Речь и альтернативная коммуникация 2 класс, 2 вариант, 2025

РО С С И Й С К А Я Ф Е Д Е РА Ц И Я
М и нистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное п роф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся 2 класса
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Казанцева
Татьяна
Викторовна,
учитель,
в. кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка к уроку «Речь и альтернативная коммуникация»
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
приказ
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599, на основе
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.12.2022г. № 1026.

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в
процессе социального взаимодействия.

Особенности обучения
У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими
расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются
трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную
речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными
нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций:
коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с
ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание
ее окружающими значительно затруднено либо невозможно. В связи с этим,
обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную
педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на
развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию
альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет входит в обязательную часть учебного плана, предметную область
«Язык и речевая практика». На изучение предмета «Речь и альтернативная
коммуникация» во 2 классе отведено 102 часа в год, 3 часа в неделю, 34 учебные
недели.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
1) Развитие
навыков
эффективной
коммуникации
на всех уровнях
жизнедеятельности обучающихся (домашняя среда, общение со сверстниками,
общение за пределами дома и школы, взаимодействие с персоналом учреждения).
2) Развитие абстрактного мышления и символической деятельности способствуют
пониманию и вербальной (звуковой) речи.
3) Повышение уровня социализации обучающегося.

4) Улучшение качества жизни.
5) Развитие самоуважения.

Предметные результаты:
- ориентируются в частях тела;
- подражают выражению лица взрослого;
- выполняют движения по словесной инструкции;
- показывают части тела на фотографии и игрушке;
- находят названную игрушку на картинках;
- имитируют в движении образы животных;
- узнают игрушку по рассказу учителя;
- ориентируются по пиктограммам.

Содержание учебного предмета
Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» представлена
следующими разделами:
«Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации», «Чтение и письмо».
Раздел "Коммуникация".
Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с
собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет
эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе
внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком
(словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком
(словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом,
предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением).
Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением.
Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с
собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с
собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия);
приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия
(несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний;
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с
использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение
удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за
помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с
использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности,
обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с
предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно­
белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),

обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием таблицы букв. Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
воспроизводящего устройства. Привлечение внимания, выражение согласия
(несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки
(клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство.
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов,
рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового
коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих
желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с
использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа,
дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов
семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов,
обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих
действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть,
гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина,
форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко,
тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов,
указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов,
обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов,
обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание
простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания
текста.
Экспрессивная
речь.
Называние
(употребление)
отдельных
звуков,
звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по
звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Называние собственного имени.
Называние имён членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников
класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление)
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт,
птицы). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить,

есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние
(употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).
Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Называние
(употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой).
Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов
(пять, второй). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за). Называние (употребление) простых
предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на
вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной
картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление
рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе.
Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями
(фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение
собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства).
Сообщение имён членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников
класса)
посредством
напечатанного
слова
(электронного
устройства).
Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть,
стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет,
величина, форма). Использование графического изображения (электронного
устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова
(электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его
признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для
обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых
предложений с использованием графического изображения (электронного
устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по
последовательно
продемонстрированным
действиям
с
использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по
одной сюжетной картинке с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с
использованием
графического
изображения
(электронного
устройства).
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе
с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо.

Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих
имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с
напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов
графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем:
обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение
звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).
Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова,
предложения).

Планируемые результаты освоения учебного предмета "Речь и
альтернативная коммуникация"
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления
природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение
самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в
учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и
невербальными: Качество сформированности устной речи в соответствии с
возрастными показаниями. Понимание обращенной речи, понимание смысла
рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. Умение
пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом,
коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими)
речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач: Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и
взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. Умение вступать в
контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные
средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. Умение использовать
средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование
предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций
для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными
коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими
изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи
карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью
электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих
имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование
карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и
письму. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца
отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. М.: ТЦ Сфера,2023
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. - М.: Просвещение,2023
4. Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Варианты 1,2. 2
класс/ М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2023
5. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью/ под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - Спб.: ЦДК проф. Л.Б.
Баряевой, 2011.
6. Худенко, Е.Д. Планирование уроков развития речи в 2 классе специальных
коррекционных школ VIII вида/ Е.Д. Худенко, Д.И.
Барышникова. - М.:
Просвещение, 2003
7. Комарова С.В. Речевая практика: рабочая тетрадь. 2 класс /С.В. Комарова. - М.:
Просвещение, 2019. -46 с.
Материалы и оборудование:
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв,
карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы,
символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные картинки;
сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи.
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым
образовательным потребностям обучающихся.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия . В
процессе обучения используются:
• натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой;
• печатные пособия (таблицы) по разделам программы;
• предметные и сюжетные картинки по темам;
• игрушки дидактические и сюжетные:
• магнитная доска;
• наборы сказочных персонажей;
• набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);
• трафареты с изображением животных, сюжетных картинок, сказочных
персонажей, гласных букв;
• книги с иллюстрациями сказок «Репка» (русская народная сказка), «Колобок»
(русская народная сказка), «Теремок» (русская народная сказка);
• настольно-печатные игры (серии «Мозаика»).

Тематическое планирование
№п/п

Тема урока

Количество
часов

1

Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на
собственное имя
Знакомство с одноклассниками, имена детей. Умение различать
женские и мужские имена.
Различение звуков окружающей действительности (звон, стук,
гудение, жужжание).
Экскурсия по теме: « О чем говорит улица?»
Соблюдение очередности в разговоре
Представление о цвете.
Практическое знакомство детей с цветами, коррекция. Игры "Собери
цветок", "Цветик - семицветик".
Различение предметов по цвету и форме.
Составление композиций из деталей одного цвета.
Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета.
Культура общения. Приветствие.
Я и моя семья.
Безопасная дорога в школу.
"Животные". Выявление представлений детей по теме.
"Животные". Называние животных, рассматривание картинок.
"Животные". Как говорят животные.
"Животные". Составление предложений по вопросам учителя.
Слушание сказки «Теремок».
Ответы на вопросы по сказке "Теремок".
Слушание сказки "Колобок".
Ответы на вопросы по сказке "Колобок".
Инсценирование сказки "Колобок".
Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении.
Рисование на нелинованной бумаге
Тетрадь в узкую линейку. Правила положения тетради. Знакомство с
рабочей строкой.
Письмо овалов и полуовалов.
Звук и буква А, а.
Нахождение буквы А, а.
Написание печатной буквы А.
Написание печатной буквы а.
Звук и буква У, у.
Нахождение буквы У, у.
Написание букв У,у.
Слушание сказки "Мойдодыр"
Ответы на вопросы по сказке "Мойдодыр". Правила гигиены.
Обращение с просьбой о помощи.
Выражение благодарности.
Прощание с собеседником.
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов
артикулярного аппарата. Произношение звуков А, У.
Чистоговорки с голоса учителя со звуками а, у.
Заучивание чистоговорок с голоса учителя, их произношение.
Показывать и называть школьные принадлежности, соотносить с
изображением.
Понимание, употребление слов, обозначающих места расположения
объектов («на столе», «на полке»)

1

2
3
4
5
6
1
8
9
10
11
12
13
14
15
16
11
18
19
20
21
22
23
24
25
26
21
28
29
30
31
32
33
34
35
36
31
38
39
40
41
42
43

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

44
45
46
47

48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85

Понимание, употребление слов, обозначающих места расположения
объектов («около дома»)
Употребление вежливых слов. Называние предметов и действий с
ними.
«Школьная жизнь: Отгадай, что в моём ранце». Выявление
представлений детей по теме.
«Школьная жизнь: Отгадай, что в моём ранце». Называние
предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету,
величине, форме.
«Школьная жизнь: Отгадай, что в моём ранце». Составление
предложений по вопросам учителя.
«Школьная жизнь: Отгадай, что в моём ранце». Сравнение 2-х
предметов по заданному признаку.
Школьные принадлежности. Употребление вежливых слов.
Звук и буква О, о.
Нахождение буквы О, о.
Написание печатных букв О, о.
"Игрушки". Выявление представлений детей по теме. Игрушка
Ослик, выделение буквы О.
"Игрушки". Называние предметов и действий с ними,
характеристика предметов по цвету, величине, форме.
"Игрушки". Составление предложений по вопросам учителя.
Игрушка утка, выделение буквы У и А.
"Игрушки". Сравнение 2-х предметов по заданному признаку.
Обводка по образцу. Буква О, о
Обводка по образцу. Буква А, а
Обводка по образцу. Буква У, у.
Звук и буква А, а О, о, У, у.
Чтение Ау, Уа, ау, уа.
Звук и буква М, м.
Нахождение буквы М, м.
Написание буквы М, м.
Чтение слогов со звуком М.
Письмо по образцу слогов ам, ма.
Письмо по обводке и по образцу слогов ум, му.
Образование и чтение прямых и обратных слогов ом, мо. Письмо по
обводке слогов ом, мо.
Слова, которые начинаются со звука М.
Слушание сказки "Маша и медведь". Выделение звука М в словах
Маша, медведь.
Ответы на вопросы по сказке "Маша и медведь".
Звук и буква С, с.
Нахождение буквы С, с.
Написание буквы С, с.
Чтение слогов с буквой С.
Повторение
Повторение
Повторение
Повторение
Письмо по образцу слогов ас, са.
Письмо по образцу слогов ус, су, ос, со.
Письмо слогов с буквой С по наглядному образцу.
Чтение слов сом, сам, са-ма
Письмо слов сом, сам, са-ма.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Чтение слов ма-ма, му-му.
Письмо слов ма-ма, му-му.
Звук Х, х.
Чтение слогов ах, ох, ух.
Письмо слогов ах, ох, ух.
Чтение слогов ха,хо,ху
Письмо слогов ха,хо,ху
Чтение слогов Ах,ух,ох; ха,хо,ху
Чтение слов У-ХА, ОСА, МУ-ХА
Письмо слов У-ХА, ОСА, МУ-ХА
Письмо слогов по образцу.
Составление слогов из разрезной азбуки.
Письмо слов и слогов по образцу
Повторение пройденных букв.
Составление слов с изученными буквами из разрезной азбуки.
Повторение изученного за год
Повторение изученного за год
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».