Культура безопасности жизнедеятельности 4 класс, 1 вариант, 2025

Пояснительная записка
Рабочая
программа
учебного
предмета
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г.
№1599, на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.12.2022 г. № 1026.
Цель программы: формирование культуры безопасности как качества
личности, представленное в виде совокупности знаний и осознанных действий,
направленных на понимание опасных и безопасных факторов в окружающей
действительности.
Задачи:
 развивать у обучающихся чувства ответственности за своё поведение, бережное
отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
 стимулировать у обучающегося самостоятельность в принятии решений и
выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционно-развивающая работа:
Коррекционно-развивающая работа направлена на личностное развитие,
коррекцию недостатков в психическом развитии и освоение содержания
образования.
Основные направления коррекционной работы:
 развитие зрительного восприятия и узнавания;
 развитие пространственных представлений и ориентации;
 развитие основных мыслительных операций;
 развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
 коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
 обогащение словаря;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место учебного предмета
Предмет «Культура безопасности жизнедеятельности» входит часть
формируемую участниками образовательных отношений. Рабочая программа
рассчитана на 34 часа в год; в неделю - 1 час.
Общая характеристика предмета
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных

ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах,
площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития
обучающихся класса
и включает в себя основные, наиболее часто
встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться: дома, на
улице, в школе, в природных условиях.
Предусмотрено также ознакомление обучающихся с такими понятиями, как
чрезвычайная и экстремальная ситуация (стихийные бедствия, аварии,
экологическая катастрофа) и правилами поведения в случае их возникновения.
Личностные результаты на конец обучения в 4 классе
Личностные результаты отражают:
 формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
 развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью
педагога и самостоятельно;
 способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения задания, поручения;
 развитие этических чувств (категорий: хорошо – плохо, добро - зло);
 формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе
жизни.
Предметными результатами обучения являются:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на
безопасность личности, общества и государства; о здоровом образе жизни; об
оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и
обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
• умения применять полученные теоретические знания на практике.
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в
беседе.
Минимальный уровень :
 Правила поведения в различных ситуациях
 способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;
 как ориентироваться на местности;
 когда следует вызвать «скорую помощь» и порядок её вызова;
 основные понятия - «здоровье», «здоровый образ жизни»
Достаточный уровень:
 правильно переходить дорогу, перекрёсток;
 ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и
местным признакам;
 определять расстояние по карте и по местности;
 развести и погасить костёр;
 вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь при порезах и ссадинах,
ушибах, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос,
при укусе насекомыми, собакой, кошкой, при кровотечении из носа;

 оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук,
бедра, колена).
Содержание учебного предмета
Безопасное поведение на улицах и дорогах
Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная
разметка. Правила перехода дорог. Перекрёстки. Сигналы, подаваемые
водителями транспортных средств.
Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно транспортного травматизма.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при
следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажиров.
Безопасное поведение с электричеством.
Безопасное поведение на природе.
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон
горизонта по компасу, по солнцу, часам и местным предметам.
Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костёр.
Меры пожарной безопасности при разведении костра.
Безопасное поведение на воде. Основные правила поведения на воде, при
купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке. Способы и средства спасания
утопающих. Основные спасательные средства.
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая
медицинская помощь.
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи
и растяжения связок.
Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок её вызова.
Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга,
попадание инородных тел в глаз, ухо, нос - первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
Кровотечения из носа - оказание первой медицинской помощи.
Практические занятия по отработке навыков оказания первой
медицинской помощи.
Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки
ран. Перевязка ран. Оказание первой помощи при отравлениях.
Основные понятия - «здоровье» и «здоровый образ жизни». Понятие
здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и
безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика
переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи
инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.
Учебно-методические средства обучения
Методическая литература
Жиренко, О.Е. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни: примерная программа. 1-4 классы/О.Е. Жиренко. – М.:
ВАКО,2016

Казаков, В.И. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях: пособие для
учителя / В.И. Казаков. - М.: Учебная книга, 2006
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма:
система работы в образовательном
учреждении/сост. Т.А.
Кузьмина.- Волгоград: учитель, 2007
 Плакаты безопасности в различных ситуациях
 Презентации.
 Интернет - ресурсы.
Тематическое планирование
Наименование раздела, темы урока

Количество
часов

Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих.
Можно ли уберечься от травм?
Если хочешь быть здоров – закаляйся!
Предупреждение бытового травматизма.
Твои действия при пожаре.
Как вести себя на воде.
Где вода – там беда.
Мы и транспорт.
Практическая работа «Мы и транспорт».
Скорость движения и остановочный путь.
Если ты стал водителем.
Практическая работа «Если ты стал водителем».
В детстве не научишься – всю жизнь промучишься.
Как стать грамотным пассажиром.
Учись быть пешеходом. Экскурсия.
Поездка на электропоезде (виртуальная поездка)
Железнодорожный переезд.
Знакомство с подразделением полиции – службой ГИБДД.
Что делать при чрезвычайной ситуации на дороге?
Основные виды травм и первая помощь при них.
Практическая работа «Первая помощь при травмах».
Осторожно – электричество!
Мы и животные.
Уступи змее дорогу.
Когда кусают насекомые.
Практическая работа «Первая помощь при укусах насекомых».
Что влияет на здоровье?
Как правильно есть?
Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.
Грибы съедобные и ядовитые.
Чем и как можно отравиться? Как этого избежать?
Практическая работа «Оказания первой помощи при отравлениях».
Как справиться с инфекцией?
Практическая работа « Лекарственные растения».
Итого:

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».