Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» для
обучающихся 8-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599, информационного письма
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
11ю12.2024 года № 02-01-81/18639 «О направлении рекомендаций по разработке
предложений по внедрению уроков семьеведения».
Цель программы: формирование у обучающихся необходимой для их развития
системы духовно- нравственных представлений об институте брака и семьи в
современном обществе, ценности созидательных отношений, ценности семьи,
ценности мужественности и женственности; готовности осмысленно решать
повседневные жизненные ситуации; способствовать благоприятному вхождению
обучающегося в мир социальных отношений.
Задачи курса:
создание условий для формирования нравственной устойчивости и навыков
созидательного общения;
создание условий для здорового понимания ценности мужественности и
женственности;
создание условий для формирования общего представления о предназначении
семьи, роли семейной жизни в удовлетворении потребностей человека;
способствовать воспитанию чувства привязанности к членам семьи, гордости за
их достижения;
способствовать осознанию обучающимися важности значения семьи в жизни
человека и общества, принятию ценностей семейной жизни, уважительному
отношению к членам семьи;
создание условий для усвоения приемов саморегуляции и конструктивного
решения возникающих в семейной жизни проблем; развивать навыки
терпимости к недостаткам членов семьи;
раскрыть основные признаки и принципы существования и сохранения
счастливой семьи; определить роль членов семьи;
способствовать формированию самостоятельности в решении семейных
проблем;
добиться понимания учениками значения как самого труда в семье для
удовлетворения основных потребностей и обеспечения ее жизнедеятельности,
так и важности сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его
организации;
продолжить знакомство обучающихся с такими признаками семьи, как
совместный труд и ведение домашнего хозяйства, ресурсы семьи;
способствовать формированию культурного поведения в семье;
побудить учащихся к изучению истории своей семьи, ее традиций, бережному
их сохранению, составления родословной своей семьи.
Ценностные ориентиры содержания курса
Потребность человека в счастье во многом удовлетворена именно в семейном
кругу, там мы можем приобрести то, что обычно желаем: чувство, что в нас
нуждаются, что нас ценят и любят. Семейный круг может стать настоящим
убежищем от трудностей и проблем вне семьи, дети могут чувствовать себя в
безопасности, а их личность может полностью развиваться.
В соответствии требованиям ФГОС в основе реализации Программы лежит
системно-деятельностный подход, который обеспечивает: развитие качеств личности,
отвечающих требованиям информационного общества; обогащение форм
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Также на занятиях активно используются различные источники информации, в
том числе информационные пространства сети Интернет, что позволяет организовать
учебное сотрудничество различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – группа).
Основное содержание занятий представляет собой совокупность игровых
упражнений, решение проблемных ситуаций, направленных на решение задач данной
программы.
Приоритет
отдается
многофункциональным
техникам,
направленным
одновременно и на развитие познавательных процессов, на развитие личностных
качеств, приобретение конструктивного опыта совместной деятельности,
приобретение опыта регуляции собственных эмоциональных состояний.
Реализация Программы предлагает использовать формы и методы, предполагающие
как индивидуальные, так и коллективные занятия с обучающимися. Большинство
заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, обучающиеся могут
проявить свои творческие, организационные способности.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Курс «Семьеведение» входит в часть учебного плана, формируемого участниками
образовательного процесса, во внеурочную деятельность. На изучение курса
отводится 1 час в неделю, 34 часа в год в 8 - 9 класс.
Описание планируемых результатов освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Семьеведение» являются:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в
жизни семьи;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
– обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства),
освоение традиционных семейных ценностей России;
– готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье, классе,
школьном коллективе;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
- овладение навыкам культурного общения с членами семьи;
Базовые учебные действия изучения курса «Семьеведение»:
познавательные:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы с одноклассниками и учителем;
- учиться анализировать и правильно отбирать информацию;
- грамотно выстраивать рассуждение.
коммуникативные учебные действия:
- грамотно оформлять устную и письменную речь;
- уметь слушать других;
- учиться умению правильно работать в паре, группе.
регулятивные учебные действия:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятий;
- учиться правильно высказывать своё мнение;
- учиться работать по предложенному плану;
- составлять план реализации учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать и
контролировать свою деятельность.
Предметные результаты:
- знание истории происхождения своей семьи;
- знание основных понятий курса;
- осознание значимости крепкой семьи, брака как ценности в современном обществе;
– формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и нравственности,
гуманизма,
милосердия,
справедливости,
взаимопомощи,
коллективизма,
преемственности истории нашей Родины;
- знание функций семьи;
- знание навыков культуры поведения в семье;
- значение труда, важность сотрудничества, взаимовыручки;
- знание традиций в своей семье.
Содержание курса
Раздел 1. «Человек, семья, общество…»
Как и для чего создается семья?
Семья как ценность для ребенка.
Семья в современном обществе
Какие формы и модели семьи существуют
Какую функцию выполняет семья в современном обществе
Правовое регулирование семейных отношений в РФ
Порядок заключения и расторжения брака
Приёмная семья. Опека и попечительство.
Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные»
Права и обязанности детей и родителей
Взаимоотношения с детьми в современной семье
Рождение первого ребенка. Ответственность родителей
Роль родителей в воспитании
Социализации детей в современном обществе
Раздел 3. «О семейном уюте и не только…»
Домоводство и его ведение
Экономическое развитие семьи
Семья и семейные традиции в культуре народов России
Особенности семейных отношений в различных национальных культурах
Ценности в семье
Семейные традиции – секрет счастливой семьи.
Самообладание в семье. Умею ли я сдерживать эмоции?
Ставлю ли я интересы семьи выше собственных?
Практикум по обмену положительного опыта семейной жизни
Счастливое взаимоотношение
Согласованность членов семьи
Раздел 4. «Важней всего погода – погода в доме…»
Влияние пагубных привычек на семью
Обобщающий урок-дискуссия
Искусство общения
Межличностное взаимоотношение
Дружба. Влюбленность. Любовь
Нравственность и нормы морали
Взаимодействие мужественности и женственности
Репродуктивная функция семьи, различные факторы её реализации. Потребность в
продолжении рода.
Бюджет – показатель уровня жизни семьи
Практическое занятие «Семейный бюджет»
Возможные опасности и опасные ситуации дома.
Безопасность в быту.
Раздел 5. «Современная семья и право»
Развитие института семьи. Социально-демографические особенности в РФ
Семейные отношения – объект права. Источники семейного права в Российском
законодательстве
Законный режим имущества супругов. Брачный договор
Расторжение брака и мотивы для этого
Родительские права и обязанности. Алиментные обязательства супругов, родителей и
детей. Порядок уплаты и взыскания алиментов.
Лишение, ограничение и восстановление родительских прав.
Демографическая ситуация в мире
Демографическая ситуация в России
8 класс (34 часа)
1. Введение
2. Брак – основа семьи
3. Семья – новая ячейка общества
4. Семейное законодательство в России в XXI веке
5. Воспитательный процесс в современной семье
6. Экономика семьи
7. Традиции брака и семьи
8. Безопасность дома
9. Закрепление
9 класс (34 часа)
1. Введение
2. Брак – секрет семейного счастья
3. Семья – как социальный институт
4. ЗОЖ в семье
5. Особенности межличностных отношений
6. Демография в стране и в мире
7. Семейное право в России. Регулирование семейных отношений
8. Экономическая функция семьи в современном обществе
9. Безопасность дома
10. Закрепление
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Мусорина О.А. Семейные ценности и традиции //http://yandex.ru/clck/redir/
3.596439344671014
2. Петрушенкова Н.П. Семья и семейные ценности.
http://www.proshkolu.ru/user/Nattali77/file/3196217/
3. Поддубная О.Н. Семья и семейные ценности.
http://www.proshkolu.ru/user/poddubnay/file/3200880/
4. Семьеведение.
Программа
курса
для
учащихся
1-11
классов
общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации для учителя
–Москва, Пенза, 2012
5. Семьеведение. Учебное пособие для учащихся 5-8 классов. -Москва,2012
6. Селиванова
Е.А.
Семейные
ценности.
http://www.proshkolu.ru/user/nikolaevaelena2009/file/2028936/
7. Смирнова О.В. Семья и семейные ценности.
http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/3194185/
8. Яровая И.В. Семья и семейные ценности.
http://www.proshkolu.ru/user/anbask/file/3197401/
Информационное обеспечение образовательного процесса:
-Федеральный портал «Российское образование» http://fcior.edu.ru
-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
-Учительский портал http://www.uchportal.ru
-Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.lsepttmber
Семья и её функции. https://media.prosv.ru
Семья и ценности.
http://school-collectioon.edu.ru
Семья и здоровье.
https://media.prosv.ru
Финансовая грамотность семьи
https://resh.edu.ru/subject
Электронные образовательные ресурсы
-электронные пособия;
-обучающие программы по предмету;
-видеофильмы соответствующего содержания;
-слайды соответствующего содержания;
мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Технические средства обучения:
-компьютер;
Тематическое планирование, 8 класс
Тема
Как и для чего создается семья?
Семья как ценность для ребенка
Брак – основа семьи
Гендерные отличия молодежного отношения к браку
Гендерные основы для формирования семейных отношений
Семья в современном обществе
Семья в современном обществе
Какие формы и модели семьи существуют
Какую функцию выполняет семья в современном обществе
Правовое регулирование семейных отношений в РФ
Порядок заключения и расторжения брака
Приёмная семья. Опека и попечительство
Права и обязанности детей и родителей
Взаимоотношения с детьми в современной семье
Рождение первого ребенка. Ответственность родителей
Роль родителей в воспитании
Социализации детей в современном обществе
Социально-экономическое положение семьи
Ценность родителей в жизни ребенка
Домоводство и его ведение
Экономическое развитие семьи
Семья и семейные традиции в культуре народов России
Особенности семейных отношений в различных национальных культурах
Ценности в семье
Семейные традиции – секрет счастливой семьи
Самообладание в семье. Умею ли я сдерживать эмоции?
Ставлю ли я интересы семьи выше собственных?
Практикум по обмену положительного опыта семейной жизни
Счастливое взаимоотношение
Согласованность членов семьи
Возможные опасности и опасные ситуации дома
Безопасность в быту
Закрепление
Тематическое планирование, 9 класс
Тема
Как и для чего создается семья?
Семья как ценность для ребенка
Готовность к браку
Системная функциональность семьи
Современная семья. Особенности, структура
Основные ценности семьи
Семья – малая социальная группа
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
Функции института семьи
Социальный опыт накопленный прошлым поколением
Типы семейных организаций
Семья – важный показатель здорового образа жизни
Образ жизни семей с детьми
Влияние пагубных привычек на семью
Обобщающий урок-дискуссия
Искусство общения
Межличностное взаимоотношение
Дружба. Влюбленность. Любовь
Нравственность и нормы морали
Взаимодействие мужественности и женственности
Демографическая ситуация в мире
Демографическая ситуация в России
Репродуктивная функция семьи, различные факторы её реализации.
Потребность в продолжении рода.
Развитие института семьи. Социально-демографические особенности в РФ
Семейные отношения – объект права. Источники семейного права в
Российском законодательстве
Законный режим имущества супругов. Брачный договор
Расторжение брака и мотивы для этого
Родительские права и обязанности. Алиментные обязательства супругов,
родителей и детей. Порядок уплаты и взыскания алиментов.
Лишение, ограничение и восстановление родительских прав
Бюджет – показатель уровня жизни семьи
Практическое занятие «Семейный бюджет»
Возможные опасности и опасные ситуации дома
Безопасность в быту
Подведение итогов за изученный курс программы «Семьеведение»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2