История Отечества 7-9 классы, 1 вариант, 2025

Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «История Отечества» для
обучающихся 7 – 9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599, на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.12.2022 г. № 1026.
Основные цели изучения данного предмета ― формирование
нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению
своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта
своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и
социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости
высших психических функций. Достижение этих целей будет способствовать
социализации учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
 овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях
отечественной истории;
 формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в
разные исторические эпохи;
 формирование представлений о развитии российской культуры, ее
выдающихся достижениях, памятниках;
 формирование представлений о постоянном развитии общества, связи
прошлого и настоящего;
 усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо
для понимания хода развития истории;
 формирование интереса к истории как части общечеловеческой
культуры, средству познания мира и самопознания;
 формирование у школьников умений применять исторические знания
для осмысления сущности современных общественных явлений, в
общении с другими людьми в современном поликультурном,
полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
 воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству;
 воспитание гражданственности и толерантности;

 коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Коррекционная направленность предмета – это социальная
реабилитация, трудовая адаптация и интеграция в обществе. У детей данной
категории нарушена психика, эмоционально-волевая сфера, слабо развита
мелкая моторика рук, общее интеллектуальное недоразвитие снижает процесс
усвоения знаний и им необходима коррекционная педагогическая поддержка,
которая направлена на уточнение и расширение имеющихся представлений,
умение формировать их в речи, в различных практических действиях на уроке.
Коррекционная направленность предмета направлена на развитие
познавательной деятельности, речи, эмоционально волевой сферы,
личностных качеств, формирование гражданских качеств, что способствует
подготовке самостоятельной жизни, социально-трудовой и правовой
адаптации выпускников школы.
Структурным принципом построения программы явился линейноконцентрический принцип. Он дает возможность широко использовать
межпредметные связи истории с географией, обществознанием, математикой,
чтением и развитием речи, письмом и развитием речи и т.д.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «История Отечества» входит в обязательную часть
учебного плана, образовательная область – Человек и общество.
Класс
7 класс
8 класс
9 класс
Количество часов в 2 часа
2 часа
2 часа
неделю
Итого в год
68 часов 68 часов 68 часов
Учебных недель – 34.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
«История»
Личностные результаты освоения АООП образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости
за свою Родину;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;

 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные
обучающимися знания и умения по предмету. АООП определяет два уровня
овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
 знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
 знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений,
процессов;
 знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей
(князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
понимание значения основных терминов-понятий;
 установление по датам последовательности и длительности
исторических событий, пользование «Лентой времени»;
 описание предметов, событий, исторических героев с опорой на
наглядность, составление рассказов о них по вопросам учителя;
 нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых
объектов и событий;
 объяснение значения основных исторических понятий с помощью
учителя.
Достаточный уровень:
 знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших
событий отечественной истории;
 знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений,
процессов; их причины, участников, результаты и значение; составление
рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их
значении;
 знание мест совершения основных исторических событий;
 знание имен известных исторических деятелей (князей, царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление
элементарной характеристики исторических героев;
 формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и
последовательности важнейших исторических событий;
 понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической
карты с опорой на ее «легенду»;
 знание основных терминов понятий и их определений;

 соотнесение года с веком, установление последовательности и
длительности исторических событий;
 сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
 поиск информации в одном или нескольких источниках;
 установление и раскрытие причинно-следственных связей между
историческими событиями и явлениями.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
 испытывать чувство гордости за свою страну;
 гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так
и своих товарищей;
 адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.;
 уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
 активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края
и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают:
 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
 слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач;
 использовать доступные источники и средства получения информации
для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
 принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
 осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
 обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
 адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:

 Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
 использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
 использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета
7 класс
Древняя Русь
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины.
Восточные славяне ― предки русских, украинцев и белорусов.
Родоплеменные
отношения восточных славян. Славянская семья и
славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и верования восточных
славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Древнерусское государство
Образование государства восточных славян ― Древней Руси. Формирование
княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.
Князь Игорь из рода Рюриковичей (913 – 945). Как княгиня Ольга отомстила
древлянам. Сын князя Игоря и Ольги – Святослав.
Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства.
Крещение Руси при князе Владимире: причины и значение.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные
отношения. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и
торговли. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
Древнерусская культура.
Русь в борьбе с завоевателями
Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель ―
самостоятельных государств, особенности их социально-политического и
культурного развития.
Владимиро – Суздальское княжество. Господин Великий Новгород. Культура
Руси в XII-XIII ВЕКАХ.
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на
Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя.
Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси

монгольскому завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения русских
земель против ордынского владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарямикрестоносцами. Новгородский князь Александр Невский (1236 – 1263).
Объединение русских земель против Золотой Орды. Невская битва. Ледовое
побоище. Московский князь Дмитрий Иванович (1350 – 1389).
Наследники Дмитрия Донского.
Единое Московское государство
Русь в XVI (16) веке. Царь Иван Грозный (1533 – 1584). Начало правления
Ивана IV. Земский собор, реформы Избранной рады. Войны Ивана Грозного.
Россия после Ивана Грозного. Воцарение династии Романовых.
Раскол в Русской православной церкви. Укрепление южных границ России.
Культура России в XVI – XVII (16 – 17) веках.
8 класс
Российское государство в конце XVII (17) - начале XVIII (18)
века
Москва ― столица Российского государства. Московский Кремль при Иване
Грозном. Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт,
нравы, обычаи.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. «Великое посольство»
Петра.
Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному
морям. Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание
регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Победы русского
флота. Окончание Северной войны. Петр I ― первый российский император.
Личность Петра I Великого. Реформы государственного управления,
губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея.
Экономические преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие
науки и техники. Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I.
Культура и быт России во второй половине XVIII века. Русские изобретатели
и умельцы, развитие исторической науки, литературы, искусства.
Правление Павла I.
Российская империя после Петра I (1725 – 1801)
Екатерина I и Петр II. Конец правления Петра II. Анна Иоановна и Иван VI
(1730 – 1741). Как правила Россией Анна Иоановна. Наследники Анны
Иоановны. Царствование Елизаветы Петровны (1741 – 1761). Окружение
Елизаветы. Возвращение к порядкам Петра I.
Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова. И. И. Шувалов
― покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого
Российского университета и Академии художеств. Войны России в период

правления Елизаветы Петровны.
Присоединение Крыма и освоение
Новороссии. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Воцарение Петра III.
Россия в эпоху Екатерины Великой. Начало царствования Екатерины II.
Близкое окружение и помощники Екатерины II. Русско-турецкие войны
второй половины XVIII века, их итоги. Восстание Пугачева. Развитие
образования при Екатерине II. Конец правления Екатерины Великой.
Российская империя в первой половине XIX (19) века
Отношения России со странами Европы в конце XVIII (18) – начале XIX (19)
века. Наполеон Бонапарт (1769 – 1821). Великий князь Павел Петрович.
Переход Суворова через Альпы. Правление Павла I.
Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя политика России.
Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны. Бородинская
битва. Герои войны (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион,
Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в
Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г.
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в
России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание
декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над
декабристами. Значение движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного
аппарата. Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя
политика России. Крымская война 1853-1856 гг. Итоги и последствия войны.
«Золотой век» русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки,
техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели
культуры (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, В. А.
Тропинин, К. И. Росси и др.).
Россия в конце XIX (19) – в начале XX (20) века
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь
крестьян после отмены крепостного права. Социально-экономическое
развитие России. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране
(городская, судебная, военная реформы, открытие начальных народных
училищ). Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности,
формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление
революционных кружков. Начало правления Николая II.
9 класс Великая российская революция и Гражданская война
Великая российская революция: февраль. Великая российская революция:
октябрь. Установление советской власти. Гражданская война 1918 – 1920
годов.
Советское государство в 1920 – 1930 –е годы

Советская Россия в первой половине 1920-х годов. Новая экономическая
политика (нэп). Образование Союза Советских Социалистических Республик
(СССР). Индустриализация СССР. СССР накануне Второй мировой войны.
СССР в Великой Отечественной войне (1941 – 1945)
Начало Великой Отечественной Войны (июнь 1941 – осень 1942 года.
Оборона Москвы. Разгром фашистов под Москвой. Все для фронта, все для
победы. Партизанская война и подпольное движение. Коренной перелом в
ходе войны (осень 1942 – 1943 года). Оборона Севастополя. Сталинградская
битва. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Битва на Северном Кавказе.
Тегеранская конференция. Освобождение территории СССР от немецких
оккупантов. Ялтинская конференция. Взятие Берлина. Конференция в
Постдаме. Война СССР с Японией.
Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX (20) начале XXI (21) века
Государственное устройство СССР после войны. Пора оттепели (середина
1950-х – первая половина 1960-х годов).Советский Союз в середине 1960-х –
1980-е годы: от стабильности к кризису. Распад СССР. Россия в 1990-е годы.
Россия в начале XXI (21) века. Современная Россия.
Описание
учебно-методического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства: компьютер, телевизор.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/Мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. –
М.: Сфера, 2023
3. И.М. Бгажнокова, Смирнова Л.В. История Отечества. 7 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / И.М. Бгажнокова, Л.С. Смирнова. – 6-е изд., – М. : Просвещение.
2021. – 223 с.: ил. ISBN 978-5-09-077811-4
4. И.М. Бгажнокова, Смирнова Л.В. История Отечества. 8 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы: / - 6 –е изд., стер. – М. : Просвещение. 2022. – 303 с.: ил. ISBN
978 – 5 – 09 – 087733 – 6.
5. И.М. Бгажнокова, Смирнова Л.В., И.В. Карелина. История Отечества: 9
класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы.- 8-е изд., стер. –
Москва: Просвещение, 2024. – 330, с.: ил. ISBN 978-5-09-109772-6.

6. Бгажнокова И.М. Мир Отечества. 7 класс: рабочая тетрадь /И.М.
Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2021
Для учителя основная:
1. Пузанов, Б.П. Уроки истории в 9 классе СКОУ VIII вида: учебно–
методическое пособие/ Б.П. Пузанов.- М.: ВЛАДОС, 2004
2. Пузанов, Б.П. Уроки истории в 8 классе СКОУ VIII вида: учебно–
методическое пособие / Б.П. Пузанов.- М.: ВЛАДОС, 2004
3. Пузанов, Б.П. Уроки истории в 7 классе СКОУ VIII вида: учебно–
методическое пособие/ Б.П. Пузанов.- М.: ВЛАДОС, 2004
Мультимедийные пособия:
1. Династия Романовых. Историческая энциклопедия. (СД).
2. История Отечества. 882 – 917. (СД).
3. Краткая Российская энциклопедия. (СД).
4. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. (СД).
5. Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. До XIXв. (СД).
6. Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XXв. (СД).
7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Презентации:
7 класс
1. Славянский поселок.
2. Крещение Руси при князе Владимире.
3. Правление Ярослава Мудрого.
4. Господин Великий новгород.
5. Александр Невский.
6. Сергий Радонежский.
7. Битва на Куликовом поле.
8. Иван 3. Освобождение от иноземного ига.
8 класс
1. Иван 3 Великий.
2. Первый русский царь Иван Грозный.
3. Путешествие Афанасия Никитина в Индию.
4. Первопечатник Иван Федоров.
5. Начало правления династии Романовых.
6. Петр 1.
7. Эпоха дворцовых переворотов.
8. Правление Екатерины 2.
9. Емельян Пугачев.
10.«Золотой век» русской культуры.
11.Великий русский поэт А. Пушкин.
12.Наука и культура во второй половине 19 века.
9 класс

1. «Серебряный век» русской культуры.
2. Образование СССР.
3. Развитие науки и культуры в СССР в 20 – 30 годы.
4. Жизнь и быт советских людей в 20 -30 годы.
5. Начало Великой Отечественной войны.
6. Битва за Москву.
7. Блокада Ленинграда.
8. Сталинградская битва.
9. Битва на Курской Дуге.
10.Окончание ВОВ.
11.Достижения в науке и технике в 50 – 60 годы.
12.Освоение Космоса.
13.Развитие науки и техники в 90 годы 20 века.
Адреса Интернет-ресурсов:
1. Сайт «Единая коллекция образовательных ресурсов»: http:/schoolcollection.edu.ru
2. http://www.rusedu.ru
3. http://rus.1september.ru
4. http://www.openclass.ru
5. http://www.metodist.ru
6. http://www.kemet.ru
7. http://www.kemet.ru
8. http://www.earth-history.com/
9. http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории
(методическая коллекция А.И.Чернова)
Оценочные материалы
Контрольные параметры оценки достижений по предмету
Устный опрос по природоведению является одним из методов учета знаний,
умений обучающихся коррекционных школ.
- оценка «5» обучающиеся успешно овладевают программным
материалом, могут объяснить свои действия, применяют полученные знания,
умения на практике. При выполнении сложных заданий нуждаются в
активизирующей помощи.
- оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5». Достаточно успешно обучаются в
школе, понимают объяснения учителя, неплохо запоминают материал, но без
помощи в самостоятельной работе нуждаются не только в активизирующей,
но и организующей помощи. Незрелость эмоционально-волевой сферы
мешает успешности при выполнении профессиональной подготовки и общей
социализации.

- оценка «3» ставится, если ученики с трудом усваивают программный
материал, нуждаются в разнообразных видах помощи. Успешнее усваивается
материал, близкий к жизненному опыту. Им трудно понять материал, очень
низкая самостоятельность в работе, но, несмотря на трудности они не теряют
приобретенных знаний и умений, могут их применять при аналогичных
заданиях, но при небольших изменениях в заданиях теряются. Их
деятельность надо постоянно организовывать.
Для отслеживания результативности усвоения образовательной
программы разработан пакет оценочных материалов в виде тестовых заданий
по трем уровням сложности, представленный в Приложении 1.
Мониторинг качества знаний включает в себя диагностику знаний
обучающихся, их оценку в соответствии с поставленными целями обучения и
корректировку их ошибок.
Для отслеживания уровня усвоения
программного материала обучающимися, разработаны листы мониторинга
(бланки), в которых отражается сформированность учебных умений и
навыков обучающихся, параметры (уровни) их усвоения, динамика
обученности школьников в течение учебного года. В ходе мониторинга
своевременно
выявляются
трудности
конкретного
обучающегося,
испытываемые им в учебной деятельности, и разрабатываются
коррекционные планы. Мониторинг по биологии представлен в Приложении
2.

Тематическое планирование 7 класс
Темы уроков
Введение в историю
Происхождение славян. Славяне и соседние народы
О хазарах и Византии
Облик славян и черты их характера
Земледелие – основное занятие славян
Организация жизни славян
Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян
Языческие традиции восточных славян
Как возникло Древнерусское государство
О чем рассказывает древняя летопись
Об Аскольде, Дире и их походах в Византию
Князь Олег. Правление Олега в Древней Руси
Походы Игоря на Византию. Предание о гибели князя Игоря
Как княгиня Ольга отомстила древлянам
Ольга наводит порядок на Руси. Посольство Ольги в Византию
Война Святослава с хазарами
Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава
Сыновья князя Святослава. Возвращение Владимира на Русь
Князь Владимир Красное Солнышко
Крещение Руси
Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019 – 1054)
Русская правда Ярослава Мудрого
Русь после смерти Ярослава Мудрого
Князь Владимир Мономах
Память о Владимире Мономахе в истории Руси (1113 – 1125)
Распад Руси на отдельные княжества в XII (12) веке
Новгородская республика. Господин Великий Новгород
Занятия и торговые пути новгородцев
Князь Юрий Долгорукий (1132 – 1157)
История возникновения Москвы
Культура Руси в X – XIII (10 – 13) веках
Образование Монгольского государства
Чингисхан и его армия
Битва на реке Калке
Нашествие монголов на Русь
Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска
Походы Батыя на южнорусские земли
Новгородский князь Александр Невский (1236 – 1263)
Ледовое побоище

Кол – во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Власть Золотой Орды над русскими князьями
Русские княжества в XIII – XIV (13 – 14) веках
Борьба Москвы с Тверью
Московский князь Иван Калита. Наследники Калиты
Изменения в Золотой Орде
Московский князь Дмитрий Иванович (1350 – 1389)
Благословение Сергия Радонежского
Куликовская битва
Поход Тохтамыша на Москву в 1382 году
Василий II Темный (1425 – 1462)
Собирание Руси Иваном III (1462 – 1505). Покорение Новгорода
Освобождение Руси от Золотой Орды
Управление государством Иваном III
Начало правления Ивана IV. Близкое окружение царя Ивана IV
Земский собор, реформы Избранной рады
Войны Ивана Грозного. Войны с западными странами
Опричина. Погромы в Новгороде и конец опричины
Покорение Сибири
Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I - самозванец
Лжедмитрий II. Семибоярщина
Русская православная церковь в Смутное время
Минин и Пожарский: за веру и Отечество
Царь Алексей Михайлович Романов (1645 – 1676)
Раскол в Русской православной церкви
Укрепление южных границ России. О казаках
Развитие и культура России в XVI – XVII (16 – 17) веках
Контрольное тестирование
Повторение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68 часов

Тематическое планирование история 8 класс
Темы уроков
Российское общество в XVII (17) веке
Отношения России с другими странами
Детство и юность Петра I (1672 – 1689). Как обучали Петра I
Семейные раздоры, борьба за власть. Итоги правления Софьи
Строительство флота. Азовские походы
Великое посольство (1697 – 1698)
Поражение под Нарвой.
Первые победы над шведами
Основание Петербурга
Продолжение Северной войны. Разгром шведов под Полтавой
Завершение Северной войны
Заслуги Петра Великого в истории России.. Промышленность и сельское
хозяйство
Изменения в управлении государством
Табель о рангах. Указ о единонаследии
Образование и культура при Петре I
Личность Петра I. Семья Петра Великого
Екатерина I и Петр II
Внук Петра Великого. Конец правления Петра II
Анна Иоановна и Иван VI (1730 – 1741)
Как правила Россией Анна Иоановна. Наследники Анны Иоановны
Конец бироновщины
Царствование и окружение Елизаветы Петровны. Возвращение к порядкам Петра
Войны России в период правления Елизаветы Петровны
Воцарение Петра III
Начало царствования Екатерины II
Близкое окружение и помощники Екатерины II
Война России с Турцией (1768 – 1774)
Присоединение Крыма. Русско – турецкая война (1787 – 1791)
Как управляла Россией Екатерина II
Восстание Пугачева
Развитие образования при Екатерине II
Конец правления Екатерины Великой
Наполеон Бонапарт (1769 – 1821)
Великий князь Павел Петрович (1754 – 1801)
Участие России в союзе европейских государств против Наполеона
Переход Суворова через Альпы
Правление Павла I
Реформы Александра I. Аракчеевщина

Кол –
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Вторжение армии Наполеона в Россию
Западная граница России: план Александра I, план Наполеона
Битва за Смоленск
Бородинское сражение
Наполеон в Москве
Александр I и Наполеон. Окончание войны
Поход русской армии в Европу в 1813 – 1814 годах
Россия после войны с Наполеоном
Император Николай I (1825 – 1855)
Восстание декабристов.
Реформы Николая I
Войны России на Кавказе.
Отношения России с другими странами при Николае I
Крымская война. Оборона Севастополя
Царь освободитель Александр II (1855 – 1881).
Отмена крепостного права
Военные реформы Александра II. Россия и Средняя Азия
1
Русско – турецкая война (1877 – 1878)
Революционные организации в России в конце XIX (19) века
Царь Александр III миротворец (1881 – 1894)
Российское государство в период правления Александра III
Отношения России с европейскими странами, конец правления Александра III
Последний Российский император – Николай II (1894 – 1917)
Россия в начале царствования Николая II
Обострение международных отношений. Война с Японией
Революционные выступления 1905 – 1907 годов
Участие России в Первой мировой войне
Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II
Контрольное тестирование за 4 четверть
Повторение изученного

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68
часов

Тематическое планирование история 9 класс
Темы уроков
Великая Российская революция: февраль. Падение монархии
Основные политические партии в 1917 году
Великая российская революция: октябрь. Программа большевиков
Неудачи временного правительства. Поход на Петроград Л. Г. Корнилова
Захват власти большевиками. Второй съезд Советов
Установление Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания
Конституция РСФСР. Брестский мир
Экономическая политика большевиков
Гражданская война 1918 – 1920 годов. Политика военного коммунизма
Белая армия. Рабоче-крестьянская Красная Армия
Ход Гражданской войны
Окончание и итоги Гражданской войны
Образование и культура в период Гражданской войны
Контрольное тестирование по теме «Великая российская революция и Гражданская
война»
Восстание в Кронштадте. Отношения РСФСР со странами Европы
Новая экономическая политика (НЭП). Финансовая реформа 1922 – 1924 годов
Промышленное производство в период нэпа
План электрификации РСФСР. Итоги нэпа
Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Объединение
республик
Национально – государственное устройство СССР в 1920 – е годы
Смерть В.И. Ленина. Индустриализация в СССР
Первая пятилетка (1928 – 1932): ускоренное развитие промышленности
Переход к коллективизации. Итоги коллективизации
Вторая пятилетка (1933 – 1937 годы). Конституция 1936 года
СССР на кануне второй мировой войны
Советское общество, образование и культура в 1930 – е годы
Ситуация в мире в 1930-е годы. Положение на Дальнем Востоке
Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны
Контрольное тестирование по теме «Советское государство в 1920 – 1930 –е годы»
Действия СССР и политика Запада в начале Второй мировой войны
Реорганизация Красной Армии, укрепление обороноспособности СССР
Первые дни войны

Кол – во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Оборона Москвы. Разгром фашистов под Москвой
Все для фронта, все для победы. Наука и образование
Партизанская война и подпольное движение
Коренной перелом в ходе войны. Оборона Севастополя
Сталинградская битва
Битва на Курской дуге. Битва за Днепр

1
1
1
1
1
1

Битва на Северном Кавказе. Тегеранская конференция
Освобождение территории СССР от немецких оккупантов
Открытие второго фронта в Европе. Ялтинская конференция
Взятие Берлина. Конференция в Потсдаме. Война с Японией
Контрольное тестирование по теме «СССР в Великой Отечественной войне (1941 –
1945)»
СССР после войны. Обстановка в мире после войны
Возвращение СССР к мирной жизни
Государственное устройство СССР после войны
Наука и культурная жизнь общества 1945 – начала 1950 –х годов
Пора оттепели (середина 1950 – х – первая половина 1960 – х годов)
Социальная и хозяйственно – экономическая деятельность Н.С. Хрущева
СССР в международных отношениях в 1950 – е - начале 1960 – х годов
Покорение космоса. Оттепель в советском искусстве
Изменения в жизни советских людей
Образование и спорт. Советское искусство 1970 – 1980 – х годов
Распад СССР. Россия в 1990-е годы. Начало перестройки
Период гласности и свободы мнений. Окончание «холодной войны»
Отмена 6 – й статьи Конституции СССР. Первые демократические выборы
Распад СССР. Россия после распада СССР
Чеченский кризис: борьба за целостность государства
Отставка президента Б. Н. Ельцина
Первые реформы В. В. Путина. Экономическое и социальное развитие в 2000 – 2008
годах
Новый этап реформ. Духовное возрождение современной России
Современная Россия. О празднике 18 марта. Крымский мост
«Все флаги в гости будут к нам…»
Помощь Сирии в борьбе с международным терроризмом
Конституционная реформа 2020 года
Отношения России и Запада в 2022 году. Специальная военная операция на Украине
Контрольная работа за год (тест)
Повторение изученного за год
Всего:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

Тематическое планирование история 7 класс
Название раздела, темы уроков
Введение в историю
Древняя Русь
Происхождение славян
Славяне и соседние народы
Облик славян и черты их характера
Хозяйство и уклад жизни восточных славян
Организация жизни славян
Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян
Языческие традиции восточных славян
Древнерусское государство
Как возникло Древнерусское государство
О чем рассказывает древняя летопись
Об Аскольде, Дире и их походах в Византию
Князь Олег
Князь Игорь из рода Рюриковичей (913 – 945)
Как княгиня Ольга отомстила древлянам
Сын князя Игоря и Ольги - Святослав
Контрольное тестирование за 1 четверть
Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава
Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства
Сыновья князя Святослава
Князь Владимир Красное Солнышко
Крещение Руси
Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019 – 1054)
Русская правда Ярослава Мудрого
Русь после смерти Ярослава Мудрого
Князь Владимир Мономах
Память о Владимире Мономахе в истории Руси (1113 – 1125)
Распад Руси на отдельные княжества в XII (12) веке
Новгородская республика. Господин Великий Новгород
Занятия и торговые пути новгородцев
Ростово – Суздальское княжество
Культура Руси в X – XIII (10 – 13) веках
Контрольное тестирование за 2 четверть
Русь в борьбе с завоевателями
Образование Монгольского государства
Чингисхан и его армия

Кол – во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Битва на реке Калка
Нашествие монголов на Русь
Походы Батыя на южнорусские земли
Новгородский князь Александр Невский (1236 – 1263)
Ледовое побоище
Власть Золотой Орды над русскими князьями
Объединение русских земель против Золотой Орды
Борьба Москвы с Тверью
Московский князь Иван Калита
Наследники Калиты
Изменения в Золотой Орде
Московский князь Дмитрий Иванович (1350 – 1389)
Благословение Сергия Радонежского
Куликовская битва
Поход Тохтамыша на Москву в 1382 году
Наследники Дмитрия Донского
Покорение Новгорода
Освобождение Руси от Золотой Орды
Управление государством Иваном III
Единое Московское государство
Русь в XVI (16) веке. Царь Иван Грозный (1533 – 1584)
Близкое окружение царя Ивана IV
Войны Ивана Грозного
Войны с западными странами
Опричина
Покорение Сибири
Россия после Ивана Грозного
Лжедмитрий II. Семибоярщина
Минин и Пожарский: за веру и Отечество
Воцарение династии Романовых
Раскол в Русской православной церкви
Укрепление южных границ России
Культура России в XVI – XVII (16 – 17) веках
Контрольное тестирование
Повторение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование история 8 класс
Название раздела, темы уроков
Глава 1
Российское государство в конце XVII (17) - начале
XVIII (18) века
Наше Отечество – Россия в XVII (17) веке
Отношения России с другими странами
Детство и юность Петра I (1672 – 1689)
Семейные раздоры, борьба за власть
Итоги правления Софьи
Воцарение Петра I (1689 – 1725)
Строительство флота. Азовские походы
Великое посольство (1697 – 1698)
Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву
Поражение под Нарвой. Первые победы над шведами
Основание Петербурга
Продолжение Северной войны. Разгром шведов под Полтавой
Завершение Северной войны
Заслуги Петра I. Промышленность и сельское хозяйство
Изменения в управлении государством
Табель о рангах. Указ о единонаследии
Образование и культура при Петре I
Личность Петра I. Семья Петра Великого
Глава 2 Российская империя после Петра I (1725 – 1801)
Екатерина I и Петр II
Внук Петра Великого
Конец правления Петра II
Анна Иоановна и Иван VI (1730 – 1741)
Как правила Россией Анна Иоановна. Наследники Анны Иоановны
Царствование и окружение Елизаветы Петровны. Возвращение к
порядкам Петра
Войны России в период правления Елизаветы Петровны
Воцарение Петра III
Начало царствования Екатерины II
Близкое окружение и помощники Екатерины II
Война России с Турцией (1768 – 1774)
Присоединение Крыма. Русско – турецкая война (1787 – 1791)
Как управляла Россией Екатерина II
Восстание Пугачева
Развитие образования при Екатерине II

Кол –
во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Конец правления Екатерины Великой
Глава 3 Российская империя в первой половине XIX (19) века
Наполеон Бонапарт (1769 – 1821)
Великий князь Павел Петрович (1754 – 1801)
Участие России в союзе европейских государств против Наполеона
Переход Суворова через Альпы
Правление Петра
Император Александр I. Реформы Александра I
Вторжение армии Наполеона в Россию
Западная граница России: план Александра I, план Наполеона
Битва за Смоленск
Бородинское сражение
Наполеон в Москве
Александр I и Наполеон. Окончание войны
Поход русской армии в Европу в 1813 – 1814 годах
Россия после войны с Наполеоном
Император Николай I (1825 – 1855)
Восстание декабристов
Реформы Николая I
Войны России на Кавказе
Крымская война. Оборона Севастополя
Глава 4 Россия в конце XIX (19) – в начале XX (20) века
Царь освободитель Александр II (1855 – 1881)
Отмена крепостного права
Военные реформы Александра II. Россия и Средняя Азия 1
Русско – турецкая война (1877 – 1878)
Революционные организации в России в конце XIX (19) века
Царь Александр III миротворец (1881 – 1894)
Российское государство в период правления Александра III
Отношения России с европейскими странами, конец правления
Александра III
Последний Российский император – Николай II (1894 – 1917)
Россия в начале царствования Николая II
Революционные выступления 1905 – 1907 годов
Участие России в Первой мировой войне
Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II
Контрольное тестирование за 4 четверть
Повторение изученного

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68
часов

Тематическое планирование история 9 класс
Название раздела, темы уроков
Раздел № 1
Россия в начале ХХ века
Вводный урок
Начало правления Николая II
Русско – японская война 1904 – 1905г.г.
Первая русская революция
Появление первых политических партий в России
Реформы государственного управления
Реформы П.А. Столыпина
Серебряный век русской культуры
Россия в первой мировой войне
Контрольная работа по теме: « Россия в начале ХХ века» (тест)
Раздел №2 Россия в 1917 – 1920 годах
Февральская революция и отречение царя от престола
Захват власти большевиками в Петрограде
Установление советской власти
Начало Гражданской войны и интервенции.
Крестьянская война против «белых» и «красных»
Контрольная работа по теме: «Россия в 1917 – 1920 годах» (тест)
Раздел №3 СССР В 20 – 30 годы ХХ века
Экономическая политика Советской власти
Жизнь и быт людей в годы революции и Гражданской войны
Новая экономическая политика
Образование СССР
Изменения в системе государственного управления. Культ личности
И.В. Сталина
Индустриализация в СССР
Коллективизация крестьянских хозяйств
Новая Конституция страны 1936 г.
Развитие науки и культуры в СССР в 20 – 30 –е годы ХХ века
Жизнь и быт советских людей в 20 – 30 –е годы ХХ века
Контрольная работа по теме: «СССР В 20 – 30 годы ХХ века» (тест)
СССР на кануне Второй мировой войны
Советский союз в начале Второй мировой войны
Начало Великой Отечественной войны
Битва за Москву
«Все для фронта! Все для победы!»
Блокада Ленинграда

Кол – во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Сталинградская битва
Борьба советских людей на оккупированной территории
Битва на Курской дуге
Героизм тружеников тыла
Окончание Великой Отечественной войны
Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой
войны
Контрольная работа по теме: «СССР во Второй мировой и Великой
Отечественной войне 1941 – 1945 годов»
Возрождение страны после войны
Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина
Реформы Н.С. Хрущева
Достижения в науке и технике в 50 – 60 – е годы
Освоение космоса
Хрущевская «оттепель»
Экономика и политика в эпоху «застоя»
Внешняя политика Советского Союза в 70 – е годы. Афганская война
Советская культура и интеллигенция в годы «застоя»
Жизнь и быт советских людей в 70 – 80 – е годы ХХ века
Реформы М.С. Горбачева
Распад СССР
Контрольная работа по теме: «Советский Союз в 1945 – 1991 годах»
Повторение пройденного
Экономические реформы Б.Н. Ельцина
Реформы государственного управления
Развитие науки и культуры в 90 – е годыХХ века
Продолжение реформ в России
Россия в современном мире
Россия в современном мире
Повторение пройденного материала
Повторение пройденного материала
Контрольная работа по теме: «Новая Россия в 1991 – 2003 годах»
(тест)
Работа с хронологией
Работа с историческими терминами
Работа с историческими терминами
Работа с исторической картой
Итоговое обобщение и повторение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
1
1
68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».