Логопедические занятия 1-4 класс, 1 вариант, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для
обучающихся 1-4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599) на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями приказ
Министерства просвещения Российской федерации от 24.12.2022г. № 1026.
Программа «Логопедические занятия» направлена на реализацию системы
логопедической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их
социальную адаптацию. Данная
программа представляет коррекционноразвивающую систему, обеспечивающий полноценное овладение фонетическим
строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексикограмматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает
формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического
развития ребёнка младшего школьного возраста с речевой патологией, как основы
успешного овладения чтением и письмом, а так же его успешной социализации.
Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи
обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности
(освоение детьми образовательной программы) и дальнейшей социализации.
Задачи:
1.
Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения
на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).
2.
Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).
3.
Развитие мелкой моторики (массаж, пальчиковая гимнастика,
пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховк).
4.
Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).
5.
Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики.
Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки
артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация
поставленных звуков.
6.
Работа над слоговой структурой слова.
7.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).
8.
Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных,
прилагательных, глаголов).
9.
Развитие связной речи (простые, распространенные предложения,
пересказ, составление рассказов по картинке).
10. Развитие грамматического строя речи.
11. Развитие графомоторных умений, обучение грамоте.
Основными направлениями логопедической работы являются:

диагностика
и
коррекция
звукопроизношения
(постановка,
автоматизация и дифференциация звуков речи);

диагностика и коррекция лексической стороны речи;

диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;
развитие коммуникативной функции речи;

коррекция нарушений чтения и письма;

расширение представлений об окружающей действительности;

развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Тематическое планирование разработано на основе лексических тем,
изучаемых на уроках речевой практики. На изучение каждой лексической темы
отводится неделя. Изучая лексическую тему в течение недели (двух - трех занятий)
учитель-логопед выбирает из планирования упражнения, приемы, материал с учетом
этапа речевого развития, индивидуальных и психических возможностей ребенка. При
этом принимаются во внимание зоны актуального и ближайшего развития ребенка.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей
обучающегося, может быть замедлен или ускорен темп, увеличен или сокращен
объем изучаемого материала.
Тематический подход позволяет организовать коммуникативные ситуации, в
которых педагог управляет речевым развитием ребенка. Он обеспечивает
концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого
материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для ее
актуализации. Занятия направлены на формирование у детей целостных
представлений о предметном мире, развитие внимания, обогащение чувственного
опыта. У детей накапливаются элементарные понятия о неживой природе, животном
и растительном мире, бытовых явлениях и назначении предметов домашнего
обихода, начинает активизироваться связная речь.
Обучение ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с
выраженной интеллектуальной недостаточностью, вне зависимости от возраста. Вся
работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей
возможность познать объект, используя все анализаторы, вызывающей у детей
необходимость оперировать различными предметами и дидактическими игрушками,
обыгрывать действия с ними. Обязательным условием является многократность
повторения одного и того же материала и наличие тесного эмоционального контакта
с ребёнком. Всякое проявление речи на данном этапе поощряется.
Такой концентрический подход способствует успешному накоплению речевых
средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях.
Описание места учебного курса в учебном плане
Логопедические занятия включены в учебный план и входят в коррекционно –
развивающую область. Групповые занятия проводятся в 1-4 классе 3 раза в неделю.
Всего за год – 102 часа.
Количество часов на каждый раздел программы определяется с учетом
индивидуальных возможностей ребенка на основании личностно-ориентированного
подхода.
Продолжительность логопедических занятий зависит от выраженности
нарушений речевого развития, общей моторики, сенсорных процессов:


групповые занятия – 30-40 минут;
1.
Личностные
и
предметные
результаты
освоения
курса
коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия»
Личностные результаты:

Принимает статус «ученик», на уровне положительного отношения к
школе.

Заинтересован посещением школы.

Адекватно соблюдает и выполняет ритуалы школьного поведения.

Принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли.

Положительно относится к окружающей действительности, готов к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Положительно относится к коррекционным занятиям.

Проявляет самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Заинтересован коррекционными занятиями.

Проявляет готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.

Доброжелательно относится к окружающим людям.

Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской
деятельности.

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия.

Осознает себя как члена семьи, одноклассника.
Предметные результаты:
Минимальный уровень

Использовать длительный выдох, умения правильно пользоваться
речевым дыханием: слитное воспроизведение слогов с постепенным их
наращиванием, слитное воспроизведение слов и коротких фраз.

Различать и узнавать речевые и неречевые звуки.

Воспроизводить и различать звукоподражания.

Соотносить предметы с их словесным обозначением.

Выполнять одно- двухступенчатые инструкции.

Понимать вопросы: кто это? Что это? У кого? Где это?

Дифференцировать существительные и глаголы.

Вслушивается в речь взрослого.

Обобщать слова по основным лексическим темам.

Выражать свои желания с помощью просьб обращений.

Способен выделять определенные звуки из слов, называть, слышать в
слове.

Умеет удерживать заданную позу в процессе упражнений
артикуляционной гимнастики.

Воспринимать и может воспроизводить ритм простых усвоенных слов.

Слушать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Различать гласные и согласные звуки.

Повторять и воспроизводить по подобию отдельные слоги, слова.

Может согласовывать свои действия с действиями учителя.

Соотносить образ буквы с ее звучанием.
Достаточный уровень

Дифференцировать формы существительных единственного и
множественного числа мужского и женского рода.

Классифицировать предметы по темам.

Способен выделять определенные звуки из слов, называть, слышать в
слове.

Называть слова с заданным звуком.

Называть существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Удерживать заданную позу в процессе упражнений артикуляционной
гимнастики.

Воспроизводить и различать элементы ритмико-интонационной
структуры речи: слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного.

Воспринимать воспроизводить ритм простых усвоенных слов.

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности.

Различать гласные и согласные звуки.

Повторять и воспроизводить по подобию, по памяти отдельные слоги,
слова, предложения.

Согласовывать свои действия с действиями учителя.

Способен к дифференцированному произношению звуков, родственных
по артикуляции, в ходе их усвоения.

Воспринимать, воспроизводить и соотносить слова, словосочетания,
фразы с иллюстрациями.

Может назвать существительные с уменьшительно-ласкательным
суффиксом.

Усвоены первоначальные навыки письма.
Содержание курса коррекционно-развивающей области «Логопедические
занятия»

Развитие у обучающихся умения вслушиваться в обращенную речь,
понимать ее содержание, сосредотачиваться на восприятии речи. Развитие понимания
обобщающего значения слов.

Дифференциация в импрессивной речи форм существительных ед. и мн.
числа мужского, женского и среднего рода («Покажи, где гриб, где грибы», «Покажи,
где слива, где сливы», «Покажи, где окно, где окна», «Покажи, где зеркало, где
зеркала»).

Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме ед. и мн. числа
прошедшего времени («Покажи, кто шел, кто шли», «Покажи, кто рисовал, кто
рисовали» и т. п.).

Обучение
пониманию
значения
глаголов
совершенного
и
несовершенного вида («Покажи, где малыш рисует ракету, где малыш нарисовал
ракету»).

Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего времени по


родам: мужской, женский и средний род («Покажи, кто спал?» (мальчик), «Покажи,
кто спала?» (девочка), «Покажи, кто спало?» (животное).

Дифференциация в импрессивной речи грамматических форм
прилагательных («Покажи, про что можно сказать большой (большая, большое,
большие)?», «Покажи, про что можно сказать голубой (голубая, голубое, голубые)?» и
т. п.)

Совершенствование понимания предложных конструкций с предлогами
в, из, на, под, за, у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-за (по картинкам).

Совершенствование навыков понимания значения продуктивных
уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-, -ок-, -чик-, -к-, -очк-, -ечк-).

Совершенствование навыков понимания вопросов по сюжетной
картинке, вопросов по прочитанной сказке, рассказу (с использованием
иллюстраций).
Развитие общих речевых навыков

Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных
артикуляторных упражнений.

Отработка объема, силы, точности, координации произвольных
артикуляторных движений.

Формирование двигательной программы в процессе произвольного
переключения от одного артикуляторного элемента к другому.

Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического
дыхания.

Формирование речевого дыхания. Обучение умению производить
спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плеч) и плавный
длительный выдох без речевого сопровождения (например, «Снежинки», «Задуй
свечу», «Загони мяч в ворота» и т. д.) и с речевым сопровождением (на материале
гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных (/Ф/, /X/,
/С/, /Ш/, /Щ/), слогов с согласными звуками. Постепенное удлинение речевого выдоха
при произнесении слов (сначала малослоговых, затем -многослоговых, сначала - с
ударением на первый слог, затем - с изменением места ударения). Постепенное
удлинение речевого выдоха при распространении фразы (например: Птицы; Птицы
летят; Птицы летят высоко; Птицы летят высоко в небе).

Развитие основных акустических характеристик голоса (сила, высота,
тембр) в специальных голосовых упражнениях (в работе с детьми, страдающими
дизартрией, — снятие голосовой зажатости и обучение свободной голосоподаче
путем отработки произвольных движений нижней челюсти.
Развитие произносительной стороны речи

Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию
правильной артикуляции звуков в процессе выполнения общей артикуляционной
гимнастики.

Закрепить навык правильного произношения звуков, уточненных или
исправленных на занятиях.

Вызывать отсутствующие звуки и корригировать искаженно
произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.

Дать представления о звонкости-глухости.

Развитие полноценной фонематической системы языка

Формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения
источника звука.

Учить различать на слух гласные и согласные.

Учить выделять звук из ряда звуков, слоге с заданным звуком из ряда
других слогов. Учить выделять конечные согласные в словах.

Формирование
умения
осуществлять
слуховую
и
слухопроизносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а в
дальнейшем - звуков, включавшихся в коррекционный процесс.

Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного
гласного в начале слова, выделение звука из слова, определение последнего и первого
звука слов. Формирование фонематических представлений (подбор слова на
заданный звук).

Анализ закрытых слогов типа ГС (ам.ум), анализ открытых слогов типа
СГ (ма, па).
Развитие слоговой структуры слова

Работа над односложными словами ср стечением согласных в начале и
конце слов (стол, мост).

Работа над двусложными словами без стечения согласных (муха домик).

Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина,
машина).

Формирование звуко-слоговой структуры слова с правильным
воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двухсложных словах,
трехсложных состоящих из открытых, затем - открытых и закрытых слогов.
Развитие речевой деятельности и развитие лексико-грамматических
средств языка

Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы
изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит).

Расширение значения простых предлогов (на, в, под).

Усвоение навыка согласования прилагательного с существительным.
Практическое овладение существительными единственного и множественного числа.

Упражнять в употреблении формы множественного числа имен
существительных в родительном падеже (много столов, грибов).

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами –ик, -ек.

Усвоение притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с
существительными мужского и женского рода (мой шарф, моя шуба).

Учить навыку использования в речи качественных прилагательных
(большой, маленький, вкусный, сладкий).

Учить использовать в речи порядковые числительные.
Развитие фразовой речи

Работа
над
диалогической
речью,
составление
простых
распространенных предложений. Учить составлять небольшие рассказы по картинке.

Целенаправленное обучение диалогической речи в специально
организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений,
в процессе проведения настолько-печатных игр и т. д.).

Обучение пересказу хорошо знакомых и незнакомых сказок и рассказов.
Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря

Расширение, активизация и уточнение словаря (по различным
лексическим темам). Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в
процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и
словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.

Расширение объема и уточнение предметного, глагольного и
адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений
об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.

Усвоение бытового словаря (названия частей тела, лица; названия
игрушек, посуды, мебели, одежды, действий, совершаемых с ними и т. д.);
природоведческого словаря (названия явлений неживой природы, растений,
животных и т. д.); эмоционально-оценочной лексики; лексики, обозначающей время,
пространство, количество.
Развитие элементарных навыков письма (развитие крупной и мелкой
моторики пальцев рук, формирование пространственных представлений,
рисование

Продолжить работу по развитию пальчиковой моторики (упражнения для
пальцев). Работу по обводке, штриховке. Печатание букв, слов в тетрадях.

Формирование каллиграфических навыков (письмо букв по шаблонам,
дописывание букв с недостающими элементами). Знакомство с графическим
изображением звуков.

Развитие пространственных представлений и речевого обозначения
пространственных отношений (ориентировка в собственном теле, ориентировка в
окружающем пространстве, уточнение пространственного расположения фигур,
букв).

Знакомство с печатными буквами, обучение графическому начертанию
печатных букв.
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /мин-во
образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2.
Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб.
– 2020
3.
Гусева Л.Н., Рубцова М.А. Обучение детей с ОВЗ грамоте с
использованием альтернативной коммуникации. Развитие и коррекция речи.
Овладения навыками глобального чтения. Волгоград: Учитель – 145.с – 2021
4.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. – М.: «Просвещение» - 2021
5.
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных
образовательных учреждений. – 2022


6.
Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. – М. – 2021
7. Ивановская, О.Г. Читаем сказки с логопедом. – СПб.: КАРО, 2020
8. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2020
9. Ишимова, О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных
классов. Чтение. Программно-метод. материалы: учебное пособие/О.А. Ишимова. –
М.: Просвещение, 2020. – 76с.
10. Ишимова, О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных
классов. Письмо. Программно-метод. материалы: учебное пособие/О.А. Ишимова. –
М.: Просвещение, 2020. – 126с.
11. Ишимова, О.А. Развитие речемыслительных способностей детей. – М.:
Просвещение, 2021
12. Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слову: тетрадь помощница /О.А.
Ишимова. – М.: Просвещение, 2021. -64 с.
13. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические
упражнения – М. АЙРИС-ПРЕСС, 2021 – 64с
14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дид. материал по автоматизации
звуков Р, РЬ у детей. – М.: Изд-во «Гном и Д» 2021
15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №1 для закрепления
произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей.
– М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС» 2021
16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №2 для закрепления
произношения свистящих звуков С, З. Пособие для логопедов, родителей и детей. –
М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС» 2021
17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №3 для закрепления
произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей. –
М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС» 2021
18. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №4 для закрепления
произношения шипящих звуков Ш, Щ. Пособие для логопедов, родителей и детей. –
М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС» 2021
19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №5 для закрепления
произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО
«Гном – ПРЕСС» 2021
20. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №6 для закрепления
произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО
«Гном – ПРЕСС» 2021
21. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №7 для закрепления
произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО
«Гном – ПРЕСС» 2021
22. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетр. №8 для закрепления
произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО
«Гном – ПРЕСС» - 2021
23. Косинова Л.М Развитие речи. Человек. – М.: Библиотека Илья Резника,
ОЛМА-ПРЕСС, - 2020 – 64с.
24. Косинова Л.М Развитие речи. Природа. – М.: Библиотека Илья Резника,
ОЛМА-ПРЕСС, - 2020 – 64с.

25. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми
нарушениями речи – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П. 2008.-140 с.
26. Речь. Речь. Речь./Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 2020 год.
27. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно (в 2-х
частях). – М. - 2022
28. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.:
«Просвещение» - 2020
29. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших
школьников. – М.: АРКТИ,– 56 с.: илл. – 2021
30. Юдин Г. Букваренок. Москва «детская литература» - 2022 – 200с
31. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: Аквариум, 2021
32. Худенко, Е.Д. Планирование уроков развития речи в 1 классе специальных
коррекционных школ VIII вида/ Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова. – М.:
Просвещение, 2020
33. Шипицина, Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта:
пособие для учителей и родителей СКОШ VIII вида/ Л.М. Шипицина. — М.:
Просвещение, 2006
34. Школьник, Ю.К. Учимся читать. Современная логопедическая методика
обучения ребёнка чтению: пособие для дошкольного обучения. – М.: Эксмо, 2022
Технические средства
Компьютер, колонки
Аудио и видео материалы
1.
Баркова Ю.А. «Развиваем речь»
2.
Баркова Ю.А. «Основы лексики орфографии»
3.
Баркова Ю.А. «Лексика и орфография»
4.
Баркова Ю.А. «Основы чтения»
5.
Баркова Ю.А. «Основы грамматики и письма»
6.
Занятия «Уроки Тётушки Совы»

Тематическое планирование 1 класс
№
1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18

19
20
21
22
23

Название раздела, темы занятий
Диагностическое обследование.
Осень. Признаки осени.
Звук и буква [А], активизация мышц языка.
Огород. Овощи.
Звук и буква [У], активизация мышц губ.
Сад. Фрукты.
Звук и буква [М], развитие плавного длительного выдоха.
Овощи-фрукты.
Звук и буква [О], развитие силы голоса и речевого дыхания.
Грибы.
Звуки и буквы А,У,М, О.
Определение направлений в пространстве.
Ягоды.
Звук и буква [С], развитие слухового внимания.
Инструменты.
Звук и буква [Х], уточнение представлений о схеме тела.
Одежда.
Звук и буква [Ш], развитие мелкой моторики..
Обувь.
Звук и буква [Л], открытые слоги.
Одежда – обувь.
Звук и буква [Ы], закрытые слоги
Зима. Признаки зимы.
Звук и буква [Н], дифференциация открытых и закрытых слогов.
Посуда.
Звук и буква [Р], нахождения звуков в словах.
Дом. Мебель.
Звук и буква [К], нахождение звука в начале слова.
Праздник – « Новый год!».
Звук и буква [П], построение словосочетаний, простых предложений.
Зимующие птицы.
Звук и буква [Т], последовательное выделение звуков в двусложных словах
(осы).
Домашние животные и их детёныши: кошка, собака, корова, свинья.
Звук и буква [И], составление схем звукобуквенного анализа слов.
Домашние птицы и их птенцы.
Звук и буква [З], последовательное выделение звуков в двусложных словах с
открытыми слогами
Домашние животные и птицы.
Звук и буква [В], временные представления (сутки, неделя).
Дикие животные и их детёныши: заяц, волк, лиса, медведь.
Звук и буква [Ж], составление рассказа по сюжетной картинке
23февраля - День защитника Отечества.
Звук и буква [Б], нахождение места звука в середине слова.
Профессии: врач, повар, продавец.
Звук и буква [Д], составление слов из слогов.
Весна. Признаки весны.

Кол-во
часов
6
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

24

25
26
27
28
29
30
31
32

Звук и буква [Г], слова, обозначающие предметы.
8 марта – Мамин праздник.
Звук и буква [Й], воспроизведение линейной последовательности ряда
предметов.
Весна. Перелётные птицы.
Ь, д/и «Прогулка в лес».
Человек. Строение тела. Гигиена.
Буква Е, составление слов с определенным количеством слогов.
Я и моя семья.
Буква Ё, выделение первого гласного в словах.
Транспорт. Правила дорожного движения.
Буква Я, деление слов на слоги.
Цветы: одуванчик, ромашка.
Буква Ю, звуки, слоги
Насекомые: жук, бабочка.
Буква [Ц], пересказ сказки.
Игрушки.
Звук и буква [Ч], слова, предложения.
Диагностическое обследование.
Итого

3
3
3
3
3
3
3
3
6
102

Тематическое планирование 2 класс
Темы занятий
Обследование звукопроизношения, письменной и устной речи.
Определение схемы собственного тела.
Определение правого и левого направлений в пространстве.
Определение пространственных взаимоотношений объектов.
Определение схемы тела стоящего напротив.
Определение последовательности предметного ряда.
Определение последовательности числового ряда.
Графическое обозначение направлений.
Сутки (четыре времени суток). Неделя.
Времена года.
Месяцы.
Возраст и роли в семье.
Закрепление
Звук и буква. Сходство, отличия.
Образование звуков речи.
Узнавание гласного звука
Вычленение гласного звука
Узнавание согласного звука (на слух).
Вычленение согласного звука на слух в начальной позиции.
Вычленение согласного звука в середине слова.
Вычленение последнего согласного в слове.
Звуковой анализ односложных слов.
Работа с текстом стихотворения А.Шибаева «Буква заблудилась».
Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.
Гласные буквы 2 ряда (я, е, ю, ё, и)
Парные гласные. Их сходство и различие.
Дифференциация гласных А-Я
Дифференциация гласных У-Ю
Закрепление.
Дифференциация гласных Э-Е
Дифференциация гласных О-Ё
Дифференциация гласных Ы-И.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Первый способ обозначения мягкости согласных на письме
Второй способ обозначения мягкости согласных
Различие в произношении и написании гласных после шипящих.
Дифференциация Б – Д
Дифференциация А – О
Дифференциация И-У
Дифференциация И-Е
Дифференциация гласных Е – Ю (О –У).
Дифференциация звонких и глухих парных согласных В – Ф
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Б-П
Закрепление
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Д-Т
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Д'-Т'

Кол-во
часов
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
1
2
2

Дифференциация звонких и глухих парных согласных З-С
Дифференциация звонких и глухих парных согласных З'-С'
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Г-К
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Г'-К'
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Ж-Ш
Оглушение звонких согласных.
Дифференциация согласных С-Ш
Дифференциация согласных З-Ж
Дифференциация согласных С'-Щ
Дифференциация согласных Л-Л'
Дифференциация согласных Р-Р'
Обследование устной речи обучающихся

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
6

Тематическое планирование 3 класс
Темы занятий
Обследование устной речи обучающихся
Определение пространственных взаимоотношений
Определение схемы тела стоящего напротив
Определение последовательности предметного ряда.
Определение последовательности числового ряда.
Графическое обозначение направлений.
Сутки. Неделя.
Времена года. Месяцы.
Закрепление
Устная и письменная речь.
Образование звуков речи. Органы речи.
Звук и буква. Сходство, отличия. Образование звуков речи.
Закрепление.
Узнавание и вычленение гласного звука (на слух в начале, середине и конце
слова)
Узнавание и вычленение согласного звука
Звуковой анализ односложных слов.
Звуковой анализ слов с опорой на звуковой ряд.
Гласные буквы. Парные гласные. Их сходство и различие.
Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, Э-Е, О-Ё, Ы-И.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Первый способ обозначения мягкости согласных на письме
Второй способ обозначения мягкости согласных (посредством буквы Ь).
Различие в произношении и написании гласных после шипящих.
Дифференциация фонем, имеющих кинетическое сходство Б – Д
Дифференциация фонем, имеющих кинетическое сходство А – О, И-У, И-Е
Закрепление
Дифференциация гласных Е – Ю (О –У).
Дифференциация звонких и глухих парных согласных В – Ф (изолированно,
в слогах, словах).
Закрепление.
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Б-П (изолированно, в
слогах, словах).
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Д-Т, (изолированно, в
слогах, словах).
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Д'-Т' (изолированно,
в слогах, словах).
Дифференциация звонких и глухих парных согласных З-С, (изолированно, в
слогах, словах).
Дифференциация звонких и глухих парных согласных З'-С' (изолированно, в
слогах, словах).
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Г-К. (изолированно, в
слогах, словах)
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Г'-К' . (изолированно,
в слогах, словах)

Кол-во
часов
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1

Дифференциация звонких и глухих парных согласных Ж-Ш (изолированно,
в слогах, словах).
Оглушение звонких согласных.
Дифференциация согласных С-Ш (изолированно, в слогах, словах).
Дифференциация согласных З-Ж (изолированно, в слогах, словах).
Дифференциация согласных С'-Щ (изолированно, в слогах, словах).
Дифференциация согласных Р-Л(изолированно, в слогах, словах).
Дифференциация согласных Р'-Л' (изолированно, в слогах, словах).
Закрепление
Слово – единица языка.
Схема слов.
Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов.
Типы слогов.
Ударение в слове.
Двусложные слова.
Трехсложные слова.
Безударные гласные.
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Образование слов, обозначающих предмет
Понятие единственного и множественного числа слов, обозначающих
предмет.
Слова, отвечающие на вопрос что делает?
Время слов, обозначающих действие предмета.
Согласование слов, обозначающих действие предмета со словом,
обозначающим предмет в числе и роде.
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
Простое двусоставное нераспространенное предложение
Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.
Графическое изображение предложений
Составление простых предложений с опорой на схему и предметную
картинку.
Обследование устной речи обучающихся.

2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
6

Тематическое планирование 4 класс
Темы занятий
Обследование обучающихся
Определение пространственных взаимоотношений
Определение схемы тела стоящего напротив
Определение последовательности предметного ряда
Определение последовательности числового ряда
Графическое обозначение направлений
Сутки. Неделя
Времена года. Месяцы
Закрепление материала
Устная и письменная речь
Образование звуков речи. Органы речи
Звук и буква. Сходство, отличия
Закрепление материала
Узнавание и вычленение гласного звука
Узнавание и вычленение согласного звука
Звуковой анализ односложных слов
Звуковой анализ слов с опорой на звуковой ряд
Гласные буквы
Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, Э-Е, О-Ё, Ы-И
Твердые и мягкие согласные звуки
Первый способ обозначения мягкости согласных на письме
Второй способ обозначения мягкости согласных
Различие в произношении и написании гласных после шипящих
Дифференциация фонем, имеющих кинетическое сходство Б – Д
Дифференциация фонем, имеющих кинетическое сходство А – О, И-У, И-Е
Закрепление материала
Дифференциация гласных Е – Ю (О –У)
Дифференциация звонких и глухих парных согласных В – Ф
Закрепление материала
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Б-П
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Д-Т, Д'-Т'
Дифференциация звонких и глухих парных согласных З-С, З'-С'
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Г-К, Г'-К'
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Ж-Ш
Оглушение звонких согласных
Дифференциация согласных С-Ш
Дифференциация согласных З-Ж
Дифференциация согласных С'-Щ
Дифференциация согласных Р-Л, Р'-Л'
Закрепление материала
Слово – единица языка
Схема слов
Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов
Типы слогов
Ударение в слове
Двусложные слова

Кол-во
часов
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Трехсложные слова
Безударные гласные
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Образование слов, обозначающих предмет
Понятие единственного и множественного числа слов, обозначающих
предмет
Слова, отвечающие на вопрос что делает?
Время слов, обозначающих действие предмета
Согласование слов, обозначающих действие предмета со словом,
обозначающим предмет в числе и роде
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
Простое двусоставное нераспространенное предложение
Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.
Графическое изображение предложений
Составление простых предложений с опорой на схему и предметную
картинку
Обследование обучающихся

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».