Речь и альтернативная коммуникация 4 класс, 2 вариант, 2025

Р О С С И Й С К А Я Ф ЕД Е РА Ц И Я
М и нистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное п роф ессиональное образовательное учреж ден и е С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся 4 класса
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Баданина
Елена
Сергеевна,
учитель,
в. кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная
коммуникация» для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 г. №1599, на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.12.2022 г. № 1026.
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной
жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно
препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.
Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных
движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного
аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей,
имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими
расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях,
имеются трудности выбора и использования форм общения, включая
коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей
с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие
речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У
многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная
(звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее
окружающими
значительно
затруднено.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации включает
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них
потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является
индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и
социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее
программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку
пределах,
организованное
включение
в
общение.
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование
навыков установления, поддержания и завершения контакта.
Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование
умения понимать обращенную речь.
Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование
умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения,
связные высказывания.

Описание места учебного предмета
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в обязательной части
учебного плана, предметной области «Язык и речевая практика» в 4 классе
отводится по 2 часа в неделю, 68 часов в учебный год.
Общая характеристика предмета
Общение - неотъемлемая составляющая социальной жизни человека.
Нарушения речевого развития значительно препятствуют и ограничивают
полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих особые потребности в
обучении в сочетании с нарушением интеллекта, отсутствует потребность в
общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая
коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей
отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной,
познавательной, регулирующей. У многих детей устная речь вообще
отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно
затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную
педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на
развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию
альтернативных средств общения. Ребенок, не владеющий устной (звучащей)
речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение
импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной
работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также
формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием
технологий по альтернативной коммуникации.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной
основной общеобразовательной программы.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся.
Речь
и
альтернативная
коммуникация.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего
мира
и
личного
опыта
ребенка.
• Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного
мира
и
деятельность
человека.
•
Умение
самостоятельного
использования
усвоенного
лексико­
грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными
и
невербальными.
Навыки пользования средствами альтернативной коммуникации формируются

в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация».
• Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными
показаниями.
• Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
пиктограмм,
других
графических
знаков.
• Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов,
взглядов, коммуникативных таблиц.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских
задач.
• Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и
взаимодействие
в
разнообразных
видах
детской
деятельности.
• Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации.
• Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе
общения:
использование
предметов,
жестов,
взгляда,
шумовых,
голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных
потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками,
таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем
указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо
другим
доступным
способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (компьютерное
устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова.
• Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей,
названия
хорошо
известных
предметов
и
действий.
• Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению
и
письму.
•
Узнавание
и
различение
образов
графем
(букв).
•
Копирование
с
образца
отдельных
букв,
слогов,
слов.
• Начальные навыки чтения и письма.

Базовые учебные действия
Личностные
учебные действия

• испытывать чувство гордости за свою
страну;
• гордиться успехами и достижениями как
собственными,
так
и
своих
других

обучающихся;
• адекватно эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки, живописи;
• уважительно и бережно относиться к
людям труда и результатам их деятельности;
• активно включаться в общеполезную
социальную
деятельность;
бережно
относиться
к
культурно-историческому
наследию родного края и страны
Коммуникативные
учебные действия

• вступать и поддерживать коммуникацию в
разных
ситуациях
социального
взаимодействия
(учебных,
трудовых,
бытовых),
• слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его,
• использовать разные виды делового письма
для решения жизненно значимых задач,
• использовать доступные источники и
средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные
учебные действия

• принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск
средств их осуществления;
• осознанно действовать на основе разных
видов инструкций для решения практических
и учебных задач, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности;
• обладать готовностью к осуществлению
самоконтроля в процессе деятельности;
• адекватно
реагировать
на
внешний
контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные
учебные действия

воспринимать
• дифференцированно
окружающий
мир,
его
временно про странственную
организацию,
использовать усвоенные логические операции
(сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий,
закономерностей,
причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности
в
соответствии
с
индивидуальными
возможностями;
• использовать в жизни и деятельности
некоторые
межпредметные
знания,
отражающие
несложные,
доступные
существенные связи и отношения между
объектами и процессами.

Планируемые личностные результаты.
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов
деятельности и формирования личностного смысла учения;

учебной

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.

Содержание предмета
Коммуникация
Реагирование Реагирование на присутствие одного или нескольких людей.
Реагирование на контакт со взрослым.
Установление контакта. Установление зрительного контакта. Реагирование на
собственное имя. Использование мимики адекватной ситуации. Привлечение к
себе внимания различными средствами: мимика и жесты; пиктограмма; слово.
Ответ ребенком на приветствие собеседника при помощи: мимики и жестов
(привет здравствуй доброе утро и т.п.); пиктограмм; слов (привет, здравствуй,
доброе утро и т.п.).Использование согласованных движений рук, глаз и тела
при общении (например, похлопать по плечу другого человека, посмотреть
ему в глаза, сказать «дай ножницы» при выражении просьбы).
Поддержание контакта Поддержание зрительного контакта.Выражение своих
желаний при помощи: мимики и жестов; пиктограмм; слова; коротких
предложений. Выражение просьбы о помощи с использованием мимики и
жестов; пиктограмм; слова; коротких предложений. Выражение согласия или
несогласия, используя: жесты (кивок головы, да, нет), жест рукой (да, нет);
пиктограммы (слова, да, нет). Выражение благодарности: жест (кивок
головой); пиктограмма; слово «спасибо»; короткое предложение.
Завершение контакта Поддержание зрительного контакта. Прощание с
собеседником, используя мимику и жесты (пока, до свидания);
соответствующую пиктограмму; слова (пока, до свидания).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание простых по звучанию слов: «мама», «папа»,
«дядя» и др. Понимание существительных: имена членов семьи, педагогов,
учащихся класса. Понимание существительных: объекты, явления. Понимание
простых предложений (бытовые и учебные инструкции).
Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний,
звуковых комплексов. Употребление простых слов (мама, папа, дядя, тётя и
т.д.). Употребление своего имени. Употребление имен членов семьи,
педагогов, учащихся класса. Употребление в речи существительных.
Употребление простых предложений типа «Я хочу пить».

Графомоторные навыки. Рисование на нелинованной бумаге линий в
различном направлении. Рисование вертикальных линий разной длины.
Рисование горизонтальных линий. Закрашивание контурных изображений
предметов.
Обведение по трафарету простых предметов. Копирование с
образца отдельных букв, слогов, слов.
Начальные навыки чтения и письма.

Материально-техническое оснащение учебного предмета включает:
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв,
карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии,
пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв,
коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с
различной
тематикой
для
развития
речи;
- информационно-программное обеспечение: обучающие компьютерные
программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- видеоматериалы.
Материально-техническое обеспечение
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Аксёнова, А.К. Дидактический материал. Добукварный период/А.К. Аксёнова,
С.В. Комарова, М.И. Шишкова. - М.: Просвещение,2009
Комарова С.В. Речевая практика: рабочая тетрадь. 4 класс /С.В. Комарова. М.: Просвещение, 2019. -50 с.
Новосёлова, Н.А. Окружающий мир: учебное пособие по развитию речи для
СКОШ VIII вида в 3 ч./ Н.А. Новосёлова, А.А. Шлыкова.- Екатеринбург:
Форум-книга, 2008

Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
Реагирование на собственное имя.
П риветствие собеседника звуком.
П риветствие собеседника словом.
П риветствие собеседника предложением.
Привлечение к себе внимания звуком.
Привлечение к себе внимания словом.
Привлечение к себе внимания предложением.
Выражение своих желаний словом.
Выражение своих желаний предложением.
О бращение с просьбой о помощи, выражая её звуком.
О бращение с просьбой о помощи, выражая её словом.
О бращение с просьбой о помощи, выражая её предложением.

Количество
часов
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Выражение согласия звуком (словом, предложением).
Выражение несогласия звуком (словом, предложением).
Выражение благодарности звуком.

1
1
1

Выражение благодарности словом.
Выражение благодарности предложением.

1
1

Ответы на вопросы словом.

1

Ответы на вопросы предложением.

1

П рощ ание с собеседником звуком.

1

П рощ ание с собеседником словом.

1

П рощ ание с собеседником предложением.

1

Н азывание (употребление) слов, обозначаю щ их признак
действия.

2

Н азывание (употребление) слов, обозначаю щ их предмет

2

Н азывание (употребление) слов, обозначаю щ их действие

1

Н азывание (употребление) слов, обозначаю щ их эмоциональное
состояние

1

Н азывание (употребление) слов, указываю щ их на предмет, его
признак (я, он, мой, твой).

2

Н азывание (употребление) слов, обозначаю щ их число,
количество предметов.

2

Н азывание (употребление) слов, обозначаю щ их взаимосвязь
слов в предложении (в, на, под, из, из-за ).

2

Н азывание (употребление) простых предложений.

3

У знавание (различие) образов графем (букв).

2

Чтение слога, слова.

3

Чтение наиболее употребляемых слов с буквами "Ь " и "Ъ"

2

Образование и чтение слов из изученных слоговых структур.
Чтение слоговых таблиц.

3

Соотнесение слов с предметами, картинками. Выборочное
чтение.

3

Чтение
предложений
из
двух
слов
с
последую щ им
воспроизведением. Соотнесение прочитанного с картинкой.

4

Чтение предложений из трёх слов с последую щ им
воспроизведением. Соотнесение прочитанного с картинкой.

4

Н азывание (употребление) простых предложений.

3

Чтение небольш их текстов из 2 предложений. Ответы на
вопросы об информационном содержании прочитанного.

2

Чтение небольш их текстов из 3 предложений. Ответы на
вопросы об информационном содержании прочитанного.

2

1

П овторение
Итого:

68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».