Пояснительная записка по предмету «Ручной труд»
Рабочая программа по математике для обучающихся 3 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
г №1599, на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.12.2022г №1026
Цель – всестороннее развитие личности обучающегося с интеллектуальными
нарушениями в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его
к последующему профильному обучению в старших классах.
Обучение труду
следующих задач:
в
младших
классах
направлено
на
решение
- формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нём человека.
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей.
- расширение знаний
использования.
о
материалах
и
их
свойствах,
технологиях
- формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности.
- формирование интереса к разнообразным видам труда.
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи).
- развитие умственной деятельности
классификация, обобщение).
(анализ,
синтез,
сравнение,
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений.
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью).
- формирование информационной грамотности,
различными источниками информации.
умения
работать
с
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать
логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы
работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и
результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков
познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи,
пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития,
особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует
развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых
заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который
осуществляется на базе школьных мастерских.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с бумагой и картоном;
работа с природными материалами;
работа с текстильными материалами;
работа с проволокой;
работа с древесиной.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Ручной труд» входит в обязательную часть учебного плана в
образовательную область «Технология». На изучение предмета «Ручной
труд» отводится по 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 68 часов (34 учебных
недели)
Личностные результаты
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Технология.
Ручной труд» относятся:
положительное отношение и интерес к труду;
понимание значения и ценности труда;
отношение к труду как первой жизненной необходимости;
понимание красоты в труде, в окружающей действительности
возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
осознание своих достижений в области трудовой деятельности; способность
к самооценке;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности «нравится» или «не нравится»;
и
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по
различным видам творческой предметно-практической деятельности.
Предметные результаты
Достаточный уровень
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремесел;
- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими
инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при
выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам;
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в
зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное
расходование материалов;
- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы
над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы,
распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и
выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями
и их результатами;
- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после
уроков трудового обучения.
-
Минимальный уровень
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его
организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально
располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
-
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на
уроках ручного труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его
признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
- составление стандартного плана работы по пунктам;
- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки
материалов;
- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
-выполнение несложного ремонта одежды)
Содержание программы
Работа с природным материалом
Практические работы
-Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
-Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски
желудя, проволоки, пластилина.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе:
цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при
работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей.
Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными
(бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических
навыков. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея,
палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
Работа с бумагой
Практические работы
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу
подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских
природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический
материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона.
Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор,
ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы:
казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
Приёмы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и
намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий
при окантовке.
Работа с проволокой
Практические работы
Выпрямление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом,
отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы
с природным материалом.
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок
рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы
учителем.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и
применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная,
алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается,
отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая).
Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение:
кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация
рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе
с проволокой.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки
плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
Работа с древесиной
Практические работы
Экскурсия в столярную мастерскую.
Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую
заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой.
Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для
изделий из природных материалов и макетов, сделанных в 1 и 2 классах.
Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек,
обработанных напильником и наждачной бумагой.
Выполнение изделий по показу учителя.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и
применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется,
раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила
безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при
работе с древесиной. Инструменты и приспособления.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка
древесины напильником и наждачной бумагой.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов
(после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые
в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты:
шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение
санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея,
проволоки, ниток.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
Изготовление елочных игрушек.
Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого
картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных
головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий
аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.
Технические сведения. Сорта картона, применяемые для
оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с
картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки
кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические
требования при работе с картоном и другими материалами. Правила
безопасной работы.
Приёмы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание
картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в
картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.
Третья четверть
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение
рицовки ножом по линейке с фальцем.
Изготовление обложки для проездного билета.
Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
Технические сведения. Элементарные понятия о профессии
картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из
бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о
многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении:
для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением
переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы:
клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и
санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном.
Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического
циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с
фальцем.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе
тонкого картона по готовым проколам.
Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем.
Оформление концов закладки кисточками.
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных
палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым
проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно
составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков
разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание
краев косым стежком).
Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки,
ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с
текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение
санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком.
Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в
вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки
слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов
мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Практические работы
Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой
породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для
шурупа, ввернуть шуруп.
Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов кукольной мебели
с применением соединения деталей на гвоздях (стол, стул).
Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов
несложных игрушек-лопаток, носилок, корабликов.
Технические сведения. Элементарные понятия о видах материалов из
древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности
изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами.
Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи,
отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины
бруска. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования.
Правила безопасной работы.
Приёмы работы. Правильная хватка инструмента. Работа буравчиком и
отверткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор
необходимых деталей). Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером
деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины
акварельными красками и гуашью.
Четвертая четверть
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ
КАРТОНА)
Практические работы
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки
коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с
помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа
выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона
как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного
картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет
коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной
работы.
Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез
картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание
картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку.
Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными
стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика,
кукольного полотенца и т. д.
Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды
вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация
рабочего места.
Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) /мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2.
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
3.
Примерные рабочие программы по учебным предметам и
коррекционным курсам образования обучающихся с умственной
отсталостью. Варианты 1,2. 3 класс/ М-во образования и науки РФ. – М.:
Просвещение, 2023
1. Учебник по технологии «Ручной труд» для 3 класса; Л.А. Кузнецова;
учебник
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы; 6-ое издание;
М.: «Просвещение» 2019
2. Л.А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. 1-4 классы. Методическое
пособие
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва
«Просвещение» 2021г
Методические пособия для учителя
1.Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 3 класс. В 2-х частях: рабочая
тетрадь /Л.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2021
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
Количество часов
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда
Виды природных материалов, виды работы с природными материалами
Изготовление аппликации из засушенных листьев
Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов «Птички на ветке».
Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов «Рыбки в водоеме»
Сорта бумаги и их назначение. Виды работы с бумагой и картоном
Изготовление аппликации из обрывной бумаги
Окантовка картона полосками бумаги
Изготовление картины на окантованном картоне
Экскурсия в слесарную мастерскую
Применение проволоки в изделиях
Свойства проволоки
Приемы работы с проволокой
Изготовление паука из скорлупы и проволоки
1 ч.
1ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
1 ч.
1ч.
1ч
1 ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч
Изделия из древесины
Экскурсия в школьную столярную мастерскую.
Изготовление колышка для растений
Изготовление объемных изделий из природных материалов «Ёжик»
Изготовление объемных изделий из природных материалов «Утка»
Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы
Изделия из металлоконструктора, инструменты.
Соединение планок винтом и гайкой.
Сборка из планок квадрата
Изготовление из проволоки букв
Изготовление из проволоки букв
Приемы работы с бумагой (разметка, резание, сгибание)
Изготовление складной гирлянды из цветной бумаги
Изготовление складной гирлянды из цветной бумаги
Изготовление цепочки из бумажных колец
Изготовление цепочки из бумажных колец
Изготовление плоской карнавальной полумаски
Изготовление кокошника
Изготовление кокошника
Изготовление шлема
Изготовление шлема
Окантовка картона листом бумаги
Изготовление складной доски для игры.
Изготовление складной доски для игры.
Применение ниток
Завязывание узелка на нитке
Виды ручных стежков и строчек. Строчка прямым стежком.
Строчка косыми стежками
Изготовление закладки.
Изготовление закладки.
Способы обработки древесины ручными инструментами
Изготовление аппликации из древесных опилок
Изготовление аппликации из древесных опилок
Ткань. Виды работы с тканью.
Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка.
Изготовление прихватки.
Изготовление прихватки.
Объемные изделия из картона. Назначение коробок.
Изготовление открытых коробок из тонкого картона.
Изготовление открытых коробок из тонкого картона.
Склеивание развертки коробки с помощью клапанов.
Склеивание коробки по стыкам.
Виды ручных стежков и строчек
Строчка прямого стежка в два приема
Строчка косого стежка в два приема
Изготовление закладки с вышивкой
Изготовление из бумаги матрешки
Изготовление из бумаги собаки.
1 ч.
1ч
1ч
1 ч.
1ч
1 ч.
1ч
1ч
1ч
1 ч.
1ч
1ч
1ч
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
1ч
1ч.
1 ч.
1ч
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2ч
2ч.
2 ч.
1ч
1ч