Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» для обучающихся 4 класса
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г.
№1599, на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.12.2022 г. № 1026.
Цель изучения данного предмета: всестороннее развитие личности
обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к
последующему профильному обучению в старших классах. Изучение предмета
способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих
способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметнопреобразующей деятельности.
Обучение труду направлено на решение следующих задач:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека.
формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нем человека.
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно
исторических традициях в мире вещей.
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности.
формирование интереса к разнообразным видам труда.
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи).
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение).
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений.
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью).
формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации.
формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных
особенностей, которая предусматривает:
коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического
и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного
восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки,
устанавливать сходство и различие между предметами;
развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения,
обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании
работы, последовательном изготовлении изделия;
коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразного трудового материала.
Общая характеристика учебного предмета
Деятельностный подход к построению процесса обучения является основной
характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует
формированию у обучающихся с интеллектуальными нарушениями не только
представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой
деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них
начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать
развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий,
подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе
школьных мастерских. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения,
рисования, математики. Учебный материал в программе распределен по годам
обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно
отсталых школьников
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Ручной труд» входит в обязательную часть учебного плана в
образовательную область «Технология». Количество часов в 4 классе: 2 часа в неделю;
68 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение минимума объема содержания основного образования и достижения
уровня функциональной грамотности, общекультурной компетентности, в учебнопознавательной деятельности, включающие:
• уверенность в своих силах и возможностях;
• умения разрешать коммуникативные проблемы;
• достижения обязательного минимума содержания образования;
• сформированность умений социального взаимодействия;
• сформированность умений саморегуляции обучающихся в учебной деятельности.
Личностные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Ручной труд»
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью
педагога и самостоятельно;
умение обращаться за помощью, принимать помощь;
умение организовать своё рабочее место;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения задания, поручения;
формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств
(категории: красиво – не красиво, аккуратно - неаккуратно);
формирование мотивации к творческому труду;
формирование бережного отношения к материальным ценностям.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень
знание правил организации рабочего
места и умение самостоятельно его
организовать в зависимости от характера
выполняемой
работы,
(рационально
располагать инструменты, материалы и
приспособления на рабочем столе, сохранять
порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание названий и некоторых свойств
поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда; знание и соблюдение
правил
их
хранения,
санитарногигиенических требований при работе с
ними;
знание
названий
инструментов,
необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, правил техники безопасной
работы с колющими и режущими
инструментами;
знание приемов работы (разметки
деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей,
отделки изделия), используемые на уроках
Достаточный уровень
знание правил рациональной организации труда,
включающих
упорядоченность
действий
и
самодисциплину;
знание об исторической, культурной и
эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в
материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной
работы с режущими и колющими инструментами,
соблюдение санитарно-гигиенических требований при
выполнении трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их
физическим,
декоративно
художественным
и
конструктивным свойствам;
отбор
оптимальных
и
доступных
технологических приемов ручной обработки в
зависимости от свойств материалов и поставленных
целей, экономное расходование материалов;
использование в работе с разнообразной
наглядности: составление плана работы над изделием
с опорой на предметно-операционные и графические
планы, распознавание простейших технических
ручного труда;
рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение
анализ
объекта,
подлежащего действий в соответствии с ними в процессе
изготовлению, выделение и называние его изготовления изделия;
признаков и свойств; определение способов
осуществление
текущего
самоконтроля
соединения деталей;
выполняемых практических действий и корректировка
пользование
доступными хода практической работы;
технологическими
(инструкционными)
оценка своих изделий (красиво, некрасиво,
картами;
аккуратно, похоже на образец);
составление
стандартного
плана
установление причинно-следственных связей
работы по пунктам;
между выполняемыми действиями и их результатами;
владение
некоторымивыполнение общественных поручений по уборке класса и
технологическими
приемами
ручной(или) мастерской после уроков трудового обучения
обработки материалов;
использование в работе доступных
материалов
(глиной
и
пластилином;
природными материалами; бумагой и
картоном; нитками и тканью; проволокой и
металлом; древесиной; конструировать из
металлоконструктора);
выполнение
несложного
ремонта
одежды.
В результате изучения предмета у обучающихся должны быть сформированы
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные базовые учебные
действия как основа умения учиться, адаптироваться в меняющейся жизненной
обстановке.
Регулятивные базовые учебные действия:
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать
и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской,
линейкой и т.д.) и организовывать рабочее место под руководством учителя;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;
определить план выполнения заданий на уроках ручного труда под руководством
учителя;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством
учителя;
проверка работы по образцу;
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников с помощью учителя.
Познавательные базовые учебные действия:
ориентироваться в пространстве, на листе бумаги руководством учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме,
размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
овладение приемами работы различными графическими материалами.
создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости.
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на
бумажных, электронных и других носителях) под руководством учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
выражать свое отношение к проделанной работе;
оформлять свои мысли в устной речи;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
умение отвечать на вопросы различного характера;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми на уроках ручного
труда.
Содержание учебного предмета
Работа с бумагой.
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:разметка с
помощью шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка
по шаблонам сложной конфигурации; разметка с помощью чертежных
инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: "линейка", "угольник",
"циркуль". Их применение и устройство; разметка с опорой на чертеж. Понятие
"чертеж". Линии чертежа. Чтение чертежа.
Правила обращения с ножницами. Способы вырезания: "симметричное вырезание
из бумаги, сложенной пополам", "симметричное вырезание из бумаги, сложенной
несколько раз", "тиражирование деталей".
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких
кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: "сгибание
треугольника пополам", "сгибание квадрата с угла на угол"; "сгибание
прямоугольной формы пополам", "сгибание сторон к середине", "сгибание углов к
центру и середине", "сгибание по типу "гармошки", "вогнуть внутрь", "выгнуть
наружу".
Конструирование из бумаги и картона.Соединение деталей изделия. Клеевое
соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения:
"точечное", "сплошное". Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы.
Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Коробки, соединение
коробки. Изготовление записной книжки - раскладушки с переплетной крышкой.
Работа с текстильными материалами.
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила
хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на
ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Ш
и
т
Отделка
ь
изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение
е
тесьмы.
Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт
.
одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом).
Соединение деталей
Пришивание
пуговицизделия
(с двумя
строчкой
и четырьмя
косого сквозными
стежка. Ткачество.
отверстиями,
Как ткут
с ушком).
ткани.
Виды переплетений
Отделка
изделий пуговицами.
ткани (редкие,
Изготовление
плотные
и пришивание
переплетения).
вешалки.
Процесс ткачества
(основа,
Работа уток,
с древесными
челнок, полотняное
материалами.
переплетение).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями
(зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка
точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных
заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Работа металлом.
Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: "сминание",
"сгибание", "сжимание", "скручивание", "скатывание", "разрывание", "разрезание".
Работа с проволокой.
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц,
зверей, человечков.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага,
ткань; бумага, древесные материалы; бумага, пуговицы; проволока, бумага и
нитки; проволока
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /минво образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Ручной труд. 4 класс: Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих АООП/ А. Кузнецова. Я.С. Симукова 9-е издание – М. просвещение
2025г. Рабочая тетрадь.
Методические пособия для учителя
1.Интернет –ресурс, презентации к урокам.
Тематическое планирование
Раздел программы
«Что ты знаешь о бумаге?».
Складывание из треугольников. «Геометрическая фигура-раскладка
Складывание простых форм из квадрата. Фигура «Рыбка»
Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах.
Игра «Геометрический конструктор» (силуэт самолета)
Что ты знаешь о ткани?» Бумажная схема полотняного переплетения
нитей.
Виды работ и технологические операции при работе с нитками и тканью.
Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка»
Отделка изделий из ткани. Аппликация.
Изделие «Салфетка с аппликацией»
Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей.
Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок в скорлупе».
Игрушка «Летающий диск».
Игрушка из бумажных кругов «Попугай»
Изготовление «Конверт для писем» с клеевым соединением деталей.
Изготовление «Конверт для писем» с клеевым соединением деталей
Изготовление конверта с замком без клеевого соединения деталей
Изготовление конверта с замком без клеевого соединения деталей
Разметка геометрического орнамента с помощью угольника.
Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом»
Разметка наклонных линий с помощью угольника
«Закладка для книг из зигзагообразных полос».
«Закладка для книг со «свободным плетением»».
Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. «Салфетка –
прихватка».
Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. «Салфетка –
прихватка».
«Что надо знать о металле». Сминание, сжимание, скручивание
алюминиевой фольги.
Изделие «Дерево из алюминиевой фольги».
Деление круга на равные части способом складывания. Изделие
«Геометрическая фигура – раскладка».
Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Изделие
«Объемное елочное украшение»
Точечное клеевое соединение деталей. Изделие «Растягивающаяся
игрушка». (Матрешка)
Вырезание симметричных деталей и бумаги, сложенных пополам.
Игрушка «Птица».
Складывание из бумаги. Изделие «Снежинка
Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель «Планер».
Линии чертежа чтение чертежа. Летающая модель «Самолёт».
Связывание ниток в пучок. Изделие «Цветок из ниток»
Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток»
Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток
Изгибание проволоки. Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков
Изделие из проволоки, бумаги, ниток «Муха»
Количество
часов
Изделие «Паук» из проволоки, бумаги, ниток.
Складывание из бумаги. Изделие «Открытая коробочка»
Складывание из бумаги. Изделие «Открытая коробочка»
Изделие «Коробочка»
Изделие «Коробочка»
Образцы и изображения инструментов, материалов, приспособлений
Аппликация из карандашной стружки
Приемы соединения кусочков карандашной стружки.
Обработка древесины ручными инструментами, Клеевое соединение
деталей из древесины
Аппликация из карандашной стружки «Цветок».
Аппликации из древесных заготовок Забор»
Аппликации из древесных заготовок «Дом».
Аппликации из древесных заготовок «Дом».
Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями.
Пришивание пуговицы с ушком.
Отделка изделий пуговицами. Аппликации с использованием пуговиц
«Кот»
Пришивание пуговиц.
Изготовление и пришивание вешалки.
«Зашивание простого разрыва ткани».
Картонажные изделия. Изделия в переплете. Материалы.
Изготовление записной книжки - раскладушки с переплетной крышкой.
Изготовление записной книжки - раскладушки с переплетной крышкой.
Экскурсия в школьную швейную мастерскую
Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка.
Изделие «Подушечка для игл»
Изделие «Подушечка для игл»
Изделие «Тряпичная игрушка – подушка»
Изделие «Тряпичная игрушка – подушка»
Итого:
68 часов