Музыка 5 класс, 1 вариант, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для обучающихся 5 класса с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19.12.2014 г. №1599), на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями приказ Министерства просвещения
Российской федерации от 24.12.2022г. № 1026.
«Музыка» - учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных
знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их
музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части
духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и
получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями,
слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию
музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
- развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта
самостоятельной музыкально деятельности.
- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника.
- развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных
процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается
композиционностъю,
игровой
направленностью,
эмоциональной
дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс
основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального
воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы,
комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности,
наглядности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Музыка» входит в обязательную часть учебного плана, предметную
область «Искусство». На изучение предмета «Музыка» в 5 классе отводится по 1
часу в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели).
Содержание учебного курса
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме
следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое
пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах

детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из
элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной
деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных
упражнений.
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной
культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
- овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие
элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания
прослушиваемых произведений;
- развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на
произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
- развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального
произведения;
- развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная
мелодия);
- развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению;
развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в
инструментальном произведении;
- развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
- ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
- знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано,
барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение.
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать
знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии,
короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего
режима по отношению к детскому голосу
Тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни и пр.
Навык пения:
- обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение
корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы,
устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
- работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование

умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков
экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие
умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих
пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении
напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и
ослаблении дыхания);
- пение коротких пропевок на одном дыхании;
- формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного
звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости
от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при
пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста
в темпе исполняемого произведения;
- развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
- активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
- развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой
интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
- развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
- дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии
(звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на
одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз
или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
- развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное
исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и
окончание пения);
- развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с
педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в
унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен
ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
- развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
- пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах
mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);
- укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1
– си1, до1 – до2.
- получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты
Содержание:
- ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
- ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte,
тихая - piano);

- развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
- элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ,
добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
Содержание:
- обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки и др.).
Критерии и нормы оценивания обучающихся
Устный опрос является одним из методов учёта знаний, умений и навыков
обучающихся коррекционной школы. При оценке устных ответов принимается во
внимание:
1.
Правильность исполнения слов и мелодии по содержанию,
свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материала.
2.
Умение слушать, воспринимать и понимать музыкальное произведение.
3.
Умение практически применять свои знания.
- «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий;
- «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
- «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение
образовательного процесса
Перечень литературы
1. Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
для
обучающихся с умственной отсталостью, 1 вариант.
2. Евтушенко И.В., Чернышкова Е.В. Музыка. 5 класс: учебное пособие/ И.В.
Евтушенко., Е.В. Чернышкова - М.: Просвещение, 2023
3. Музыка.5 класс. Поурочные разработки. В 2-х ч./ сост. Ю.Д. Изместьева.Волгоград: Корифей,2013
4. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального
воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А.
Шолохова, 2006.
5. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток. 1-4 классы/В.И. Ковалько. – М.:
ВАКО, 2005
6. Музыка, пение, музыкально-ритмические занятия». 5кл.: Новосёлова Н. А.,
Шлыкова А. А. Программы обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной
отсталостью. (Подготовительный, I – X классы). – Екатеринбург: «Учебная книга»,
2004.
7. Крюкова, И.А. Азбука ритма/ И.А. Крюкова. – Екатеринбург: Дом учителя,
2003
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
1. ЦОС Моя Школа https://lesson.edu.ru/56/03
2. Библиотека цифрового образовательного контента https://lib.myschool.edu.ru
3. Инфоурок https://school.infourok.ru/videouroki
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:
http://school-collection.edu.ru/

5. https://easyen.ru/?__cf_chl_rt_tk=1eH74Mfl6Bwj3ncR8UsdJ.QV5iOB009SXSB
Le_XMIzc-1750092715-1.0.1.1hSKEgXI2GtEJMxViCilTc.uF8CZXm240Eqc.7F4_sOc
Наглядные пособия:
1. Конспекты уроков
2. Портреты русских и зарубежных композиторов.
3. Альбомы с демонстрационным материалом.
4. Карточки-задания на развитие музыкальных способностей.
5. Тексты песен.
6. Музыкальный словарь.
7. Атласы музыкальных инструментов.
8. Демонстрационный материал.
Экранно-звуковые информационно-коммуникативные средства:
1. Аудиозаписи.
2. Видеофильмы.
3. Музыкальные презентации.
Технические средства обучения:
1. Ноутбук.
2. Принтер.
3. Магнитофон.
Учебно-практическое оборудование
1. Музыкальные инструменты (фортепиано, гитара, балалайка, бубен,
колокольчик, деревянные ложки, маракас, металлофон, треугольник, свистулька,
трещотки).
2. Магнитная доска.
Кассеты
Сборник «Детские песенки», «Школьные песенки», «Лучшие детские
песенки».

Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков

Кол-во
часов

5 класс - 34 часа
Повторение песен пройденных в 4 классе
Знакомство с песней Т. Морозовой «Золотой листопад»
Пение ,закрепление песни «Золотой листопад»
Игра на народных инструментах
Знакомство с песней « Пропала собака»
Пение ,закрепление песни « Пропала собака»
Понятие об опере. Слушание вступления к опере «Хованщина» М. Мусоргского
Музыкальная викторина «Угадай мелодию»
Нотный стан
Знакомство с песней «Учиться надо весело»
Пение, закрепление «Учиться надо весело»
Звукоряд
Нотный стан. Скрипичный ключ .
Тема Родины в музыке. Слушание песни «Моя Россия»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Пение песни «Моя Россия»
Итоговый урок. Музыкальная викторина «Угадай на чем играю»
Знакомство с песней Б. Савельева «Большой хоровод»
Пение песни Б. Савельева «Большой хоровод»
Игра на ударных инструментах (бубен, треугольник, маракасы)
Слушание песни А. Островского «Наша елка»

1
1
1
1
1
1

Закрепление ,пение песни А. Островского «Наша елка»
Ноты и их размещение на нотном стане .
Патриотические песни .Слушание.
Знакомство с песней М. Блантера «Катюша»
Разучивание, пение песни М. Блантера «Катюша»
Композитор Л. Бетховен. «Сурок». Слушание .
«Калинка» — русская народная песня. Слушание, игра на народных инструментах
(ложки, трещотки)
Знакомство с песней В. Шаинского «Облака»
Пение, закрепление песни В. Шаинского «Облака»

1
1
1
1
1
1
1

«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» - муз. Б.Савельева,
сл. Лены Жигалкиной и А.Хайта. Слушание.
Средства музыкальной выразительности. Мелодия.
«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.
Разучивание «Летних частушек» Е. Тиличеевой
Пение «Летних частушек» Е. Тиличеевой. Игра на народных инструментах
(ложки,трещотки)

1

1
1

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».