Окружающий социальный мир 1 класс, 2 вариант, 2025

Р О С С И Й С К А Я Ф ЕД Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Окружающий социальный мир»
для обучающихся 1 класса
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Прозорова
Татьяна
Ивановна,
учитель,
в. кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» для
обучающихся
класса
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599, на основе Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022 г.№1026.
Цель учебного предмета: формирование представлений о человеке, его
социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых
правилах поведения.
Задачи:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,
общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с
ними).
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на
формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию
обучающихся; повышение уровня общего развития обучающихся и воспитание у
них максимально возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального
развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В
связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир»
позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной
действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение
детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем
социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные
отношения.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий социальный мир» входит в обязательную часть учебного
плана раздела «Окружающий мир». Количество часов в 1 классе: 1 час в неделю; 33
часа в учебный год, 33 учебных недели.
Личностные и предметные результаты освоения учебного
предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной

цели современного образования — введения обучающихся
отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

с умственной

Личностные результаты должны отражать:
• осознание себя как гражданина России;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
• овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
• способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты по учебному предмету
1) Представления о мире, созданном руками человека
• Интерес к объектам, созданным человеком.
• Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель,
одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
• Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на
улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных
ролях людей
• Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка
(учитель, водитель и т.д.).
• Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и
т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
• Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
• Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками,
3) Развитие межличностных и групповых отношений
• Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
• Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других
видах доступной деятельности.
• Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных
интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в
общественной жизни
• Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем
виде, на праздниках, в хозяйственно - бытовой деятельности.
Содержание предмета
Программа представлена следующими разделами:
*продукты питания;
*предметы быта;
*школа;
*предметы и материалы, изготовленные человеком;
*город;
*транспорт;
*страна;
*традиции и обычаи.
Учебно - методическое, материально-техническое обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2. Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 2. 1
дополнительный, 1 классы/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:
Просвещение, 2018
- компьютерные обучающие игры;
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;
- детские наборы посуды, предметы быта;
- предметные, сюжетные картинки;
- дидактические игры: « Одежда», «Лото - профессий», «Пазлы - профессий»,
«Транспорт»;
- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь
людей, правила поведения в общественных местах;
- тетради - раскраски с различными объектами окружающего социального мира;
- детские наборы «Больница», «Магазин».
Тематическое планирование
Н азвание раздела, темы урока

Количество
часов

Школа
Вводный урок. Экскурсия по школе. Узнавание (различение) помещений
школы.
Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание
(соблюдение) правил поведения на территории школы.
Узнавание (различение) зон класса. Их назначение.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Школьные принадлежности
Узнавание (различение) школьных принадлежностей. Портфель.
Узнавание (различение) школьных принадлежностей. Школьная доска.
Книга.
Узнавание (различение) школьных принадлежностей. Карандаш. Краски.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Игрушки
Мяч. Кукла.
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.
Знание способов проявления дружеских отношений (чувств).

2 ч.
1 ч.
1 ч.

Квартира, дом, двор
Узнавание (различение) частей дома - окно, дверь, пол.
Узнавание (различение) помещений квартиры - санузел, ванна, кухня.
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире - унитаз, вода, кран.
Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средств связи (телефон,
компьютер, магнитофон).

1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.

Продукты питания
Узнавание
вкус.
Узнавание
Узнавание
Узнавание
пирожное.

(различение ) напитков - вода, сок по внешнему виду и на

1 ч.

(различение) молочных продуктов молоко, йогурт.
(различение) мясных продуктов - сосиски, колбаса.
(различение) кондитерских изделий - конфета, шоколад,

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Предметы и материалы, изготовленные человеком
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с
бумагой - ножницы.

2 ч.

Город
Узнавание (различение) профессий - врач.
Узнавание (различение) назначения зданий - дом.

1 ч.
1 ч.

Транспорт
Узнавание (различение) наземного транспорта - машина, поезд.

1 ч.

Предметы и материалы изготовлены человеком
Узнавание предметов, изготовленных из бумаги - газета, салфетки.

1 ч.

Предметы быта
Узнавание
Узнавание
Узнавание
Узнавание
Узнавание
Узнавание
Узнавание

(различение) электробытовых приборов - телевизор, утюг.
предметов мебели - кровать.
предметов мебели - стол, стул.
предметов мебели - шкаф.
предметов посуды.
предметов посуды - тарелка.
предметов посуды - ложка, нож.
Итого:

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
33 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».