Основы финансовой гармотности 5-9 классы, 1 вариант, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» для
обучающихся 5-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599) на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями приказ Министерства просвещения
Российской федерации от 24.12.2022г. № 1026.
Основная цель предмета «Основы финансовой грамотности» заключается в
формировании
экономического
образа
мышления,
воспитание
ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- формирование первоначального минимума знаний, умений и навыков по
финансовой грамотности необходимых обучающимся в жизни;
- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
средствами финансовой грамотности;
- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье, применение
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи, развитие собственной финансовой грамотности и
выработка экономически грамотного поведения;
-воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере
финансовой грамотности.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет;
- экономические отношения семьи и государства;
- человек и финансовые организации.
Курс основы финансовой грамотности является прикладным курсом,
реализующим интересы обучающихся с нарушением интеллекта в сфере
экономики семьи.
1

Процесс обучения финансовой грамотности неразрывно связан с
решением специфической задачи школы-интернат, реализующей ФАООП –
коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств
обучающихся, а также воспитания трудолюбия, самостоятельности,
терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений
планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение основам финансовой грамотности носит практическую
направленность и связано с другими учебными предметами, жизнью.
Большое внимание уделяется связям между математикой, историей,
географией, естествознанием. Значительное внимание в курсе уделено
раскрытию и пониманию того, что финансовая грамотность неразрывно
связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность.
Формированию осознанного и прочного навыка обращения с
экономическими понятиями и категориями способствует постоянное
использование математического аппарата. Решение задач является одним из
важных разделов практического курса по основам финансовой грамотности.
Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями,
раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с
возрастными особенностями детей и включают:
- задачи с элементарными денежными расчётами;
- тестовые задания;
- игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией.
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане
Курс «Основы финансовой грамотности» входит в часть учебного плана,
формируемого участниками образовательного процесса, во внеурочную
деятельность. На изучение курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год с
5 по 9 класс.
Описание планируемых результатов освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой
грамотности» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях.
2

Базовые учебные действия изучения курса «Основы финансовой
грамотности» являются: познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой
грамотности» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей
их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.

3

Содержание курса
Что такое деньги и какими они бывают.
Откуда в семье берутся деньги.
На что семьи тратят деньги.
Как правильно планировать семейный бюджет.
Потребности. Виды потребностей (в пище, одежде, транспорте, творчестве и
т.д.)
Понятие о товаре, цене и прибыли. Собственные затраты.
Понятие о торговле. Формы торговли: оптовая/розничная.
Понятие о посредничестве.
Спрос и предложение.
Реклама. Формы и этические нормы рекламы.
Услуги как особый вид деятельности. Плата за услуги.
Понятие собственности. Собственность и право распоряжаться ею.
Понятие об аренде. Арендная плата. Арендный договор. Условия аренды.
Понятие о банке. Кредит. Банковский процент.
Производство. Материальные и трудовые затраты.
Качество производимой продукции.
Налоги. Виды налогов. Источники налогов.
Кредиты и вклады.
Что такое пенсия.
Личная собственность. Семейная собственность.
Государственная собственность. Общественная собственность.
Понятие о собственных затратах. Экономия собственных затрат.
Понятие убытков.
Соотношение затрат и полученных результатов.
Приусадебное хозяйство. Запасы.
Первое представление о прибыльности какого-либо дела.
Понятие страхования. Страховой взнос.
Договор. Условия договора. Последствия неисполнения договора.
Стоимость коммунальных услуг.
Бережём здоровье и экономим на лекарствах.
Как сократить расходы.
Простые правила похода в магазин.
Покупаем продукты питания и экономим средства.
Бережливость и экономичность.
Итоговое занятие
4

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1 Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс
общеобразоват. орг.-4-е Изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.-128 с.
2 Антонова Ю. Как и о чём говорить с детьми на уроках финансовой грамотности:
пособие для учителей начальных классов и работников системы дополнительного
образования.- 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -80 с.
3 Антонова Ю. Обсуждаем, рассуждаем и играем: креативные задания для детей по
финансовой грамотности – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -56 с.
4 Артемьева Н.Н. Киндерномика. Что такое деньги и как с ними обращаться? :
книга-игра по финансовой грамотности для детей. – М.: Эксмо, 2021. – 160 с.
5 Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика. 2 класс: тетрадь творческих заданий –
21-е изд. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 72 с.
6 Сасова И.А., Фирсова М.М. Экономика. 3 класс: тетрадь творческих заданий – 19е изд. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80 с.
7 Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика. 4 класс: тетрадь творческих заданий –
14-е изд. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 80 с.
8 Конрад Н. Игровая математика. Решай-ка! – Ростов н/Д : Феникс, 2021.- 15 с.
9 Смирнова Т.В. Белка и компания : Экономика для детей в сказках, играх и
задачках/ иллюстрации и игровые задания Т.Н. Просняковой. – 4-е изд. – Самара:
Издательство «Учебная литература»: издательский дом «Фёдоров», 2013. – 144 с.
10 Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к
факультативному курсу «Экономика для младших школьников». – 3-е изд., Самара:
Издательство «Учебная литература» : издательский дом «Фёдоров», 2012. – 112 с.
Электронные образовательные ресурсы
-электронные пособия;
-обучающие программы по предмету;
-видеофильмы соответствующего содержания;
-слайды соответствующего содержания;
мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию
обучения.
Технические средства обучения:
-компьютер;
Информационное обеспечение образовательного процесса:
-Федеральный портал «Российское образование» http://fcior.edu.ru
-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
-Учительский портал http://www.uchportal.ru
-Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.lsepttmber
-Портал «Мой университет». Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
-Сеть
творческих
учителей
http://www.it-n.ru/

5

Тематическое планирование, 5 класс, 34 часа
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема урока

Кол-во
часов

Вводный урок
Что такое деньги.
Откуда взялись деньги
Рассмотрим деньги поближе
Защита денег от подделок
Какие деньги были раньше в России
Современные деньги России и других стран
Учимся обращаться с деньгами.
Что мы узнали о деньгах?
Откуда в семье берутся деньги
На что тратятся деньги.
Как с умом управлять своими деньгами
Как считать доходы и расходы семьи
Как делать сбережения
Учимся делать сбережения.
Учимся считать доходы и расходы семьи.
Что мы узнали о доходах и расходах семьи?

1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Обобщающий урок

1

Тематическое планирование, 6 класс, 34 часа
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока

Кол-во
часов

Вводный урок
Как появились деньги
История российских денег
Какие бывают деньги
Банки, банкоматы и банковские карты
Безналичные деньги и платежи
Как я умею пользоваться деньгами
Что такое валюта
Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги
Откуда в семье берутся деньги
Подсчитаем все доходы семьи
На что семья тратит деньги
Подсчитаем все расходы семьи
Как планировать семейный бюджет
Правила составления семейного бюджета
Учимся составлять семейный бюджет

1
2
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
2
3
2
2

Обобщающий урок

1

6

Тематическое планирование, 7 класс, 34 часа
Тема урока

№

1

Вводный урок

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Деньги, история появления
Монеты
Банкноты
Наличные деньги
Безналичные расчеты
Банковские карты
Деньги и страны
Где и как хранятся деньги
Понятие «Товар»
Стоимость товаров
Магазин, виды магазинов
Чек, покупка, сдача
Рынок

Кол-во
часов

2
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1

Домашнее хозяйство
Домашние обязанности в семье

Планирование семейного бюджета.
Обмен денег на товары и услуги
Обобщающий урок

Тематическое планирование, 8 класс, 34 часа
№
урока

Кол-во
часов
в теме

Тема программы, тема урока.

1

Вводный урок

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Бюджет – план доходов и расходов.
Откуда в семье берутся деньги.
Учет доходов и расходов
Как правильно планировать семейный бюджет.
Сравниваем доходы и расходы
Превышение доходов над расходами. Сбережения
Копилки
Превышение расходов над доходами. Долги
Классификация расходов

2
1
2
2
1
2
3
2
2

11
12
13
14

Ежемесячные расходы
Ежегодные расходы
Обязательные расходы
Желательные расходы

2
2
2
1

15
16
17

Переменные расходы
Сезонные расходы
Потребительская корзина

1
1
2

18
19

Прожиточный минимум
Составление собственного плана расходов

3
1

20

Итоговый урок

1
7

Тематическое планирование, 9 класс, 34 часа

№
урока

Тема программы, тема урока.

Кол-во
часов
в теме

1

Вводный урок

2
3
4
5
6

Знакомство с понятием «экономика»
Потребности. Виды потребностей
Мои желания и потребности
Значение труда в удовлетворении потребностей
Виды профессий

1
2
2
1
1

7

Рынок труда

2

8
9
10

Почасовая оплата труда
Сдельная оплата труда
Трудовой договор

2
2
1

11

Трудовой контракт

2

12

Производство. Материальные затраты

2

13

Производство. Трудовые затраты

2

14

Качество производимой продукции.

1

15

Реклама, виды рекламы

2

16

Услуги как особый вид деятельности..

1

17

Плата за услуги

1

18

Понятие о собственных затратах. Экономия собственных затрат.

1

19

Понятие убытков

1

20

Соотношение затрат и полученных результатов

1

21

Приусадебное хозяйство. Запасы.

2

22

Первое представление о прибыльности какого-либо дела.

1

23

Понятие страхования. Страховой взнос.

1

27

Бережливость и экономичность. Итоговое занятие.

1

1

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».