Речь и альтернативная коммуникация 1 класс, 2 вариант, 2025

РО С С И Й С К А Я Ф ЕД Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся 1 класса
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Прозорова
Татьяна
Ивановна,
учитель,
в. кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа
учебного предмета «Речь и альтернативная
коммуникация» для обучающихся класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)разработана
в
соответствии
с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014г. №1599, на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.12.2022 г.№1026.

Цель: формировать коммуникативные и речевые навыки, расширять
жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для
ребёнка пределах, тем самым способствуя успешной адаптации в учебной
деятельности и дальнейшей социализации детей с нарушением интеллекта.
Задачи:
• учить детей овладевать доступными средствами коммуникации и
общения - вербальными и невербальными;
• учить
пользоваться
доступными
средствами
коммуникации
в
практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения
соответствующих возрасту житейских задач;
• развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием
окружающего мира, личным опытом ребёнка;
• создать
условия
для
коррекции
и
развития
познавательной
деятельности учащихся (обще интеллектуальных умений, учебных навыков,
слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного
развития.

Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в обязательную
часть учебного плана раздела «Язык и речевая практика». Количество часов в
1 классе: 3 часа в неделю; 99 часов в учебный год.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты
• Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
• Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
• Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
• Целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей.
• Самостоятельность
в выполнении учебных
заданий, поручений,
договоренностей.
• Понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе.
• Г отовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего
мира и личного опыта ребенка.
• Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
• Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический
материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными.
• Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными
показаниями.
• Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами,
взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими
(синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными
компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
Мотивы коммуникации: познавательные интересы,
взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

общение

и

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе
общения:

• использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
• пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками,
таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем
указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо
другим доступным способом;
• общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор,
компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова.
• Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей,
названия хорошо известных предметов и действий.
• Использование
коммуникации.

карточек

с напечатанными

словами

как

средства

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение
чтению и письму.
• Узнавание и различение образов графем (букв).
• Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
• Начальные навыки чтения и письма.

Жизненные компетенции: индивидуально дозированное и планомерное
расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Содержание учебного предмета
Программно - методический материал представлен следующими
уровнями.
1. «Коммуникация». Образовательные задачи по коммуникации направлены на
формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
При составлении специальной индивидуальной программы развития
выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка,
подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач.
Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное
средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К
альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика,
предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно­
белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово).
2. «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».
Раздел включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию
импрессивной речи направлены на формирование умения понимать
обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на
формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить

3.

предложения, связные высказывания. Экспрессивная речь с использованием
средств
невербальной
коммуникации
используется
посредством
напечатанного текста, использования графического изображения.
«Чтение и письмо». Глобальное чтение. Узнавание (различение)
напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов,
действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание
(различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием
элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове).
Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в
слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы
(слога, слова, предложения).

Учебно-методическая и материально- техническое обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2. Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 2. 1
дополнительный, 1 классы/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:
Просвещение, 2018
3. Тематические сказки, наборы тематических, сюжетных картинок.
4. Наборы букв алфавита.

Тематическое планирование
Название раздела, темы урока

Количество
часов

Первый день в школе. Беседа на тему «Школа, класс».

1 ч.

Подражание действиям учителя, повторение за учителем предложений о

2 ч.

производимых действиях.
Формирование эмоционального контакта, с учителем, знакомство с детьми,
имена детей в речи учителя. Знакомство с классом и школой.

2 ч.

Развитие речевого слуха. Беседа на тему «Школьные вещи».

2 ч.

Беседа на тему «Семья». Формирование понятия «Предложение».

2 ч.

Различение звуков окружающей действительности. Знакомство с режимом

2 ч.

дня. Беседа на тему «Утро школьника».
Составление

и

анализ

предложений.

«Фамилии

Различение звуков окружающей действительности.

и

имена

учеников».

2 ч.

Представление о предметах на основе тактильно-зрительного восприятия.
Учить выбирать, брать в руки предметы по инструкции учителя. Беседа на

2 ч.

темы «Сад».
Различение звуков окружающей действительности: стук, звон, гудение,

2 ч.

шуршание, скрежет, жужжание. Беседа на тему «Огород».
Работа по содержанию русской народной сказки «Курочка Ряба».

2 ч.

Работа по содержанию русской народной сказки «Колобок».

2 ч.

Работа по содержанию русской народной сказки «Репка».

2 ч.

Подражание действиям учителя, повторение за учителем предложений о

2 ч.

производимых действиях. Понятие предложение.
Работа по содержанию русских народных сказок.

2 ч.

Правильное и отчетливое повторение за учителем звуки, звукоподражания,

3 ч.

слова, короткие фразы. Работа по содержанию русских народных сказок.
Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками

3 ч.

(узнавание, называние).
Игрушки. Обобщающее слово «игрушки». Работа над понятием «слово».

3 ч.

Школьные вещи: названия, предназначение. Работа над понятием «слово».

3 ч.

Послоговое

2 ч.

проговаривание

слов

в

сопровождении

ритмическими

движениями (хлопки, шаги, взмахи руками).
Различение звуков окружающей действительности.

2 ч.

Работа по содержанию русских народных сказок.

2 ч.

Подражание действиям учителя, повторение за учителем предложений о

1 ч.

производимых действиях.
Повторение.

2 ч.

Повторение предложений за педагогом с правильным интонированием с

2 ч.

опорой на сюжетные картинки.
Составление

предложений

по

наблюдаемому

действию

по

сюжетным

2 ч.

действию

по

сюжетным

2 ч.

Деление коротких предложений (2-3 слова) на слова («О ком предложение?
Что делает?»).

2 ч.

Различение заданного звука в словах: выделение часто повторяющегося

2 ч.

картинкам с опорой на сюжетные картинки.
Составление

предложений

по

наблюдаемому

картинкам с опорой на личный опыт.

звука; выделение слова, начинающегося с заданного звука, из нескольких
слов (2-3).

Звук и буква А, а. Выделение звука «А» и знакомство с буквой.

2 ч.

Слова, которые начинаются со звука «А». Чтение буквы.

2 ч.

Составление рассказа по картинке на заданную учителем тему.

2 ч.

Звук и буква У, у. Выделение звука «У» и знакомство с буквой.

2 ч.

Графические

действия

с

использованием

элементов

графем:

обводка,

2 ч.

штриховка, печатание букв (слов).
Чтение сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу».

2 ч.

Беседа на тему «В лесу».

2 ч.

Повторение.

3 ч.

Слова ау, уа. Слияние двух звуков. Слог и слово АУ.

2 ч.

Графические

действия

с

использованием

элементов

графем:

обводка,

2 ч.

штриховка, печатание букв (слов).
Составление слогов из букв.

2 ч.

Звук и буква «М». Выделение звука. Знакомство с буквой «М».

2 ч.

Графические

действия

с

использованием

элементов

графем:

обводка,

2 ч.

штриховка, печатание букв (слов).
Обратные слоги ам, ум. Звукобуквенный анализ слогов.

2 ч.

Составление и чтение прямых и открытых слогов «ма, му».

2 ч.

Деление простого предложения на слова.

2 ч.

Чтение слова «МАМА».

1 ч.

Графические

действия

с

использованием

элементов

графем:

обводка,

2 ч.

элементов

графем:

обводка,

2 ч.

штриховка, печатание букв (слов).
Графические

действия

с

использованием

штриховка, печатание букв (слов).
Составление слогов и слов из разрезной кассы.

2 ч.

Чтение открытых и закрытых слогов, слов: ма - ма, му - му.

1 ч.

Итого:

99 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».