Математические представления 1 класс, 2 вариант, 2025

РО С С И Й С К А Я Ф ЕД Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Математические представления»
для обучающихся 1 класса
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Прозорова
Татьяна
Ивановна,
учитель,
в. кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математические представления»
для обучающихся класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599, на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.12.2022 г.№1026.

Цель: формирование элементарных математических представлений и
умения применять их в повседневной жизни.

•
•
•
•

Задачи:
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;
умение различать части суток, соотносить действие с временных
промежутков, составлять и прослеживать последовательность событий.
Общая характеристика учебного предмета
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с
тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в
ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так,
накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три
столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических
представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным
нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими
представлениями без специально организованного обучения. Создание
ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них
элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном
итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические
представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать
номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в
магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для
приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые
ребенком в ходе освоения программного материала по математике,
необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во
временных, количественных, пространственных отношениях, решении
повседневных задач.

Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математические представления» входит в обязательную часть
учебного плана раздела «Математика». Количество часов в 1 классе: 3 часа в
неделю; 99 часов в учебный год.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.):
- определяет состояние своего здоровья;
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования).
Возрастная идентификация:
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
Уверенность в себе:
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
Чувства, желания, взгляды:
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства.
Социальные навыки:
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
-пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для
установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх,
инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно,
рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.).
Мотивационно - личностный блок:
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);
- стремится помогать окружающим.
Биологический уровень:
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный
режим, освещение и. т.д.);
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность
некоторых функций и т.д.).
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно - бытовых.
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение,
получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь:
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него.
Ответственность за собственные вещи:

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды,
игрушек, мебели в собственной комнате.
Экологическая ответственность:
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья.
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями,
рассматривает или прослушивает произведений искусства.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному,
коммуникативному
взаимодействию
с
группой
обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),
пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной
мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным
учеником на данном этапе обучения);
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина;

4)умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу
педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного
задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить
посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с
содержанием программы обучения по предмету.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или
наглядный план) с помощью педагога.

•
•
•
•
•

Содержание учебного предмета
Содержание предмета состоит из следующих разделов:
представления о форме;
представления о величине;
пространственные представления;
временные представления;
количественные представления.
Задачи и направления
- Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много.
- Умение различать части суток, соотносить действие с временными
промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.
Направления коррекционной работы:
- налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого
впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе
совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со
взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться
помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка
сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных

средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться
ими;
- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие
социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного
участия ребенка в процессе;
- одним из показателей активности ребенка является формировать и
поддерживать положительное отношение к заданиям. Если у ребенка быстрая
истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой
ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным
формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше устроить
дополнительную паузу или закончить занятие пораньше; - развития
мотивации. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от
деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего
такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков,
тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением
мотивации достигается переход активности из ненаправленной в
целенаправленную.

Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2. Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 2. 1
дополнительный, 1 классы/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:
Просвещение, 2018
3. Шишей, Т.В. Коррекционные упражнения для уроков математики. / Т.В.
Шишей - Екатеринбург, 2003
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
- мозаики;
- игрушки разных размеров;
- шнуровки;
- пирамидки разные по величине, высоте;
- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др.
событий;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных
представлений);
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и
другой материал;
- презентации по темам.

Тематическое планирование
Название раздела, темы урока

Количество
часов

Формирование представлений о форме
Круг, квадрат.
Маленькие и большие квадраты.
Предметы похожие на круг, квадрат.
Раскрашивание круга, квадрата.
Обведение квадрата по контуру.
Штриховка квадрата.
Повторение

2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1ч.

Формирование представлений о величине
Большой - маленький.
Длинный - короткий.
Большие и маленькие игрушки.
Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине
длинный короткий, используя приемы наложения и приложения.
Я большая, а ты маленький.

2 ч.
2 ч.
2ч.
2 ч.

Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая
лента.
Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы.
Постройка башни.
Выделение «больших - маленьких» предметов в различных игровых
ситуациях, в конструктивной деятельности.
Длинный мост, короткий мостик.
Повторение

2 ч.

1 ч.

2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1ч.

Формирование пространственных представлений
Вверху-середина-внизу.
Разложи игрушки по полкам.
Разложи одежду по полкам.
Ориентация на листе бумаги.
Ориентация в классе, в школе
Игровые упражнения на формирование пространственных представлений
Повторение

2 ч.
2 ч.
2 ч.
3 ч.
3ч
2 ч.
1ч.

Формирование временных представлений
Части суток.
День, вечер, ночь.
Режим дня.
Ночной режим.
Игровые упражнения на формирование временных представлений
Повторение

2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2ч
1ч

Формирование количественных представлений
Один и много.
Знакомство с цифрой 1.
Много.

2 ч.
2 ч.
2 ч.

Выполнение различных действий: один — много хлопков.

2 ч.

Мои игрушки.
Цифра 1.
В гостях у лесовичка в лесу.
Посчитаем сколько шишек и найдем цифру 1.

3 ч.
2 ч.
1ч.
2 ч.

1ч.

Повторение

Формирование пространственных представлений
Поровну - больше.
Разложи игрушки.
Пространственные понятия: дальше, ближе, к, от.
Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение
положений частей тела.
Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов поровнубольше.
Короткий - длинный.

2
2
3
2

ч.
ч.
ч.
ч.

2 ч.

Вверху - внизу, посередине.
Поровну - больше.
Составление предмета из двух частей.

2
2
2
2

Составление предмета из трех частей.

2 ч.

Повторение.

2 ч.
99 ч.

Итого:

ч.
ч.
ч.
ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».