Речь и альтернативная коммуникация 3 класс, 2 вариант, 2025

РО С С И Й С К А Я Ф ЕД Е РА Ц И Я
М инистерство образовании С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся 3 класса
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Прозорова
Галина
Николаевна,
учитель,
I. кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
приказ
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г №1599, на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.12.2022г №1026
Специфические
нарушения
развития
обучающегося
значительно
препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.
Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных
движений (мимика, указательные жесты), работу артикуляционного аппарата,
обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся с
выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее
функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих
обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена
настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо
невозможно.
Обучение обучающихся речи и коммуникации включает целенаправленную
педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на
развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию
альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является
индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.
Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную
предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную,
заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку
пределах, организованное включение в общение.

Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
• формировать предпосылки к осмысленному чтению и письму; начальные
навыки чтения и письма
• формировать узнавания графических изображений графем: обводка,
штриховка, печатание букв (слов)умение соблюдать при письме строку,
величину символов;
1

• учить списывать разобранные слоги, слова с печатного и письменного
образца;
• развивать мелкую моторику;
• развивать внимание, память, наблюдательность;

Место учебной дисциплины в учебном плане
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную
область «Язык и речевая практика». На изучение предмета «Речь и альтернативная
коммуникация» в третьем классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68
часов в учебный год. (34учебные недели)
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения предмета

) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в
его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
2

Предметные результаты.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего
мира и личного опыта обучающегося.
2) Овладение доступными
вербальными и невербальными.

средствами

коммуникации

и

общения

-

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению
и письму.
При обучении чтению и письму используется содержание соответствующих
предметов АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1).
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Речь и
альтернативная коммуникация":
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего
мира и личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и
явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение
самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в
учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными:
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными
показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами,
взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими
(синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными
компьютерами).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач:
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие
в разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе
общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,
3

речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками,
таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на
изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным
способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор,
компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей,
названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению
и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Начальные навыки чтения и письма.

Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация"
Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация"
представлено следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации", "Чтение и письмо".
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на
собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).
Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих
желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи,
выражая ее звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия)
звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом,
предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов
предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного
контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.
Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия);
приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия
(несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний;
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с
использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение
удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за
помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с
использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности,
обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с
4

предъявлением предметного символа. Выражение согласия
(несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием графического изображения (фотография, цветная картинка,
чернобелая картинка, пиктограмма).
Выражение согласия
(несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия
(несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение
согласия
(несогласия),
удовольствия
(неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью,
ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего
устройства. Привлечение внимания, выражение согласия
(несогласия),
благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши),
нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия
(несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение
за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших
событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих
желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с
использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия
(несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью,
ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием
компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама,
папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен
членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов,
обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих
действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть,
гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина,
форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко,
тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов,
указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов,
обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов,
обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание
простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания
текста.
Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков,
5

звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по
звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Называние собственного имени.
Называние имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников
класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление)
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт,
птицы). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить,
есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние
(употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).
Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Называние
(употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой).
Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов
(пять, второй). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за). Называние (употребление) простых
предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на
вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной
картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление
рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе.
Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями
(фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова
(электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса,
педагогических работников класса) посредством напечатанного слова
(электронного
устройства).
Использование
графического
изображения
(электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить,
есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование
графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака
предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова
(электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его
признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для
обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых
предложений с использованием графического изображения (электронного
6

устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по
последовательно
продемонстрированным
действиям
с
использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по
одной сюжетной картинке с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с
использованием
графического
изображения
(электронного
устройства).
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе
с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как
средства коммуникации91.2.3.2. Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с
использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание
графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога
(слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
Виды деятельности на уроках
Виды деятельности на уроках: слушание, рассматривание начертания символов,
игры на развитие памяти, внимания, работа с карточками, выполнение творческих
заданий, письмо в тетради, списывание с образца, самостоятельная работа.

Учебно -методическое обеспечение
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /минво образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам
образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 2, 3 классы/ М-во
образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2023
-Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложными нарушениями развития: пособие
для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова - М.: Просвещение, 2008.
-Воспитание и обучение детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной
недостаточностью/ А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Просвещение, 2003.
Тематическое планирование
№

Тема урока

Кол-во часов

1

П исьмо ранее изученных букв

1

2

П исьмо изученных закрытых слогов по образцу

1

3

П исьмо изученных открытых слогов по образцу

1

4

П исьмо слов из трех букв самостоятельно

1
7

5

П исьмо строчной и прописной буквы Д по опорным точкам и

1

самостоятельно.
6

П исьмо закрытых слогов с буквой д

1

7

П исьмо открытых слогов с буквой д

1

8

П исьмо слогов по слуху

1

9

Списывание слов с письменного и печатного текста

1

10

П исьмо строчной и прописной буквы И по опорным точкам и

1

самостоятельно.
11

П исьмо слогов с буквой И по слуху

1

12

Дифференциация на письме букв И -И

1

13

Списывание слов с письменного и печатного текста

1

14

П исьмо буквы «ь» по опорным точкам и самостоятельно.

1

15

П исьмо слогов с буквой «ь»

1

16

Списывание слов с письменного и печатного текста

1

17

П овторение пройденного материала

1

18

П овторение пройденного материала

1

19

П исьмо ранее изученных букв

1

20

П исьмо изученных слогов по образцу

1

21

П исьмо строчной и прописной буквы «Е», «е» по опорным точкам и

1

самостоятельно.
22

П исьмо закрытых слогов с буквой Е

1

23

П исьмо открытых слогов с буквой Е

1

24

П исьмо слогов по слуху

1

25

Списывание слов с письменного и печатного текста

1

26

П исьмо строчной и прописной буквы Ё по опорным точкам и

1

самостоятельно.
27

П исьмо закрытых слогов с буквой Ё

1

28

П исьмо открытых слогов с буквой Ё

1

29

П исьмо слогов с буквой Ё по слуху

1

30

Списывание слов с письменного и печатного текста

1

31

П исьмо строчной и прописной буквы Я по опорным точкам и

1

самостоятельно.
32

П овторение пройденного материала

1

33

П исьмо ранее изученных букв

1

34

П исьмо слов с изученными буквами по образцу

1

35

Списывание текста с изученными буквами

1

36

П исьмо строчной и прописной буквы Ц по опорным точкам и

1

самостоятельно.
37

П исьмо закрытых слогов с буквой Ц

1

38

П исьмо открытых слогов с буквой Ц

1

39

П исьмо слогов по слуху

1

40

Списывание слов с письменного и печатного текста

1

41

П исьмо строчной и прописной буквы Ч по опорным точкам и

1

самостоятельно.
42

П исьмо закрытых слогов с буквой Ч

1
8

43

П исьмо открытых слогов с буквой Ч

1

44

П исьмо слогов с буквой Ч по слуху

1

45

Списывание слов с письменного и печатного текста

1

46

П исьмо строчной и прописной буквы Щ по опорным точкам и

1

самостоятельно.
47

П исьмо закрытых слогов с буквой Щ

1

48

П исьмо открытых слогов с буквой Щ

1

49

Списывание слов с письменного и печатного текста

1

50

П исьмо слов со слогами «ча», «ща»

1

51

П исьмо слов со слогами «чу», «щу»

1

52

П овторение пройденного материала

1

53

П исьмо ранее изученных букв

1

54

П исьмо строчной и прописной буквы Э по опорным точкам и

1

самостоятельно.
55

П исьмо закрытых слогов с буквой Э

1

56

П исьмо открытых слогов с буквой Э

1

57

П исьмо слогов по слуху

1

58

Списывание слов с письменного и печатного текста

1

59

П исьмо буквы «Ъ» по опорным точкам и самостоятельно.

1

60

П исьмо слогов с буквой Ъ

1

61

Списывание слов с письменного и печатного текста

1

62

Дифференциация на письме слов с буквами С - З

1

63

Работа с деформированными словами. Вставить пропущенную букву

1

64

Дифференциация на письме слов с буквами Б - П

1

65

Работа с деформированными словами. Вставить пропущенную букву

1

66

Дифференциация на письме слов с буквами Г - К

1

67

Работа с деформированными словами. Вставить пропущенную букву

1

68

П овторение пройденного материала

1

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».