Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Цветоводство» для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 г. №1599, на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.12.2022 г.№1026
Практическая и коррекционная направленность обучения предмету обусловливает
его специфику: все получаемые обучающимися знания, являются практически
значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их
социальной адаптации, и реабилитации.
Цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) в процессе
формирования их трудовой культуры.
Профиль «Цветоводство» знакомит обучающихся с трудовыми процессами и
содержанием труда на цветоводческих предприятиях, формирует необходимый объем
профессиональных знаний и общетрудовых умений, трудоустройство по профессиям,
связанным с растениями, в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других
организациях. Достижение цели предполагает решение ряда задач:
повышение уровня познавательной активности;
развитие способности к осознанной регуляции трудовой деятельности;
формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических
работ;
формирование творческой личности, развитие эстетического чувства и
инициативы;
воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда.
Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с
основными, задачи:
-планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием
обучающихся;
-обучение ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих
навыков;
-постепенное и целенаправленное обучение самостоятельному планированию работы,
контролю и отчету о ней;
-связь теоретических знаний с практической работой;
-совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию
процесса труда и самоконтроля своих действий;
-повышение работоспособности и выносливости обучающихся;
-раскрытие причинно-следственных связей явлений природы на доступном уровне и
расширение их кругозора.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение теоретического материала развивает мышление; способность к
пространственному анализу; речь; внимание; память.
Практические занятия позволяют развивать и совершенствовать у обучающихся навыки
самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировку в окружающей среде.
В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества:
целенаправленность; умение довести начатое дело до конца; самостоятельность;
самоконтроль; чувство коллективизма.
Важная часть предмета – формирование морально-этических норм поведения,
выработка навыков сохранения природных ресурсов; развитие чувства прекрасного,
художественного вкуса.
Программа «Цветоводство» разработана с учётом личностного, деятельного,
дифференцированного и направлена на формирование функционально грамотной
личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов
(реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и
умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных
задач.
Программа содержит темы по цветоводству, строится по концентрическому принципу,
особенность которого состоит в учёте повторяемости пройденного учебного материала
и постепенности ввода нового, что даёт возможность осуществлять коррекцию
умственной деятельности обучающихся. Она опирается на такие школьные
дисциплины, как математика («Разметка посадочных рядков»), природоведение
(«Культурные и дикорастущие цветковые растения»), ручной труд («Бумажные пакеты
для расфасовки семян»).
Программа по цветоводству разделена на 4 четверти, каждая из которых начинается с
вводных занятий, которые включают в себя содержание обучения в данной четверти и
организация работы обучающихся, повторение правил техники безопасности.
При изучении программного материала у обучающихся формируется умение правильно
строить фразу, давать полные ответы, умение обосновывать выводы; самостоятельно
планировать и выполнять практические задания.
Для прочного закрепления знаний и умений постоянно осуществляется повторение
пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов,
логично связанный с изучаемой темой. Для совершенствования навыков планирования,
самоконтроля и общетрудовых умений предусматривается практическое повторение
учебного материала. Обучающиеся ведут тетрадь для кратких записей основных
сведений и зарисовок. Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, и
содержание контрольных работ определяется исходя из уровня подготовленности, их
индивидуальных возможностей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Цветоводство» входит в обязательную часть учебного плана,
предметную область «Технологии». На изучение предмета «Цветоводство» отводится
в: 5 классе – 2 часа в неделю, всего – 68 часов за год; 6 классе – 2 часа в неделю, всего
– 68 часов за год.
2
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения программы:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися программы
по предмету цветоводство, характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Понимать значимость организации рабочего
места.
Знать правила безопасной работы ручным
инвентарём
Иметь представление о видах культурных
цветковых растений
Понимать значимость организации рабочего места,
самостоятельно организовывать рабочее место.
Знать название и назначение ручного инвентаря
Знать название, назначение, устройство ручного
инвентаря
Знать правила сбора, хранения и подготовки к посеву семян
однолетних цветочных растений. Проводить сбор и
подготовку семян к посеву (при помощи учителя)
Знать правила сбора семян. Уметь самостоятельно
проводить сбор и подготовку семян к посеву
Читать (с помощью учителя) технологические
карты, используемые при выполнении
практических работ
Отбирать инвентарь и приспособления,
необходимые для выполнения практической
работы при помощи учителя
Составлять план выполнения практической
работы (при помощи учителя)
Читать технологические карты, используемые при
выполнении практических работ
Находить допущенные ошибки при выполнении
практических работ (при помощи учителя)
Находить и исправлять ошибки, допущенные при
выполнении практических работ
Давать краткую характеристику изучаемым
цветковым растения (по вопросам учителя)
Давать краткую характеристику изучаемым цветковым
растениям, соотносить их к видам культурных
растений
Уметь наблюдать, сравнить по вопросам учителя
Уметь наблюдать, сравнивать, выделять
характерные особенности
Знать правила безопасной работы ручным инвентарём,
использовать их в практической деятельности.
Знать виды культурных цветковых растений,
различать их по внешнему виду
Отбирать инвентарь и приспособления,
необходимых для выполнения практической
работы
Составлять план выполнения практической
работы
3
Материально-техническое обеспечение
Ручной инвентарь для работы в цветнике:
грабли;
рыхлитель-кошка;
лопата;
маркёр;
лейка;
ведро;
метла;
мерная лента;
шнур.
Инвентарь для выращивания рассады:
посевной ящик;
почвенное сито;
трамбовка
Инвентарь для ухода за комнатными растениями:
цветочные горшки;
лейка;
совок
Инвентарь для сбора семян и подготовки их посеву:
мешочек для сбора семян;
разборная доска;
шпатель;
бумажные пакеты для фасовки семян
Демонстрационные и печатные пособия:
мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике по
изучаемому учебному предмету;
фотографии;
таблицы;
гербарии растений, наборы семян, плодов;
демонстрационные карточки («Однолетники», «Двулетники», «Зимующие
многолетники», «Незимующие многолетники»)
натуральные цветочно-декоративные и комнатные растения.
Технические средства обучения
компьютер
Учебно – методическое обеспечение образовательной деятельности
Учебная литература
1. Н.М. Карман, Е.А. Ковалёва, Г.Г. Зак «Технология Цветоводство» Учебники для
5 - 6 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
4
основные общеобразовательные программы Москва «Просвещение», 2023
(ФГОС ОВЗ)
Методическая литература
1. О.В. Бердникова, А.В.Борисова. Комнатные растения. –Москва. Эксмо, 2004.
2. С.Л. Быховец. Энциклопедия комнатных растений. - Минск. Харвест, 2003.
3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью;
4. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
5. Справочное издание Энциклопедия комнатных растений. – Мн.: Харвест, 2003. –
496 с.
6. Хессайон Д.Г. Все о газоне. Изд. 2-е. исправленное. Перевод с английского О.И.
Романовой. Научный консультант Т.К. Рогачева – М.: «Кладезь-Букс» 2007. 127 с.,
ил.
7. Л.А. Чечина. Азбука комнатных растений. –Москва. Дрофа плюс, 2005.
Литература для обучающихся
1. Н.М. Карман, Е.А. Ковалёва, Г.Г. Зак «Технология Цветоводство» Учебники для
5 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы Москва «Просвещение», 2023 (ФГОС ОВЗ)
2. Н.М. Карман, Е.А. Ковалёва, Г.Г. Зак «Технология Цветоводство» Учебники для
6 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы Москва «Просвещение», 2023 (ФГОС ОВЗ)
3. Филипс С. Цветы в вашем саду/ Пер. с англ. Е. Ксиловой – М.: КРОН-ПРЕСС,
2000. – 108 с.
4. Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия/ Ил. А. Воробьёв, Ю.
Золоторёвой, Ю. Школьник. – м.: Изд-во Эксмо, 2005 – 256 с., ил.
5
Тематическое планирование, 5 класс (68часов)
Раздел, тема урока
Вводный урок
«Культурные цветковые растения»
Культурные и дикорастущие цветковые растения
Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях
(покрытосеменные)
«Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений»
Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами
Признаки созревания плодов и семян цветковых растений
Способы ускорения созревания плодов и семян (оплодотворение)
Понятие семена-сырец. Сроки созревания и сбора семян
Способы хранения и просушки семян после сбора
Практическая работа
«Уборка однолетних цветковых растений в цветнике»
Необходимость удаления однолетних растений в цветнике
Инвентарь для работы в цветнике
Практическая работа
«Вскапывание почвы в цветнике»
Понятия борозда, глубина вскапывания
Лопата: устройство, приемы вскапывания почвы, рабочая поза техника
безопасности
Правила техники безопасности при работе с лопатой
Практическая работа
«Заготовка земляной смеси для комнатных растений»
Земляные смеси для комнатных растений
Требования к качеству смеси, составные части, хранение
Приемы составления смесей
Практическая работа
Проверочная работа
Повторение пройденного материала
Практическая работа
«Очистка дорожек и площадок от опавших листьев»
Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними
Практические работы
«Бумажные пакеты для расфасовки семян»
Бумажный пакет для семян: назначение (фасовка мелкими партиями), форма,
размеры
Форма заготовок и способы соединения деталей пакета
Практические работы
«Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью»
Значение и приемы обмолота и очистки семян
Признаки доброкачественности и сортировка семян
Практические работы
«Уход за комнатными растениями»
Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде,
свете, тепле
Правила и приемы полива комнатного растения
Практические работы
Тестирование за первое полугодие
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
3
2
1
2
1
6
Изготовление бумажного пакета
1
Узнавание семян указанного цветочного растения
1
«Цветковые растения, размножаемые семенами»
Общее представления о семенном и вегетативном размножении цветковых
2
растений.
Примеры размножения теми и другим видами. Пикировка рассады. Уход за
1
рассадой
«Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке»
Виды бархатца (высокорослый, раскидистый). Сравнительная характеристика
1
внешнего вида и декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого
Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях (сроки посева семян, 1
уход за растением)
Выращивание рассады бархатца раскидистого. Практическая работа
1
«Перевалка комнатного растения»
Понятия перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки
1
комнатного растения. Растения, подлежащие перевалке
Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений. Практические работы
1
«Инвентарь для работы в цветнике»
Инструменты и приспособления для работы в цветнике: виды и назначение
1
Подготовка почвы для посева семян и посев семян отобранного цветкового
1
растения в цветочные горшки
«Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений»
Виды крупносемянных однолетних цветковых растений используемых для посева 1
на газонах и в цветниках, используемых для оформления помещения
Характеристика этих растений (декоративные качества, продолжительность
2
вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств и др.)
«Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений»
Выбор места в цветнике для посева крупносемянных однолетних цветковых
1
растений (ноготков, настурций и других по выбору)
Подготовка почвы. Оформление краев цветочных гряд. Практические работы
1
«Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений»
Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растения в полном
1
развитии
Глубина заделки семян при посеве. Способы разметки посевных рядков. Сроки
1
посева семян
Практические работы
2
«Высадка рассады бархатца раскидистого»
Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых. Расстояния
1
между посадками растений
1
Итоговое тестирование за год
Практические работы
1
Итого
68 часов
7
Тематическое планирование, 6 класс (68 часов)
Раздел, тема урока
Количество
часов
Вводный урок
1
«Сбор семян садовых цветковых растений»
Виды цветковых растений.
2
Приемы сбора семян с цветочных растений
1
«Практическая работа на пришкольном участке»
Определение растений для сбора семян
1
Срезка подсохших плодов с частью стебля
2
Размещение плодов в картонные коробки и установка их на просушивание
1
«Цветковые культуры, размножаемые вегетативно»
Способы размножения растений (семенной способ)
1
Способы размножения растений (вегетативный способ)
1
Цветковое растение, размножаемое вегетативно: виды, использование в
1
цветнике
«Однолетние и многолетние цветковые растения»
Виды цветкового растения (многолетнее и однолетнее)
1
Примеры многолетних цветковых растений, дающих семена, но размножающих 1
вегетативно
«Зимующие многолетние цветковые растения»
Виды многолетних цветковых растений (зимующие и не зимующие)
1
Примеры местных зимующих многолетних растений
1
«Деление и посадка зимующих многолетних цветковых растений»
Общее представление о строении многолетнего цветкового растения
1
Подготовка растений к пересадке
1
Практические работы на клумбе
4
«Осенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями»
Зимующее многолетнее цветковое растение
1
Практические работы
2
«Практическое повторение»
Повторение пройденного материала
1
Выполнение теста за первую четверть
1
«Осенний уход за декоративными кустарниками»
Осенний уход за кустарниками
2
Практические работы
1
«Изготовление тары для хранения крупных партий семян»
Изготовление мешочка из ткани
2
Практические работы
4
Способы хранения семян цветковых растений
2
«Обмолот и расфасовка цветочных семян»
Заготовка бумажных пакетов для расфасовки семян
2
Разбор, очистка, сортировка и фасовка семян в бумажные пакеты
1
Практические работы
3
«Уход за комнатными растениями»
Приёмы ухода за комнатными растениями
1
Практические работы
1
Определение и выполнение приемов ухода за комнатным растением
1
«Строение цветкового растения»
Общее представление об органах цветкового растения (корни, стебли, листья,
1
цветки)
Разнообразие и формы стеблей и листьев, окраска цветков. Видоизмененные
1
8
органы растений, особенности корня цветкового растения
«Почвы»
Общее представление о почве: свойство (плодородие), цвет. Глинистые и
1
песчаные почвы
Перегной почвы
1
Лабораторные работы «Отделение песка от глины в почве», «Обнаружение
1
перегноя в почве»
«Зимние работы в сквере и парке»
Сквер. Парк. Уход за парком и сквером. Обязанности рабочего городского
1
зеленого хозяйства по уходу за территорией зеленых насаждений
Уход за зонами отдыха. Зимний уход за кустарниками и деревьями.
1
Экскурсия в сквер
1
«Ранневесенний уход за зимующим многолетним цветковым растением»
Зимующее многолетнее растение: виды ухода. Инвентарь для ухода за
1
зимующими многолетниками. Техника безопасности
Распознавание корней у зимующих многолетников
1
Самостоятельная работа
1
«Подготовка цветника к весенне-летнему сезону»
Цветник. Элементы цветочного оформления (рабатка, бордюр, групповая
1
посадка)
Использование однолетников, выращиваемых посевом семян в открытый грунт и 1
рассадой для оформления школьного двора
Высокостебельчатые однолетники: виды, размещение в цветнике
1
«Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями из группы лилейных»
Лилия тигровая: строение, декоративные качества, условия выращивания.
1
«Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике»
Однолетние цветковые растения. Посев семян
1
Величина семян выбранных растений. Глубина заделки семян при посеве
2
«Уход за однолетними цветковыми растениями»
Необходимость прореживания растений. Уход за молодыми растениями.
1
Уход за кустарниками весной
1
Итоговое тестирование за год
1
Итоговый урок
1
Итого
68 часов
9