Культура безопасности жизнедеятельности 2 класс, 1 вараинт, 2025

Пояснительная записка к уроку
«Культура безопасности жизнедеятельности»
Рабочая
программа
учебного
предмета
«Культура
безопасности
жизнедеятельности» для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г.
№1599, на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.12.2022г. № 1026.
Целью предмета является воспитание и формирование человека, знающего и
умеющего принимать необходимые меры по предотвращению или устранению
чрезвычайной ситуации и не являющегося носителем или источником
возникновения экстремальных ситуаций.












Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
формирование у обучающихся знаний о здоровом образе жизни, об опасных и
чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их
возникновении;
развитие качеств личности обучающихся, необходимых для ведения здорового
образа жизни, обеспечения безопасного поведения в повседневной жизни, в
случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
развивать познавательные возможности обучающихся;
воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную и общественную
безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни и здоровью и
жизни окружающих;
Предполагаемое решение коррекционных задач в процессе обучения основам
безопасной жизнедеятельности:
формирование ребёнка как социально равноправной личности, способной
самостоятельно в меру своих возможностей) жить в обществе людей;
коррекция нарушений физического развития;
формирование коммуникативных умений и социальных контактов с
окружающими людьми, адекватного поведения в социуме;
соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и
сотрудничества;
формирование
социально-бытовых,
трудовых
умений
и
навыков,
обеспечивающих безопасную жизнедеятельность;
формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и
социальном мире, способствующих социальной реабилитации и адаптации.
Общая характеристика предмета
Основы безопасности жизнедеятельности включают знания правил дорожного
движения,
пожарной, экологической, духовно-нравственной безопасности,






навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных
ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме.
Занятия по культуре безопасности жизнедеятельности призваны решить
серьёзные проблемы
обучающихся в самостоятельном понимании,
осмысливании, сохранении и использовании получаемой из окружающей среды
информации, выстраивании на её основе правильного безопасного поведения,
адекватном оценивании сложных жизненных ситуаций.
Программа по курсу ОБЖ строится по концентрическому принципу, что дает
возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Распределение изучаемого материала позволяет постоянно возвращаться к
пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному
усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе
обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким
образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом
прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в умения и
навыки.
Эффективное усвоение обучающимися учебного материала предполагает
использование соответствующих методов, приемов, средств обучения.
На
уроках КБЖ во 2 классе широко применяется метод объяснения. Объяснение
проводится при четком соблюдении дидактических принципов, используемых в
специальном обучении:
объяснение должно быть небольшим по объему и непродолжительным;
материал, подобранный для объяснения, должен быть доступным умственно
отсталым детям;
объяснение сопровождается демонстрацией наглядности, показом способов и
приемов работы, практическими действиями учащихся;
во время объяснения допустимо задавать вопросы учащимся, активизируя их
деятельность и проверяя понимание объясняемого.
Рассказ– последовательное изложение содержания учебного материала. На
уроках ОБЖ используют: рассказ-выступление, направленный на подготовку к
восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание
новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал. Возможны
использование наглядности, прослушивание звукозаписи, просмотр фильмов.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться
для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля.
Лучшему усвоению темы служит использование наглядности, которая
может быть следующих видов: натуральная, образная, символическая
наглядность; схематические изображения; графические средства; технические
демонстрационные средства.
Методом формирования у обучающихся навыков, умений и практических
операций является упражнение.
В ходе учебного процесса большое количество знаний, навыков и умений
оценивается на практических занятиях.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по изучению учебного предмета «Культура безопасности
жизнедеятельности» во 2 классе составлена на 34 часа в соответствии с учебным
планом школы, 1час в неделю, 34 недели
























Требования к результатам освоения учебного предмета
«Культура безопасности жизнедеятельности»
В соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной
основной образовательной программы ФГОС данная рабочая программа
направлена на достижение учащимися личностных и предметных результатов
Личностные:
осознавать себя гражданами страны, учениками, членами семьи;
адаптация воспитанников к условиям обучения;
формирование элементарных навыков уважительного отношения к чужому
мнению;
обладание духовными и физическими качествами, обеспечивающими
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних
угроз.
Предметные результаты:
Достаточный уровень.
Знание правил перехода дороги, перекрестка;
знание видов транспортных средств;
различие сигналов светофора;
обязанности пассажиров;
правила посадки и высадки из транспортного средства;
правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в
общественном транспорте;
правильно вести себя при возникновении пожара в общественном месте или в
общественном транспорте;
разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону
двигаться по загородной дороге, в том числе группой
источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть
дома, в школе, в транспорте;
правила безопасного поведения у водоема;
основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу
жизни.
Минимальный уровень.
Знание правил перехода дороги;
различие сигналов светофора;
обязанности пассажиров;
правила посадки и высадки из транспортного средства;
правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в
общественном транспорте;
источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть
дома, в школе, в транспорте.
Содержание учебного предмета
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
Что такое безопасность? Город, поселок, район, где мы живем. Что такое
чрезвычайная ситуация?
Улица полна неожиданностей

Безопасность на улице. Как правильно переходить улицу. Безопасный путь в
школу и из школы.
Наши верные друзья на улицах и дорогах.Сигналы регулирования дорожного
движения.Виды перекрестков. Дорожные знаки.
Это должны знать все.
Зачем нужно знать правила безопасности поведения на улицах и дорогах.
Движение группами. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.
Где можно и где нельзя играть
Мы – пассажиры.
Транспорт города. Правила поведения в транспорте
Безопасность на воде
Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний период
Правила и меры безопасного поведения на воде в весенний период
Правила и меры безопасного поведения на водоемах в летний период.
Основные спасательные средства.
Безопасность в помещении
Основные правила пожарной безопасности. Детские шалости с огнем. Как
действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.
Обобщение
Учусь принимать решения в опасных ситуациях
Практическое закрепление знаний безопасного поведения.
Учебно - методическое и материально – техническое обеспечение
образовательного процесса.
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2.
Федеральная адаптированная образовательная программа начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. – М.: ТЦ Сфера,2023
3.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. – М.: Просвещение,2023
4.
Рабочая тетрадь по правилам дорожного движения для 2 класса/В.Н.
Володарская, Е.А. Мальцева. - Каменск-Уральский: Калан, 1996
Технические и информационно-коммуникационные средства
Компьютер, CD-диски «Пожар», «Мультипликационные уроки осторожности»
Учебно-практическое оборудование
Игровой материал:

Учим дорожные знаки.

Азбука пешехода.
Оценочный материал
Фиксация результатов текущего контроля обучающегося осуществляется в
виде отметок по пятибалльной системе. На основе результатов текущего контроля

успеваемости обучающихся выставляется оценка за четверть, которая
представляет собой среднее арифметическое этих результатов. Округление
результата проводится в пользу обучающегося.
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по
пятибалльной системе как среднее арифметическое результатов за четверти и
оценки, полученной в ходе промежуточной аттестации. Округление результата
проводится в пользу обучающегося.
В текущей оценочной деятельности и при промежуточной аттестации
результаты,
продемонстрированные обучающийся, соотносятся с отметками следующим
образом.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
- последовательно, чётко, связно и безошибочно раскрывает содержание учебного
материала в объёме программы;
- самостоятельно ориентируется в учебнике;
- отвечает на поставленный вопрос учителя полными предложениями с опорой на
ранее приобретённые знания (на урока КБЖ и др. предметах), а также знания из
личного опыта и опыта других людей;
- самостоятельно выполняет практическую работу.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
- раскрывает основное содержание учебного материала, допускает
незначительные ошибки и неточности (одну-две) при изложении изученного,
которые исправляет самостоятельно при требовании или небольшой помощи
учителя;
- ориентируется в учебнике с незначительной помощью учителя;
- отвечает на поставленный вопрос полными предложениями, допускает
отдельные неточности в использовании терминов, нуждается в дополнительных
вопросах учителя, помогающих уточнить ответ;
- практическую работу выполняет с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
- раскрывает основное содержание учебного материала, но изложение его
фрагментарно недостаточно полно и последовательно, допускает искажения;
- самостоятельно не ориентируется в материале;
- даёт неточный или неполный ответ на поставленный вопрос, допускает ошибки
и неточности в определении понятий, использовании терминов;
- практическую работу выполняет только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если обучающийся:
- не раскрывает основное содержание учебного материала;
- не ориентируется в учебнике;
- при ответе на вопросы допускает грубые ошибки, которые не может исправить
даже при помощи учителя, не пользуется соответствующей терминологией;
- не выполняет практическую работу.
Тематическое планирование
№
п/п

Темы урока

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Что такое безопасность?
Что такое безопасность?
Город, поселок, район,где мы живем.
Что такое чрезвычайная ситуация?
Безопасность на улице
Как правильно переходить улицу
Безопасный путь в школу и из школы.
Сигналы регулирования дорожного движения.
Сигналы регулирования дорожного движения
Виды перекрестков
Дорожные знаки.
Угадай, какой знак?
Зачем нужно знать правила безопасности поведения на улицах
и дорогах.
Будь внимательным и осторожным.
Движение группами.
Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.
Где можно и где нельзя играть
Практическое занятие «Улицы города»
Транспорт города
Правила поведения в транспорте.
Правила поведения в транспорте
Обобщающий урок по теме «улица полна неожиданностей»
Мы –пассажиры
Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и
зимний период
Правила и меры безопасного поведения на воде в весенний
период
Правила и меры безопасного поведения на водоемах в летний
период.
Основные спасательные средства.
Какие опасности подстерегают нас в помещении.
Основные правила пожарной безопасности.
Детские шалости с огнем.
Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в
транспорте.
Учусь принимать решения в опасных ситуациях
Практическое закрепление знаний безопасного поведения.
Обобщающий урок
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».