проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
–стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметнопрактической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной
изобразительной деятельности;
–стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков
и накоплению общекультурного опыта;
– стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной
творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих
задач.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
– знание
названий
художественных
материалов,
инструментов
приспособлений;их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
– знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и т.д.;
– знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
– пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
– знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
– организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;
– следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы;
– владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
– рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по
воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в
рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
– применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
– ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
– адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности
цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
– узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
–
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет,
натюрморт, пейзаж и др.);
–
знание название некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
–
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
–
знание
выразительных
средств
изобразительного
искусства:
изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно,
цвет, объем и др.;
–
знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения
орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;
–
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
–
знание
способов
лепки
(конструктивный,
пластический,
комбинированный);
–
нахождение необходимой для выполнения работы информации в
материалах учебника, рабочей тетради;
–
следование при выполнении работы с инструкциям учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
–
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
–
использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
–
применение разнообразных способов лепки;
–
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
–
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
–
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное
изображение
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Регулятивные базовые учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской,
линейкой и т.д.) и организовывать рабочее место под руководством
учителя;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;
определить план выполнения заданий на уроках изобразительного
искусства под руководством учителя;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом под
руководством учителя;
проверка работы по образцу;
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников с помощью учителя.
Познавательные базовые учебные действия:
ориентироваться в пространстве, на листе бумаги руководством учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету,
форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью
учителя;
овладение приемами работы различными графическими материалами.
создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости.
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные
на бумажных, электронных и других носителях) под руководством
учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в
высказываниях;
оформлять свои мысли в устной речи;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
умение отвечать на вопросы различного характера;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми на уроках
изобразительной деятельности.
Содержание учебного предмета
Содержание отражено в пяти разделах: «Подготовительный период
обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений
воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»;
«Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его
в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Обучение композиционной деятельности
Рисование на темы: «Осень. Птицы улетают», «Дети лепят снеговика»,
«Скворечник на берёзе. Весна», «Деревня. Дома и деревья в деревне летом».
Иллюстрирование сказки «Колобок»: «Колобок лежит на окне», «Колобок
катится по дорожке».
Выполнение аппликаций: «Закладка для книг» (узор из растительных форм),
«Разная посуда» (коллективная работа, на цветной фон наклеиваются чашки,
кружки, кринки, которые дети вырезают из полосок сложенной вдвое бумаги).
Выполнение узора с помощью «картофельного» штампа (элементы узора –
растительные формы, снежинки и т.п. – выполняется с помощью учителя).
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию.
Лепка: «Зайчик», «Гусь» (по мотивам дымковской игрушки); пирамида из
шаров, круглых лепёшек, выделенных различной величины из пластилина:
«Человек стоит – идёт - бежит» (преобразование вылепленной из пластилина
фигурки человека).
Аппликация: «Бабочка» (вырезание из цветной бумаги, сложенной вдвое,
дорисовывание фломастером), «Узор в квадрате из листьев».
Рисование с натуры вылепленных игрушек: «Лошадка», или «Гусь» (по выбору
учителя), рисование разной посуды: чашки, кружки, кринки и т.п.
Рисование по образцу и наблюдению: «Деревья зимой», «Деревья осенью. Дует
ветер».
Рисование с натуры вылепленного человечка в положении статики и динамики:
стоит, идёт, бежит.
Рисование элементов городецкой росписи: листья, бутоны. Цветы. Составление
узора в квадрате: «Коробочка».
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений
передавать его в живописи.
Рисование с натуры 3 шаров, окрашенных в главные цвета.
Рисование с натуры или по представлению предметов, которые можно окрасить
составными цветами: лист тополя, апельсин, цветок и т.п.
Получение на палитре оттенков чёрного цвета: тёмно – серый, серый, светло –
серый; зелёного цвета: светло-зелёный; окраска изображений (например, лист
сирени, монеты и т.п.)
Раскрашивание нарисованных с натуры предметов: посуда, игрушки простой
формы (например, мяч, кубики и т.п.).
Рисование элементов городецкой или косовской росписи: листья, бутоны,
цветы.
Работа в цвете на темы: «Осень. Птицы улетают», «Дети лепят снеговика»,
«Скворечник на берёзе. Весна», «Деревня. Дома и деревья в деревне летом».
(Использование расширенных знаний учащихся о цвете, закрепление приёмов
получения светлых оттенков цвета при изображении неба, земли, стволов
деревьев).
Обучение восприятию произведений искусства.
Беседа по плану:
1. Как художник наблюдает природу, чтобы её изобразить?
2. Как он рассматривает предметы, чтобы их изобразить или придумать
другие?
3. Какие краски использует художник, изображая деревья в разные времена
года?
4. Что использует художник, придумывая узоры для тканей и посуды?
Для демонстрации можно использовать произведения живописи: картины И.
Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи, А. Саврасова, И. Бродского, А. Пластов,
К. Коронина, Ф. Толстого.
Произведения декоративно – прикладного искусства: полотенца, платки с
узорами, изделия Городца, Косова, Дымково, Хохломы, Каргополя.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по
памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную
тему; декоративное рисование.
― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с
натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка
декоративной композиции;
― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации
деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с
фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и
клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение
предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины
художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и
декоративно-прикладного искусства
Материально – техническое обеспечение
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. – М.: Просвещение,2023
М.Ю. Рау, М.А. Зыкова «Изобразительное искусство» 3 класса. Учебник для
ОУ АООП. М. «Просвещение»2019г.
М.Ю. Рау, М.А. Овчинникова, М.А. Зыкова, Т.А. Соловьёва –Изобразительное
искусство. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих АООП М. : Просвещение,
2019г
муляжи фруктов и овощей (комплект);
тематические раскраски;
технические средства обучения – ноутбук
Тематическое планирование
Тема уроков
Количество
часов
Осень. Дует сильный ветер
1 ч.
Лепка. Слепи деревья склоняются от сильного ветра
1 ч.
Беседа по картинам Левитана «Золотая осень» и В.Поленова «Золотая 1 ч.
осень».
Рисование. Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином
1 ч.
Беседа по картине А.Венецианова «Жнецы». Аппликация «Бабочки»
1 ч.
Рисование. Картинка с бабочками
1 ч.
Ткани для платья с изображением бабочек и цветов
1 ч.
Лепка. Бабочки из пластилиновых шариков
1ч
Бабочка из гофрированной бумаги
1 ч.
Изучение цветов, оттенков
1 ч.
Беседа по картинам В.Ван Гог «Красные виноградники в Арле», В. Борисов- 1 ч.
Мусатов «Осенняя песнь»
Изобрази осень, зиму и море осветленными красками
1 ч.
Рисование по трафарету (одежды)
1 ч.
Рисование. Рисунок из пятна
1 ч.
Рисование акварельными красками по сырой бумаге разными способами
1 ч.
Беседа по картинам А.Дейнека «Раздолье», «Бег»Лепка «Фигурка 1 ч.
человечка»
Рисование человека в движении
1 ч.
Рисование молодого человека в движении
1 ч.
Рисование пожилого человека в движении.
1 ч.
Рисование «Зимние развлечения»
1 ч.
Лепка. Фигурка человечка в движении
1 ч.
Рисование «Дети лепят снеговиков»
1 ч.
Беседа по картине П.Митурич «Сухое дерево»
1 ч.
Рисование. Рисование черной и цветной гуашью деревья в лесу, лыжника
1 ч.
Рисование угольком. Линий, штрихи
1 ч.
Лепка. Лошадка из Каргополя
1 ч.
Рисование лошадки
1 ч.
Беседа по картинам И. Грабатарь «Натюрморт», П.Сезанн «Персики и 1 ч.
груши»
Аппликация «Натюрморт»
1 ч.
Рисование «Деревья в лесу»
1 ч.
Керамика.
1 ч.
Иллюстрации к сказкам. Рисование иллюстрации к сказкам.
1 ч.
Лепка. Лепка, как люди готовятся к прилету птиц.
1 ч.
Рисование. Кухонная доска
1 ч.