Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Мир истории» для обучающихся 5-6
классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599, на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022 г. №
1026.
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке
обучающегося к усвоению курса «История Отечества». Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
формирование первоначальных представлений об особенностях жизни,
быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
формирование
первоначальных
исторических
представлений
о
«историческом времени» и «историческом пространстве»;
формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и
некоторых других;
формирование умения работать с «лентой времени»;
формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты;
делать простейшие выводы и обобщения;
воспитание интереса к изучению истории.
Рабочая программа направлена:
на формирование образовательной среды, обеспечивающей коррекцию
отклонений в развитии;
на психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию,
социализацию и интеграцию в общество обучающихся воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья.
Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические
факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов
смены цивилизаций на Земле.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир истории» входит в обязательную часть учебного плана,
образовательная область – обществознание.
Класс
5 класс
6 класс
Количество часов
в неделю
Итого в год
1час
2 час
34 часа
68 часов
Личностные и предметные результаты изучения предмета «Мир истории
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
Личностными результатами освоения предмета «Мир истории» являются:
осознание своей национальности;
уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства гордости
за свою Родину;
принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения;
определение сильных и слабых сторон своей личности с помощью учителя;
сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и
освоение новой социальной роли, развитие самоуважения и способности
адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные
стороны своей личности;
понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с помощью
учителя, ставить самостоятельно цели и добиваться результатов;
умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов,
иллюстраций, результатов трудовой деятельности;
уважительное отношение к чужому мнению.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Предметными результатами освоения предмета «Мир истории» являются:
Минимальный:
Минимальный уровень:
понимание доступных исторических фактов;
использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда
предложенных вариантов;
использование помощи учителя при выполнении учебных задач,
самостоятельное исправление ошибок;
усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток,
инструкций, опорных схем);
адекватное реагирование на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам
программы;
использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных
высказываниях;
участие в беседах по основным темам программы;
высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным
фактам;
понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно
или с помощью учителя;
владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
владение элементами оценки и самооценки;
проявление интереса к изучению истории.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно
относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают:
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать
разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Познавательные учебные действия представлены следующими
знаниями и умениями:
историю своей семьи, своего имени, фамилии;
государственное устройство РФ, герб, флаг и гимн РФ;
исторические памятники;
историю родного села, его достоприме6чательности;
объясняют значение слов и понятий, устанавливать причины исторических
событий и явлений рассматриваемого периода;
описывают отдельных исторических лиц, их деловые качества;
быт и нравы в обществе определенного исторического периода;
по датам определяют век;
пользуются исторической картой;
связно описывают сюжетные картины и иллюстрации;
составляют план для ответов, опираются на словарь, выделяют смысловые
понятия, представленные к темам разделов.
Содержание предмета
Основная форма – урок.
Методы: - словесные, практические, наглядные, методы стимуляции, мотивации,
контроля учебной деятельности, выборочное объяснительное чтение текста
учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой
времени», управленческие.
Содержание курса выстроено с учётом методических принципов обучения,
учащихся истории, которые вытекают из закономерностей овладения языком и
речью. Применительно ко всем разделам истории опора идёт на следующие
принципы:
1.Коммуникативной направленности;
2.Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления;
3.Обязательная мотивация языковой и речевой деятельности учащихся;
4.Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей;
5. Взаимосвязь устной и письменной форм речи в процессе их развития.
Усвоение исторических знаний значительно облегчается, если на их фоне
сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики
исторических событий.
5 класс (34 ч. в год, 1ч в неделю)
Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная человека
История имени. Как возникли имена. Значение имен. Полное и неполное имя.
Понятие о тезках. Имена вымышленные и реальные. Знаменитые имена России
(2—3 примера).
История фамилии. Происхождение фамилий. Отчество в имени человека. Понятие
о семье. Родственники близкие и дальние. Семейный альбом. Понятие о
родословной. Понятия: поколение, предки, потомки. Даты жизни. Понятие о
биографии. Твоя биография.
Раздел II. Отчий дом. Наша Родина - Россия
Дом, в котором ты живешь. Где находится твой дом (регион, город, поселок,
село). Соседи. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях. История
улицы. Улица моего дома, моей школы. Местность, где мы живем (город, село).
Край (область, республика), в котором мы живем, главный город края.
Национальный состав. Основные занятия жителей края, города.
Страна, в которой мы живем. Название страны. Столица. Население,
национальный состав страны. Главный город страны.
Понятие о государственных символах: Государственные герб, флаг, гимн.
Понятие о большой и малой родине.
Раздел III. О том, что такое время и как его изучают
Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера,
сегодня, завтра. Приборы для отсчета времени. Понятия об астрономическом
времени: солнечное время, лунное время. Времена года, месяцы, недели, сутки,
части суток. История календаря. Меры времени.
Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая
эпоха (общее представление), лента времени.
Понятия (ориентировка): давно, недавно, вчера — прошлое; сегодня, сейчас —
настоящее; завтра, через день, через месяц, через год — будущее.
Раздел IV. Что изучает наука история
Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и
духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в
пещерах, археологические находки; памятники строительства, зодчества,
архитектуры, устные источники (фольклор).
Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом
пространстве, исторической карте.
Раздел V. История Древнего Мира
Человек — житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле
(научные, религиозные). Отличие человека от животного. Время появления
человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания.
Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного
человека. Места обитания. Стадный образ жизни. Занятия. Древние орудия труда.
Начало каменного века. Древнейшие люди. Время появления. Способы охоты на
диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных.
Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни. Время и место
появления. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий
труда. Защита от опасностей.
Раздел VI. История вещей. Занятия человека на земле
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг.
Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Вода в
природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины
поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство.
Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие
новых земель (общие представления). Вода и земледелие.
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища:
пещеры, шалаши, земляные укрытия.
Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах
для ее изготовления. История появления первой мебели. Влияние исторических и
национальных традиций на изготовление мебели (общие представления).
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение
представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Понятие о посуде и ее назначении. Материалы для изготовления посуды. История
появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного
круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Деревянная
посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды.
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для
изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы
и поговорки об одежде, о внешнем облике человека.
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение
разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли,
сандалии и др. Профессии людей, связанные
с изготовлением одежды и обуви.
6 класс (68 ч. в год, 2 ч. в неделю)
Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная человека
История имени. Как возникли имена. Значение имен. Полное и неполное имя.
Понятие о тезках. Имена вымышленные и реальные. Знаменитые имена России
(2—3 примера).
История фамилии. Происхождение фамилий. Отчество в имени человека. Понятие
о семье. Родственники близкие и дальние. Семейный альбом. Понятие о
родословной. Понятия: поколение, предки, потомки. Даты жизни. Понятие о
биографии. Твоя биография.
Раздел II. Отчий дом. Наша Родина - Россия
Дом, в котором ты живешь. Где находится твой дом (регион, город, поселок, село).
Кто и когда построил этот дом. Соседи. Толкование пословиц и поговорок о доме,
семье, соседях. История улицы. Название улиц, их происхождение. Улица моего
дома, моей школы. Местность, где мы живем (город, село). Название местности,
происхождение названия.
Край (область, республика), в котором мы живем, главный город края.
Национальный состав. Основные занятия жителей края, города. Страна, в которой
мы живем. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны.
Республика в составе РФ. Главный город страны.
Понятие о государственных символах: Государственные герб, флаг, гимн.
Руководство страны, республики. Понятие о большой и малой родине. Соседние
государства. Другие страны мира (обзорно, с примерами).
Планета, на которой мы живем. Земля, другие планеты Солнечной системы.
Солнце. Луна.
Раздел III. О том, что такое время и как его изучают
Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера,
сегодня, завтра. Приборы для отсчета времени. Понятия об астрономическом
времени: солнечное время, лунное время. Времена года, месяцы, недели, сутки,
части суток. История календаря. Меры времени. Новые сведения. Понятие об
историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее
представление), лента времени.
Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский
земледельческий календарь). Понятия (ориентировка): давно, недавно, вчера —
прошлое; сегодня, сейчас — настоящее; завтра, через день, через месяц, через год
— будущее.
Раздел IV. Что изучает наука история
Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и
духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в
пещерах, археологические находки; памятники строительства, зодчества,
архитектуры, устные источники (фольклор).
Понятие об историческом пространстве, исторической карте. Составляющие
части исторической науки: история местности, история страны, история
культуры, науки, религии.
Раздел V. История Древнего Мира
Человек — житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле
(научные, религиозные). Отличие человека от животного. Время появления
человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания.
Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного
человека. Места обитания. Стадный образ жизни. Занятия. Древние орудия труда.
Начало каменного века. Древнейшие люди. Время появления. Изменения во
внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Образ
жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований.
Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний
вид. Зарождение речи. Места обитания. Кочевники. Первые сообщества.
Изменение климата Земли. Наступление ледников. Смена образа жизни древних
людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на
диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и
одежда
древнего человека, основные занятия, образ жизни. Время и место появления.
Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита
от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по
миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем
облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий
труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей.
Понятия о семье, общине, роде,
племени.
Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг.
Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня
для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Использование огня в
производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов,
производство пищи и др. Огонь в военном деле.
Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы
получения большого количества энергии. Экологические Вода в природе.
Значение воды в жизни человека. Судоходство, история мореплавания, открытие
новых земель (общие представления). Вода и земледелие.
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища:
пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы,
используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от
климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.).
Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели
как искусство. Современная мебель.
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение
представлений о пище человека в разные периоды развития общества. Добывание
пищи древним человеком как его борьба за выживание. Способы добывания:
собирательство, бортничество, рыболовство, охота; земледелие (выращивание
зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение
животных человеком для улучшения питания и других хозяйственных нужд.
История хлеба и хлебопечения.
Понятие о посуде и ее назначении. Материалы для изготовления посуды. История
появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного
круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные
традиции в изготовлении глиняной посуды (3—4 примера). Деревянная посуда.
История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества
деревянной посуды для
хранения продуктов, народные традиции в ее изготовлении (3—4 примера).
Посуда из других материалов. История фарфора, история хрусталя; посуда из
драгоценных металлов.
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для
изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Виды
одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты.
Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства,
совершенствование инструментов для изготовления
одежды.
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение
разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли,
сандалии и др.
Раздел VII. Человек и общество
Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных
природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у
первобытных людей. Появление семьи. Представления древних людей об
окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых
земель, изменение представлений о мире (общие представления). Причины
зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения
мировых религий: буддизм, христианство, иудаизм, ислам.
История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись,
иероглифическое (образные примеры). История латинского и славянского
алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления).
Понятие о культуре и человеке как носителе культуры. Понятия об
общечеловеческих ценностях и культурных нормах. Культура материальная и
духовная.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Технические средства: компьютер, телевизор.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/Мин-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2019
2. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. – М.:
Сфера, 2023
3. Бгажнокова И.М. Мир истории. 6 класс: учебник для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы/ М. :
Просвещение, 2020. – 207с.
5. Бгажнокова И.М. Мир истории. 6 класс: рабочая тетрадь /И.М. Бгажнокова. –
М.: Просвещение, 2020
Дополнительная:
1. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной)
школе VIII вида.М., Владос, 2003.
2. Пуля Е.Ф. Книга для учителя истории специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида. М., Классикс Стиль, 2003.
Мультимедийные пособия:
1. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. (СД).
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Адреса Интернет-ресурсов:
1. Сайт «Единая коллекция образовательных ресурсов»: http:/schoolcollection.edu.ru
2. http://www.rusedu.ru
3. http://rus.1september.ru
4. http://www.openclass.ru
5. http://www.metodist.ru
6. http://www.kemet.ru
7. http://www.kemet.ru
8. http://www.earth-history.com/
9. http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории
(методическая коллекция А.И.Чернова)
Тематическое планирование 5 класс
Темы уроков
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12.
Введение в мир истории
История имени
История фамилии
Моя семья
Понятие о биографии
Поколения людей
Повторение пройденного материала
Дом, в котором ты живешь
Название городов и улиц
Наша Родина – Россия.
Как устроено государство. Герб, гимн, флаг России
Как устроено государство. Герб, гимн, флаг России
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Москва – столица России
Повторение пройденного материала
Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем
Понятие об историческом времени
История календаря
Повторение пройденного материала
Что изучает история
Способы получения знаний о прошлом
Какие науки помогают истории
Исторические памятники
Повторение «Начальные представления об истории»
Человек – житель планеты Земля
Древнейший человек
Древнейший человек
Древний человек приходит на смену древнейшему
Древний человек приходит на смену древнейшему
Повторение пройденного материала
Огонь в жизни древнего человека
Какие дома строили древние люди
Как появилась мебель
Как появилась каша и хлеб
Повторение пройденного материала
Итого за год: 34 часа
Тематическое планирование 6 класс
Темы уроков
Введение в мир истории
История имени. Отчество и фамилия человека
Семья
Биография
Поколения людей
О доме
Название городов и улиц
Наша Родина – Россия
Как устроено государство
Герб, гимн, флаг России
Москва – столица России
Мы - жители планеты Земля
Что такое время
История календаря Русский земледельческий календарь
Счет лет в истории. Историческое время
Контрольная работа (тест)
Повторение изученного материала
Что такое история. Какие науки помогают истории
Как работают археологи
Исторические памятники
Историческая карта
Историческая карта
Повторение изученного материала
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Земля и космос
От кого произошел человек
Человек умелый
Человек умелый
Следующее поколение людей каменного века
Наступление ледников
Как жили древние охотники, кочевники и собиратели
Как жили древние охотники, кочевники и собиратели
Новые занятия людей
Контрольная работа (тест)
Повторение изученного материала
Огонь в жизни древнего человека
Огонь, глина, гончар
Огонь открывает новую эпоху в жизни людей
Вода, ее значение в жизни человека
Вода и земледелие
Вода как источник энергии
Какие дома строили древние люди
Какие дома строили древние люди
Как появилась мебель
Как появилась мебель
Как появилась каша и хлеб
Как появилась каша и хлеб
История об обыкновенной картошке
История об обыкновенной картошке
О керамике, фарфоре и деревянной посуде
История появления одежды
История появления одежды
Одежда и положение человека в обществе
Контрольное тестирование за 3 четверть
Как люди украшали себя
Повторение изученного материала
О далеких предках – славянах и родовом строе
О далеких предках – славянах и родовом строе
Как люди понимали мир природы в древности
Современные религии, как они появились
Искусство и культура
Искусство и культура
Письмо и первые книги
Письмо и первые книги
От изобретения колеса – к новым открытиям
Человечество стремится к миру
Повторение изученного материала
Контрольная работа за год (тест)
Итоговое повторение и обобщение
Всего за год: 68 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1