ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профессиональное
самоопределение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования
и науки Российской федерации от 19.12.2014 г. №1599, на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г. №1026
Курс «Профессиональное самоопределение» входит в часть учебного плана,
формируемого участниками учебного процесса, во внеурочную деятельность. На
изучение в 5 классе отведено в неделю 1 час, 34 часа в год, в 6 классе отведено в
неделю 1 час, 34 часа в год, в 7 классе отведено в неделю 1 час, 34 часа в год, в 8б
классе отведено в неделю 1 час, 34 часа в год
Практика показала, что особенности психофизического развития школьников с
интеллектуальной недостаточностью затрудняют их вхождение в социум. В
настоящее время остроактуальной остается проблема профессиональной
реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В условиях нестабильности социально-экономической и политической жизни
наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющих ограниченные
возможности в развитии. Условия жизни диктуют свои требования к
профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит,
более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не
только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу.
Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в развитии всегда было
сложной задачей для государства. А для людей этой категории получение профессии,
трудовая деятельность служит одним из методов коррекции, способствует
накоплению социального опыта. В соответствии с Декларацией о правах умственно
отсталых лиц, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.71, а также Конвенцией
о правах ребенка, принятой в 1989 году, государства, подписавшие эти документы,
признают право неполноценного ребенка на особую заботу и отвечают за оказание
этой заботы о нем. Помощь, обеспечивающая доступ к услугам в области
образования, медицинского обслуживания, профессиональной подготовки и
трудовой деятельности приводят к наиболее полному вовлечению ребенка в
социальную жизнь.
Большое значение в системе трудового обучения имеет профессиональная
ориентация учащихся, влияющая на степень овладения учащимися той или иной
профессией, квалификацией. Здесь заложен огромный потенциал скрытых
возможностей, которые при поддержке государства можно реализовать. Но для
обучающихся по программам для детей с интеллектуальной недостаточностью
ограничено число доступных им профессий и мест для трудоустройства, что
затрудняет
выпускникам
этих
учреждений
возможность
быть
конкурентоспособными на рынке труда.
Получив за годы учебы в школе сумму определенных знаний и трудовых навыков,
но не имея достаточного социального опыта, выпускники не всегда могут
определиться в жизни самостоятельно, они не сразу реализуют полученные в школе
навыки трудовой подготовки, поэтому профориентационная работа в школе, тесная
связь с близ лежащими начальными и средними профессиональными
образовательными учреждениями, а так же и производственными предприятиями
даёт возможность выбора профессии для выпускников коррекционной школы с
ограниченными возможностями здоровья.
Создание Программы профессиональной ориентации учащихся специального
(коррекционного) образовательного учреждения 8 вида интеграции в общество
выпускников коррекционной школы обусловлено открывшимися в последние годы
возможностями включения многих из выпускников с ограниченными возможностями
здоровья в профессиональную деятельность, в сферу общественного производства,
туда, где ощущается дефицит кадров. Повышение темпа и качества
производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в
общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования
создают определенные трудности в социальной адаптации выпускников школы.
Условия обучения профессиям, соответствующие возможностям таких учащихся, в
должной мере пока еще не обеспечиваются. Необходима оптимальная занятость этой
части трудоспособного населения, их самореализация, как полноценных членов
общества, возможность жить в соответствии с социальными правами и гарантиями, а
не существовать в зависимости от социальной помощи государства.
Содержания учебного курса:
Реализация данной программы позволит сделать серьезный шаг в направлении
более полного включения лиц с ограниченными возможностями физического
развития в развитие жизни общества, сделать их более счастливыми и
востребованными.
Цель программы:
Подготовка обучающихся с интеллектуальными нарушениями к трудовой
самостоятельной жизни, к сознательному выбору профессии и профильному
самоопределению.
Задачи программы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, умений и
навыков;
Формировать позитивное отношение к труду, воспитание трудолюбия,
развитие трудовых навыков, создание условий удовлетворения потребностей
воспитанников в различных видах трудовой деятельности;
Воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы,
уважения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека;
Помочь овладению общей ориентировкой в мире профессий и навыками
профессионального труда;
Сформировать познавательную активность, любознательность, интерес,
самостоятельность;
Научить детей правильному профессиональному самоопределению;
Ознакомить с учебными профессиональными заведениями, с конкретной
ситуацией на рынке;
Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение
реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных
ценностях;
Сформировать элементарные знания о законодательстве трудовых отношений
в обществе.
Деятельность обучающихся в процессе профессиональной ориентации нацелена
на приобретение первоначального опыта в различных сферах, познавательной и
социально - профессиональной практики. Этому способствует сама программа
трудового обучения в коррекционном образовательном учреждении.
Программа рассчитана для обучающихся 5-8 классов.
Срок реализации программы рассчитана на год
Формы занятий различны и многообразны:
- Беседы на различные темы;
- Игры, ситуации;
- Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия;
- Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора
будущей профессии;
- Психодиагностические процедуры, ролевые игры;
- Экскурсии в профессиональные учебные заведения.
Этапы программы по профориентации:
1. Диагностический
2. Профпросветительский (профинформационный)
3. Профконсультационный
4. Постконсультационная диагностика
5. Заключительный этап: подведение результатов работы по профориентации.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Личностные и предметные результаты
Учащиеся должны знать:
требования современного общества к профессиональной деятельности человек
о путях получения профессионального образования;
правила выбора профессии;
способы поиска работы и трудоустройства,
о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и
возможностях,
Учащиеся должны иметь представления:
о профессиях и профессиональной деятельности;
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
Учащиеся должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной
профессии;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
применять навыки поиска информации, принятия решений и преодоления
затруднений в процессе выбора профессий, тестирования, собеседования при
приеме на учебу и работу;
самостоятельно планировать свой профессиональный жизненный путь.
Материально-техническое обеспечение
-Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике курса;
-Фотографии, таблицы;
-Демонстрационные карточки;
-Тесты, анкеты.
Технические средства обучения
-компьютер.
Использованная литература:
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. –СПб.: Питер, 2003, 272
2. Гуткин М.С., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф. Твоя профессиональная карьера:
учеб. для 8-9-ых классов общеобразовательных учреждений –М.:
Просвещение, 2005г.
3. Пакет психодиагностических методик /под ред. В.Г Асеева. –И.: ИГПИ.
4. Профильное обучение в условиях модернизации. –М., 2004. –358 с.
5. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. – М.: «Институт
практической психологии». Воронеж: НПО «Модэк», 1997, 56 с.
6. Е.А.Климов «Как выбирать профессию» Научно-популярное издание. –М.:
Генезис, 2002.
7. Учебно-методическое пособие по проведению профконсультационной работы
со старшеклассниками. Авторы: Сорокоумова Г.В., Еделева Е.Г. –М.: АПК и
ПРО, 2004. – 22 с.
Тематическое планирование 5 класс (34 часа)
№
Тема занятия
Часы
1
Путешествие в мир профессий
2
2
Профессии моей мамы
2
3
Ловись, рыбка!
2
4
Кто нас одевает
2
5
Хлеб – всему голова
2
6
Профессия повар
2
7
Знакомьтесь, агроном!
2
8
Профессия цветовод
2
9
Все работы хороши, выбирай на вкус!
2
10
Путешествие в мир профессий «Человек-человек»
3
11
В магазине
2
12
В библиотеке
1
13
Маляр
2
14
Расти здоровым
2
15
Слесарь
2
16
Столяр
2
17
Профессии наших мам
1
18
Кем быть?
2
Тематическое планирование 6 класс (34часа)
№
Тема занятия
Часы
1
«Путешествие в мир профессий «Человек – техника»
2
2
Заводская проходная
2
3
Строим дом
2
4
Весёлый мастерок
2
5
Зачем человеку трудиться?
2
6
Люди которые спасают жизнь в пожарной части
2
7
На свете много прекрасных профессий
2
8
Профессия моих родителей
2
9
Все профессии нужны, все профессии важны
2
10
Роль профессии в жизни человека
2
11
Профессиональное обучение в нашей школе
2
12
Сельскохозяйственный профиль
2
13
Штукатурно малярное дело
2
14
Слесарное дело
1
15
Столярное дело
1
16
Младший обслуживающий персонал
1
17
Диагностика направленности на профиль трудового обучения
1
18
Кем хочу быть
1
19
Экскурсии в мастерские школы
2
20
Итоговое занятие
1
Тематическое планирование 7 класс (34 часа)
№
Тема занятия
Часы
1
Введение. Роль профессии в жизни человека
3
2
Экскурсия в столярную мастерскую
2
3
Экскурсия в штукатурно-малярную мастерскую
2
4
Экскурсия в слесарную мастерскую
2
5
Маленькое дело лучше большого безделья
2
6
Ролевая игра «Правила поддержания чистоты в помещении».
Профессия уборщик помещений
2
7
Все работы хороши, выбирай на вкус
2
8
Экскурсия. Беседа с вахтёром
2
9
Простой и сложный труд. Мои умения и навыки
2
10
Экскурсия в столовую. Беседа с поваром
2
11
Спасибо нашим поварам за то, что вкусно варят нам
2
12
Мою чисто, чисто, чисто
2
13
Роль швеи в жизни человека
2
14
Простой и сложный труд. Мои умения и навыки
2
15
Закрепление пройденного за год
3
16
Итоговое занятие «Как много на свете профессий хороших»
2
Тематическое планирование 8 класс (34 часа)
№
Тема занятия
Часы
1
Что такое профессиональная ориентация?
2
2
Общая ориентация в мире профессий
2
3
Чтобы построить дом…
2
4
Маляром быть хорошо, а штукатуром лучше
2
5
Психологический тест оценки профессионально важных черт характера
2
6
Ролевая игра «Билетный кассир»
2
7
Обходчики и дежурные по переездам
2
8
Проводник пассажирских вагонов
2
9
Вальщик леса
2
10 Профессии кочегар, помощник кочегара. Их общественная значимость
2
11 Общественная значимость профессии сторож
2
12 Ролевая игра «Дворник»
2
13 Мастер по ремонту и пошиву обуви
2
14 Можно ли работать рыбаком?
2
15 Мой дом – моя крепость
2
16 Фасовщица. Общественная значимость профессии
2
17 Простой и сложный труд. Мои умения и навыки
1
18 Итоговое занятие «Как много на свете профессий хороших»
1