Развитие психомоторики и сенсорных процессов 1-4 классов, 1 вариант, 2025

Пояснительная записка к рабочей программе
по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Данная программа разработана для обучающихся 1-4 классов коррекционных школ,
занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для
обучающихся с умственной отсталостью, которая отвечает требованиям специфики
работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии.
Программа составлена на основе программы курса коррекционных занятий
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, сборник под
редакцией Матиевой Л.А., Москва, «Просвещение»,2011год.
Программа
курса
нацелена на максимальную коррекцию имеющихся у
обучающихся недостатков
развития и
построена с учетом своеобразия их
психических процессов и результатов мониторинговых исследований в предыдущих
классах. Программа детализирует и раскрывает содержание Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую
стратегию обучения, воспитания
и развития обучающихся
средствами
коррекционного курса.
Содержание рабочей программы составлено с учетом рекомендаций
ТПМПК,
результатов обследования, обучающихся в начале учебного года.
Известно, что у обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь
комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой
и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации
движений, нарушения таких познавательных процессов, как восприятие, память,
внимание, воображение, мышление и речь. Занятия по развитию психомоторики и
сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение,
оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную,
двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков
поведения обучающихся с умственной отсталостью.
Программа курса имеет своей целью: на основе создания оптимальных
условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств,
признаков дать ребенку правильное, многогранное полифункциональное
представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его
психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Достижение цели предусматривает решение следующих задач:
 обогащение чувственного познавательного опыта обучающихся, нацеленное на
развитие памяти, мышления, речи, воображения;
 формирование у обучающихся на основе активизации работы всех органов
чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей
действительности в совокупности их свойств;
 коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе
систематического и целенаправленного формирования полноценного
восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов,
их положения в пространстве;

 формирование пространственно – временных ориентировок;
 совершенствование способности воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов,
ритмов), сенсорно - перцептивной деятельности;
 обогащение словарного запаса детей на основе использования
соответствующей терминологии.
 Исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно –
двигательной координации.
Обучение носит предметно-практическую направленность, тесно связано с
жизнью, профессионально-трудовой подготовкой обучающихся, развитием речи,
мыслительных процессов и произвольного внимания.
Программа по развитию психомоторных процессов включает в себя следующие
разделы:
 развитие моторики, графомоторных навыков;
 тактильно-двигательное восприятие;
 кинестетическое и кинетическое развитие;
 восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов;
 развитие зрительного восприятия ;
 восприятие особых свойств предметов;
 развитие слухового восприятия;
 восприятие пространства;
 восприятие времени.
Учебные задания строятся с учетом индивидуально-типологических
особенностей детей, уровня их актуального развития, все это предоставляет
возможности для эффективной и целенаправленной деятельности, способствующей
постепенному, но благоприятному развитию когнитивной сферы обучающихся. Для
детей с недостатками умственного развития характерны так же и выраженные
отклонения в речевом развитии. Применение на уроках приемов, облегчающих
восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и
направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной
ситуации и так далее), побуждает обучающихся к оречевлению того, что они видят,
к выполнению действий с объектом и формулированию полученных результатов.
Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения
словарного запаса детей.
Особое внимание должно уделяться специальному формированию умений
планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчет
по ее окончании.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах
деятельности (игра, изо-деятельность, психологические тренинги и др.),
преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них
положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.
Уроки включают в себя элементы игры, изобразительной деятельности, занятий
музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет создавать основу для более
успешного усвоения обучающимися программного материала по другим предметам,

способствует развитию рефлексивных начал, дает возможность спрогнозировать
дальнейшую положительную социализацию в обществе.
Место коррекционного курса в учебном плане
Данный курс входит в часть учебного плана, формируемого участниками
образовательных отношений. Коррекционные занятия входят в «Коррекционноразвивающую область».
Количество учебного времени отводимого в учебном плане, в 2-4 классах на изучение
предмета «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»– 68 часов в год, 2 часа в
неделю. 1 класс -66 часов,2 часа в неделю,33 учебные недели.
Ожидаемые личностные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
- определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя;
- развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать
новое.
Предметные результаты имеют два уровня: минимальный и достаточный.
Предметные результаты:
1 класс
Минимальный уровень

Достаточный уровень

- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным
признакам;
- сравнивать предметы по внешним
признакам;
- практически выделять признаки и
свойства объектов и явлений;
- составлять предмет из 2-3 частей;

- целенаправленно выполнять
действия по инструкции педагога;
- правильно пользоваться
письменными принадлежностями,
копировать несложные
изображения;
- различать и называть основные
цвета;
- классифицировать
геометрические фигуры;
- определять на ощупь величину
предмета;
- зрительно определять
отличительные и общие признаки
двух предметов;
- различать речевые и неречевые
звуки;

- ориентироваться на плоскости
листа бумаги и на собственном
теле;
- классифицировать предметы по
форме, величине, цвету, делать
простейшие обобщения;
- выделять части суток и
определять порядок дней недели.
2 класс.
Минимальный уровень

Достаточный уровень

- ориентироваться в пространстве,
согласовывать движения руки и глаз;
-рисовать и обводить по трафарету.
- конструировать предметы из 3-4
геометрических фигур;
- находить различия у двух сходных
сюжетных картинок;
- определять разницу между предметами
по форме, величине, цвету;
- различать «наложенные» изображения
предметов;
- различать основные цвета .

- точно выполнять действия по
трехзвенной инструкции педагога;
-выполнять выразительные
движения;
-рисовать и обводить по трафарету,
штриховать;
- анализировать и сравнивать
предметы по одному из указанных
признаков: форма, величина, цвет;
-различать основные цвета и их
оттенки;
- узнавать предмет по части;
- определять на ощупь разные
свойства предметов;
-делать элементарные обобщения
на основе сравнения и различия
предметов и их изображений;
- различать вкусовые качества;
- сравнивать музыкальные звуки по
громкости и длительности
звучания;
- различать характер мелодии;
- ориентироваться в помещении,
двигаться в заданном направлении;
- соотносить времена года с
названиями месяцев.

3 класс.
Минимальный уровень

Достаточный уровень

- дорисовывать незаконченные
изображения;
- определять на ощупь поверхность
предметов, обозначать в слове качества и
свойства предметов;
- зрительно дифференцировать 2-3
предмета по неярко выраженным
качествам, определять их словом;
- сравнивать предметы по тяжести на глаз,
взвешивать на руке;
- действовать по звуковому сигналу;

- целенаправленно выполнять
действия по трёх- и
четырёхзвенной инструкции
педагога;
- группировать предметы по двум
заданным признакам формы,
величины или цвета, обозначать
словом;
- составлять цветовую гамму от
тёмного до светлого тона разных
оттенков;
- конструировать предметы из 5-6
деталей, геометрических фигур;
- классифицировать предметы и
явления на основе выделенных
свойств и качеств;
- различать запахи и вкусовые
качества, называть их;
адекватно ориентироваться на
плоскости и в пространстве;
выражать пространственные
отношения с помощью предлогов;
- определять время года по
картинкам и соотносить с
месяцами.

4 класс.
Минимальный уровень

Достаточный уровень

- выполнять действия по четырехзвенной
инструкции педагога с использованием
помощи;
- выполнять точные движения при
штриховке двумя руками с помощью
педагога;
- пользоваться элементами расслабления с
помощью;
группировать
предметы
по
двум
выделенным учителем признакам;
-конструировать формы из 6 элементов с
помощью педагога;
находить
несколько
нереальных
элементов
нелепых
картинок
с
использованием помощи педагога;

целенаправленно
выполнять
действия
по
четырехзвенной
инструкции педагога, составлять
план действий;
- самостоятельно выполнять точные
движения при штриховке двумя
руками;
- самостоятельно использовать
элементами расслабления;
- группировать предметы по двум
самостоятельно
выделенным
признакам, обозначать их словом.
- самостоятельно смешивать цвета,
называть их;
- самостоятельно конструировать
сложные формы из 6—8 элементов;

-определять противоположные качества и
свойства предметов с помощью педагога;
классифицировать
предметы
по
различным признакам с помощью
педагога;
- распознавать предметы по запаху, весу,
температуре, поверхности, продукты
питания по запаху и вкусу;
-определять на слух звучание нескольких
музыкальных инструментов.

самостоятельно
находить
нереальные элементы нелепых
картинок
самостоятельно
определять
противоположные
качества
и
свойства предметов;
-самостоятельно классифицировать
предметы по различным признакам
- самостоятельно распознавать
предметы
по
запаху,
весу,
температуре,
поверхности,
продукты питания по запаху и
вкусу;
- самостоятельно определять на
слух
звучание
различных
музыкальных инструментов;
- самостоятельно моделировать
расположение
предметов
в
заданном пространстве
-определять возраст людей.
Содержание коррекционного курса
1 класс
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (1 час)
Развитие моторики, графомоторных навыков (14 часов)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений
по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»).
Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски,
наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев.
Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных
принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус,
завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация.
Сгибание по трафарету.
Тактильно-двигательное восприятие (4 часа)
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с
пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа)
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних
конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение
словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений
(имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (17 часов)
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе
выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных
геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по

показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление 2-х предметов
контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом.
Различие и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный,
белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих
частей (2 – 3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном
материале (2 – 3 детали).
Развитие зрительного восприятия (5 часов)
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов,
состоящих из 2 – 3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное
зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение отличительных и общих
признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней»
игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния,
вкусовых качеств, барических ощущений) (4 часа)
Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус
(кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений.
Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по
признаку веса (тяжелый – легкий).
Развитие слухового восприятия (5 часов)
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и
музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание
неречевым и речевым звукам.
Восприятие пространства (7 часов)
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой / левой / руки / ноги,
правой /левой части тела. Определение расположения предметов в пространстве
(справа – слева, вверху – внизу и др.). Движение в заданном направлении в
пространстве (вперед, назад, т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции
педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная
ориентировка на листе бумаги (центр, верх / низ, правая / левая сторона).
Восприятие времени (5 часов)
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи
временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток).
Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
2 класс
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 ч)
Развитие моторики, графомоторных навыков (14 часов).
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из
2-3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем).
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки,
формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка
в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание).
Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных
частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений.

Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и
поз (повадки животных, природных явлений).
Тактильно-двигательное восприятие (4 часа).
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие,
холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов.
Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней
мозаикой.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (14 часов).
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.
Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных
геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из
геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных
предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий).
Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных
рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета
тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление
предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей).
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с
разрезами по диагонали и вертикали).
Развитие слухового восприятия (5 часов).
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка,
колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по
громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение
мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды.
Различение по голосу знакомых людей.
Восприятие пространства (7 часов).
Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном
направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа
(выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в
вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных
отношений
между
конкретными
объектами
посредством
предлогов.
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых
качеств, барических ощущений) (6 часов).
Развитие осязания (теплее – холоднее), определение контрастных температур
разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства
тяжести от трёх предметов (тяжелее – легче – самый лёгкий); взвешивание на ладони;
определение веса на глаз.
Развитие зрительного восприятия (5 часов).
Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти.
Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов.
Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение
«наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4

предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности.
Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие времени (7 часов).
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена
года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие
(циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).
3 класс.
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (1 час).
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (12 часов).
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель,
кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по
трёхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика
с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание,
развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и
геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур.
Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание
ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике
«объёмной» и «рваной» аппликации.
Тактильно-двигательное восприятие (5 часов).
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие –
жёсткие, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая,
колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3
предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание,
вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких
частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию
педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений –
имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценирование.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (14 часов).
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.
Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных
геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из
геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных
предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий).
Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных
рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета
тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление
предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей).
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с
разрезами по диагонали и вертикали).
Развитие зрительного восприятия (6 часов).
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза.
Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти;
дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из

разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном
материале (две картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся
незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и
коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых
качеств, барических ощущений) (6 часов).
Развитие осязания (теплее – холоднее), определение контрастных температур
разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства
тяжести от трёх предметов (тяжелее – легче – самый лёгкий); взвешивание на ладони;
определение веса на глаз.
Развитие слухового восприятия (6 часов).
Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди –
сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу;
прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Восприятие пространства (7 часов).
Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже,
левее – правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с
использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование
пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в
комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном
листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная
ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по
инструкции педагога.
Восприятие времени (7 часов).
Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год).
Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их
закономерная смена
4 класс
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (1 час).
Развитие моторики, графомоторных навыков (10 часов).
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении
упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по
трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей
деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом.
Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя
руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной
половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание
ножницами на глаз изображений предметов.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).
Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных
частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть
нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление
и снятие мышечных зажимов.
Тактильно-двигательное восприятие (5 часов).

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и
формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.).
Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных.
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры
с мелкой мозаикой.
Развитие слухового восприятия (6 часов).
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости,
длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение
упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных
музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу
ребёнка и взрослого.
Восприятие пространства (6 часов).
Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений.
Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения;
предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных
объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве.
Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в
кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших
схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный,
альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под
углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём
предметов, игрушек.
Развитие зрительного восприятия (7часов).
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза.
Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти;
дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из
разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном
материале (две картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся
незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и
коррекции зрения.
Восприятие времени (7 часов).
Определение времени по часам. Длительность различных временных
интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность
основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной
терминологии.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых
качеств, барических ощущений) (10 часов).
Развитие осязания (теплее – холоднее), определение контрастных температур
разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства
тяжести от трёх предметов (тяжелее – легче – самый лёгкий); взвешивание на ладони;
определение веса на глаз.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.(12 часов)
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам;
обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам
формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно

выделенным признакам из 5—6 предметов. Использование простых мерок для
измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных
цветов (белый снег, зеленый огурец и т. д.). Узнавание целого по одному фрагменту.
Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм
предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма,
цилиндр и др.) из 6—8 элементов. Составление целого из частей на разрезном
наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5—7 частей).
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
Для проведения занятий по развитию психомоторики требуется специально
организованная предметно – пространственная развивающая среда:
Электронные средства обучения.
Диски
«Гарфилд-малышам» - Учим цифры.
«Гарфилд-первоклассникам.Чтение».
«Гарфилд-второклассникам.Чтение».
«Гарфилд. - малышам - развиваем мышление».
«Гарфилд малышам.Учим буквы и слова.»
«Гарфилд малышам.Учимся считать .»
«Гарфилд-первоклассникам» математика.
«Гарфилд-первоклассникам» грамота и письмо.
«Гарфилд-первоклассникам».Цвет.
Презентации
Презентация №1 Графический диктант.
Презентация №2 Геометрические фигуры.
Презентация №3 Движения и жесты.
Презентация №4 Месяцы.
Презентация №5 Времена года.
Презентация №6 Развитие мыслительных операций.
Презентация №7 Цветовой спектр
Презентация №8 Восприятие.
Презентация№9 Оттенки цветов.
Презентация №10 Мозговая гимнастика.
Презентация №11 Термометр.
Презентация№12 Время года-весна.
Презентация №13 Время года-осень.
Презентация №14 Развитие памяти
Презентация №15 Ориентация в пространстве.
Презентация №16 Расположение в пространстве.
Презентация №17 Развитие памяти.
Презентация № 18 Времена года.
Презентация №19 Группировка предметов.
Презентация №20 Группировка предметов по признакам.
Презентация №21 Время по часам.
Презентация №22.Что мы знаем о часах.

Презентация №23. Сутки.
Презентация №24.Развитие памяти и внимания.
Презентация №25.Интеллектуальная игра.
26-27.Презентация № 26-27.Музыкальные инструменты.
28.Презентация №28. Ориентировка в пространстве.
Демонстрационный и раздаточный материал
(направленные на развитие когнитивной сферы)
1.Часть-целое.
2.Противоположность.
3.Числовой ряд.
4.Классификация.
5.Выделение существенных свойств предметов.
6.Развитие внимания.Таблица Шульте.
7.Исключение понятий.
8.Анаграммы.
9.Развитие внимания.Ребусы.
10.Анаграммы со слогами.
11.Часть-целое.
12.Обобщение.
13.Аналогии.
Список учебно-дидактических игр и пособий
1.Развивающая игра «Путаница».
2.Развивающая игра «Ассоциации. Русские народные сказки»
3.Развивающее лото «Кем быть?»
4.Развивающая игра «Волшебные проволочки»
5.Развивающая игра «Хитрые слова»
6.Развивающая игра «Что? Откуда? Почему?»
7.Развивающая игра «Букашки»
8. Развивающая игра «Детям о времени»
9. Развивающая игра «Расскажи про свой город»
10. Развивающая игра «Назови одним словом»
11. Развивающая игра «Чем отличаются слова»
12. Развивающая игра «Мозаика»
13. Развивающая игра «Пазлы»-160 штук
14. Развивающая игра «Пазлы»-500 штук
15. Развивающая игра «Цвет»
16.Набор красок для арттерапии
17. Набор пуговиц для развития мелкой моторики
18.Набор для лепки (пластилин)
19.Набор спичек для развития моторики.
20.Пазлы - 15 штук
21.Обьемные кубики
22.Надувной бассейн с мячиками (25 мячей)
23.Дидактическая игра «Мой дом»
24.Деревянные пазлы-8 штук

25. Трафареты(набор)-1 штука
26. Мягкие пазлы (№1,№2,№3,№4.),мягкие пазлы с буквами
27. Деревянные головоломки-8 штук
28. Принадлежности для арттерапии, ароматерапии
29. Сенсорные панели-2 штуки
30.Сухой дождь-1 штука
31.Мягкий бассейн с мячами-(1000 мячей)-1 штука
32 . Мягкий бассейн с мячами-(250 мячей)-1 штука
32 .Кресла «Груша»-3 штуки
33.Массажные коврики-3 штуки
34.Пузырьковая колонна-1 штука
35. Цветной модуль из геометрических фигур-1 набор
36.Проектор «Солнечный»-1 штука
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в
помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2013.- 88 с.
2.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. – СПб
«Детство – Пресс», 2012. – 123 с.
3.Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец.
(коррекц.) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.
4.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в
развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2018.
– 128с.
5.Никитин Ю.З., Никитина Е.Ю. Развитие сообразительности у детей. –
Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2009. – 192 с.
6.Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие. (Серия
«Игровые технологии») – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 128 с.
7.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 180 с.
8.Холодова О. Е.Юным умникам и умницам М.: Издательство «Книголюб», 2012. –
52 с.

Оценочные материалы.
Оценочные материалы лежат в основе мониторинга состояния моторных и сенсорных
процессов у обучающихся.
Ребенок на занятии сам оценивает свои успехи с помощью специального листарефлексии. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность,
интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены
таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, форма подачи
материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу
динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Уроки подразумевают безоценочную систему, что, в свою очередь, не исключает
устных комментариев педагога по той или иной учебной ситуации.

Приложение №1.
1.Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М.
О. Гуревича):
Оценка статического равновесия
- сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень,
удовлетворительный результат) в позе "аист": стоя на одной ноге, другую согнуть в
колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе.
Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
Оценка динамического равновесия
- преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком
ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом
более 50см.
2.Оценка ручной моторики:
- выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед
второй и пятый пальцы ("коза"), второй и третий пальцы ("ножницы"), сделать
"кольцо" из первого и каждого следующего пальца;
- координация движений обеих рук "кулак - ладонь": руки лежат на столе, причем
одна кисть сжата в кулак, другая - с распрямленными пальцами. Одновременное
изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
- срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр
с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
- срисовывание фразы из 3-4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением
всех элементов и размеров образца.
3.Оценка тактильных ощущений:
- узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка,
ключ) правой и левой рукой попеременно;
- узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник,
круг, прямоугольник) геометрических фигур.
4.Оценка владения сенсорными эталонами: Тесты цветоразличения
- раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого
темного до самого светлого;

- называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков
цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы.
- группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают
в ряд треугольник, круг, квадрат.Необходимо подобрать к ним соответствующие
фигуры из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить
количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24). Восприятие
величины.
- раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной
от 2 до 20 см;
- ранжирование по величине L. ряд 1С элементов на основе абстрактного восприятия,
определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал
экспериментатор.
5.Оценка зрительного восприятия:
- узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
- узнавание контурных изображений (5 изображений);
- узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
- выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
6.Оценка слухового восприятия:
- воспроизведение несложных ритмических рисунков;
- определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон):
шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
- определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки;
услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего
звука).
7.Оценка пространственного восприятия:
- показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу,
вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
- выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения
предметов в пространстве (над - под, на - за, перед - возле, сверху - снизу, выше -ниже
и т. д.);
- конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
8.Оценка восприятия времени:
- с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть
суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: "Весна
закончится, какое время года наступит?" И т. д.).

Календарно-тематическое планирование ,1 класс
Название раздела, темы

Количество
часов
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков (14 час)
1-2.Целенаправленность выполнения действий и движений по
инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»).
2 ч.
3-4.Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты
и броски, наклоны и повороты).

2 ч.

5.Развитие и координация движений кисти рук и пальцев.
6-7.Пальчиковая гимнастика.
8-9.Специальные упражнения для удержания письменных
принадлежностей.
10.Развитие координации движения руки и глаза.
11-12.Обводка, штриховка по трафарету.
13.Аппликация.
14.Сгибание бумаги.
Тактильно-двигательное восприятие (4 час)
15-16.Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их
величины.
17.Работа с пластилином (раскатывание).
18.Игры с крупной мозаикой.

1 ч.
2 ч.
2 ч.

Кинестетическое и кинетическое развитие (4 час)
19.Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних
и нижних конечностей, головы.
20.Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом
положения различных частей тела.

1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

21-22.Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на
2 ч.
различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (18 час)
23-24.Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических
2 ч.
фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе
выполнения упражнений.
25.Классификация предметов и их изображений по форме (по показу:
1 ч.
круглые, квадратные, треугольные).
26.Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по
1 ч.
образцу.

27.Выделения признаков формы; называние основных геометрических
фигур.
28-29.Классификация предметов и их изображений по форме, по показу.

1 ч.

30-31.Работа с геометрическим конструктором.
32.Сравнение предметов по величине (большой — маленький)

2 ч.
1 ч.

33.Сравнение предметов по высоте (различие понятий высокий – низкий)

1 ч.

34.Сравнение предметов по длине (различие понятий длинный –
короткий)

1 ч.

35.Сравнение предметов по ширине (различие понятий широкий – узкий)

1 ч.

36.Сопоставление предметов контрастных величин по высоте, длине,
ширине. Формирование восприятия величины.

1 ч.

37.Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, зелёный,
синий, чёрный, белый).

1 ч.

38-39.Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3
детали).
40.Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3
детали).
Развитие зрительного восприятия (5 час)
41.Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование
предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).
42.Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов:
нахождение отличительных и общих признаков.

2 ч.

43.Определение изменений в предъявленном ряду.

1 ч.

44.Нахождение «лишней» игрушки, картинки.

1 ч.

45.Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1 ч.

Восприятие особых свойств предметов (4 час.)
46.Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий).
47.Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный).

1 ч.
1 ч.

2 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.

48.Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и
неприятный.
49.Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый
– лёгкий).
Развитие слухового восприятия (5 час)
50.Различение звуков окружающей среды .

1 ч.

51.Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение,
жужжание) и музыкальных звуков.

1 ч.

52.Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по
громкости, длительности, высоте тона.
53.Различение речевых и неречевых звуков.

1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.

54.Подражание неречевым и речевым звукам.

1 ч.

Восприятие пространства(7 час)
55.Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой
руки;
56.Ориентировка на собственном теле: правой/левой ноги; правой/левой
части тела.
57.Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева,
вверху – внизу и др.).
58.Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад).
59.Ориентировка в помещении по инструкции педагога.
60.Ориентировка в линейном ряду (порядок следования).
61.Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ,
правая, левая сторона).
Восприятие времени(5 час.)
62-63.Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь).
64.Работа с графической моделью «Сутки».
65.Времена года, их закономерная смена.
66.Дни недели.
Итого:

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
66 ч.

Календарно-тематическое планирование ,2 класс
Название раздела, темы занятий
Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных
навыков
Развитие моторики, графомоторных навыков(14 час)
Упражнения на развитие меткости. Развитие согласованности
движений на разные группы мышц .
Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной
инструкции.
Пальчиковая гимнастика. Совершенствование точности мелких
движений рук.
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных
направлениях. Рисование бордюров по образцу.
Графический диктант (зрительный). Графический диктант (на слух).
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных
изображений.
Работа в технике объёмной аппликации.
Аппликация из рваной бумаги
Тактильно-двигательное восприятие(4 час)
Определение предметов на ощупь.

Количество
часов
2

2
2
2
2
2
2
1
1
1

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая,
пушистая).
Игры с мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие(4 час)
Формирование ощущений от статических и динамических поз
различных частей тела (глаза, рот, пальцы).

1

Вербализация собственных ощущений.
Выразительность движений (имитация повадок животных).

1
1

2
1

Выразительность движений (инсценирование школьных событий).
1
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов(16 час)
Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета).
2
Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала.
2
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по
2
инструкции.
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по
2
двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.).
Составление сериационных рядов по величине из 4—5, 6-7
1
предметов.
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.

1

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.

1

Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной
насыщенности одного цвета.
Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание
незаконченных изображений знакомых предметов.
Составление предмета или целостной конструкции из мелких
деталей.

1

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей
Развитие зрительного восприятия(6 час)
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз.
Рисование бордюров по наглядному образцу
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном
материале (сравнение двух картинок).

1

Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными
качествами или свойствами

1

Тренировка зрительной памяти.
Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1
1

Восприятие особых свойств предметов(4 час)
Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение.
Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг,
чайник).

1

2
1

2
1

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.
Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть,
вязкость, растворимость).
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее
— легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз.
Развитие слухового восприятия(4 час)
Определение направления звука в пространстве (справа — слева —
спереди — сзади).
Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на
определенный звук).
Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона.
Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных
отрывков.

1
1

Развитие чувства ритма.

1

Восприятие пространства(8 час)
Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице),
Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о
выполнении задания.

1
1

1

1
1
1

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате.
Деление листа на глаз, на две и четыре равные части
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях
листа

1
2

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к
доске (вертикальное расположение листа)

1

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты
Восприятие времени(6 час)

2

Определение времени по часам. Длительность временных
интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч).

2

Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год)

2

Времена года.

2
Всего:68 часов.

Календарно-тематическое планирование ,3 класс
Название раздела, темы занятий
Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных
навыков
Развитие моторики, графомоторных навыков(14 час)
Упражнения на развитие меткости. Развитие согласованности
движений на разные группы мышц .
Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной
инструкции.
Пальчиковая гимнастика. Совершенствование точности мелких
движений рук.
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных
направлениях. Рисование бордюров по образцу.
Графический диктант (зрительный). Графический диктант (на слух).
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных
изображений.
Работа в технике объёмной аппликации.
Аппликация из рваной бумаги
Тактильно-двигательное восприятие(4 час)
Определение предметов на ощупь.
Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая,
пушистая).
Игры с мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие(4 час)
Формирование ощущений от статических и динамических поз
различных частей тела (глаза, рот, пальцы).

Количество
часов
2

2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
2
1

Вербализация собственных ощущений.
1
Выразительность движений (имитация повадок животных).
1
Выразительность движений (инсценирование школьных событий).
1
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов(16 час)
Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета).
2
Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала.
2
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по
2
инструкции.
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по
2
двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.).
Составление сериационных рядов по величине из 4—5, 6-7
1
предметов.

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.

1
1

Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной
насыщенности одного цвета.
Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание
незаконченных изображений знакомых предметов.
Составление предмета или целостной конструкции из мелких
деталей.

1

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей
Развитие зрительного восприятия(6 час)
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз.
Рисование бордюров по наглядному образцу
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном
материале (сравнение двух картинок).

1

Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными
качествами или свойствами

1

Тренировка зрительной памяти.
Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1
1

Восприятие особых свойств предметов(4 час)
Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение.
Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг,
чайник).

1

2
1

2
1

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.
Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть,
вязкость, растворимость).
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее
— легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз.
Развитие слухового восприятия(4 час)
Определение направления звука в пространстве (справа — слева —
спереди — сзади).
Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на
определенный звук).
Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона.
Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных
отрывков.

1
1

Развитие чувства ритма.

1

Восприятие пространства(8 час)
Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице),
Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о
выполнении задания.

1
1

1

1
1
1

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате.
Деление листа на глаз, на две и четыре равные части
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях
листа

1
2

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к
доске (вертикальное расположение листа)

1

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

2

Восприятие времени(6 час)
Определение времени по часам. Длительность временных
интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч).

2

Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год)

2

Времена года.
Всего:68 часов.

2

Календарно-тематическое планирование ,4 класс
Название раздела, темы занятий
Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных
навыков
Развитие моторики, графомоторных навыков(14 час)
Упражнения на развитие меткости. Развитие согласованности
движений на разные группы мышц .
Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной
инструкции.
Пальчиковая гимнастика. Совершенствование точности мелких
движений рук.
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных
направлениях. Рисование бордюров по образцу.
Графический диктант (зрительный). Графический диктант (на слух).
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных
изображений.
Работа в технике объёмной аппликации.
Аппликация из рваной бумаги
Тактильно-двигательное восприятие(4 час)
Определение предметов на ощупь.
Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая,
пушистая).
Игры с мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие(4 час)
Формирование ощущений от статических и динамических поз
различных частей тела (глаза, рот, пальцы).

Количество
часов
2

2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
2
1

Вербализация собственных ощущений.
1
Выразительность движений (имитация повадок животных).
1
Выразительность движений (инсценирование школьных событий).
1
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов(16 час)
Сравнение и обозначение словом формы предметов .
2
Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала.
2
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по
2
инструкции.
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по
2
двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.).
Составление сериационных рядов по величине из 4—5, 6-7
1
предметов.
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.

1
1

Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной
насыщенности одного цвета.
Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание
незаконченных изображений знакомых предметов.
Составление предмета или целостной конструкции из мелких
деталей.

1

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей
Развитие зрительного восприятия(6 час)
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз.
Рисование бордюров по наглядному образцу
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном
материале (сравнение двух картинок).

1

Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными
качествами или свойствами

1

Тренировка зрительной памяти.
Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1
1

Восприятие особых свойств предметов(4 час)
Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение.
Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг,
чайник).

1

2
1

2
1

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.
Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть,
вязкость, растворимость).
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее
— легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз.
Развитие слухового восприятия(4 час)
Определение направления звука в пространстве (справа — слева —
спереди — сзади).
Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на
определенный звук).
Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона.
Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных
отрывков.

1
1

Развитие чувства ритма.

1

Восприятие пространства(8 час)
Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице),
Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о
выполнении задания.

1
1

1

1
1
1

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате.
Деление листа на глаз, на две и четыре равные части
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях
листа

1
2

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к
доске (вертикальное расположение листа)

1

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты
Восприятие времени(6 час)

2

Определение времени по часам. Длительность временных
интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч).

2

Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год)

2

Времена года.

2
Всего:68 часов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».