Профессиональное самоопределение 9 класс, 1 вариант, 2025

Пояснительная записка к рабочей программе внеурочной деятельности
«Профессиональное самоопределение»
Рабочая программа по Профессиональному самоопределению для
обучающихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта на основе
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014г. № 1599, Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.12.2022 г. № 1026
Главной целью программы является: практическая подготовка детей к
самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений,
способствующих социальной адаптации.
Задачи:
1. Отработка навыков общения в сфере поиска работы.
2. Формирование нравственного воспитания, принятие норм и правил
поведения, действующих в обществе.
3. Развитие мотивации к саморазвитию.
4.Успешное профессиональное самоопределение.
Для реализации поставленных задач созданы следующие психологопедагогические условия:
 доверительная и уважительная атмосфера общения;
 снятие психологической и коммуникативной зажатости;
 ориентация на ситуацию успеха;
 уважение творческой индивидуальности каждого ученика.
Для детей с недостатками умственного развития характерны
выраженные отклонения в речевом развитии. Применение на занятиях
приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, использование
стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ
педагога, игра, создание проблемной ситуации и так далее), побуждает
учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению действий с
объектом и формулированию полученных результатов. Разные виды
деятельности предоставляют большие возможности для обогащения
словарного запаса детей. Особое внимание должно уделяться специальному
формированию
умений
планировать
предстоящую
деятельность,
контролировать ход работы и давать отчет по ее окончанию. Программа
предусматривает развитие и воспитание обучающихся в различных видах
деятельности (психологические тренинги, анкетирование, деловые игры и
др.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников,
вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным
поведением, что не мало важно для будущей профессиональной
деятельности.

В программу включены различные формы обучения: уроки и экскурсии;
различные методы: объяснение, беседа, деловое письмо, составление словаря
понятий, пояснительное чтение, упражнения, ролевая игра, тестирование.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа ВД «Профессиональное самоопределение» входит в часть
учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса. На
изучение отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Предполагаемые результаты реализации программы
Иметь представление о документах, содержании документа, условия
хранения документов, свои возможности трудоустройства и продолжения
профессионального обучения в ПУ. Краткие сведения о взаимодействии с
работодателями, приемной комиссией ПУ, администрацией школы. Перечень
ПУ, имеющих группы для выпускников данной школы, перечень
документов, необходимых для трудоустройства. Условия приема в ПУ,
документы для поступления в ПУ, учебный процесс в ПУ. Выбор нужного
образца заявления в зависимости от выбора обучения и трудоустройства.
Ориентироваться в документе, находить требуемые сведения, заполнять
анкету. Уметь написать заявление при поступлении на работу, в ПУ,
соотносить свои желания и возможности, общаться с работодателями, с
комиссией по приему в ПУ, с администрацией школы. Скомплектовать пакет
документов для поступления в ПУ, написать заявление, ответить на анкету.
Результаты
деятельности
определяются
дифференцированными
особенностями и возможностями данного класса. Все обучающиеся
поделены на группы по степени успешности овладения учебным материалом.
К первой группе относятся обучающиеся, которые успешно овладевают
учебным материалом. Дети способны выполнять отработанные действия по
образцу, с незначительной помощью учителя, самостоятельно. Для данной
группы необходимо продумывать дополнительные задания, т.к.
обучающиеся способны работать в более быстром темпе. При выполнении
проверочных работ для обучающихся первой группы подбираются задания
более сложного содержания с учетом их возможностей.
Ко второй группе относятся обучающиеся, которые незначительно, но
постоянно отстают от одноклассников в качестве усвоения знаний, однако
они успешно участвуют во фронтальной работе со всем классом (решают
несложные примеры, повторяют вопросы, действия, объяснения учителя,
списывают с доски, работают у доски с помощью учителя). Данная категория
детей выполняют проверочные по второму уровню сложности.
К третьей группе педагогических возможностей относятся обучающиеся,
которые с трудом усваивают программный материал. Данная категория
детей нуждается в постоянной направляющей и координирующей помощи
учителя. При выполнении проверочных работ содержание заданий
подбирается с учетом их возможностей и соответствует третьему уровню
сложности.

Содержание программы делится на разделы:
1.Документы для поступления на работу.
2. Профориентация. Ситуация выбора после окончания 9 класса.
3 .Профессиональные образовательные учреждения.
4. Ситуация выбора.
Содержание программы отражает: общие сведения о документах
гражданина РФ, предусматривает изучение всех нормативных документов,
имеющих отношение к изучению той или иной темы, экскурсии и
практическое ознакомление с работой всех служб, занимающихся
трудоустройством, а также тренинги, заполнение различных анкет и
документов, которые могут встречаться в реальной обстановке с
предполагаемым работодателем. Учебный материал содержит условия
приема и экскурсии в ПУ, обязанности работников предприятия по
соблюдению трудовой дисциплины и техники безопасности.
Программа представляет обучающимся возможность в конце учебного
года, посоветовавшись с родителями, классными руководителями, сделать
свой осознанный выбор, что позволяет администрации школы иметь полное
представление о предварительном трудоустройстве выпускников.
Важную роль играет отработка навыков общения в сфере поиска
работы. Решаются задачи нравственного воспитания: принятии норм и
правил поведения, действующих
в обществе, как регламентируемых
Законом, так и общечеловеческих; выработка качеств, которые ценятся в
работниках. Особое место отводится проблемам трудоустройства, где
изучаются основные положения ТК РФ и разных нормативных актов.
Изучается порядок обращения в службу занятости и одел кадров
предприятия. Программа предусматривает практические занятия и
упражнения по составлению заявлений о приеме на работу и об увольнении,
заполнение анкет и карточек по учету кадров, бланков договоров при
оформлении сберегательной книжки.
Подробно изучаются документы необходимые при трудоустройстве и
увольнении, обязанности работников предприятия по соблюдению трудовой
дисциплины и техники безопасности.
Общесоциальные и коррекционные задачи обучения и воспитания
умственно отсталых детей определяют организационные методы и формы
их решения, которые подчинены дидактическим принципам и способствуют
оптимальной адаптации к самостоятельной жизни.
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Для проведения занятий используются: презентации.
Презентация №1 В мире профессий.
Презентация № 2 Паспорт.
Презентация №3 Сведения о документах, удостоверяющих личность
гражданина РФ.
Презентация № 4 Моя профессия.
Презентация № 5 Профессии.
Презентация № 6 Все профессии важны - все профессии нужны.

Презентация № 7 Профессиональное самоопределение.
Презентация № 8 Новое время - новые профессии.
Презентация № 9 Знакомство с профессией.
Презентация №10 Составление пакета документов для поступления в
КГТТ.
Презентация №11 Виртуальная экскурсия в Камышловское училищеинтернат для инвалидов.
Презентация №12 Документы необходимые для трудоустройства.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. – М.: Просвещение,2023
2. Е.И.Капланская, В.Н.Плыгунова «Ищу работу», Москва, 2002г.
3. Н.М.Платонова. Задачи курса «Ищу работу», М., 2002г.
4. О.А.Махаева «Я выбираю профессию». Комплексная программа активного
профессионального самоопределения школьников. Москва, 2002г.
5. Бендюков М.А., Соломин И.Л Твой компас на рынке труда. //СанктПетербург, 2000.
6. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М.: Просвещение, 1984.
7. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учебное пособие – М.:
Просвещение, 1991.
8. Секреты выбора профессии или Путеводитель выпускника, Г. В.
Резапкина, Москва, Издательство "Генезис", 2005г.
Приложение №1.
Пакет оценочных материалов.
Самостоятельная работа №1.
1. Назовите документы, удостоверяющих личность гражданина РФ.
2.Закончите начатое предложение:
А)Свидетельство о рождении выдается…
Б)Паспорт-это___________ ,он выдается__________________.
В)Страховой полис нужен для_____________________.
Г)Пенсионное удостоверение позволяет_________________.
3.Назовите документы необходимые для вашего трудоустройства.
Самостоятельная работа №2.
1.Перечислите какие документы необходимы для поступления в ОУ.
2.Заполните анкету для поступления в КГТТ.
3. Заполните заявление для поступления на работу.
Самостоятельная работа №3.
1.Заполните заявление при приеме на работу.
2.Напишите автобиографию.
3.Назовите правила взаимоотношения с работодателем.
Самостоятельная работа №4.
1.Обыграйте или запишите диалог при поступлении на работу.
2.Обыграйте или запишите диалог при поступлении в училище.

3.Вы устраиваетесь на работу - докажите, что вы очень нужный и ценный
работник.
Тематическое планирование
Раздел и тема
«Документы, для устройства на работу»
Вводное занятие. Общие сведения о документах, удостоверяющих
личность гражданина РФ
Свидетельство о рождении
Паспорт гражданина
Страховой полис
Пенсионное удостоверение
Анкета. Заполнение анкет
Содержание записей в документах. Условия хранения документов
Профориентация. Ситуация выбора после окончания 9 класса
Возможность самоопределения по окончанию 9 класса
Трудоустройство
Трудоустройство с помощью родителей
Документы необходимые для трудоустройства, поступления в ПУ
Экскурсия в центр занятости
Профессиональные образовательные учреждения
Порядок поступления на учебу в профессиональное образовательное
учреждение
Документы для поступления в ПОУ
Сроки предоставления документов в ПОУ
Учебный процесс в ПОУ
Профессия, полученная после окончания ПОУ
Трудоустройство по полученной профессии
Ознакомительная экскурсия в ПОУ
Ситуация выбора
Возможности самоопределения выпускника
Анализ результатов анкетирования
Образцы документов и анкет в зависимости от выбора обучения и
трудоустройства
Заполнение анкеты
Выбор нужного образца заявления в ПОУ
Документы, используемые для заполнения анкет
Составление пакета документов для поступления в ПОУ
Экскурсии
Экскурсия в КГТТ
Экскурсия в отдел кадров предприятия
Экскурсия на завод или швейную фабрику

Количество
часов
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».