Рисование 5-6 классов, 1 вариант, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Рисование (изобразительное
искусство)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями:

Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599;

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2022 г.
№ 1026;
Рисование (изобразительное искусство) как школьный учебный предмет
имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного
искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие
на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют
формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек.
Основной целью обучения предмета заключается во всестороннем
развитии
личности
обучающегося
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к
художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и
искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве,
общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в
рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы,
величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также
адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:

воспитание интереса к изобразительному искусству;

раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса;

формирование элементарных знаний о видах и жанрах
изобразительного искусства искусствах;

расширение художественно-эстетического кругозора;

развитие эмоционального восприятия произведений искусства,
умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;

формирование знаний элементарных основ реалистического
рисунка;

обучение изобразительным техникам и приемам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;

обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
аппликации, лепке);


обучение правилам и законам композиции, цветоведения,
построения орнамента, применяемых в разных видах изобразительной
деятельности;

формирование умения создавать простейшие художественные
образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;

развитие умения выполнять тематические и декоративные
композиции;

воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно
работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения
результата общей изобразительной деятельности ("коллективное рисование",
"коллективная аппликация").
Коррекция недостатков психического и физического развития
обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

коррекции познавательной деятельности обучающихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их
положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте
существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

развитии аналитических способностей, умений сравнивать,
обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать
художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию,
лепку предмета; контролировать свои действия;

коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной
координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся
действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки
и выполнения аппликации.

развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности,
образного мышления, представления и воображения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Рисование (изобразительное искусство)» входит в обязательную
часть учебного плана в предметную область «Искусство». Продолжительность
изучения учебного предмета в 5 классе - 34 учебные недели по 2 часа в неделю,
68 часов в год; 6 класс – 1 час в неделю, 34 часа за год.
Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета

Развитие
образного
восприятия
и
освоение
способов
художественного, творческого самовыражения личности

Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития

Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о
формах искусства

Развитие умений и навыков познания и самопознания через
искусство, накопление опыта эстетического переживания


Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной
работы

Умение познавать мир через образы и формы изобразительного
искусства
Предметные результаты освоения АООП
Минимальный уровень:

знание названий художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи
формы предмета и др.;

знание некоторых выразительных средств изобразительного
искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка»,
«пятно», «цвет»;

пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и
аппликации;

знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: «Дымково», «Гжель», «Городец», «Каргополь» и
др.;

организация рабочего места в зависимости от характера
выполняемой работы;

следование при выполнении работы инструкциям учителя;
рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование
работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы;

владение
некоторыми
приемами
лепки
(раскатывание,
сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению,
воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке
содержания несложных произведений в соответствии с темой;

применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;

ориентировка в пространстве листа; размещение изображения
одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной
поверхности;

адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета;

узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:


знание названий жанров изобразительного искусства (портрет,
натюрморт, пейзаж и др.);

знание названий некоторых народных и национальных промыслов
(«Дымково», «Гжель», «Городец», «Хохлома» и др.);

знание
основных
особенностей
некоторых
материалов,
используемых в рисовании, лепке и аппликации;

знание выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет», объем» и др.;

знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения
орнамента, стилизации формы предмета и др.;

знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

знание
способов
лепки
(конструктивный,
пластический,
комбинированный);

нахождение необходимой для выполнения работы информации в
материалах учебника, рабочей тетради;

следование при выполнении работы инструкциям учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;

оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

использование
разнообразных
технологических
способов
выполнения аппликации;

применение разных способов лепки;

рисование с натуры и по памяти после предварительных
наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
рисование по воображению;

различение и передача в рисунке эмоционального состояния и
своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

различение произведений живописи, графики, скульптуры,
архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.
Содержание программы
Содержание программы отражено в пяти разделах:
 «Подготовительный период обучения».
 «Обучение композиционной деятельности».
 «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию».
 «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в живописи».
 «Обучение восприятию произведений искусства».

Программой предусмотрены вида занятий: декоративное рисование,
рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Графические приемы работы:
- рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по
клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных
линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого
контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с
использованием этих линии (по образцу);
- рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением
силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование
предметов несложных форм (по образцу);
- штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования;
приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в
виде сеточки);
- рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя
руками.
Приемы работы красками:
- приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное
рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
- приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой,
смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
- приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
- правила обведения шаблонов;
- обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов
несложных форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности:
- развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию;
- формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт»,
«деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор»,
«орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.
Разнообразие форм предметного мира:
- сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы.
Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в
пространстве и т.п.;
- обследование предметов, выделение их признаков и свойств,
необходимых для передачи в рисунке предмета. Соотнесение формы предметов
с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача пропорций
предметов;
- строение тела человека, животных и др. Передача движения различных
одушевленных и неодушевленных предметов. Приемы и способы передачи
формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска

пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из
бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной
линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов,
рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора:
- виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по
содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и
т.д.;
- принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике
(повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование
элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и
т.п.).
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать
его в рисунке с помощью красок. Понятия: «цвет», «спектр», «краски»,
«акварель», «гуашь», «живопись» и т.д. Цвета солнечного спектра (основные,
составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение словом,
некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Обучение восприятию произведений искусства.
Примерные темы бесед: «Виды изобразительного искусства». Рисунок,
живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная
картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.).
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные
средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и
графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А
Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М.
Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д. «Как и для чего создаются произведения
декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в
жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы).
Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм
в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы,
раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в
России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных
промыслов (хохломская, городецкая, гжельская и т.д.).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Классная доска, шкафы для хранения учебников, альбомов,
дидактических материалов, пособий, репродукций картин; краски акварельные,
гуашь, кисти, карандаши цветные, карандаш простой, ластик, природные
материалы, бумага и картон, альбом, пластилин, ножницы детские безопасные.
Учебно-методического обеспечение образовательного процесса


Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599;

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2022 г.
№ 1026;

Изобразительное искусство. 5 класс. Учебное пособие.
Адаптированные программы. М.Ю. Рау, М.А. Зыкова: ФГОС ОВЗ.
Издательство: Просвещение, 2021 г. Страниц: 112.
Дополнительная литература:

Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека. Поурочные разработки 5 класс. Н.А. Горяева; под
редакцией Б.М. Неменского, 5-8 классы. М.: Просвещение, 2012.

Сайбединов А.Г. Диалоги с душой. Изобразительное искусство в
школе.- Томск: Изд-во «Дельтаплан», 2011.

Дорожин Ю.Г. Жостовский букет, Искусство детям, Мозаика-синтез
, 2010.

Энциклопедия «Роспись» -М.: Владос,2011.
Тематическое планирование 5 класс (68 часов)
№

Тема урока

1
2
3

Экскурсия в природу. Сбор осенних листьев
Беседа по картине И. Остроухова «Золотая осень».
Рисование с натуры ветки дуба с желудями простым карандашом и
акварельными красками по сырой бумаге
Рисование с натуры осеннего листка клёна акварельными красками
способом работы «по-сырому»
Беседа « Пейзаж как жанр изобразительного искусства» Русские
художники А.К.Саврасов, И.И.Шишкин
Рисование пейзажа гуашью «Береза».
Рисование пейзажа акварельными красками «Ель». «Сосна»
Рисование по представлению акварельными красками способом работы
по сырому «Осеннее небо без облаков», «Осеннее небо с облаками».
Рисование по представлению акварельными красками способом работы
по сырому «Река», «Море».
Беседа «Что такое натюрморт?». В.Серов и его картина «Девочка с
персиками»
Беседа «Портрет. Сюжет. Натюрморт». Беседа «З.Серебрякова и ее
картины».
Рисование натюрморта с натуры акварельными красками «Кринка и
стакан»
Рисование натюрморта с натуры акварельными красками «Букет в вазе и
оранжевый апельсин».
Рисование натюрморта с натуры акварельными красками «Кувшин,

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Кол-во
часов
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

яблоко, сливы».
Рисование сценки из жизни по придуманному сюжету.
Беседа «Разные сосуды: кувшины, вазы, кубки (керамика, фарфор,
стекло, металл)».
Изготовление из бумаги фигур двух кувшинов, кринки и бутылки.
Создание аппликации «Натюрморт. Кринка, кувшины, бутылка».
Рисование натюрморта акварельными красками по аппликации
«Натюрморт. Кринка, кувшины, бутылка».
Беседа «Портрет как жанр изобразительного искусства».
Рисование портрета человека в профиль простым карандашом
Изготовление модели фигуры человека из картона и мягкой проволоки.
Рисование фигуры человека с подвижной модели простым карандашом в
движении.
Беседа «Зимние развлечения в деревне, в городе».
Сюжетное рисование «Ребята строят снежную крепость».
Сюжетное рисование «Дети катаются на лыжах (на коньках)».
Беседа «Как построена книга?»
Рисование обложки книги к сказке.
Беседа «Иллюстрации в книге».
Беседа о художниках-иллюстраторах детских книг.
Рисование иллюстрации к сказке «Маша и медведь».
Определение размера (величины) изображений. Рисование елок разной
величины.
Изготовление открытки ко Дню защитника Отечества
Беседа по картине Ф. Решетникова «Опять двойка»
Составление рассказа-описания по картине К. Маковского «Дети,
бегущие от грозы».
Беседа «Скульптура как вид изобразительного искусства».
Беседа «Животные в скульптуре».
Лепка из пластилина памятника животному.
Беседа «Красная книга. Зачем она была создана?»
Беседа «Художники и скульпторы, изображающие животных».
Беседа «Животные, изображенные в скульптурах и на рисунках
известных художников». Предметное рисование животного на выбор.
Лепка животного из Красной книги. Белый медведь. Создание
коллективного панно «На Северном полюсе».
Рисование акварельными красками белого медведя и северного сияния.
Лепка животного из Красной книги. Белый журавль (стерх). Зарисовка
цветными карандашами по вылепленному образцу.
Беседа по картинам С.Виноградова «Весна» и А.Саврасова «Ранняя
весна».
Лепка на картоне картинки пластилином «Посадка дерева».
Сюжетное рисование «Посадка дерева».
Беседа «Богородские игрушки».
Беседа «Хохломские изделия».
Рисование узоров из элементов узоров «золотой хохломы».
Раскрашивание посуды орнаментами «золотой хохломы».
Беседа «Плакат. Как художник работает над плакатом?»
Рисование плаката по замыслу «Охраняй природу».
Беседа «Открытка. Сходство и различия плаката и открытки».

1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
1
2
1
1
2
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1

54
55
56
57
58

Изготовление открытки с использованием акварельных красок и техники
работы «пятном» и «по-сырому»
Беседа «Музеи России».
Беседа «Музеи мира».
Рисование на свободную тему.
Викторина «Народное искусство»

1
1
1
1
1

Тематическое планирование, 6 класс (34 часа)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Тема урока
Рисование по памяти и представлению: «Вспоминая лето».
Беседа о жанрах изобразительного искусства.
Рисование узора в круге.
Рисование на тему: «Вечернее небо».
Рисование с натуры: «Осенний листопад». Планер
Декоративное рисование: «Открытка учителю».
Рисование на тему: «Признаки осени».
Беседа о превращение плоскости в объем. Элементы формообразования.
Простые формы
Декоративное рисование. Орнамент.
Рисование по памяти и представлению: «Герои сказки»
Беседа о художниках маринистах с показом репродукции картин.
Рисование узора в круге с растительными элементами.
Рисование на тему: «Зимний вечер».
Изготовление модели фигуры человека из картона и мягкой проволоки
Рисование фигуры человека с подвижной модели
Рисование на тему: «На катке».
Рисование на тему: «Зимний лес».
Аппликация: «Праздничная елка».
Беседа о жанрах изобразительного искусства с показом репродукции. Тип
натюрморта
Рисование узора в круге: «Кристалл».
Декоративное рисование: «Узоры гжели».
Рисование с натуры объемных предметов (конус, шар).
Открытка маме
Беседа об основных характеристиках цвета, понятие колорита с показом
иллюстраций картин известных художников.
Декоративное рисование. Цветы жостовского букета.
Беседа «Богородские игрушки». «Хохломские изделия»
Раскрашивание посуды орнаментами «золотой хохломы»
Составление узора в круге с применением осевых линий и использование
декоративно переработанных природных форм.
Рисование на тему: «Весенний пейзаж».
Рисование на тему: «Путешествие в космосе»
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о
Великой Отечественной войне. Рисование на тему: «Открытка ветерану».
Декоративное рисование. Птицы в полете.
Викторина «Народное искусство»

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».