Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для
обучающихся 5-9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599) на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями приказ
Министерства просвещения Российской федерации от 24.12.2022г. № 1026.
Логопедические занятия в школе-интернате для детей с нарушением
интеллекта являются одной из важных составляющих процесса обучения, коррекции
и успешной социализации детей данной категории. Развитие речи происходит
параллельно
с
психофизическим
развитием
ребенка,
эти
процессы
взаимообусловлены и взаимозависимы. Степень недоразвития речи, как правило,
соответствует степени общего психического недоразвития. Поэтому правильно и
своевременно организованная логопедическая помощь детям с умственной
отсталостью решает не только задачи речевого развития, но и способствует
коррекции интеллектуальной сферы учащихся, развитию навыков коммуникативного
поведения, формированию социально адаптированной личности выпускника, что и
является конечной целью организации процесса обучения и воспитания.
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии
всех
сторон
речи
(фонетико-фонематической,
лексико-грамматической,
синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Основными направлениями логопедической работы является: диагностика и
коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация
звуков речи); диагностика и коррекция лексической стороны речи; диагностика и
коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых
высказываний, словоизменения и словообразования); коррекция диалогической и
формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции
речи; коррекция нарушений чтения и письма; расширение представлений об
окружающей действительности; развитие познавательной сферы (мышления, памяти,
внимания).
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные:
- обогащение словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
- преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся,
усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений разной
структуры;
- формирование лексической системности и семантических полей;
- формирование навыков точного отбора слов для выражения мысли, выбора
удачной синтаксической конструкции, интонационных умений;
- формирование умения читать письменные и печатные тексты, соблюдая
правильную интонацию, паузы, логические ударения и др.
- расширение представлений о различных способах стилистического
оформления речи и алгоритме составления текстов разной стилистической окраски и
жанров;
- последовательное и грамотное изложение своих мыслей в устной и письменной
форме с учетом соблюдения знаков препинания;
- формирование и развитие навыков использования справочной литературы,
продукции периодической печати, современных носителей информации;
- формирование умения составлять и письменно оформлять деловые бумаги;- формирование умения самостоятельно добывать и обмениваться информацией,
расширять способы коммуникации посредством обучения работы на современных
технических носителях информации.
2. Коррекционно – развивающие:
- коррекция и развитие словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных
оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний в предложении
и тексте);
- коррекция и развитие фразовой речи учеников путем ознакомления их с
явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических
конструкций;
- коррекция и развитие диалогической и монологической форм устной и
письменной речи;
- коррекция и развитие каллиграфических умений;
- активизация и развитие компенсаторных механизмов посредством развития
ВПФ;
- коррекция и развитие навыков изложения собственных мыслей с учетом
речевой ситуации.
3. Коррекционно - воспитательные:
- воспитание эмоциональной адекватности поведения, волевого усилия путем
осознания детьми необходимости доводить начатое дело до конца;
- воспитание речевой культуры и речевого внимания через умение замечать
образцы правильной и ошибочной речи в устном и письменном вариантах;
- воспитание у детей интереса к слову и любви к родному языку;
- развитие стимула к речевому общению на эмоциональной основе;
- развитие оценочного отношения к собственным достижениям (на основе
формирования адекватной самооценки).
Рабочая программа направлена:
- на формирование образовательной среды, обеспечивающей коррекцию
отклонений в развитии;
- на психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию,
социализацию и интеграцию в общество обучающихся воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа нацелена на исправление нарушений письменной
речи, которые проявляются в неспособности запоминать, логически употребить
и контролировать на письме правила орфографии, в нарушении
словообразования и словоизменения; в трудности осмысления написанного и
неспособности
обобщить
содержание
написанного;
в
нарушении
программирования фразы, развитие навыков связной устной и письменной речи,
на обеспечение эмоционального благополучия учащихся посредством интеграции
содержания образования, организации комплексного взаимодействия участников
образовательного процесса (учителя-логопеда, воспитателей, родителей, педагогов,
педагога-психолога) через реализацию задач общеразвивающей и коррекционной
направленности во всех видах деятельности.
Описание места курса коррекционно-развивающего области
«Логопедические занятия» в учебном плане
«Логопедические занятия» входят в часть учебного плана, формируемую
участниками образовательных отношений. Логопедические занятия проводятся с
обучающимися 5, 6, классах в подгруппах. Программа 5-9 класса рассчитана на 68
часов, 2 часа в неделю. Программа 6 класса рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Личностные и предметные результаты
Личностные результаты:
проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности
во время занятий, при выполнении домашнего задания;
желание выполнить задание правильно, с использованием знаковой
символики в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкцией учителялогопеда;
умение понимать инструкцию учителя-логопеда, следовать ей при
выполнении задания;
умение воспроизвести в устной речи звуки, звуковые комплексы, слова,
фразы, связные высказывания (с помощью учителя либо самостоятельно);
умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод),
и обосновать его (с помощью учителя-логопеда);
элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении
отдельных видов деятельности на занятии, доброжелательное отношение к учителюлогопеду и одноклассникам;
умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при
необходимости попросить о помощи в случае возникновения затруднений в
выполнении задания;
умение корригировать собственную деятельность по выполнению
задания в соответствии с замечанием (мнением), высказанным учителем-логопедом
или одноклассниками, а также с учетом оказанной при необходимости помощи;
знание правил поведения в логопедическом кабинете, элементарные
навыки безопасного использования игрушек и приспособлений, наглядного и
дидактического материала при выполнении задания;
элементарные навыки организации собственной деятельности по
самостоятельному выполнению
задания на основе усвоенного пошагового
алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности;
элементарные навыки самостоятельной работы с наглядным материалом,
другими дидактическими материалами;
элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном
отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные знания и умения.
Планируемые предметные результаты
класс
5-6
класс
знать
Правильное значение слов.
Состав слова, части слова, способы
образования слов.
Сложные слова и способы их образования.
Правописание безударных гласных в корне
слова.
Правописание проверяемых согласных в
корне слова.
Различные способы сочетания слов.
Признаки и правила построения
предложения.
Виды предложения: простые,
распространенные, сложные.
Виды предложения по цели высказывания и
интонации.
Главные и второстепенные члены
предложения.
Конкретно-пространственное значение
предлогов. Употребление предлогов и
приставок. Правила написания предлогов
уметь
Определять слова по их значению, заменять
слова близкими по смыслу и
противоположного значения.
Образовывать слова с помощью частей
слова.
Образовывать сложные слова с помощью
соединительных гласных
«о-е».
Определять безударный гласный в корне
слова.
Определять проверяемый согласный в корне
слова
Различать и составлять словосочетания
различными способами.
Образовывать простые, распространенные,
сложные предложения.
Различать и составлять предложения по
цели высказывания и интонации.
Определять главные и второстепенные
члены предложения.
Употреблять различные предлоги в устной и
письменной речи
Различать предлоги и приставки.
7 класс
8-9
класс
Правила ведения диалога.
Признаки и правила построения текста.
Виды текстов.
Способы передачи информации.
Признаки и правила построения сложного
предложения.
Способ образования сложных предложений
при помощи союзов.
Средства выразительного оформления
устной и письменной речи.
Интонационное оформление устной и
письменной речи.
Стилистическая окраска текстов.
Отличительные признаки разговорной и
деловой речи.
Правила построения сочинения.
Составлять диалог, соблюдая правила.
Различать и самостоятельно составлять
тексты различных видов. Работать с
деформированным текстом.
Строить логическую связь слов и
предложений.
Выделять основную мысль, отвечать на
вопросы, составлять различные виды
пересказов.
Составлять план.
Составлять и записывая сложные
предложения с учетом смысловой связи
слов.
Составлять и записывать сложные
предложения с помощью союзов.
Обозначать паузы между предложениями и
внутри него.
Речевые такты, логические ударения, паузы,
интонационная окраска речи.
Распознавать разные стили письменной
речи.
Распознавать разговорную и деловую речь.
Составлять художественное описание на
основе наблюдений.
Правила ведения диалога.
Признаки и правила построения текста.
Виды текстов.
Способы передачи информации.
Признаки и правила построения сложного
предложения.
Способ образования сложных предложений
при помощи союзов.
Средства выразительного оформления
устной и письменной речи.
Интонационное оформление устной и
письменной речи.
Стилистическая окраска текстов.
Отличительные признаки разговорной и
деловой речи.
Правила построения сочинения.
Составлять диалог, соблюдая правила.
Различать и самостоятельно составлять
тексты различных видов. Работать с
деформированным текстом.
Строить логическую связь слов и
предложений.
Выделять основную мысль, отвечать на
вопросы, составлять различные виды
пересказов.
Составлять план.
Составлять и записывая сложные
предложения с учетом смысловой связи
слов.
Составлять и записывать сложные
предложения с помощью союзов.
Обозначать паузы между предложениями и
внутри него.
Речевые такты, логические ударения, паузы,
интонационная окраска речи.
Распознавать разные стили письменной
речи.
Распознавать разговорную и деловую речь.
Составлять художественное описание на
основе наблюдений.
Содержание курса
Отбор содержания коррекционно-обучающего материала каждого класса
определяется характером и степенью нарушений письма и чтения, так же возрастом
учащихся.
Материал занятий тесно связан с содержанием предметов: русский язык и
чтение, а в начальной школе и с развитием речи. Изучение материала проходит
параллельно с изучением материала данных дисциплин, что позволяет закреплять
знания, полученные детьми во время уроков, отрабатывать умения в практической
работе с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический анализатор. Благодаря
использованию графических опор, схем, специфических упражнений, направленных
на развитие артикуляционной моторики, просодической стороны речи, речевого
дыхания, и т.д., а также отбору и содержанию материала, логопедические занятия не
дублируют уроки русского языка, чтения и развития речи, но дополняют, расширяют
и уточняют те компетенции, которые получают учащиеся на этих уроках. На первом
этапе обучения основным является игровой метод, который используется и на
старшей ступени обучения в сюжетно-ролевых ситуациях для создания речевой
среды. Также приоритетными для проведения логопедических занятий являются
предметно-практический метод обучения, наглядный и демонстрационный методы.
Организация единого речевого режима осуществляется благодаря организации
внутрисистемного взаимодействия в работе учителя-логопеда и других педагогов,
узких специалистов, родителей, определяется тематическим планом, где указаны
упражнения, которые используются на занятиях, уроках, домашних заданиях, в
рамках изучаемой темы и в организации построения речевой среды взаимодействия
детей со сверстниками и взрослыми.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /мин-во
образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2.
Аксёнова, А.К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания в 5–9 классах СКОУ: пособие для учителя/ А.К. Аксёнова, Н.Г.
Галунчикова. – М.: Просвещение, 2024
3.
Аксёнова, А.К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания. – М.: Просвещение, 2022
4.
Бараяева, Л.Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и
тяжёлой умственной отсталостью: пособие для учителя/ Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова,
Л.В. Лопатина. – СПб.: Союз, 2024
5.
Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона практикум.
– М.: Просвещение, 2021
6.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: пособие для логопеда – М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС!»,
2021 г.
7.
Ивановская, О.Г. Читаем сказки с логопедом. – СПб.: КАРО, 2020
8.
Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2020
9.
Ишимова, О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных
классов. Чтение. Программно-метод. материалы: учебное пособие/О.А. Ишимова. –
М.: Просвещение, 2020. – 76с.
10. Ишимова, О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных
классов. Письмо. Программно-метод. материалы: учебное пособие/О.А. Ишимова. –
М.: Просвещение, 2020. – 126с.
11. Ишимова, О.А. Развитие речемыслительных способностей детей. – М.:
Просвещение, 2021
12. Ишимова О.А. Чтение. От слога к слову: тетрадь помощница /О.А.
Ишимова. – М.: Просвещение, 2021. -64 с.
13. Ишимова О.А. Чтение. Читаю и понимаю: тетрадь помощница /О.А.
Ишимова. – М.: Просвещение, 2021. – 111с
14. Ишимова О.А. Чтение. Читаю словами: тетрадь помощница /О.А.
Ишимова. – М.: Просвещение, 2021. -78 с.
15. Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения. – М.: ЛинкаПресс, 2022
16. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.
Методическое пособие для учителя-логопеда. – М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС»,
2021 г.
17. Морозова, С.Л. Занимательная грамматика / С.Л. Морозова. – М.:
Финансы и статистика, 2020
18. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2021
19. Рыб́акова, Е.В. Фонематические загадки: методическое пособие для
педагогов и родителей/ Е.В. Рыб́акова. – Сызрань: Первая частная типография
Брагиных, 2022
20. Речь. Речь. Речь./Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 2020 год.
21. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: Аквариум, 2021
22. Худенко, Е.Д. Планирование уроков развития речи в 1 классе
специальных коррекционных школ VIII вида/ Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова. – М.:
Просвещение, 2020
23. Шипицина, Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта:
пособие для учителей и родителей СКОШ VIII вида/ Л.М. Шипицина. — М.:
Просвещение, 2006
24. Школьник, Ю.К. Учимся читать. Современная логопедическая методика
обучения ребёнка чтению: пособие для дошкольного обучения. – М.: Эксмо, 2022
Тематическое планирование
5 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
Тема занятий
Обследование обучающихся
Развитие словарного запаса обучающихся, чтение и запись слов
Слова – «сорняки»
Слова – «приятели» (синонимы)
Слова – «неприятели» (антонимы)
Слова – «близнецы» (омонимы)
Прямое и переносное значение слов
Слово и слог. Типы слогов
Составление слов из слогов, деление слов на слоги
Ударение в слове
Написание двусложных слов, трехсложных слов, однозначных слов, многозначных слов
Графическая запись текста
Безударные гласные в корне слова
Проверяемые согласные в корне слова
Закрепление в правописании безударных гласных и согласных в корне
Написание слов со звонкими и глухими согласными
Написание слов с непроизносимыми согласными
Состав слова
Звонкие и глухие согласные в корне
Сложное слово, составленное из двух корней
Приставка и предлог
Суффикс. Суффиксы имён существительных
Образование и запись слов с уменьшительно-ласкательным значением
Образование и запись слов-названий детенышей животных
Образование и запись слов-названий профессий, названий людей
Суффиксы имён прилагательных
Образование и запись относительных имен прилагательных
Суффиксы глаголов
Согласование глагола с существительным в роде и числе
Согласование глагола с личными местоимениями и существительными в лице и числе
Согласование существительного с прилагательным в роде и числе
Управление. Винительный падеж
Инсценировка сказки «Репка»
Знакомство с формой творительного падежа
Дательный падеж. Родительный падеж
Дифференциация Винительного и Родительного падежей на теме «Наш класс»
Предложный падеж
Примыкание. Наречие
Дифференциация пространственных наречий
Дифференциация временных наречий
Дифференциация по типу: бытовое время
Умения составлять словосочетания по типу: сидит справа, сидит сзади и т.д
Умения составлять словосочетания: наречие образа действия
Развёрнутая фраза. Слово и словосочетание
Кол-во
часов
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
Словосочетание и предложение
Связь слов в предложении
Составление и запись предложений по опорным картинкам
Простое распространенное предложение
Сложные предложения
Виды предложений по цели высказывания, по интонации
Главные, однородные члены предложения
Правописание предлогов со словами
Предлог НА, В, ПО, К
Предлог ЗА, ИЗ-ЗА
Предлог С, СО, ИЗ
Предлог НАД, ПОД, ИЗ-ПОД
Самостоятельная работа: тренировка написания словосочетаний и предложений с
предлогами
Предлоги и приставки. Правописание приставок
Составление и запись словосочетаний и предложений с использованием приставок
и предлогов
Обследование обучающихся
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
4
68
Тематическое планирование
6 класс
№
Тема занятий
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Обследование обучающихся
Повторение. Состав слова
Написание безударных гласных в корне слова
Написание звонких и глухих согласных в корне слова
Написание непроизносимых согласных в корне слова
Словарный диктант
Приставка и предлог
Запись словосочетания и предложения
Что такое диалог
Правильное ведение диалога устно и письменно
Составление и запись диалога
Умение вести диалог в бытовой ситуации
Запись своих действий с комментированием
Чтение и запись диалога «Наш дружный класс»
Чтение и запись ролей. Правила письменного оформления диалога
Запись диалога «Моя семья»
Что такое текст
Составление и запись рассказа из деформированного текста
Закрепление: запись рассказа «Убираем комнату»
Составление и запись рассказа по воспоминаниям с использованием плана
Пересказ и запись с опорой на зрительные образы «Гуси – лебеди»
Краткий пересказ текста
Подробный пересказ текста устно и письменно
Словесные и письменные иллюстрации к каждой части текста «Проказы старухизимы» К.Ушинского
Составление и запись рассказа из данных частей текста
Выборочный пересказ устно и письменно
Творческий пересказ устно и письменно
Коллективное сочинение по представлению «Весна»
Сочинение по картине И.И.Левитана « Вечерний звон»
Сочинение по набору предметных картинок, объединенных одной темой
Правильное ведение диалога
Составление и запись диалога
Правила письменного оформления диалога
Последовательное изложение мысли
Описание различных предметов или явлений
Предложение простое и сложное
37
38
39
40
41
42
Главные члены предложения
Однородные члены предложения
Образование сложных предложений при помощи союзов
Имена собственные
Состав слова
Приставка и предлог
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Кол-во
часов
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
Сложные слова, написание сложных слов
Употребление сложных слов в предложении
Точка в конце предложения
Вопросительный знак в конце предложения
Восклицательный знак в конце предложения
Запятая в предложении. Речевая пауза
Расстановка логических пауз в тексте. Лексическое ударение
Интонация. Повествовательная интонация. Вопросительная интонация
Восклицательный знак в конце предложения
Простое предложение нераспространенное и распространенное
Второстепенные члены предложения
Запятые при однородных членах предложения
Сложное предложение
Диктант
Художественная и письменная речь
Словесные и письменные зарисовки
Загадки. Пословицы. Сказочные истории
Твоя деловая устная и письменная речь
О чем говорит заглавие текста. Опорные слова текста. Основная мысль текста
Как построить текст и записать его
Обследование обучающихся
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
68
Тематическое планирование7 класс
Тема занятия
Обследование устной и письменной речи
Состав слова
Написание безударных гласных в корне слова
Написание звонких и глухих согласных в корне слова
Приставка и предлог
Что такое диалог
Правильное ведение диалога устно и письменно
Составление и запись диалога
Умение вести диалог в бытовой ситуации
Запись своих действий с комментированием
Закрепление: «Спрашивай – отвечаем»
Чтение и запись диалога «Наш дружный класс»
Правила письменного оформления диалога
Запись диалога «Моя семья»
Что такое текст
Составление и запись рассказа из деформированного текста
Закрепление: запись рассказа «Убираем комнату»
Составление и запись рассказа по воспоминаниям с использованием плана
Пересказ и запись с опорой на зрительные образы
Краткий пересказ текста (письменно)
Подробный пересказ текста устно и письменно
Словесные и письменные иллюстрации
Составление и запись рассказа из данных частей текста
Выборочный пересказ устно и письменно
Творческий пересказ устно и письменно
Коллективное сочинение по представлению «Весна»
Сочинение по картине «И.И.Левитана«Вечерний звон»
Сочинение по набору предметных картинок, объединенных одной темой
Правильное ведение диалога
Составление и запись диалога
Правила письменного оформления диалога
Последовательное изложение мысли (устно и письменно)
Описание различных предметов или явлений
Предложение простое и сложное
Главные члены предложения
Однородные члены предложения
Образование сложных предложений при помощи союзов
Имена собственные
Состав слова
Приставка и предлог
Сложные слова, написание сложных слов
Употребление сложных слов в предложении
Точка в конце предложения
Вопросительный знак в конце предложения
Восклицательный знак в конце предложения
Запятая в предложении
Речевая пауза
Кол-во
часов
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Расстановка логических пауз в тексте
Закрепление: расстановка пауз (на письме запятых)
Лексическое ударение
Логическое ударение
Лексическое и логическое ударение во фразе, тексте
Закрепление: «Пауза» и «Логическое ударение»
Интонация
Повествовательная интонация
Вопросительная интонация
Восклицательный знак в конце предложения
Закрепление: вопросительный, восклицательный, повествовательный знак в
конце предложения.
Сочинение – описание животного
Выявление сформированности средств языковой выразительности
Обследование обучающихся
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
Тематическое планирование
8 класс
Название раздела, темы занятий
Обследование обучающихся
Звуки речи. Буквы. Гласные и согласные звуки
Согласные: звонкие-глухие, твердые-мягкие
Слово. Состав слова
Главная часть слова
Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов
Приставка и предлог
Части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол)
Имя существительное
Имя прилагательное
Словосочетание
Глагол
Предложение
Типы предложений по цели высказывания
Главные и второстепенные члены предложений
Конструирование предложений
Текст
Работа с деформированным текстом
Пересказы текстов: подробный пересказ
Пересказы текстов: выборочный пересказ
Кол-во
часов
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
Пересказы текстов: краткий пересказ
Творческие пересказы: составление рассказов по аналогии
3
3
Творческие пересказы: составление рассказов по данному началу и концу
3
Творческие пересказы: составление рассказов по опорным словам
3
Работа с текстом: изложение рассказов по вопросам
3
Работа с текстом: изложение рассказов по словам-действиям
3
Работа с текстом: изложение рассказов по плану
3
Обследование обучающихся
Итого
4
68
Тематическое планирование
9 класс
Название раздела, темы занятий
Обследование
Предложение. Признаки предложения
Виды предложения по цели высказывания. Отработка интонации
Главные и второстепенные члены предложения
Распространённые и нераспространённые предложения
Связь слов в предложении. Установление связи слов в предложении с помощью
вопросов
Словосочетание. Образование словосочетаний
Восстановление деформированного текста "Барсук". Пересказ
Членение сплошного текста на предложения
Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных
членах
Простое и сложное предложения
Упражнение в различении простого и сложного предложения
Бессоюзное сложное предложение. Схемы предложений
Сложное предложение с союзами и, а, но.
Алфавит
Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Их сопоставление
Употребление предлогов в предложении
Правописание слов с глухими и звонкими согласными
Состав слова. Корень. Однокоренные слова
Правописание безударных гласных в корне слова
Упражнение в образовании слов, имеющих несколько корней
Роль окончания в предложении
Упражнение в составлении предложений из слов данных в разбивку 1
Приставка.
Словообразовательная
роль
приставок.
Упражнение
в
словообразовании
Суффикс. Словообразовательная роль суффиксов. Упражнение в словообразовании
Овладение способами различия приставок и предлогов 1
Разделительный ъ знак после приставок. Правописание приставок
Имя существительное. Части речи. Упражнение в распознавании частей речи в
предложениях, тексте
Имя существительное. Значение имён существительных в речи, предложении
Собственные и нарицательные имена существительные
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Число имён существительных. Упражнение в определении числа имен
существительных
Род имени существительного. Дифференциация существительных разного рода
Обследование обучающихся
Кол-во
часов
4
1
1
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
4