Математические представления 2 класс, 2 вариант, 2025

РО С С И Й С К А Я Ф ЕД Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Математические представления»
для обучающихся 2 класса
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Казанцева
Татьяна
Викторовна,
учитель,
в. кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка к уроку «Математические представления»
Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для
обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599, на основе
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.12.2022г. № 1026.

Цель: формирование элементарных математических представлений и умений
и применение их в повседневной жизни.
Задачи
1.Формирование
элементарных математических представлений о форме,
величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных
представлениях.
2.Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами,
составом числа в доступных обучающегося пределах, счёт, решение простых
арифметических задач с опорой на наглядность.
3.Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач.
Общая характеристика учебного предмета
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с
тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в
ситуации, требующие от него использования математических знаний.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических
представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным
нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими
представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций,
в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы
математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно,
чтобы ребенок научился применять математические представления в
повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на
котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять
необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания,
умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного
материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей
действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных
отношениях, решении повседневных задач.
Воспитание трудолюбия, терпеливости, настойчивости, любознательности.
Процесс обучения математики носит не только коррекционную, но и
практическую направленность. Все знания обучающихся, в основном при
выполнении предметно - практических действий, являются значимыми для их

социальной адаптации и реабилитации. В процессе выполнения практических
действий с предметами обучающиеся учатся использовать математические
знания в нестандартных ситуациях. Такие действия с предметами как
объединение множеств, удаление части множества, разделение множеств на
равные части подготавливают обучающихся к усвоению абстрактных
математических понятий. Обучение математике тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению
профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию
математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятия числа, величины,
геометрической фигурыявляются абстрактными. У детей формируется
способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами
предметов, но и с числами. Одним из важных приемов обучения математике
является сравнение. Их усвоение на основе овладения способами нахождения
сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от
несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации,
установлении причинно-следственных связей. Ведущими методами обучения
являются: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет входит в обязательную часть учебного плана, предметную область
«Математика». На изучение учебного предмета отведено 102 часа, 3 часа в
неделю, 34 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- проявляет интерес к математическим задачам для решения житейских задач;
-положительное взаимодействие со сверстниками при выполнении действий с
разными множествами предметов (деление поровну, умение поделиться, помочь,
вместе донести много или тяжелый предмет).
Предметные результаты
-овладение практическими действиями с отдельными
непрерывными множествами (крупа, песок);
-умение различать понятия мало-много, один-много;
-умение сравнивать освоенное количество предметов.

предметами

и

Планируемые результаты изучения предмета:
- подбирают фигуры к образцу по форме, цвету и величине;
- группируют элементы строительных наборов (кубиков, брусков) по двум
образцам и соотносят их с плоскостными фигурами по подражанию учителю и
по образцу;
- воспроизведение по подражанию и по образцу комбинаций из двух-трех
элементов строительного набора (мягкого модульного, деревянного,
пластмассового), представляющих собой простую конструкцию (дом, скамейка,
мостик);
- выполнение простейших построек (заборчик, дорожки, скамеечки) по
подражанию и по образцу;

- складывание разрезных картинок из двух частей с использованием приема
накладывания на образец;
- выполняют практические действия на выделение количества {много, мало,
пусто, один);
- выполняют действие способом рука-в-руке;
- выкладывают цифры от «1» до «5» из палочек, лепят из пластилина, рисуют на
доске, на бумаге, «Письмо» цифр по трафарету. Запись цифр по точкам.
- знают круг и соотносят его с шаром;
- выбирают в бассейне шарики, ориентируясь на цвет и заданное количество
{много, мало, один);
-раскрашивают, выполняют штриховку, обводку по трафаретам изображений
различной величины, по опорным точкам;
- участвуют в играх с пальчиками на соотнесение количества: много, один
пальчик;
- соотносят отдельные единицы множества с пальцами, другими предметами без
пересчета (последовательно прикасается к каждому предмету пальцем —
последовательно пересчитывает количество предметов);
- поднимают руки, вытягивают их вперед, поднимают одну руку (по подражанию,
по образцу);
- набрасывают кольца на стержень игрового модуля «Набрось колечко»: много,
мало, одно кольцо и т. п.

Содержание предмета
Предмет «Математические представления» для обучающихся с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью» включает:
- ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;
- упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и
дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);
- игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами
конструктивных материалов и расположением их в пространстве;
- конструирование из строительного, природного и бросового материалов;
- формирование количественных представлений;
- «чтение» и письмо цифр;
- формирование представлений о форме;
- формирование представлений о величине;
- формирование пространственно-временных представлений и ориентировок
Представления о величине
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов
по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения
(приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине
предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда
по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных)
предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных
(разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине.
Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение
предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей
весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью

весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.
Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине.
Пространственные представления
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом
человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад
(сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение
месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь),
далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на,
в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд,
назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в
середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа,
верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый
(левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей.
Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу-вверх,
сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний,
крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение
месторасположения предметов в ряду.
Временные представления
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей
суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней
недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности
с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на
следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен
года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение)
месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по
возрасту.
Количественные представления
Нахождение
одинаковых
предметов.
Разъединение
множеств.
Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один»,
«много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание
множеств). Пересчет предметов по единице. Узнавание цифр. Соотнесение
количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание
цифры. Знание отрезка числового ряда 1 - 3. Определение места числа (от 1 до
3) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав
числа 2 (3) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в
пределах 3. Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на
одну (несколько) единиц в пределах 3.

Представление о форме
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма»,
«брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой.
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение
геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы
предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг,

прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры
(треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка
геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).
Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение
геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная),
отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка,
линия (прямая, ломаная), отрезок, круг).

•
•
•
•
•
•

Планируемые результаты освоения учебного курса
Умение различать предметы по форме, величине.
Умение ориентироваться в схеме тела.
Умение различать множества (один - много).
Умение различать части суток.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов.
Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах 3.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. - М.:
ТЦ Сфера,2023
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. - М.: Просвещение,2023
4.Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Варианты 1,2. 2
класс/ М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2023
5.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью/ под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - Спб.: ЦДК проф. Л.Б.
Баряевой, 2011.
6. Алышева Т.В. Математика. 2 класс. В 2-х частях: рабочая тетрадь /Т.В.
Алышева . - М.: Просвещение, 2020
7. Шишей, Т.В. Устный счёт на уроках математики МСОУСОШ УШвида /
Т.В. Шишей. - Екатеринбург, 2003
8. Шишей, Т.В. Коррекционные упражнения для уроков математики. / Т.В.
Шишей - Екатеринбург, 2003
Технические средства обучения
•
•
•
•
•
•

компьютер
различные по форме, величине, цвету наборы материала
наборы предметов для занятий
пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей)
мозаики
игрушки разных размеров

• шнуровки
• пирамидки разные по величине, высоте
• карточки с изображением картинок (по формированию пространственных
представлений)
• цветные карандаши
• листы бумаги
• презентации по темам

Тематическое планирование
№ п/п

Тема урока

Количество
уроков
1

1
2

Больш ой
М аленький

1

3

Сравнение больш ой-маленький
Ш ирокий

1
1

Узкий

1

Сравнение ш ирокий-узкий
Длинный
Короткий
Сравнение длинный-короткий
Высокий
Низкий
Сравнение высокий-низкий
Тяжелый
Легкий
Сравнение легкий-тяжелый
Толстый
Тонкий
Сравнение толстый-тонкий
Глубокий
М елкий
Сравнение глубокий-мелкий
П овторение
П овторение
М ало, много.
М ало, много.
Несколько, немного .
Несколько, немного .
П овторение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Время года - зима

1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Время года - весна
Время года - лето
Время года - осень

1
1
1

П овторение

1

34
35
36
37
38
39

Сутки
Сутки
Неделя
Неделя
Рано, поздно
П овторение

1
1
1
1
1
1

~

40

П овторение

4Т
42

Вверху________
Внизу_________
Впереди, сзади.

""43
44
45
46
~47
48
49
50
~Т Т
Z53
54
~

55
56
57"
58
59
60

~6Т
62
63
64
65
66
67
68
69
70
~

~Т Т
72
73
74
75
~^76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88-8
90-9
92
~ ~

93-9

Т

Впереди, сзади.
П равая (левая) рука (нога, сторона тела)
П равая (левая) рука (нога, сторона тела)
П овторение
Справа, слева_
Вверху
Внизу
В середине
П овторение
П ервый
П оследний
Перед
После
М ежду .
М есторасположение предметов в ряду.
М есторасположение предметов в ряду.
П овторение
У знавание и выделение цифры 1
У знавание и выделение цифры 1
Конструирование цифры 1
Прорисовывание цифры 1 по трафарету_
Прорисовывание цифры 1 по точкам
У знавание и выделение цифры 2
Соотнесение количества предметов с числом
Конструирование цифры 2
Прорисовывание цифры 2 по трафарету
П рорисовывание цифры 2 по точкам
Написание цифр 1,2 самостоятельно
Написание цифр 1,2 самостоятельно_
У знавание и выделение цифры 3_
Соотнесение количества предметов с числом
Конструирование цифры 3
Прорисовывание цифры 3 по трафарету
П рорисовывание цифры 3 по точкам
П овторение
Треугольник, квадрат, круг
П остроение треугольника
П остроение квадрата
П остроение круга
Различение геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг
Треугольник ш трихование
Квадрат ш трихование
Круг ш трихование
Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой_
Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой
Ш триховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг)_
О бводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг) по
ш аблону_________________________________________________________
П остроение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия

2
2
1

2

95
96
97-98
99-100
101-102

(прямая, ломаная), отрезок) по точкам.
Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат,
прямоугольник) из счетных палочек
П овторение
Состав числа 2 (3) из двух слагаемых.
Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 3.
П овторение

1

Итого:

1
2
2
2
102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».